Американский «Билль о правах»
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Население Территория Год обретения независимости Год принятия конституции Глава государства Глава правительства Язык(и) 285 млн человек (на 2000 г.) 3 675 031 кв. миль 1776 г. 17 сентября 1787 г. {вступила в действие 4 марта 1789 г.) президент Уильям Джефферсон Клинтон* президент Уильям Джефферсон Клинтон английский, испанский (используется крупной группой национальных меньшинств) протестанты (56%), католики (28%), мусульмане (2%), мормоны (2%), иудеи (2%), атеисты (10%)
И Англии не знает тот, Кто только Англию и знает. Может возникнуть вопрос: «Зачем в книгу, посвященную сравнительной политологии, включена глава о Соединенных Штатах?» Одна из причин этого заключалась в том, что большая часть ее читателей, равно как и авторов, — американцы [2], а следовательно, политика, проводимая этой страной, влияет на нашу жизнь сильней, чем поли- На президентских выборах 2000 г. победу одержал Джордж У. Буш-младший. тика любой другой страны. Более того, сколь бы ничтожной ни казалась нам наша возможность влиять на действия нашего правительства, она, без сомнения, обширней возможности влиять на действия правительств других стран. И приведенные в эпиграфе слова Киплинга с полным правом можно отнести и к Америке. Разумеется, существует множество прекрасных исследований американской политической системы, написанных американскими авторами для американских студентов. Но почти все очи никак не соотносят реалии Соединенных Штатов с реалиями других стран, не говоря уж об-их систематизированном сопоставлении. Будем надеяться, что, рассматривая американскую политическую систему под особым углом зрения — определяя черты ее сходства и различия с политическим устройством других стран, мы сумеем отвести от себя упрек Киплинга. Кроме того, это поможет нам понять, каким образом своеобразие американской политики способно негативно воздействовать на готовность Соединенных Штатов достойно решить те грандиозные проблемы, которые поставит перед ними новое тысячелетие.
Задачи дня После того как в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз и завершилась «холодная война», Соединенные Штать^ остались единственной на планете сверхдержавой. Этот переворот в мировой политике одни важнейшие проблемы, стоявшие перед американским правительством, решил, а актуальность других — сделал несколько менее жгучей. Но это не значит, что они сняты с «повестки дня». В третьем тысячелетии Америке предстоит, без сомнения* ответить на следующие политические вызовы. В области внутренней политики одной из первоочередных остается проблема экономического и социального статуса афро-американ-цев — проблема, терзающая американский народ от самых истоков его становления. Несмотря на то что нынешнее поколение чернокожих американцев по многим аспектам значительно благополучней, чем предшествующее, они по-прежнему отстают от белых — у них ниже совокупный семейный доход, уровень образования и продолжительность жизни, хуже жилищные условия, они чаще совершают преступления и в среднем отбывают более длительные сроки тюремного заключения, их семьи менее стабильны, они больше подвержены таким болезням, как СПИД и рак предстательной железы. В начале второго срока своего президентства Билл Клинтон призвал начать диалог {и сам принял в нем участие) по расовым проблемам, и возникшая в результате этого полемика о том, в какой мере соответствуют конституции так называемые «позитивные действия» (система льгот и привилегий, которые получают представители расовых и национальных меньшинств при устройстве на работу, при получении образования и т.п.) и насколько они эффективны, продолжится, без сомнения, и в XXI в.
Среди внутриполитических — такие хорошо знакомые и разно-плановые проблемы, как «война с наркотиками», введение единых общенациональных экзаменов, призванных унифицировать образовательные стандарты, необходимость сочетать защиту окружающей среды с развитием экономики, острейший конфликт между сторонниками и противниками запрещения абортов. В конце XX в. американская экономика, и без того не имевшая себе равных в мире по темпам и объему промышленного производства, переживала подъем, какие редко случались в истории. Но и в этой сфере остается целый ряд нерешенных вопросов, затрагивающих и экономику, и политику. Один из них — это сложная, порой запутанная и иногда несправедливая налоговая система, давно нуждающаяся в проведении реформ, диапазон которых колеблется от введения единой ставки подоходного налога и умещающейся на одной странице налоговой декларации (Форма 1040) до федерального налога с продаж. Другой — это создание всеобъемлющей системы медицинского страхования, которая сможет совладать с повышением расценок на медицинские услуги и, следовательно, позволит всем американским гражданам получать требующееся им лечение. Третий — способ сохранить равновесие национального бюджета даже в те периоды, когда экономика переживает спад и не в силах пополнять казну рекордными налоговыми отчислениями. Можно не сомневаться, что Соединенные Штаты и в начале XXI в. останутся самой могущественной страной в мире и лидером тех сил, которые поддерживают демократические режимы и рыночную экономику. Однако едва ли это должно становиться поводом для раздувания национальной спеси, поскольку положение Соединенных Штатов породит целый ряд внешнеполитических проблем, которые хоть и отличаются от тех, с которыми сталкивалась страна в период «холодной войны», но не уступают им в сложности. Например, Соединенные Штаты недавно инициировали прием в полноправные члены НАТО трех стран бывшего «социалистического лагеря» — Чешской Республики, Польши и Венгрии. Вступления в НАТО упорно добивается ряд других государств, и США придется сказать решающее слово в дискуссии о том, каков должен стать характер и статус Североатлантического альянса и каковы критерии отбора его потенциальных членов. Администрация США, вероятно, и впредь будет реализовывать многие направления своей внешнеполитической деятельности не на собственный страх и риск, а через многосторонние акции, т.е. в составе НАТО и под эгидой ООН, но в этом случае придется выплатить полностью или большую часть тех средств, которые США за-
должали ООН (а это полтора миллиарда долларов), если ООН по-прежнему останется эффективным проводником американской внешней политики. Вместе с США Британия, Франция, Китай и Россия входят в члены «клуба ядерных держав» (предполагается, что необходимыми возможностями для производства ядерного оружия обладает и Израиль). В 1998 г. «клуб» пополнился Индией и Пакистаном; существуют также веские основания считать, что возглавляемый Саддамом Ху-сейном Ирак вплотную подошел к созданию ядерного оружия. Таким образом, число государств, способных нанести ядерный удар, возросло до 8 или 9, и, следовательно, все проблемы нераспространения ядерного оружия и разоружения усложнились. Соединенным Штатам как единственной в мире ядерной сверхдержаве волей-неволей придется взять на себя главную роль в поисках решения этих проблем. Приведенный нами краткий и неполный перечень тех первоочередных внешне- и внутриполитических вызовов, на которые США должны будут в новом столетии дать достойный ответ, призван подчеркнуть важность, а в ряде случаев и огромную сложность порождаемых ими проблем. Давайте посмотрим, в какой мере политическая система США приспособлена для их решения. История Нашу планету населяют более 180 народов, абсолютное большинство которых относительно недавно освободилось от колониальной зависимости и обрело государственный суверенитет. Не менее 73% всех стран мира получили независимость после окончания Второй мировой войны.
Некоторые из этих государств создали политические системы, которые оказались способны удовлетворить чаяния и нужды своих граждан, и потому относительны стабильны. К сожалению, после получения независимости многие страны (в числе самых печальных примеров — Камбоджа, Руанда, Сомали, Эфиопия, Югославия) неоднократно меняли свои политические системы, и теперь им еще предстоит найти такую модель своего государственного устройства, которая окажется достаточно эффективной и потому долговечной. Сэймур Мартин Липсет утверждал, что американцы были первым в мире «новым народом», имея в виду, что те проблемы, с которыми столкнулись граждане США, создавая после получения независимости от Великобритании в 1783 г. стабильную и основанную на незыблемых принципах политическую систему, по многим параметрам схожи с проблемами, которые стояли перед государствами, возникшими после 1945 г. [3]. Американское государство, несмотря на то, что его часто называют «юным», на самом деле старше многих других совре- менных государств, хотя, разумеется, сложилось оно намного позже, чем, например, Британия, Франция или Япония. Из всех писаных действующих конституций Конституция Соединенных Штатов — самая старая в мире. Американцы с полным правом -могут утверждать, что демократия установилась в их стране раньше, чем в любом другом современном и крупном государстве. В 90-е годы XVIII в. в США появились первые в мире политические партии (в нынешнем значении этого слова), а существующая по сей день Демократическая партия повсеместно признана старейшей в мире. В этой главе будут затронуты многие стороны пЬлитического развития Америки, но здесь мы хотим лишь подчеркнуть, что Гражданская война (1861-1865) стала великой вехой в истории Соединенных Штатов [4]. До 1861 г. неоднократно возникал и живо обсуждался вопрос, являются ли США временным объединением независимых государственных образований (штатов), в любую минуту по своему желанию имеющих право отделиться, или же это единое суверенное государство, граждане которого приняли решение разделить власть между национальным правительством и правительствами штатов. После 1865 г. США (это известно каждому американскому школьнику) де-факто и де-юре стали «единой и неделимой страной», а не федерацией независимых государств. До 1861 г. многие американцы, особенно из тех 11 южных штатов, которые стремились отделиться и создать конфедерацию, считали себя в первую очередь гражданами своих штатов и ставили свое американское гражданство в зависимость от членства своих штатов в союзе. (Наиболее хрестоматийный пример этого связан с именем Роберта Э. Ли, который, будучи непримиримым противником и рабства, и отделения, отказался, тем не менее, принять командование Союзной армией после того, как Виргиния провозгласила независимость, и связал с ней свою судьбу, ибо считал себя обязанным быть лояльным прежде всего по отношению к штату, а не ко всей стране.) Четырнадцатая поправка к конституции, принятая в 1868 г., недвусмысленно провозглашала: «Все люди, родившиеся или натурализовавшиеся в Соединенных Штатах и подлежащие юрисдикции оных, являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают». Короче говоря, все американцы являются в первую очередь гражданами Соединенных Штатов и лишь как производное от этого — гражданами штатов, в которых живут.
География Соединенные Штаты владеют территорией площадью 3 675 031 кв. мили, т.е. занимают четвертое место в мире, уступая лишь России (6 592 800 кв. миль), Канаде (3 849 674 кв. миль) и КНР (3 705 386 кв. мили) [5]. США граничат на востоке с Атлантическим океаном, на 30 - 7377 западе — с Тихим океаном, на севере — с Канадой и на юге — с Мексикой. Это благоприятное географическое положение, обусловленное тем, что «справа» и «слева» от США — два великих океана, а «сверху» и «снизу» — два слабых в военном отношении государства, позволило стране не вступать ни в какие союзы и ни с кем не воевать и проводить этот внешнеполитический курс вплоть до конца XIX в. С появлением межконтинентальных баллистических ракет и подводных лодок с ракетным вооружением ни одна страна мира, включая и Соединенные Штаты, не может рассчитывать, что географическое положение изолирует ее от протекающих на планете политических процессов. Население Американское Бюро переписи сообщает, что население Соединенных Штатов составляло на 1998 г. 270 млн, человек. Таким образом, США— третья по численности страна в мире (на первом месте Китай — 1,1 млрд человек, на втором Индия — 850 млн человек). Прирост населения США происходил фантастическими темпами: по данным первой переписи, проведенной в 1790 г., в стране проживали 3 929 000 человек, и это означает, что за 215 лет существования американского государства его население увеличилось на 679%. Около 50 млн человек приехали в Америку из других частей света, что позволило английскому исследователю X. Дж. Николасу определить этот феномен как «крупнейшую в истории западной цивилизации миграцию населения» [6]. Таким образом, необходимо иметь в виду очень важное для постижения Америки обстоятельство — это страна иммигрантов. По данным переписи, потомками коренных американцев являются лишь 2,6% населения, все остальные — это иммигранты со всего света или их потомки. Рис. ЮЛ показывает основные источники иммиграции (в соответствии с материалами переписи 1990 г.). Основная масса иммигрантов переселилась в Соединенные Штаты либо в 1840—1860 гг. (главным образом из западноевропейских и скандинавских стран), либо в период 1870—1920 гг. (эта волна состояла по большей части из жителей Восточной Европы). В 20-е годы конгресс ввел ограничения на въезд в США, и темпы иммиграции резко замедлились. Однако с конца 70-х годов приток иммигрантов вновь усилился, и теперь в США на законных основаниях приезжают — прежде всего из стран Азии и Латинской Америки — около 800 000 человек ежегодно, что превышает население таких американских городов, как Денвер, Индианополис или Сан-Франциско [7]. Соединенные Штаты с момента своего возникновения принимали большее количество переселенцев, чем какая-либо другая страна когда-либо в истории, и в результате таких миграционных процессов ее население отличается невиданным нигде в мире (за исключением разве что Индии) этническим и культурным многообразием. Ниже Западная Африка Восточ- Латин- Лчпи Сред- Прочие динавия Рис. 10.1. Основные источники иммиграции предков американцев (согласно переписи 1990 г.). Источник: Statistical of the United States 1990 (Washington: Bureau of the Census, 1990), table 48, p. 42. мы рассмотрим, как сказывается эта особенность на проводимой США политике. Экономика В конце 90-х годов Соединенные Штаты обладали самой мощной в мире экономикой. В 1995 г. их валовой национальный продукт (ВНП), т.е. совокупная стоимость всех производимых товаров и услуг, составлял около 7,2 млрд долларов, тогда как в Японии — 2,3 млрд, а в Германии — 2,1 млрд долларов [8]. Американский доллар продолжает оставаться основной валютной единицей, и курс большинства национальных валют исчисляют исходя из того, на сколько долларов или центов можно обменять фунт, франк, евро, рубль, иену. Некоторые экономисты считают, что эпоха экономического доминирования США осталась позади. Америка, на протяжении многих лет бывшая крупнейшим кредитором, ныне превратилась в крупнейшего должника. Происходит это отчасти потому, что американцы продолжают покупать на миллиарды долларов иностранных товаров, боль- 30*
ше чем иностранцы покупают американских, а отчасти из-за длительного и очень значительного дефицита федерального бюджета (с 1981 по 1993 г. федеральное правительство потратило на 3,2 млрд долларов больше, чем получило) [9]. К 1997 г внутренний национальный долг составил 5,2 млрд долларов. Большинство аналитиков полагали, что справиться с ежегодными дефицитами бюджета не удастся и постоянно растущий национальный долг вынуждены будут отдавать будущие поколения американцев. Но, как ни странно, в 1997 г. положение стало меняться. Президент-демократ Билл Клинтон и республиканское большинство в обеих палатах конгресса приняли новый бюджетный план, призванный в сжатые сроки покончить с ежегодными дефицитами. Кроме того, бурный рост экономики обусловил значительно большие, нежели предполагалось, налоговые отчисления, так что в 1998 г. «весь Вашингтон» с жаром обсуждал, как лучше использовать излишек средств, образовавшийся благодаря превышению доходов над расходами — профи-цит, который, по оценке президента Клинтона, составил в 1998 г. 39 млрд долларов. Америку на протяжении многих лет воспринимали как форпост капиталистических идей и институтов, считая ее главным антагонистом тех людей и стран, которые верили в социалистические пути развития экономики. Правомерность подобных представлений подтверждается при измерении степени капитализации экономики, т.е. долей предприятий, находящихся в частном владении и направленных на извлечение прибыли. Но даже если это и так, ни американские экономические институты, ни экономическая практика даже отдаленно не отвечают тем нормам абсолютно свободного предпринимательства, которые сформулировали такие радикальные рыночники, как Адам Смит в XVIII в. и Милтон Фридмэн — в XX в. И тот, и другой доказывали, что государство должно свести к минимуму свое вмешательство в экономические вопросы, что оно не должно регулировать операции, прибыль и заработную плату процветающих предприятий, равно как не должно предоставлять субсидии или иным образом «протягивать руку помощи» разоряющимся предприятиям. Напротив, американские власти всегда помогали американскому бизнесу. Правительственные учреждения проводят дорогостоящие исследования различных сторон экономической деятельности, бесплатно предоставляя результаты частным компаниям. Конгресс вводит протекционные тарифы и квоты на импорт определенных промышленных товаров, защищая американских производителей. Федеральные законы гарантируют, что каждый работающий будет получать за свой труд не ниже определенного минимума, независимо от того, сколько бы ему платили в условиях по-настоящему «свободного рынка». Большей части этих благ американцы добились благодаря усилиям бизнес-ассоциаций, профсоюзов и других групп давления. А пото-
ВСТАВКА 10.1 Американский «Билль о правах» 1. Свобода совести, слова, печати, собраний. 2. Право хранить и носить оружие. 3. «Ни один солдат не должен <...> размещаться на постой в доме без согласия владельца». 4. «Право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов». 5. «Никто не должен привлекаться к ответственности <...> за преступление иначе как по представлению или обвинительному заключению Большого жюри; <...> никто не должен за одно и то же правонарушение дважды подвергаться угрозе лишения жизни или нарушения телесной неприкосновенности; никто не должен принуждаться <...> быть свидетелем против самого себя; никто не может быть лишен жизни, свободы, собственности без надлежащей правовой процедуры; частная собственность не должна изыматься для общественного пользования без справедливого возмещения». 6. «Право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных; обвиняемый имеет право быть осведомленным о сущности и основаниях обвинения; он имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него; право на принудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты». 7. Гарантия того, что «все <...> дела, в которых оспариваемая цена иска превышает 20 долларов», будут рассмотрены судом присяжных. 8. «Не должны требоваться чрезмерные залоги или налагаться чрезмерные штрафы, либо налагаться жестокие и необычные наказания». 9. «Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом». 10. Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами или за народом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|