III. Объяснение нового материала.
1. Рассмотрение темы можно начать с выяснения значения воды в жизни человека и промышленном производстве (ЦОР «Значение воды»), познакомить учащихся с особенностями запасов воды на планете и доступностью пресной воды (ЦОР «Дефицит воды на планете Океан»). МС: По содержанию обоих ЦОРов рекомендуем провести беседу с привлечение бытовых и научных знаний учащихся. Записать в тетрадь значение воды и состав вод планеты. Вы можете пояснить учащимся, что по количеству воды на нашей планете ее название Земля несколько притянуто (это традиционное название с древних времен), и правильнее было бы ее назвать Океан. На планете от общего количества воды пресные воды составляют всего 3-2,7 %. Такое количество и определяет дефицит влаги. 2. Познакомить учащихся с источниками загрязнения гидросферы (демонстрация ЦОР «Источники загрязнения воды»), подчеркнув значение в этом процессе загрязнителей атмосферы. МС: запишите в тетради источники загрязнения гидросферы и сравните их с источниками загрязнения атмосферы.
3. Вода из открытых (поверхностных) источников сильно загрязнена. Поэтому перед потреблением воды необходимо проводить ее очистку. Возле каждого крупного города существует система водозаборов. Это специальное хозяйство, которое подготавливает пресную воду к потреблению (механическая и химическая очистка, биологическое обеззараживание). Несовершенство очистки питьевой воды требует ее доочистку разными приборами (демонстрация ЦОР «Очистка питьевой воды»).
МС: Для расширения знаний учащихся провести беседу о способах доочистки воды в быту и способах полной очистки воды в походных условиях. 4. Использованная в бытовых или промышленных целях вода несет еще большее количество загрязнителей. При этом загрязнители концентрированы и для природной среды являются чужеродными веществами (ксенобиотики от лат. ксенос – чужой, биос – жизнь). Прямое поступление отработанных вод в водоемы может привести к гибели всего живого в них. На промышленных предприятиях и районах городов создаются специальные станции очистки сточных вод. В системе специальных прудов из воды удаляют основные загрязнители, производят обеззараживание, и только после этого сливают воду в водоемы. СМ: При наличии времени можно рассмотреть схему образования родников на территории городов и оценить степень безопасности питья подобной «родниковой воды». В природоведении есть схема образования родников: дождевая вода проникает в почву доходит до уровня глины (водонепроницаемый слой) и движется по нему до выхода на поверхность. Этот выход происходит чаще всего на склоне или дне оврага. Дождевая вода при этом несет растворенные загрязнители – тяжелые металлы, некоторые соли и органические соединения. Истинные растворы почва практически не фильтрует, она отфильтровывает физические примеси. Логическим продолжением этой темы является информация по работе снегоплавильных установок, которые защищают реки от избыточного поступления минеральных загрязнителей в период снеготаяния.ЦОР «Снегоплавильные установки». 5. Зная источники загрязнения воды, предложите способы охраны водных ресурсов от загрязнения. В дополнении рассмотрите направления охраны гидросферы ЦОР «Охрана водных ресурсов» и запишите их в тетрадь.
IV. Практическая работа. Задание: Прочитайте текст практической работы на стр. 125 учебника. Выполните задания по инструкции. Заполните таблицу: Качество воды
Сделайте вывод о качестве воды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|