Доиндустриальные государства
Эти страны сталкиваются с общими для всех проблемами модернизации. Можно выделить примерно семь стратегий политического развития — одну демократическую и шесть авторитарных, которые воплощаются странами, находящимися в нижней точке индустриализации. Неотрадиционалистские политические системы. В странах с этими режимами особый упор делается на стабильность, на поддержание существующего порядка. Типичный пример — Саудовская Аравия и арабские эмираты, находящиеся в регионе Персидского залива. Благодаря обширным нефтяным месторождениям эти государства сумели провести модернизацию в отдельных областях (например, в военной) и откупиться от оппозиции и предотвратить недовольства. Однако вслед за экономическим развитием, основанным на продаже нефти, и обеспечением высокого уровня здравоохранения и образования для значительной части своих граждан, может прийти черед и политической модернизации (в том или ином виде), а она в свою очередь приведет к формированию политической оппозиции и к более настоятельным требованиям проведения реформ. Режим личной власти. Большая часть государств так называемой Черной Африки не относится к типу неотрадиционалистских, хотя может и сохранять традиционную политическую структуру, являясь королевствами или княжествами. Колониальные режимы, из которых и возникли эти государства, были искусственными образованиями, соединявшими полиэтнические, поликонфессиональные, многоязычные элементы. Вскоре после получения независимости формально демократические режимы этих стран уступили место различным вариантам режима «личной власти» [11J. Глава государства «е просто управляет им в общепринятом политическом смысле, но, приобретя
некие «права собственности» на режим, его институции и ведомства, использует все это в личных целях, В связи с таким положением вещей извлечение прибыли становится серьезной проблемой, как в случае с президентом Заира Мобуту, о котором шла речь в главе 1. Там, где подобные режимы стабилизируются, лидеры удерживают власть, действуя как полицейскими методами, т.е. подавлением, так и через патронаж, раздачу определенной доли прибыли, получаемой «по должности», и привилегий, «подкармливание» разветвленной системы кли-ентелы. Многие африканские государства, где установился режим личной власти, имеют низкие (или даже отрицательные) показатели экономического роста, продолжительности жизни, грамотности, состояния здоровья населения. По причине своей экономической непродуктивности такие режимы пользуются слабой легитимностью и потому уязвимы перед угрозой военного переворота. Клерикально-мобилизационные режимы. В последние десятилетия и главным образом в странах, исповедующих ислам, появилась клерикально-авторитарная мобилизационная идеология. Режимы такого типа строятся по принципу теократии и стремятся побудить население к ее активной поддержке. В социальных вопросах — таких, как положение женщины или семейная политика, они занимают антисветскую позицию и жестко ограничивают гражданское общество, вводя цензуру для СМИ и подавляя своих «мирских» оппонентов. При всем их авторитаризме эти режимы нельзя счесть ни традиционалистскимй, ни технократическими. Они стремятся контролировать современные СМИ, использовать их в собственных интересах и очистить их от якобы присущего им аморализма. В экономике они занимают двойственную позицию, т.е. сверяют рыночные отношения с предначертаниями Корана, однако на практике почти не вмешиваются в дела банков и других экономических институтов. Эти режимы исповедуют национализм и культивируют антизападные настроения.
Эти «фундаменталистские» религиозные течения присутствуют в обеих ветвях ислама — и шиитском, и суннитском. Шиитский вариант ярче всего представлен в Иране, где мусульманское духовенство доминирует и в исполнительной, и в законодательной, и в судебной власти. Суннитская ветвь обладает сходными радикальными теократическими движениями, существующими не только на Ближнем Востоке, но также в Афганистане, Пакистане и в центральноазиатских республиках бывшего Советского Союза. Движения этого толка рвутся к власти в Египте и Алжире. Организация «Хамас», находящаяся в Газе, сопротивлялась заключению мирного арабо-израильского соглашения и поддерживает клерикально-авторитарный режим палестинского правительства. Курс этих новых движений пока окончательно не ясен, едва ли им удастся создать международную коалицию, поскольку этому может воспрепятствовать национализм и противоречия между суннитами и шиитами. Еще менее вероятно сотрудничество между религиозными фундаменталистскими движениями мусульман, иудеев и христиан. Технократически-репрессивные режимы. Эти режимы сумели обеспечить экономический рост в Индонезии и в некоторых странах Южной Африки, где они находятся у власти. Коалиция военных и гражданских технократов с бизнесменами, отстранив от участия в политической деятельности большинство населения, реализует политику, ориентированную на экономический рост и увеличение инвестиций ценой постоянно усиливающегося экономического неравенства. Этот стратегический курс избрали также правительства Сирии, Ирака и Египта. Возможно, что технократически-репрессивные режимы появятся и в тех странах, где демократизация и экономические реформы не принесли успеха. Технократически-дистрибутивные режимы. Существует и еще один вариант модернизированного авторитарного режима, делающего «крен» в сторону усиления дистрибутивной функции государства и большего равноправия. Характерным примером может служить Южная Корея в период, предшествовавший ее демократизации: в этой стране граждане не принимали участия в политической деятельности, но власти поощряли не только экономический рост, но и некоторое перераспределение доходов. Аграрные реформы, быстрое развитие системы образования, ориентированная на экспорт наукоемкая индустриализация вместе с постоянными консультациями, поддержкой и давлением США — таковы отличительные особенности корейского эксперимента. Успех в экономике, судя по всему, приводит и к эффективной демократизации.
Технократически-мобшизационные режимы. К последней категории относятся режимы, избравшие для себя авторитарную технократически-мобилизационную стратегию. Это прежде всего индустриально неразвитые коммунистические государства и в более мягкой форме — Тайвань. В каждой из этих стран существует по одной политической партии, которая мобилизует и вовлекает граждан в политический процесс. Состязательность участия в политической деятельности уничтожена или ограничена. В наше время государств подобного типа осталось немного, но нельзя безоговорочно утверждать, что при определенных обстоятельствах их число не увеличится. Китай, Вьетнам, Северная Корея, Куба — последние из оставшихся коммунистических государств, в каждом из которых доминирует единственная партия, осуществляющая мобилизационный процесс. КНР, Вьетнам и даже Куба открыли свою экономику для рыночных отношений. КНДР, вероятно, находится в преддверии подобного же поворота в своей политике. В кругах политологов живо обсуждается, как долго еще сможет обходиться без политического плюрализма Китай, сумевший добиться весьма значительного подъема экономики (см. часть III). Некоммунистические мобилизационные режимы значительно отличаются друг от друга в том, насколько успешно они функциейиру- ют и как сохраняют равновесие между ростом производства и дистрибутивным равенством. Тайваню это удается, и за последние годы его политика стала более осмысленной и взвешенной. В Мексике правит Революционно-институционалистская партия, которая уже на протяжении полувека объединяет основные группы интересов, представляющих труд, капитал и сельское хозяйство. Еще несколько лет назад казалось, что эта партия и впредь сохранит власть, однако сейчас Мексика, явно находится на пути к подлинному плюрализму и построению политической системы, основанной на состязательных началах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|