Структурные особенности картин мира
Мифопоэтический универсум (mythos) На протяжении нескольких тысячелетий в античной культуре доминирует миф в качестве универсальной знаковой системы. Затем несколько веков в античной культуре соприсутствуют миф и философия. Этот период продолжается приблизительно с VII по IV вв. до н. э. Конститутивными элементами обновляющейся картины мира являются мифологемы и философемы. Они присутствуют в эпосе и авторских поэтических произведениях Гомера, Гесиода, Эпименида и Акусилая, а также в орфических гимнах. Мифологемы Философемы Мифопоэтический / философский универсум (mythos / logos) Протофилософия На рубеже VII – VI вв. до н. э. в Милете, ионийской греческой колонии в Малой Азии, появилась собственно философия, попытки немифологических объяснений происхождения и существования мира. Доминирующая роль мифа в качестве универсальной знаковой системы постепенно вытесняется, и появляются способы рационального понятийного описания мира. Конститутивными элементами картины мира являются в большей степени философемы, чем мифологемы. У истоков этой трансформации находятся «мудрецы», или, как их именуют некоторые авторы, «семь мудрецов». В разных списках чаще всего встречаются имена: Фалеса, Бианта, Питтака, Солона, Анахарсиса, Клеобула, Периандра, Хилона.
Философский универсум ( logos / mythos ) Досократики Ионийские колонии греков на западном и юго-западном побережье Малой Азии в VI в. до н. э. играли решающую роль в становлении философской культуры. Греческая наука и философия впервые заявили о себе именно в Милете, Эфесе и других полисах Ионии. Затем философские школы перемещаются на юг Италии. Значение мифа в качестве объяснительной модели минимизируется. Личностная, независимая от «общепринятого мнения» интерпретация картины мира характерна для творчества первых философов. Появляется философская традиция, фиксируется преемственность системы аргументации, вырабатывается и уточняется философская терминология. Историко-философский процесс: философы, школы Софисты и Сократ Анаксагор считается основателем традиции афинской философии. Греческая наука и философия всё более тесно интегрируют свои усилия для рационального обяснения мира и места человека в нём. Софисты как «просветители» античной культуры ставят под сомнение истинность прежних философских дискурсов о природе и человеке. Сократ совершает «антропологический поворот», и уже не только космос или его происхождение, строение, но главным образом человек и проблема самопознания становятся наиболее значимыми для мыслителей афинской школы. Платон В произведениях Платона, верного продолжателя интеллектуального проекта Сократа, ещё имеются метафоры и элементы мифологических объяснений, но они всё же играют вторичную, пропедевтическую, дидактическую роль. Методологическая основа платоновской философии – это прежде всего рациональная процедура получения знаний, логическая аргументация и универсальный концептуальный каркас. Философская традиция укрепляется, архитектоника философии становится более сложной и развёрнутой, вырабатывается новая философская терминология.
Аристотель В произведениях Аристотеля, особенно в ранних, заметно влияние Платона, но затем нарастает критика концептуальных подходов учителя. Естественнонаучный дискурс сочетается с философским, производство терминологии и способы теоретических построений фактически становятся матрицей для академической философии, вплоть до современности. Аристотелизм, как, впрочем, и платонизм, оказываются наиболее мощными и непрерывными интеллектуальными традициями в Еропе и мире в целом.
Философский универсум ( logos ) Греко-римская философская традиция В эллинистический период греческая и римская философия продолжали развивать отдельные идеи ранней традиции досократиков, трансформировали учения Платона и Аристотеля, а также создавали собственные оригинальные теории, изобретали новую техническую терминологию. Sophia: эпистемологический, антропологический Феномен мудрости известен во многих культурах мира. Существует архетип мудреца и широко известны конкретные личности, реализовавшие себя в соответствующем культурно-историческом контексте. Античный тип мудрости имеет свои специфические и уникальные черты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|