Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 4. Загрязнение атмосферы




 

Цель урока: Рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы защиты атмосферы от загрязнителей

Задачи обучения:

1. Изучить значение воздуха для человека, живых организмов и производственной сферы.

2. Рассмотреть основные источники загрязнения воздушной массы в помещении, городе и на планете в целом.

3. Изучить способы защиты воздуха от загрязнителей.

Цифровые образовательные ресурсы:

Название Формат Методические рекомендации по использованию в уроке
  Значение воздуха Презентация Демонстрация и обсуждение на уроке
  Загрязнение воздуха Avi Самостоятельная работа вне урока
  Уборка листвы Avi Самостоятельная работа вне урока
  Источники загрязнения воздуха Flash Демонстрация и обсуждение на уроке
  Промышленные выбросы Flash Самостоятельная работа вне урока или на уроке (при наличии времени)
  Кислотные дожди Flash Демонстрация и обсуждение на уроке
  Парниковый эффект Flash Демонстрация и обсуждение на уроке
  Истощение озонового слоя Flash Демонстрация и обсуждение на уроке
  Защита от загрязнений воздуха в городе Jpeg Демонстрация и обсуждение на уроке
  Защита от загрязнений воздуха в квартире Jpeg Самостоятельная работа вне урока
  Технологии защиты атмосферы Flash Демонстрация и обсуждение на уроке
  Надо ли сжигать листву в городах? Pdf Самостоятельная работа на уроке или вне урока

Материальные образовательные ресурсы:

1. Определительные таблицы лишайников.

2. Коллекция эпифитных видов лишайников.

3. Счетная сетка.

4. Компьютер, мультимедийный комплекс и экран.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовка дежурными рабочих мест:

1. Подготовка учащихся к занятию.

2. Получение сведений об отсутствующих.

3. Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка знаний учащихся по составленным ими кроссвордам или тестам.

2. Обсуждение творческого исследования «Как тратиться энергия?».

3. Фронтальный опрос по вопросам:

- Какие выбросы в атмосферу производят ГРЭС?

- Загрязняют ли атмосферу СЭС и ветровые электростанции?

- В чем причина роста потребления энергетических ресурсов?

- Перечислите способы традиционного получения энергии?

- Каковы их недостатки? К каким повреждениям среды обитания приводят подобные способы получения энергии?

- Какие способы получения энергии считаются экологически безопасными?

- С чем связана их слабая распространенность?

- Какой вклад может внести в решение энергетической проблемы каждый человек?

 

III. Объяснение нового материала.

1. Рассмотрение темы можно начать с выяснения значения воздуха для жизни человека и производственных нужд (ЦОР «Значение воздуха), записать в тетради значение воздуха в природе и промышленности.

2. В ходе беседы, основываясь на изученном материале установить основные источники загрязнения атмосферы: природного и искусственного происхождения (ЦОР «Источники загрязнения воздуха»). Следует подчеркнуть, что наибольший вклад в загрязнение воздуха вносить промышленное производство. (Схему источников загрязнения атмосферы можно начертить в тетради)

3. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленное производство, энергетика и транспорт. Выделяемые в воздух газы и пыль меняют в атмосфере процессы теплообмена, снижают ее прозрачность и меняют некоторые круговороты веществ (воды). Следствием загрязнения воздуха различными поллютантами для человека и планеты в целом является угроза экологической катастрофы. Ее вариантами может быть развитие событий по модели парникового эффекта или истощения озонового экрана. Однако даже кислотные дожди являются угрозой жизни на планете.

МС: при дефиците времени продемонстрируйте учащимся одни из ЦОРов «Кислотные дожди», «Парниковый эффект», «Истощение озонового экрана», которые отражают глобальный характер проблемы загрязнения воздуха. Остальную информацию по проблемам оговорите (объяснение или беседа) с учащимися.

4. Зная основные источники загрязнения атмосферы, какие способы защиты воздуха от выбросов промышленных предприятий и транспорта можно применить (демонстрация ЦОР «Технологии защиты атмосферы»).

МС: запишите в тетрадь предлагаемые способы защиты атмосферного воздуха. Если есть время на уроке, можно обсудить способы защиты воздуха от загрязнителей в квартире и доме. Учтите, что основные загрязнители воздуха в помещении это сами люди. Они выделяют около 200 газообразных продуктов жизнедеятельности, которые называются антропотоксинами. Среди них в первый класс опасности попадают 20 соединений (углекислый газ, фенол и другая сложная органика). На втором месте по загрязнению воздуха в доме находится газовая плита. На кухне газовый состав воздуха нормализуется только через 3-4 часов после окончания приготовления пищи при работающей вытяжке и открытой форточке. На 3 месте находятся синтетические материалы отделки помещения. Обычно впервые 1-2 года после ремонта эти материалы максимально выделяют в воздух помещения сложную органику. С улицы в помещение проникает незначительное количество пыли и газообразных загрязнителей. Поэтому способы защиты относительно просты:

1) примитивный фильтр на форточке из марли в 2-3 слоя защитит от проникновения пыли и насекомых;

2) обязательная принудительная вентиляция (вентилятор или вытяжка);

3) уменьшение доли синтетических материалов в отделке помещения;

4) живые растения (комнатные растения), которые способны поглощать газовые загрязнители и очищать воздух.

5. Дополнительным загрязнение воздуха в городах является сжигание листвы осенью. Давайте рассмотрим информацию ЦОР «Надо ли сжигать траву в городах?» и обсудим эту проблему.

IV. Практическая работа.

Задание:

1. Рассмотрите содержание ЦОР «Лихеноиндикация» из урока №7. Выберите для обследования несколько площадок с деревьями старше 20 лет: вблизи автомобильной дороги, котельной, в парке или лесу. На площадке должно быть 7-10 деревьев.

2. На высоте 1,3 – 1,6 м от поверхности почвы определите проективное покрытие ствола лишайниками в процентах (%). Для этого приложите к стволу счетную решетку, у которой ячейка равна 1см2 и ее можно принять равной 1%. (Счетная решетка имеет стороны 10х10 см, которые разделены натянутой леской или проволокой через каждый см). На каждом дереве сделайте 4 замера – 2 замера у основания ствола, еще 2 замера – на высоте 1,5 м от почвы. Учитывайте покрытие для каждой группы лишайников отдельно.

3. Определите группы лишайников на стволе дерева: накипные, листоватые или кустистые.

4. Заполните таблицу: Оценка чистота атмосферы

 

Номер дерева № площадки Проективное покрытие, %
накипные листоватые кустистые
№ 1        
       
       
       
№ 2        
…..        
Среднее значение покрытия (Мср)        

 

5. Рассчитайте по формуле чистоту атмосферы:

ОЧА= (Мср накипных х 2 Мср листоватых х 3 Мср кустистых): 30

Чем ближе показатель ОЧА в единице, тем чище воздух.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...