Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Античная философия: историографический экскурс 10 глава




Телос – teloV (telos), цель, термин, обозначающий конец, окончание, завершение, заключение, финал, назначение, намерение, замысел, стремление, результат, конечную цель, завершение задачи, место назначения всякой вещи или деятельности. У Аристотеля это одна из четырёх причин (наряду с формой, движением и материей), конечная цель, к которой стремятся все вещи и все виды деятельности. Отсюда и понятие «телеологии», обозначающее концепцию, основанную на принципе целеполагания. См. Айтия.

Теория – θεωρία (theoria), «рассмотрение, исследование»), многозначный термин греческой философии и науки, результат деятельности «теоретического», «спекулятивного» (отвлечённого от видимой действительности) разума, или «чистого разума». Теоретическое знание формируется благодаря дедуктивному мышлению, продуктом которого собственно и является theoria, в противоположность практическому мышлению, то есть практике (praxis). Теоретический разум характеризуется отрешённостью, созерцательностью и практической незаинтересованностью (неангажированностью). Например, «вопрос о бытии» носит чисто теоретический характер, поскольку «истину о бытии» нельзя «продать» или «обменять» не только на что-либо материальное, но и даже на другую истину. См. Г носис, праксис, эпистеме.

Техне – tecnh (techne), многозначное понятие греческой культуры и философии. Это ремесло, ловкость, умение, искусство, сноровка, но может означать также и обман, хитрость. Высокая степень квалификации профессиональной деятельности в какой-либо сфере. Техне – это вспомогательная, но необходимая часть творческой деятельности, которую Аристотель описывает как poihsiV (poiêsis). Техне противополагается тому, что происходит естественным путём, само собой, «по природе» (благодаря fusiV (physis)), или же случайно, непредсказуемым и неподконтрольным для разума образом. И Платон, и Аристотель разделяли практическое техне и теоретическое техне.В латинскойинтеллектуальной культуре греческому термину техне соответствует – ars, например, ars disserendi — «искусство рассуждать».

Тиме –timh (time), достоинство, благородство, честь. Фундаментальное свойство человеческой души. Имеет большое значение для понимания политической антропологии. Согласно Платону, тимократия – это тип государственного правления, когда группа людей узурпирует власть, эксплуатируя общественное уважение к благородству как таковому. См. Псюхе, сома.

Тюхе –tuch (tyche), судьба – термин, обозначающий некую сверхъестественную высшую силу, управляющую судьбами людей, влияющую на траекторию человеческой жизни. У греков tuch противопоставляется необходимости – anagkh (ananke), как логически обоснованной определённой причинной последовательности событий. Можно выделить два аспекта судьбы: это сила, несущая добро, удачу, успех, счастливая судьба, счастье – фортуна (лат. fortuna). С другой стороны, это сила, несущая зло, рок, судьба как нежелательная участь – фатум (лат. fatum), отсюда термин «фатальный», т. е., негативно завершающийся. См. Ананке.

Филия – filia (philia), дружелюбие, дружба, любовь, приязнь. У Эмпедокла это тотальный, позитивный и конструктивный космический принцип, связующее начало, обеспечивающее соединие первоэлементов. Филия противоположна деструктивному космическому принципу вражды, ненависти (neikos). Согласно Аристотелю, philia – это ключевой элемент добродетельной жизни. См. Нейкос, эрос.

Философия – filosofia (philosophia) – в буквальном смысле «любовь к мудрости». Создание термина приписывается Пифагору. Уже в V в. до н. э. существуют два термина для обозначения «философствующего субъекта» – «sophos» и «philosophos», т. е., «мудрец» и «философ». За более чем две с половиной тысячи лет развития философского знания и предмет философии, и значение самого термина очень сильно изменились. Предмет философии, если говорить кратко, мир в целом, бытие, познание, общество, человек. Классическая академическая философия – это систематически организованное, широко дифференцированное, терминологически специфицированное мышление о природе бытия, основаниях познания, природе ценностей (в том числе добра, зла и красоты), смысле жизни и других фундаментальных условиях человеческого существования. Основные академические субдисциплины философии: онтология (метафизика), эпистемология (логика, методология), антропология, история философии, философия истории, этика, эстетика и аксиология. Современная философия может иметь перспективу как востребованный вид знания только благодаря систематической радикальной критике своих собственных оснований, господствующих политических идеологий, стагнации «общепринятых» культурных ценностей, агрессивных маркетинговых стратегий масс-медиа и манипулятивных практик по отношению к нерефлексируемым идентичностям. См. София, софросине.

Фронезис – fronhsiV (phronesis), благоразумие, рассудительность, практическая мудрость (практическая философия). Устойчивая рассудительность в обыденной жизни, как противоположность созерцательной теоретической деятельности (мудрости). Согласно Аристотелю, фронезис – это разумная способность находить и реализовывать надлежащие жизненные цели. Фронезис – это применение здравой рассудительности по отношению к условиям человеческого существования, в противоположность трансцендирующему теоретическому исследованию, целью которого является обретение мудрости (sophia) через знание «первых причин». Это жизненно необходимый компонент осуществления морального выбора. В средневековых латинских текстах это понятие переводилось как prudentia. См. София.

Фюсис –fusiV (physis), природа как целое, мир, взаимосвязанная совокупность вещей и явлений, воспринимаемых чувствами: то, что включает и самого человека. В ранней греческой философии physis становится основным предметом философского анализа. Почти всем философам-досократикам традиция приписывает авторство хотя бы одного трактата под названием «О природе». Основными характеристиками «природы»(physis) в досократовскую эпоху выступают целостность, изменчивость, детерминизм (нахождение всех вещей в причинно-следственной связи). Первоначально греческими учёными и философами при описании «природы» использовались формы образно-понятийного и отчасти научного языка описания, применение обобщений, аналогий (например, выражения: «как будто…», «подобно…»). Уже Аристотель в связи с соответствующей проблематикой называл первых философов «физиологами», «физиками». Позднее в латинской традиции возникают названия «натурфилософия» и «натурфилософ», поскольку на латыни природа – это natura. Противоположный смысл имеет греческий термин techne (на латыни ars), то есть искусность, искусство, мастерство, целенаправленное производство вещей, которые уже поэтому не являются частями природы. В римской традиции природе (лат. natura) как «естественному порядку вещей» противопоставляется культура (лат. cultura) как изменённая человеком природа, «искусственная природа». В начале Нового времени (XVII в.), помимо натурфилософии, формируются основы современного естествознания. Это уже целый комплекс наук о природе, где используется не только философский, «качественный» подход (квалитативный, заложенный методологией Аристотеля), но главным образом «количественный» (квантитативный, математический способ описания объектов природы).

Хюле –‘ulh (hyle), материя, греческий термин, первоначально обозначавший древесину, строительный материал, затем вещество, из которого поизводятся вещи, в ретроперспективе – это чистая вещественность. Как философское понятие, без конкретных коннотаций использовалось Платоном, в ещё большей мере Аристотелем, у которого материя – это одна из четырёх первопричин, наряду с формой, движением и целью. Её характеристиками являются: пассивность, бесформенность (бесструктурность), инертность, пластичность. Ассоциируется с изначальным хаосом. В схоластике использовалось выражение materia prima. См. Айтия, морфе.

Эвдемония –eudaimonia (eudaimonia), счастье, полнота осуществления человеческой жизни; весьма значимая цель для большинства людей. Философская категория и предмет обсуждения в теориях нормативной этики. У Аристиппа и других философов-гедонистов счастье отождествляется с чувственными удовольствиями. Аристотель считал, что эвдемония не тождественна телесным удовольствиям.

Эйдос –eidos (eidos), термин для обозначения того, что мы видим – фигуры, образа, формы. У Платона эйдос – это неизменная подлинная природа вещи. Эйдос, или идея – это вечная и неизменная трансцендентная форма, то, что доступно не чувствам, но может быть «схвачено» человеческим разумом (nous). Аристотель отвергал учение о независимо существующих нематериальных формах и понимал их как абстракции универсального характера. Позднее Гуссерль использовал понятие «эйдетический» (eidetic) для указания на феноменологическую процедуру «схватывания сущностей». См. Нус.

Эйкасия – eikasia (eikasia), воображение, способность рассматривать чувственно воспринимаемые объекты вне их реального восприятия, даже не предполагая, что они действительно существуют. Термин, использовавшийся Платоном для обозначения человеческого воображения, которое сфокусировано исключительно на временных видимостях (явлениях) или образах.

Энергия –energeia (energeia), термин греческой философии для обозначения действенности, активности, эффективности. Как технический термин в философии Аристотеля energeia – это действительность характеристики всякой индивидуальной вещи по отношению к её цели (telos), в противоположность её потенциальности (dynamis) или способности к изменению.

Энтелехия –enteleceia (entelecheia), термин, использовавшийся Аристотелем для обозначения полного совершенства, «воплощённости / завершённости» вещи. Например, разумная душа, считал он, есть энтелехия тела. В эпоху Нового времени Лейбниц полагал, что энтелехия – это деятельная часть всякой монады.

Эпистеме – episthmh (episteme), рационально организованная форма знания, основанная на деятельности разумной части души (по Платону). Греческий термин для обозначения систематизированного теоретического знания. Объект эпистемического знания – мир идей. Согласно Аристотелю, epistheme составляет корпус доказанных истин о сущностях вещей. Основная и окончательная цель исследований в классических философских системах. Одним из латинских эквивалентов в схоластике был термин scientia. См. Гносис, докса.

Эпохе –epoch (epoche), термин для обзначения приостановки суждения, например, в философии скептиков. Они считали, что только отказываясь от утверждения или отрицания истины, о которой мы ничего достоверного не можем знать, мы достигнем состояния атараксии (невозмутимости) и безмятежности разума.

Эрос –eroV (eros), персонификация любви, искреннее эмоциональное чувственное влечение в самом широком смысле слова. У Гесиода – мифическое животворящее божество. В диалоге Платона «Пир» предстает как универсальное начало, связующее конечное человеческое существование с космическим бытием, ведущее от вожделения к прекрасным телам, через любовь к мудрости и добродетели, – в бессмертный мир совершенных идей. См. Филиа.

Эстезис (айстезис) – aisqhsiV (aisthesis), греческий термин для обозначения чувственного восприятия, эпистемологическая трактовка его значения у различных философов была диаметрально противоположной. В то время как элеаты, пифагорейцы (а затем и Платон) считали, что чувственное восприятие (aisthesis) предельно искажает наше знание о бытии, атомисты и Эмпедокл утверждали, что только лишь благодаря чувственному опыту мы имеем достоверное знание о мире (природе). Аристотель представлял, что чувственный опыт (являющийся фундаментальным качеством всех живых организмов) и теоретическое знание – взаимодополнительные составляющие единого процесса познания. Эстезис – это чувственное восприятие вещей, посредством чего можно затем придти к осознанию внешнего мира. В результате формируется «чувственный образ мира» в отличие от рационально организованной «научной картины мира». Хотя практически у каждого человека «картина мира» имеет и «эстезическую» и теоретическую компоненты. В латинской схоластике эквивалентом эстезису было понятие sensation. См. Докса, эпистеме.

Этос –eqos (ethos), термин для обозначения устойчивого характера системы обычаев, традиций, особенностей поведения индивидуума. Отсюда, начиная с работ Аристотеля, «этика» – это учение об «индивидуальном этосе», наука, изучающая характер, нрав человека. По мнению стоиков, любой тип поведения (добродетельный или злонамеренный) происходит от изначального этоса индивидуума. В философии культуры имеет место словосочетание «этос культуры» (характер культуры), поскольку очевидно, что каждая оригинальная культура обладает совокупностью нескольких уникальных изначальных базовых черт, определяющих её дальнейшее развитие. Немецкое понятие Zeitgeist (Zeit – время и Geist – дух) означает буквально – «дух времени», то есть, совокупность всех определяющих конкретную эпоху культурных, политических, моральных и эстетических черт. В современном англоязычном культурологическом дискурсе эквивалентом «этоса культуры» являются такие понятия, как «mainstream» или «trend». Обычно об этосе культуры говорят «в прошедшем времени», тогда как термины мейнстрим и тренд используются для характеристики какой-либо актуальной, наличной событийности.

 


ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

Графика Название буквы Латинская транскрипция Произношение
Α α альфа а а
В β бета b б
Γ γ гамма g г
Δ δ дельта d д
Ε ε епсилон е е
Ζ ζ дзета z дз
Η η eтa е е (и)
θ θ тета th т (ф)
I_t йота і и, й
Κ κ каппа с κ
Α λ лямбда l л
Μ μ мю (ми) m м
Ν ν ню (ни) n н
Ξ ξ кси χ кс
Ο ο омикрон ο ο
Π π пи ρ п
Ρ ρ ρο r ρ
Σ σ ς сигма s с
Τ τ тау t т
Υ ипсилон   ю (и)
Φφ фи p_h ф
Χχ ch χ
Ψ ψ пси p_s пс
Ω ω омега ο ο

Древнегреческий язык

Фонетические особенности древнегреческого языка

Греческий алфавит состоит из 24 букв. Произношение основано на латинской транскрипции, упорядоченной Эразмом Роттердамским. Также распространена была система Иоганна Рейхлина, которая базируется на византийской традиции.

История древнегреческого языка

Как один из индоевропейских языков, греческий язык распространён во многих современных странах: Греции, Кипре, Албании, Египте, Южной Италии, на Юге Украины и России. Но только в двух странах греческий язык является государственным. Можно выделить несколько основных исторических периодов развития греческого языка: древнегреческий (с XIV в. до н. э. – по IV в. н. э.); среднегреческий (с V в. – по XV в.) и новогреческий (с XVI в. – по XXI в.).

Как и в других национальных языках, в древнегреческом были и есть диалекты. В эпоху античности это: ионический, аттический, дорийский, аркадо-кипрский, эолийский, крито-микенский. Три последние ещё объединяют под названием «ахейский диалект». На ионическом диалекте была создана литература классического периода – произведения Гесиода, Геродота, на аттическом – произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Платона, Аристотеля, Фукидида, Ксенофонта, Демосфена, на эолийском – произведения Алкея, Сапфо, Пиндара.

 


Список литературы

1. Адо Пьер. Духовные упражнения и античная философия. – СПб.: Коло, 2005.

2. Александрова О. В. Антична філософія // Історія філософії: Підручник / За заг. ред. В. І. Ярошовця. – К., 2002.

3. Александрова О. В. Історія стародавньої філософії: Частина І, розділ 2 // Історія філософії. Словник / За заг. ред. В. І. Ярошовця. – К.: Знання України, 2005.

4. Аляєв Г. Є. Історія філософії. Вступ // Історія філософії. Словник / За заг. ред. В. І. Ярошовця. – К., 2005.

5. Античные философы. Свидетельства, фрагменти, тексты. – К., 1995.

6. Антология кинизма. – М.: Наука, 1984.

7. Арістотель. Нікомахова етика // Αριστοτελους. Ηθικα Νικομαχεια. (білінгва) / Переклад з давньогрецької, коментарі В. Ставнюк. – К.: Аквілон-Плюс, 2002.

8. Аристотель. Соч.: в 4 т. – М.: Мысль, 1973-1983.

9. Асмус В. Ф. Античная философия. – М.: Высш. шк., 2003.

10. Беседы Эпиктета. М.: Ладомир. 1997.

11. Бичко І. В. Свобода і доля: феномен Сенеки // Антропологічні читання. – К., 2000.

12. Бичко А.К., Бичко І. В., Табачковський В. Г. Історія філософії. – К.: Либідь. 2001.

13. Богомолов А. С. Античная философия: В 2-х ч. – М.: Изд. МГУ, 1985.

14. Буряк В. В. Enkyklios paideia – античный «круг образования» // Культура народов Причерноморья. – Симферополь, 1999. - № 6 – С. 287-289.

15. Буряк В. В. Институциализация европейского знания // Учёные записки СГУ. – Симферополь, 1999. - №11 (50). – С. 89-95.

16. Вернан Ж.- П. Происхождение древнегреческой мысли. – М.: Прогресс, 1988.

17. Волинка Г. І. Філософія Стародавнисті і середньовіччя в освітньому контексті: Навч. посіб.– К.: Вища освіта, 2005.

18. Волинка Г. І., Мозгова Н. Г., Федів Ю. О. Історія філософії в її зв'язку з освітою: Підручник / За ред. Г.І. Волинки. – К.: Каравела, 2006.

19. Вступ до філософії: історико-філософська пропедевтика: Підручник / За ред. Г.І.Волинки. – К., 1999.

20. Гадамер Х.- Г. Хайдеггер и греки // Логос. – 1991.– № 2. – С. 56-68.

21. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). – М.: Изд-во МГУ, 1987.

22. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1986.

23. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. – М.: Гардарики, 2003.

24. Дюмон Ж.- П. Античная философия. – М.: АСТ, 2006.

25. Житомирский С. В. Античная астрономия и орфизм. – М.: Янус-К, 2001.

26. Захара І. Лекції з історії філософії. – Львів, 2000.

27. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры: 2-е изд. / Ред. и прим. С. П. Заикина. – СПб.: Марс, 1995.

28. Історія філософії: Підручник:У 2-х т. / За ред. В. І. Ярошовця. – К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2007. - Т. І.

29. Йегер Вернер. «Пайдейя». Воспитание античного грека. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2001. – Т. 1.

30. Кондзьолка В. Нариси історії античної філософії. – Львів, 1993.

31. Кондзьолка В. В. Філософія і її історія. – Львів: Світ, 1996.

32. Кондзьолка В. Історія середньовічної філософії. – Львів: Світ, 2001.

33. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. – М., 1930. – Т. 1.

34. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. – М., 1993.

35. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Искусство, 1963.

36. Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. – Баку, 1946.

37. Маковельский А. О. Досократики. – Баку, 1918.

38. Нахов И. М. Киническая литература. – М.: Наука, 1981.

39. Надточаев А. С. Философия и наука в эпоху античности. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

40. Рассел Б. Історія західної філософії. – К., 1995.

41. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996-1997. – Кн. І, ч. 3-12.

42. Платон. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1968-1972.

43. Плотин. Эннеады. – К.: PSYLIB, 2003.

44. Плотин. Изд. «Изток Запад», 2005.

45. Пролеев С. В. История античной философии.– М.: РЕФЛ-бук, 2001.

46. Рыскельдиева Л. Т. Деонтология в истории философии. – Симферополь: Таврия, 2004.

47. Сенека. Моральні листи до Луцілія. – К., 1996.

48. Татаркевич В. Iсторія філософії. Антична i середньовiчна фiлософiя. / Андрій Шкраб'юк (пер. з пол.). – Львів: Свічадо, 2006.

49. Трубенко А. І. Історико- філософський вступ до курсу «Філософія»: Матеріали до лекцій / Київський ун-т ім. Тараса Шевченка. – К.: Редакційно-видавничий центр «Київський ун-т», 1998.

50. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

51. Фрагменты ранних греческих философов / Подготовка издания А.В. Лебедева; Отв. ред. И. Д. Рожанский. - Ч. 1. – М.: Наука, 1989. http://naturalhistory.narod.ru/Person/Lib/ /Filosoph/Index.htm.

52. Хамітов Н. В. Історія філософії: Проблема людини та її меж. Навчальний посібник / Н. В. Хамітов, Л. Н. Гармаш, С. А. Крилова; Ред. Хамітова Н. В. – К.: Наукова думка, 2000.

53. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. – С. 93-119.

54. Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге / Пер. Т. В. Васильевой. – M.: Высшая школа, 1991. – С. 8-27.

55. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра // Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге / Пер. Т. В. Васильевой. – M.: Высшая школа, 1991. – С. 28-68.

56. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 345-361.

57. Хайдеггер М. Гегель и греки // Хайдеггер М. Время и бытие. – М.: Республика, 1993. – С. 345-361.

58. Хюбнер К. Истина мифа. – М.: Республика, 1996.

59. Цехмистро И. З.Научная картина мира последних двадцати лет: коренное изменение антропологической перспективы // Totallogy – XXI. Постнекласичні дослідження. – Київ, 2003. – Вип. 9. – С. 188-202.

60. Цветков А. П. Религиеведение. – К.: Знание Украины, 2002.

61. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991.

62. Чанышев А. Н. Философия древнего мира.– М.: Высшая школа; 1999.

63. Шичалин Ю. А. Античность. Европа. История. – М.: Греко-латин. каб., 1999.

64. Щерба С. П., Тофтул М. Г., Заглада О. А., Хобта І. П., Щедрін В. – К. Філософія: Короткий виклад: Навчальний посібник для студ. вузів. – Житомир: Льонок, 2000.

65. Янарас Христос. Нерозривна філософія. – К.: Основи, 2000.

66. Ямвлих Халкидский. О египетских мистериях. – М., 1995.

67. Ярошовець В.І. Методологічна рефлексія історико-філософського процесу // Наукові записки. – К.: КНУ ім. Тараса Шевченка КПВД «Педагогіка», 2004. – Т. ХІІ. Філософський факультет.

68. Annas Julia. Hellenistic philosophy of mind. – University of California Press, 1994.

69. Armstrong Arthur H. An introduction to ancient philosophy. – Rowman & Littlefield, 1981.

70. Diels H., Kranz W. Die Fragmente der Vorsokratiker. – Berlin, 1964.

71. Graham Daniel W. Explaining the Cosmos: The Ionian Tradition of Scientific Philosophy. – Princeton University Press, 2006.

72. Guthrie W. K.C.The presocratic tradition from Parmenides to Democritus. – Cambridge University Press, 1993.

73. Johansen Karsten F., Rosenmeier H. A History of Ancient Philosophy: From the Beginnings to Augustine. – Routledge, 1998.

74. Long A. A. Hellenistic philosophy: Stoics, Epicureans, Sceptics. – University of California Press, 1986.

75. Long A. A. Epictetus: A Stoic and Socratic Guide to Life. – Oxford University Press, 2004.

76. Nightingale A. W. Spectacles of truth in classical Greek philosophy: theoria in its cultural context. – Cambridge University Press, 2004.

77. Osborne Catherine. Presocratic philosophy: a very short introduction. – Oxford University Press, 2004.

78. Owen W. B., Goodspeed Ed. J. Homeric Vocabularies: Greek and English Word List for the Study of Homer. – University of Oklahoma Press. 1979.

79. Peters F. Greek Philosophical Terms: A Historical Lexicon. – NYU Press. 1970.

80. Preus Anthony. Historical dictionary of ancient Greek philosophy. – Scarecrow Press, 2007.

81. Reading Greek: Text and Vocabulary / Joint Association of Classical Teachers. – Cambridge University Press, 2007.

82. Roochnik D. Retrieving the ancients: an introduction to Greek philosophy. – Wiley-Blackwell, 2004.

83. Sandywell Barry. Presocratic reflexivity: the construction of philosophical discourse c. 600-450 BC. – Routledge, 1996.

84. Shields C. The Blackwell Guide to Ancient Philosophy. – Wiley-Blackwell, 2006.

85. Strange Steven K., Zupko Jack Stoicism: traditions and transformations. – Cambridge University Press, 2004.

86. The Intellectual Revolution: Selections from Euripides, Thucydides and Plato / Joint Association of Classical Teachers. – Cambridge University Press, 1980.

87. Urmson J.O. Greek Philosophical Vocabulary. – Duckworth Publishers, 2007.

88. Vlastos Gregory, Graham Daniel W. Studies in Greek Philosophy: Socrates, Plato, and their tradition. – Princeton University Press, 1995.

89. Vlastos Gregory, Graham Daniel W. Studies in Greek Philosophy: The Presocratics. – Princeton University Press, 1996.

90. Waterfield Robin. The first philosophers: the presocratics and sophists. – Oxford University Press, 2000.

 


ПРЕДМЕТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ

Термины

Предметный указатель содержит названия греческих и латинских (лат.) терминов.

 

 


аer 75

adiaphora 141

aisthesis 128, 143

aitia 123

akatalepsia 146

akrasia 102

akusmatikos 77

aletheia 38, 47, 60, 83, 112

alethes 62

аnamnesis 113, 128

ananke 39

andreia 116

anima (лат.) 129

anthropos 114

apatia 146, 148

apeiron 75

aphasia 146

aporia 84

arche 47, 120

arche tes usias 125

arete 59, 117, 129, 131

artes liberales (лат.) 61

asomata eide 104

ataraksia 146, 148

athomos 92

bios theoreticos 130

сinic (лат.) 104

cyclopedia (лат.) 65

dianoia 111, 112, 155

dieresa 113

dike 115

doxa 83, 85, 93, 111, 112, 129, 146

dynamis 123

dzoon logikon 147

dzoon politikon 130

eidola 144

eidos 110

eikasia 112

elementa (лат.) 74

emanatia (лат.) 152

encyclopedia (лат.) 65

energeia 124

enkyklia mathemata 62

enkyklios paideia 57, 58, 60, 63, 65

entelechia 124

episteme 34, 49, 60, 111

epistemonikon 125, 128

epoche 146, 148

epytimetikon 116

ergon 59

erotikon 116

essentia (лат.) 124

estheterion koinon 128

ethos 60

eudemonia 129

extasis 155

gedone 106

gnome 87

gnosis 111

harmonia 78

homo mensura (лат.) 131

homo politicus (лат.) 130

humanitas (лат.) 61

hyle 109, 114, 123, 124

idea 110

individuum (лат.) 92, 93

intellectus (лат.) 128

intellectus agens (лат.) 111, 116

intelligentia 116

kalokagatia 59

katarsis 132

kinesis 127

komai 131

kosmos 87

kosmos aisthetos 48, 119

kosmos noeros 156

kosmos noetos 48, 119, 154, 156

kyklos 58

kynikos 104

kyon 104

liceum (лат.) 121

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...