Урок 4. Загрязнение атмосферы
Цель урока: Рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы защиты атмосферы от загрязнителей Задачи обучения: 1. Изучить значение воздуха для человека, живых организмов и производственной сферы. 2. Рассмотреть основные источники загрязнения воздушной массы в помещении, городе и на планете в целом. 3. Изучить способы защиты воздуха от загрязнителей. Цифровые образовательные ресурсы:
Материальные образовательные ресурсы: 1. Определительные таблицы лишайников. 2. Коллекция эпифитных видов лишайников. 3. Счетная сетка. 4. Компьютер, мультимедийный комплекс и экран.
Ход урока I. Организационный момент. Подготовка дежурными рабочих мест:
1. Подготовка учащихся к занятию. 2. Получение сведений об отсутствующих. 3. Сообщение темы, цели и задач урока. II. Актуализация знаний. 1. Проверка знаний учащихся по составленным ими кроссвордам или тестам. 2. Обсуждение творческого исследования «Как тратиться энергия?». 3. Фронтальный опрос по вопросам: - Какие выбросы в атмосферу производят ГРЭС? - Загрязняют ли атмосферу СЭС и ветровые электростанции? - В чем причина роста потребления энергетических ресурсов? - Перечислите способы традиционного получения энергии? - Каковы их недостатки? К каким повреждениям среды обитания приводят подобные способы получения энергии? - Какие способы получения энергии считаются экологически безопасными? - С чем связана их слабая распространенность? - Какой вклад может внести в решение энергетической проблемы каждый человек?
III. Объяснение нового материала. 1. Рассмотрение темы можно начать с выяснения значения воздуха для жизни человека и производственных нужд (ЦОР «Значение воздуха), записать в тетради значение воздуха в природе и промышленности. 2. В ходе беседы, основываясь на изученном материале установить основные источники загрязнения атмосферы: природного и искусственного происхождения (ЦОР «Источники загрязнения воздуха»). Следует подчеркнуть, что наибольший вклад в загрязнение воздуха вносить промышленное производство. (Схему источников загрязнения атмосферы можно начертить в тетради) 3. Основными источниками загрязнения атмосферы являются промышленное производство, энергетика и транспорт. Выделяемые в воздух газы и пыль меняют в атмосфере процессы теплообмена, снижают ее прозрачность и меняют некоторые круговороты веществ (воды). Следствием загрязнения воздуха различными поллютантами для человека и планеты в целом является угроза экологической катастрофы. Ее вариантами может быть развитие событий по модели парникового эффекта или истощения озонового экрана. Однако даже кислотные дожди являются угрозой жизни на планете.
МС: при дефиците времени продемонстрируйте учащимся одни из ЦОРов «Кислотные дожди», «Парниковый эффект», «Истощение озонового экрана», которые отражают глобальный характер проблемы загрязнения воздуха. Остальную информацию по проблемам оговорите (объяснение или беседа) с учащимися. 4. Зная основные источники загрязнения атмосферы, какие способы защиты воздуха от выбросов промышленных предприятий и транспорта можно применить (демонстрация ЦОР «Технологии защиты атмосферы»). МС: запишите в тетрадь предлагаемые способы защиты атмосферного воздуха. Если есть время на уроке, можно обсудить способы защиты воздуха от загрязнителей в квартире и доме. Учтите, что основные загрязнители воздуха в помещении это сами люди. Они выделяют около 200 газообразных продуктов жизнедеятельности, которые называются антропотоксинами. Среди них в первый класс опасности попадают 20 соединений (углекислый газ, фенол и другая сложная органика). На втором месте по загрязнению воздуха в доме находится газовая плита. На кухне газовый состав воздуха нормализуется только через 3-4 часов после окончания приготовления пищи при работающей вытяжке и открытой форточке. На 3 месте находятся синтетические материалы отделки помещения. Обычно впервые 1-2 года после ремонта эти материалы максимально выделяют в воздух помещения сложную органику. С улицы в помещение проникает незначительное количество пыли и газообразных загрязнителей. Поэтому способы защиты относительно просты: 1) примитивный фильтр на форточке из марли в 2-3 слоя защитит от проникновения пыли и насекомых; 2) обязательная принудительная вентиляция (вентилятор или вытяжка); 3) уменьшение доли синтетических материалов в отделке помещения; 4) живые растения (комнатные растения), которые способны поглощать газовые загрязнители и очищать воздух. 5. Дополнительным загрязнение воздуха в городах является сжигание листвы осенью. Давайте рассмотрим информацию ЦОР «Надо ли сжигать траву в городах?» и обсудим эту проблему. IV. Практическая работа.
Задание: 1. Рассмотрите содержание ЦОР «Лихеноиндикация» из урока №7. Выберите для обследования несколько площадок с деревьями старше 20 лет: вблизи автомобильной дороги, котельной, в парке или лесу. На площадке должно быть 7-10 деревьев. 2. На высоте 1,3 – 1,6 м от поверхности почвы определите проективное покрытие ствола лишайниками в процентах (%). Для этого приложите к стволу счетную решетку, у которой ячейка равна 1см2 и ее можно принять равной 1%. (Счетная решетка имеет стороны 10х10 см, которые разделены натянутой леской или проволокой через каждый см). На каждом дереве сделайте 4 замера – 2 замера у основания ствола, еще 2 замера – на высоте 1,5 м от почвы. Учитывайте покрытие для каждой группы лишайников отдельно. 3. Определите группы лишайников на стволе дерева: накипные, листоватые или кустистые. 4. Заполните таблицу: Оценка чистота атмосферы
5. Рассчитайте по формуле чистоту атмосферы: ОЧА= (Мср накипных х 2 Мср листоватых х 3 Мср кустистых): 30 Чем ближе показатель ОЧА в единице, тем чище воздух.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|