Уровень благосостояния населения в рассматриваемых странах. 1989-1996 гг.
Источники: World Bank. World Development Report 1998-99 (New York, Oxford University Press, 1999), table 2, pp. 192-93; table 4, pp. 196-97, table 7, pp. 202-203. Таблица 7.3 Показатели состояния здоровья. 1995-1996 гг.
Источники: World Bank. World Development Report 1998-99 (New York, Oxford University Press, 1999), table 2 and 7, pp. 202-203.
В своих работах, посвященных истории экономики в Европе, Саймон Кузнец показал, что на ранних стадиях индустриализации распределение дохода происходит менее равномерно, а на поздних — вновь вплотную приближается к равномерному [7]. «Кривая Кузнеца» объясняется общими тенденциями экономической и политической модернизации. На ее начальных этапах происходит рост промышленности и коммерческого сельского хозяйства, а крупный аграрный сектор отстает. На более высоких уровнях экономического развития он сокращается в размерах по сравнению с промышленностью и сферой услуг. Кроме того, когда в демократических странах профсоюзы и политические партии достигают определенной степени зрелости, они проводят законы, которые посредством налогов, заработной платы и дистрибутивной политики оказывают воздействие на распределение доходов. Экономическое развитие страны влияет на бюджетное финансирование системы здравоохранения, на оборудование медицинских учреждений, улучшение санитарных условий, на возможность пользоваться пригодной для питья водой, на доступ к окружающему миру благодаря дорогам и связи, В 80-е годы на здравоохранение из бюджета экономически развитых стран приходилось в среднем 469 долларов на душу населения, тогда как в развивающихся странах —• лишь 11 долларов. В развитых странах один врач обслуживал в среднем 398 человек, в развивающихся — 2043. В развитых странах 97% населения имели доступ к безопасным источникам водоснабжения, в более отсталых их число сокращалось до 53%. Соотношение между уровнем экономического развития и здоровьем населения ярко демонстрируют данные по Нигерии: лишь 39% населения пользуются питьевой водой. Кроме того, в этой стране высокий уровень рождаемости (5,4), а средняя продолжительность жизни лишь немного превышает 50 лет, тогда как в индустриально развитых государствах — 70—80 лет. Едва ли не каждый десятый ребенок не доживает до возраста одного года; один врач приходится в среднем на 20 000 жителей, и более трети нигерийских детей в возрасте до пяти лет не получают достаточного питания.
Данные по Китаю и Индии доказывают важность правильной культурной и государственной политики. При том что обе страны имеют примерно одинаково низкий ВНП надушу населения, средняя продолжительность жизни в КНР — 69 лет, уровень детской смертности — 33 человека на тысячу новорожденных, в Индии эти показатели равны соответственно 62 и 65. Треть новорожденных в Индии появляется на свет, имея недостаточный вес, две трети детей в возрасте до пяти лет недоедают, тогда как в Китае их количество равно соответственно 9 и 21%. Несмотря на то что уровень детской смертности и количество детей, имеющих недостаточный вес, значительно ниже в экономически развитых государствах, эти проблемы существуют и там. Пример тому — Соединенные Штаты. Даже на основании данных, приводимых в табл. 7.3, где показаны лишь бюджетные ассигнования на здравоохранение (без учета финансирования, осуществляемого частными лицами), можно судить, что доля ВНП, которую США тратят на развитие этой сферы, больше, чем в любом другом государстве (приблизительно 16%). И тем не менее уровень детской смертности в США выше, нежели в Японии и Западной Европе, что можно объяснить большим количеством людей, живущих за чертой бедности, более широким распространением наркомании и более ограниченными возможностями доступа к медицинской помощи. Как показано в табл. 7.3, исключительных успехов в сфере здравоохранения достигла Япония: там самая высокая продолжительность жизни и самая низкая детская смертность, В то же время уровень рождаемости (1,4) свидетельствует о сокращении населения. (Показатель, близкий к значению 2,1, говорит о стабильности демографической ситуации, а любое превышение этой цифры — об «опережающем росте» населения, который в бедных странах сводит на нет эффект роста экономики.) Процент новорожденных, имеющих недостаточный вес, в Японии самый низкий, что демонстрирует преимущества материального благополучия.
Табл. 7.4 дает представление о коммуникационной инфраструктуре. Если в развитых странах практически каждая семья проживает в электрифицированном догме, то в таких странах, как Индия и Еги- ,, Таб л и ц а 7.4
Примечание: кроме случаев, оговоренных особо, данные приводятся из расчета на1000 человек,
'• Уточники: WorldBank. World Development Report 1998-99l(r^few York, Oxford University Press, 1998), table 19, pp. 226-227. пет, таких семей насчитывается лишь около половины. Если в развитых странах телефон приходится в среднем на каждых двух граждан, то в Нигерии — четыре на каждую тысячу. Высокая плотность дорожной сети облегчает доступ к продуктам материальной и идеологической сфер, тогда как низкая — затрудняет его, что характерно для таких стран, как Индия, Нигерия и Китай. Телевидение получило широкое распространение даже в странах, достигших среднего уровня развития (например, в Бразилии и Мексике), но компьютеры за пределами «зоны» высокоиндустриальных государств встречаются значительно реже: если по количеству телеприемников США превосходят Бразилию менее, чем втрое, то по количеству персональных компьютеров — в 20 раз. Табл. 7.5 обрисовывает ситуацию в сфере образования. Первая колонка, содержащая сведения о правительственном финансировании (в процентном соотношении к ВНП), дает общее, «грубое» представление о том, насколько приоритетной является эта статья расходов для того или иного государства. Следует, однако, помнить, что здесь в расчет не принимаются частные школы — в некоторых странах явление распространенное. Такие государства, как Египет, тратят на образование долю ВНП, сопоставимую с расходами индустриально развитых государств, и отсюда мы вправе сделать вывод о том, что первые прилагают для просвещения своих граждан не меньшие усилия, чем вторые. Однако разница между теми средствами (в абсолютных цифрах и долларовом эквиваленте), которые затрачиваются на одного учащегося, в разных странах очень существенна. В сопоставлении с размерами своих ВНП Китай и Индия не слишком щедро выделяют средства в сферу образования. В Нигерии образование обязательно только для детей от 6 до 12 лет. Результаты такой политики становятся легко предсказуемы. В 1980 г. в Нигерии лишь 2% членов соответствующих возрастных групп продолжали (в том или ином виде) образрва-ние после окончания средней школы. В Египте положение лучше^99% оканчивают начальную школу, 65% — среднюю, 17% продолжают обучение в колледжах, университетах или на курсах. Высокие показатели имеет Франция, где практически все дети школьного возраста получают начальное и среднее образование, а почти половина соответствующей популяции — высшее. В Соединенных Штатах обучение в колледже распространено еще больше. Показатели грамотности в самом общем виде характеризуют уровень квалификации и компетентности, ясно доказывая выгоды, проистекающие от инвестиций в систему образования и от ее развития. Читать и писать умеют менее двух третей населения Египта и Индии и лишь каждый шестой взрослый житель Нигерии. С другой стороны, в Китае, где ВНП столь же низок и где на образование выделяются столь же незначительные средства, количествр грамотных составляет 84% населения. Большая часть женщин в развивающихся странах не-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|