Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Американский «Билль о правах»




Население Территория Год обретения независимости

Год принятия конституции

Глава государства Глава правительства Язык(и)


285 млн человек (на 2000 г.) 3 675 031 кв. миль 1776 г.

17 сентября 1787 г. {вступила в действие 4 марта 1789 г.)

президент Уильям Джефферсон Клинтон* президент Уильям Джефферсон Клинтон

английский, испанский (используется крупной группой национальных меньшинств)

протестанты (56%), католики (28%), мусульмане (2%), мормоны (2%), иудеи (2%), атеисты (10%)


 


И Англии не знает тот, Кто только Англию и знает.

Может возникнуть вопрос: «Зачем в книгу, посвященную сравни­тельной политологии, включена глава о Соединенных Штатах?» Одна из причин этого заключалась в том, что большая часть ее читателей, равно как и авторов, — американцы [2], а следовательно, политика, проводимая этой страной, влияет на нашу жизнь сильней, чем поли-

На президентских выборах 2000 г. победу одержал Джордж У. Буш-младший.


тика любой другой страны. Более того, сколь бы ничтожной ни каза­лась нам наша возможность влиять на действия нашего правитель­ства, она, без сомнения, обширней возможности влиять на действия правительств других стран.

И приведенные в эпиграфе слова Киплинга с полным правом можно отнести и к Америке. Разумеется, существует множество пре­красных исследований американской политической системы, напи­санных американскими авторами для американских студентов. Но по­чти все очи никак не соотносят реалии Соединенных Штатов с реа­лиями других стран, не говоря уж об-их систематизированном сопоставлении. Будем надеяться, что, рассматривая американскую по­литическую систему под особым углом зрения — определяя черты ее сходства и различия с политическим устройством других стран, мы сумеем отвести от себя упрек Киплинга. Кроме того, это поможет нам понять, каким образом своеобразие американской политики способ­но негативно воздействовать на готовность Соединенных Штатов до­стойно решить те грандиозные проблемы, которые поставит перед ними новое тысячелетие.

Задачи дня

После того как в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз и завершилась «холодная война», Соединенные Штать^ оста­лись единственной на планете сверхдержавой. Этот переворот в миро­вой политике одни важнейшие проблемы, стоявшие перед американ­ским правительством, решил, а актуальность других — сделал не­сколько менее жгучей. Но это не значит, что они сняты с «повестки дня». В третьем тысячелетии Америке предстоит, без сомнения* отве­тить на следующие политические вызовы.

В области внутренней политики одной из первоочередных остает­ся проблема экономического и социального статуса афро-американ-цев — проблема, терзающая американский народ от самых истоков его становления. Несмотря на то что нынешнее поколение черноко­жих американцев по многим аспектам значительно благополучней, чем предшествующее, они по-прежнему отстают от белых — у них ниже совокупный семейный доход, уровень образования и продол­жительность жизни, хуже жилищные условия, они чаще совершают преступления и в среднем отбывают более длительные сроки тюрем­ного заключения, их семьи менее стабильны, они больше подверже­ны таким болезням, как СПИД и рак предстательной железы. В начале второго срока своего президентства Билл Клинтон призвал начать диалог {и сам принял в нем участие) по расовым проблемам, и воз­никшая в результате этого полемика о том, в какой мере соответству­ют конституции так называемые «позитивные действия» (система льгот


и привилегий, которые получают представители расовых и нацио­нальных меньшинств при устройстве на работу, при получении обра­зования и т.п.) и насколько они эффективны, продолжится, без со­мнения, и в XXI в.

Среди внутриполитических — такие хорошо знакомые и разно-плановые проблемы, как «война с наркотиками», введение единых общенациональных экзаменов, призванных унифицировать образова­тельные стандарты, необходимость сочетать защиту окружающей сре­ды с развитием экономики, острейший конфликт между сторонника­ми и противниками запрещения абортов.

В конце XX в. американская экономика, и без того не имевшая себе равных в мире по темпам и объему промышленного производ­ства, переживала подъем, какие редко случались в истории. Но и в этой сфере остается целый ряд нерешенных вопросов, затрагивающих и экономику, и политику. Один из них — это сложная, порой запу­танная и иногда несправедливая налоговая система, давно нуждаю­щаяся в проведении реформ, диапазон которых колеблется от введе­ния единой ставки подоходного налога и умещающейся на одной стра­нице налоговой декларации (Форма 1040) до федерального налога с продаж. Другой — это создание всеобъемлющей системы медицинско­го страхования, которая сможет совладать с повышением расценок на медицинские услуги и, следовательно, позволит всем американс­ким гражданам получать требующееся им лечение. Третий — способ сохранить равновесие национального бюджета даже в те периоды, когда экономика переживает спад и не в силах пополнять казну рекордны­ми налоговыми отчислениями.

Можно не сомневаться, что Соединенные Штаты и в начале XXI в. останутся самой могущественной страной в мире и лидером тех сил, которые поддерживают демократические режимы и рыночную эконо­мику. Однако едва ли это должно становиться поводом для раздувания национальной спеси, поскольку положение Соединенных Штатов породит целый ряд внешнеполитических проблем, которые хоть и отличаются от тех, с которыми сталкивалась страна в период «холод­ной войны», но не уступают им в сложности. Например, Соединен­ные Штаты недавно инициировали прием в полноправные члены НАТО трех стран бывшего «социалистического лагеря» — Чешской Республики, Польши и Венгрии. Вступления в НАТО упорно добива­ется ряд других государств, и США придется сказать решающее слово в дискуссии о том, каков должен стать характер и статус Североат­лантического альянса и каковы критерии отбора его потенциальных членов. Администрация США, вероятно, и впредь будет реализовы­вать многие направления своей внешнеполитической деятельности не на собственный страх и риск, а через многосторонние акции, т.е. в составе НАТО и под эгидой ООН, но в этом случае придется выпла­тить полностью или большую часть тех средств, которые США за-


должали ООН (а это полтора миллиарда долларов), если ООН по-прежнему останется эффективным проводником американской внеш­ней политики. Вместе с США Британия, Франция, Китай и Россия входят в члены «клуба ядерных держав» (предполагается, что необхо­димыми возможностями для производства ядерного оружия обладает и Израиль). В 1998 г. «клуб» пополнился Индией и Пакистаном; существу­ют также веские основания считать, что возглавляемый Саддамом Ху-сейном Ирак вплотную подошел к созданию ядерного оружия. Таким образом, число государств, способных нанести ядерный удар, возросло до 8 или 9, и, следовательно, все проблемы нераспространения ядер­ного оружия и разоружения усложнились. Соединенным Штатам как единственной в мире ядерной сверхдержаве волей-неволей придется взять на себя главную роль в поисках решения этих проблем.

Приведенный нами краткий и неполный перечень тех первооче­редных внешне- и внутриполитических вызовов, на которые США должны будут в новом столетии дать достойный ответ, призван под­черкнуть важность, а в ряде случаев и огромную сложность порожда­емых ими проблем. Давайте посмотрим, в какой мере политическая система США приспособлена для их решения.

История

Нашу планету населяют более 180 народов, абсолютное большин­ство которых относительно недавно освободилось от колониальной зависимости и обрело государственный суверенитет. Не менее 73% всех стран мира получили независимость после окончания Второй мировой войны.

Некоторые из этих государств создали политические системы, которые оказались способны удовлетворить чаяния и нужды своих граждан, и потому относительны стабильны. К сожалению, после по­лучения независимости многие страны (в числе самых печальных при­меров — Камбоджа, Руанда, Сомали, Эфиопия, Югославия) нео­днократно меняли свои политические системы, и теперь им еще пред­стоит найти такую модель своего государственного устройства, которая окажется достаточно эффективной и потому долговечной.

Сэймур Мартин Липсет утверждал, что американцы были первым в мире «новым народом», имея в виду, что те проблемы, с которыми столкнулись граждане США, создавая после получения независимос­ти от Великобритании в 1783 г. стабильную и основанную на незыбле­мых принципах политическую систему, по многим параметрам схожи с проблемами, которые стояли перед государствами, возникшими после 1945 г. [3]. Американское государство, несмотря на то, что его часто называют «юным», на самом деле старше многих других совре-


менных государств, хотя, разумеется, сложилось оно намного позже, чем, например, Британия, Франция или Япония. Из всех писаных действующих конституций Конституция Соединенных Штатов — са­мая старая в мире. Американцы с полным правом -могут утверждать, что демократия установилась в их стране раньше, чем в любом другом современном и крупном государстве. В 90-е годы XVIII в. в США по­явились первые в мире политические партии (в нынешнем значении этого слова), а существующая по сей день Демократическая партия повсеместно признана старейшей в мире.

В этой главе будут затронуты многие стороны пЬлитического раз­вития Америки, но здесь мы хотим лишь подчеркнуть, что Гражданс­кая война (1861-1865) стала великой вехой в истории Соединенных Штатов [4]. До 1861 г. неоднократно возникал и живо обсуждался воп­рос, являются ли США временным объединением независимых госу­дарственных образований (штатов), в любую минуту по своему жела­нию имеющих право отделиться, или же это единое суверенное госу­дарство, граждане которого приняли решение разделить власть между национальным правительством и правительствами штатов. После 1865 г. США (это известно каждому американскому школьнику) де-факто и де-юре стали «единой и неделимой страной», а не федерацией неза­висимых государств.

До 1861 г. многие американцы, особенно из тех 11 южных штатов, которые стремились отделиться и создать конфедерацию, считали себя в первую очередь гражданами своих штатов и ставили свое американ­ское гражданство в зависимость от членства своих штатов в союзе. (Наиболее хрестоматийный пример этого связан с именем Робер­та Э. Ли, который, будучи непримиримым противником и рабства, и отделения, отказался, тем не менее, принять командование Союзной армией после того, как Виргиния провозгласила независимость, и связал с ней свою судьбу, ибо считал себя обязанным быть лояльным прежде всего по отношению к штату, а не ко всей стране.) Четыр­надцатая поправка к конституции, принятая в 1868 г., недвусмыслен­но провозглашала: «Все люди, родившиеся или натурализовавшиеся в Соединенных Штатах и подлежащие юрисдикции оных, являются граж­данами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают». Короче говоря, все американцы являются в первую очередь гражда­нами Соединенных Штатов и лишь как производное от этого — граж­данами штатов, в которых живут.

География

Соединенные Штаты владеют территорией площадью 3 675 031 кв. мили, т.е. занимают четвертое место в мире, уступая лишь России (6 592 800 кв. миль), Канаде (3 849 674 кв. миль) и КНР (3 705 386 кв. мили) [5]. США граничат на востоке с Атлантическим океаном, на

30 - 7377


западе — с Тихим океаном, на севере — с Канадой и на юге — с Мек­сикой. Это благоприятное географическое положение, обусловленное тем, что «справа» и «слева» от США — два великих океана, а «сверху» и «снизу» — два слабых в военном отношении государства, позволило стране не вступать ни в какие союзы и ни с кем не воевать и прово­дить этот внешнеполитический курс вплоть до конца XIX в. С появле­нием межконтинентальных баллистических ракет и подводных лодок с ракетным вооружением ни одна страна мира, включая и Соединен­ные Штаты, не может рассчитывать, что географическое положение изолирует ее от протекающих на планете политических процессов.

Население

Американское Бюро переписи сообщает, что население Соединен­ных Штатов составляло на 1998 г. 270 млн, человек. Таким образом, США— третья по численности страна в мире (на первом месте Китай — 1,1 млрд человек, на втором Индия — 850 млн человек). Прирост населения США происходил фантастическими темпами: по данным первой переписи, проведенной в 1790 г., в стране проживали 3 929 000 человек, и это означает, что за 215 лет существования американского государства его население увеличилось на 679%. Около 50 млн человек приехали в Аме­рику из других частей света, что позволило английскому исследователю X. Дж. Николасу определить этот феномен как «крупнейшую в истории западной цивилизации миграцию населения» [6]. Таким образом, необ­ходимо иметь в виду очень важное для постижения Америки обстоя­тельство — это страна иммигрантов. По данным переписи, потомками коренных американцев являются лишь 2,6% населения, все остальные — это иммигранты со всего света или их потомки.

Рис. ЮЛ показывает основные источники иммиграции (в соответ­ствии с материалами переписи 1990 г.). Основная масса иммигрантов переселилась в Соединенные Штаты либо в 1840—1860 гг. (главным образом из западноевропейских и скандинавских стран), либо в пери­од 1870—1920 гг. (эта волна состояла по большей части из жителей Восточной Европы). В 20-е годы конгресс ввел ограничения на въезд в США, и темпы иммиграции резко замедлились. Однако с конца 70-х годов приток иммигрантов вновь усилился, и теперь в США на закон­ных основаниях приезжают — прежде всего из стран Азии и Латин­ской Америки — около 800 000 человек ежегодно, что превышает население таких американских городов, как Денвер, Индианополис или Сан-Франциско [7].

Соединенные Штаты с момента своего возникновения принима­ли большее количество переселенцев, чем какая-либо другая страна когда-либо в истории, и в результате таких миграционных процессов ее население отличается невиданным нигде в мире (за исключением разве что Индии) этническим и культурным многообразием. Ниже


Западная Африка Восточ- Латин- Лчпи Сред- Прочие
Европа ная скам шш
и Скан- Европа Америк;! Попок

динавия

Рис. 10.1. Основные источники иммиграции предков американцев (согласно переписи 1990 г.).

Источник: Statistical of the United States 1990 (Washington: Bureau of the Cen­sus, 1990), table 48, p. 42.

мы рассмотрим, как сказывается эта особенность на проводимой США политике.

Экономика

В конце 90-х годов Соединенные Штаты обладали самой мощной в мире экономикой. В 1995 г. их валовой национальный продукт (ВНП), т.е. совокупная стоимость всех производимых товаров и услуг, состав­лял около 7,2 млрд долларов, тогда как в Японии — 2,3 млрд, а в Германии — 2,1 млрд долларов [8]. Американский доллар продолжает оставаться основной валютной единицей, и курс большинства наци­ональных валют исчисляют исходя из того, на сколько долларов или центов можно обменять фунт, франк, евро, рубль, иену.

Некоторые экономисты считают, что эпоха экономического до­минирования США осталась позади. Америка, на протяжении многих лет бывшая крупнейшим кредитором, ныне превратилась в крупней­шего должника. Происходит это отчасти потому, что американцы про­должают покупать на миллиарды долларов иностранных товаров, боль-

30*


му мы вправе сказать, что американцы, твердя о преимуществах сво­бодного предпринимательства, все же предпочитают заниматься пред­принимательством, подстрахованным государством.

ше чем иностранцы покупают американских, а отчасти из-за дли­тельного и очень значительного дефицита федерального бюджета (с 1981 по 1993 г. федеральное правительство потратило на 3,2 млрд долларов больше, чем получило) [9]. К 1997 г внутренний нацио­нальный долг составил 5,2 млрд долларов.

Большинство аналитиков полагали, что справиться с ежегодными дефицитами бюджета не удастся и постоянно растущий национальный долг вынуждены будут отдавать будущие поколения американцев. Но, как ни странно, в 1997 г. положение стало меняться. Президент-де­мократ Билл Клинтон и республиканское большинство в обеих пала­тах конгресса приняли новый бюджетный план, призванный в сжа­тые сроки покончить с ежегодными дефицитами. Кроме того, бурный рост экономики обусловил значительно большие, нежели предпола­галось, налоговые отчисления, так что в 1998 г. «весь Вашингтон» с жаром обсуждал, как лучше использовать излишек средств, образо­вавшийся благодаря превышению доходов над расходами — профи-цит, который, по оценке президента Клинтона, составил в 1998 г. 39 млрд долларов.

Америку на протяжении многих лет воспринимали как форпост капиталистических идей и институтов, считая ее главным антагонис­том тех людей и стран, которые верили в социалистические пути раз­вития экономики. Правомерность подобных представлений подтверж­дается при измерении степени капитализации экономики, т.е. долей предприятий, находящихся в частном владении и направленных на извлечение прибыли. Но даже если это и так, ни американские эконо­мические институты, ни экономическая практика даже отдаленно не отвечают тем нормам абсолютно свободного предпринимательства, которые сформулировали такие радикальные рыночники, как Адам Смит в XVIII в. и Милтон Фридмэн — в XX в. И тот, и другой доказы­вали, что государство должно свести к минимуму свое вмешательство в экономические вопросы, что оно не должно регулировать опера­ции, прибыль и заработную плату процветающих предприятий, равно как не должно предоставлять субсидии или иным образом «протяги­вать руку помощи» разоряющимся предприятиям.

Напротив, американские власти всегда помогали американскому бизнесу. Правительственные учреждения проводят дорогостоящие ис­следования различных сторон экономической деятельности, бесплат­но предоставляя результаты частным компаниям. Конгресс вводит протекционные тарифы и квоты на импорт определенных промыш­ленных товаров, защищая американских производителей. Федераль­ные законы гарантируют, что каждый работающий будет получать за свой труд не ниже определенного минимума, независимо от того, сколько бы ему платили в условиях по-настоящему «свободного рын­ка». Большей части этих благ американцы добились благодаря усили­ям бизнес-ассоциаций, профсоюзов и других групп давления. А пото-


 

ВСТАВКА 10.1

Американский «Билль о правах»

1. Свобода совести, слова, печати, собраний.

2. Право хранить и носить оружие.

3. «Ни один солдат не должен <...> размещаться на постой в доме без согласия владельца».

4. «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имуще­ства от необоснованных обысков и арестов».

5. «Никто не должен привлекаться к ответственности <...> за пре­ступление иначе как по представлению или обвинительному заключению Большого жюри; <...> никто не должен за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или нарушения телесной неприкосновенности; никто не должен принуждаться <...> быть свидетелем против самого себя; никто не может быть лишен жизни, свободы, собствен­ности без надлежащей правовой процедуры; частная собствен­ность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения».

6. «Право на скорый и публичный суд беспристрастных присяж­ных; обвиняемый имеет право быть осведомленным о сущно­сти и основаниях обвинения; он имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него; право на при­нудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты».

7. Гарантия того, что «все <...> дела, в которых оспариваемая цена иска превышает 20 долларов», будут рассмотрены судом при­сяжных.

8. «Не должны требоваться чрезмерные залоги или налагаться чрез­мерные штрафы, либо налагаться жестокие и необычные на­казания».

9. «Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохра­няемых народом».

10. Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запре­щено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами или за народом.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...