Политические блага и ценности
Перед тем как сравнивать и оценивать государственную политику, проводимую в различных политических системах, необходимо принять во внимание политические ценности, которые и определяют различия в политических программах. Это возвращает нас к рассматривавшемуся в главе 1 вопросу о том, выполнению каких целей служит власть. Деятельность государства должна соответствовать по крайней мере трем важным критериям. Прежде всего, это справедливость. Нам бы хотелось, чтобы политика, проводимая государством, была справедливой. Сложность в том, что разные люди по-разному определяют это понятие. По мнению одних, складываются ситуации, когда справедливость требует, чтобы власть относилась ко всем гражданам одинаково (это вызывает аналогию с тем, как члены семьи пытаются поровну разделить аппетитный пирог). В других ситуациях справедливость требует, чтобы к каждому гражданину относились в соответствии с его заслугами или его вкладом (это напоминает систему оце- нок в школе), В третьих — справедливость вроде бы означает, что отношение к гражданам зависит от их потребностей и нужд (например, при оказании медицинской помощи). Таким образом, понятие справедливости охватывает и одинаковое отношение к гражданам, и награду по заслугам (пропорционально вкладу в общее дело), и отклик на их потребности и нужды. Многие аспекты дистрибутивной политики (например, системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования в США) представляют собой некую комбинацию этих критериев. Тем не менее, спору о различных концепциях справедливости не видно конца. Впрочем, как бы ни трактовалось это понятие, в большинстве случаев справедливость исключает такие категории, как произвол или пристрастие. Вряд ли кто-нибудь из нас сочтет справедливым, если должностные лица будут бросать жребий, определяя, кому сидеть в тюрьме или получать пенсию, или если подобные решения они будут принимать, основываясь исключительно на личных связях или собственных умозаключениях.
Политика власти должна также быть результативной и эффективной. Мы отдаем предпочтение результативной политике, т.е. такой, которая в самом деле ведет к намеченной и желанной цели, а не политике, которая этой цели не достигает. Эффективность означает, что власть должна реализовывать свои планы с наименьшими затратами и издержками. Большинство из нас скорее выберет {при прочих равных условиях) правительственные ведомства с четкой структурой и небольшим бюджетом, нежели громоздкие и дорогостоящие организации. Окончательным критерием здесь будет служить отстаивание и сохранение свободы. Как наверняка напомнят нам анархисты, ли-бертаристы и все, кто скептически относится к идее государственной власти, первостепенной задачей государственной политики является утверждение и защита свободы, прав человека и политических прав. Из двух одинаково справедливых и продуктивных политических программ мы выберем ту, которая в большей степени уважает права и свободы граждан. Нелегко решить, какая из противоречащих друг другу ценностей должна превалировать. Однако разграничительной чертой между различными культурами, партиями и политическими философиями (идеологиями) служит именно приоритет, отдаваемый либо свободе, либо справедливости, либо эффективности. Одно общество или группа граждан может ценить справедливость больше свободы; другое или другая — сделать противоположный выбор, действуя в соответствии с известным лозунгом «Свобода или смерть!». Эта книга построена на концепциях системы, процесса, политического курса. Мы вправе представить себе ценности как своеобразные «политические блага», соотносящиеся с каждым из этих трех.уров-ней анализа, первый из которых по издавна сложившейся.традиции особое внимание уделяет трем параметрам — порядку, предсказуемо-
Сти, стабильности. Граждане являются более свободными и способны поступать более рационально, если живут в условиях стабильного и предсказуемого общества. Эти условия мы назовем «системными ценностями», поскольку в них отражается функционирование и эффективность целого ряда политических институтов. Одни люди жаждут перемен и новых возможностей, другие — перемены отвергают и тяготеют к стабильности. Политическая нестабильность — конституци-бнные кризисы, частая смена правительств, беспорядки, демонстраций и т.п. — нарушает душевное равновесие граждан и может привести к гибели людей и к разорению страны. Аналитики, принадлежащие к другой школе, ставят во главу угла ценности, имеющие отношение к политическому процессу — к участию граждан в политической деятельности и к свободной политической конкуренции. В русле рассуждений этой школы, демократия хороша, а авторитаризм плох именно потому, что эти системы предоставляют гражданам разные возможности для участия в процессе, а не потому, например, что демократия способствует достижению лучших результатов в экономике. И наконец, сторонники третьего подхода сосредоточивают все внимание на таких результатах (продуктах) политической деятельности, как экономическое благосостояние, качество жизни, личная безопасность. Политическая система, обеспечивающая процветание и безопасность, устраняющая неравноправие, заботящаяся о сохранении окружающей среды, становится идеалом независимо от того, какой политический процесс привел к подобным результатам. Не пытаясь определить, кто победил в этой дискуссии, мы признаем важность каждого из этих «политических благ». Табл. 7.7 наглядно представляет наш трехуровневый анализ политических систем, приводя перечень политических или иных ценностей. Системные ценности имеют отношение к исправному функционированию и предсказуемости политических систем с их способностью приспосабливаться к внешним изменениям. «Регулярность» и способность к адаптации — категории в чем-то конфликтующие. Бывают эпохи, когда порядок и стабильность должны доминировать над всем прочим: например, после Первой мировой войны в США, где президентом в ту пору был Уоррен Хардинг, наступил подобный период, который получил название «возврат к нормальной жизни». Аналогичные «демобилизационные» процессы протекали в американском обществе и по окончании Второй мировой войны и войны в Корее. Напротив, 30-е и 60-е годы, когда расширялась сфера действия государственной власти, можно назвать периодами перемен и адаптации. Впрочем, упор на перемены и адаптацию может быть расценен и как призыв сократить сферу вмешательства государства, как было в Великобритании в пору правления кабинета Тэтчер или Договора с Америкой, провозглашенного республиканской партией США в 1994—1995 гг.
Процессуальные ценности включают в себя участие граждан в по-
Таблица 7.7 Политические ценности Содержание и примеры Стабильность и предсказуемость процессов, протекающих во внутренней и внешней политике Способность к структурной и культурной адаптации к меняющимся внешним условиям и к ответу на появляющиеся вызовы Служит средством реализации внутренней и международной политики; в тех случаях, когда встречает благожелательный отклик, непосредственно продуцирует чувство достоинства и ощущение силы Исполнение гражданского и патриотического долга Одинаковые для всех юридические процедуры и равенство всех перед законом ] Рост среднедушевого дохода; количественный рост и улучшение качеств систем здравоохранения и социальной помощи; справедливая дистрибутивная политика Неприкосновенность личности и частной собственности; общественный порядок и национальная безопасность
Отсутствие регулирования, защита права на частную жизнь, уважение к автономному существованию других индивидуумов, групп и государств Согласие с властью и поддержка ее также могут быть признаны ценностями, ибо индивидуум отвечает на побуждение служить другим, а это служение может стать одним из самых благотворных жизненных переживаний. Президент США Джон Ф. Кеннеди в своей инаугурационной речи, призывая сограждан не подавлять в себе побуждения к служению и самопожертвованию, сказал: «Не спрашивайте, что может сделать для вас ваша страна; спросите, что вы можете сделать для страны». Процедурное правосудие (суд присяжных, неприкосновенность личности, недопустимость жестокого или необычного наказания) — это еще одна важнейшая процессуальная ценность, при отсутствии которой у граждан появляются гораздо более веские основания бояться власти. Блага, появляющиеся при реализации той или иной политики, включают в себя благосостояние, личную и национальную безопасность, известную степень свободы от вмешательства в частную жизнь. Право на ношение оружия, подтвержденное Второй поправкой к Конституции США, с недавних пор стало предметом ожесточенной полемики. Понятие «свобода» иногда рассматривается лишь как право на невмешательство со стороны государства, тогда как это — нечто большее, чем запрет на государственное регулирование или иное вмешательство, поскольку частные лица и организации также способны вторгаться в частную жизнь и таким образом посягать на свободу. В этих случаях именно вмешательство государства оберегает ее. Целый ряд законов, направленных против расовой сегрегации и дискриминации, был принят с этой целью. Свобода действовать, создавать организации, получать информацию,- протестовать — это неотъемлемый элемент эффективного участия граждан в политической деятельности, равно как и важный фактор влияния на социальное, политическое и экономическое равноправие. До краха коммунистических режимов в странах Восточной Европы и распада Советского Союза существовало распространенное мнение, будто коммунистические государства жертвуют свободой ради равенства, тогда как капитализм якобы отдает равенство во имя свободы. После известных событий конца 80-х — начала 90-х годов достоянием гласности стало одно немаловажное обстоятельство: мир узнал о размахе коррупции, о системе привилегий и об экономической стагнации в коммунистическом обществе. Несмотря на то что там и вправду обменяли свободу на гарантированную занятость трудоспособного населения, именно провалы в экономике и упадок морали сделали коммунистический блок нежизнеспособным.
литическои деятельности, поддержку власти и процедурное правосудие. Мы ценим участие граждан в политической деятельности не только как средство воздействия на власть, но и само по себе, поскольку оно способствует формированию гражданской зрелости и достоинства. Каждая политическая система воплощает в себе стратегию производства политических благ. Различные виды политических систем вы- 18-7377 бирают разные пути производства различных сочетаний политических благ. Создатели американской конституции верили, что принцип разделения властей будет защищать свободу, Карл Маркс верил в то, что «диктатура пролетариата» приведет к правильному и гармоничному устройству общества, Муссолини — что сильный лидер будет способствовать возрастанию могущества и славы державы, аятолла Хо-мейни — что государство и общество, организованные в соответствии с заповедями Корана и управляемые духовенством, сумеют достичь справедливости на этом свете и вечного спасения — на том. После того как в 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование, на какое-то время показалось, что демократия восторжествует во всем мире. В XX в. с демократией соперничало несколько политических идеологий — коммунизм, социал-демократия, фашизм, корпоративный авторитаризм и пр. Фашизм потерпел крах в результате Второй мировой войны, коммунизм, скомпрометированный невыполненными обещаниями и коррупцией, с конца 80-х годов неуклонно двигался к гибели. Большая часть режимов, ставших преемниками коммунистических, пытаются демократизироваться и ввести свободные рыночные отношения. Авторитарно-бюрократические режимы латиноамериканских стран, потерявшие поддержку и доверие граждан из-за своей жестокости и провалов в экономике, также повернулись к рынку и демократии. Государства Черной Африки после недолгого периода популистской демократии, возникшей в 60-е годы на волне национально-освободительной эйфории» вернулись к авторитаризму того или иного толка, но в последние годы вновь начали экспериментировать с демократией. Социал-демократия и демократические корпоративные режимы выжили в странах Западной Европы, хотя и не выглядели столь блестящими из-за своей связи с восточноевропейскими государствами. Несмотря на то что демократия и рыночная экономика восторжествовали совсем недавно, совершенно не исключено, что и другие стратегии вернут себе утраченное было доверие. Ниже мы перечислим наиболее возможные политико-экономические варианты, имеющиеся сейчас в мире. Политические системы существуют в доиндустриаль-ном, индустриализирующемся, индустриальном и постиндустриальном обществах. В главах 3, 4, 5 уже шла речь о том, что социально-экономическое развитие увеличивает политическую осведомленность граждан и способствует их более активному участию в политической деятельности. В индустриально развитых государствах должны возникать структуры, призванные использовать этот потенциал определенным образом: либо сдерживать, направлять, мобилизовывать граждан под контролем государства, либо разрешить существование соперничающих между собой политических партий, которые представляют отличные друг от друга блага и стратегии. Первый путь мы назовем авторитарным, второй — демократическим. Продолжая классифика- цию политических систем, исходя из того, до какой степени они ограничивают роль государства в экономике, мы получим следующие варианты: I. Индустриально развитые государства А. Демократические * ориентированные на свободный рынок, *• социал-демократические (ориентированные на государственное регулирование) В. Авторитарные * консервативные * радикальные II. Доиндустриальные и развивающиеся государства А. Авторитарные * неотрадиционадистские * режим личной власти * клерикально-мобилизационные * технократически-репрессивные * технократически-дистрибутивные * технократически-мобилизационные В. Демократические переходного периода
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|