Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особые последствия: разделенная партийная власть




В странах парламентской демократии невозможно такое положе­ние, когда одна партия контролирует законодательную ветвь власти, а другая — исполнительную. Если парламент отказывается принять требования правительства, либо оно подает в отставку и тогда на его место приходит другое, удовлетворяющее парламент, либо парламент объявляется распущенным, то назначаются новые выборы и форми­руется новый кабинет, имеющий поддержку нового парламентского большинства. Возникающий по какому-либо значительному полити­ческому вопросу конфликт между парламентским большинством и кабинетом министров продолжается, таким образом, очень недолго.

В Соединенных Штатах все обстоит иначе: разделение властей, различные сроки пребывания в должности и различные условия вы­боров президента, членов палаты представителей и сенаторов позво­ляют одной партии контролировать президента, а другой — одну или обе палаты конгресса. Насколько часто подобное происходит в дей­ствительности? С 1832 г. (когда, по мнению большинства историков, и возникли современные избирательные и партийные системы) по 1998 г. в США прошли 84 кампании по выборам президента и членов конгресса. Каждая из них могла привести к тому, что контроль над правительством осуществляла бы только одна партия или обе партии вместе. На самом же деле лишь 52 кампании (62%) приводили к объе­диненному контролю и 32 кампании (38%) — к «разделенному» кон­тролю (рис. 10.5).

Еще большего внимания заслуживает следующее обстоятельство: после смерти Франклина Д. Рузвельта фрагментация власти осуществ­лялась столь часто, что, по мнению многих наблюдателей, стала нор­мой, а не исключением. С 1946 по 1998 г. состоялось 26 избирательных кампаний, но лишь 10 из них (38%) привели к созданию унифициро­ванной власти (и президент, и большинство в конгрессе были демок­ратами), а 16 (62%) — к разделенному правлению (президент — рес­публиканец, а большинство в конгрессе принадлежит демократам).

Положение изменилось после выборов 1994 и 1996 гг., когда в Белый дом вселился демократ Билл Клинтон, а республиканцы стали контролировать обе палаты конгресса. В 1996 г. Клинтон был переизб­ран на второй срок, но и республиканцы не утратили контроль над конгрессом, подтвердив в 1998 г. свои полномочия.

Наиболее очевидной причиной подобной ситуации, которая невоз­можна в странах парламентской демократии, да и неведома им, являет­ся то обстоятельство, что глава исполнительной власти и члены обеих палат конгресса избираются, как мы знаем, раздельно и на различные сроки, причем избирательные округа «перекрывают» друг друга. Кон­ституционная структура США, таким образом, позволяет американс­ким гражданам «разделить список» кандидатов, т.е. избрать представи­теля одной партии президентом, а другой — членом конгресса.


 

Год
Президент Гарри С. Трумэн, демократ Дуайт Д. Эйзенхауэр, республиканец Джон Ф. Кеннеди, демократ Линдон Б. Джонсон, демократ Ричард М. Никсон, республиканец Джеральд Р. Форд, республиканец Джеймс Э. Картер, демократ Рональд У. Рейган, республиканец Джордж Буш, республиканец Уильям Д. Клинтон, демократ

Конгресс

    1948 -   демократический  
I     демократический  
ж   1952 -   республиканский  
      демократический  
1     демократический  
г     демократический  
    1960 -   демократический  
•-.     демократический  
      демократический  
;::     демократический  
г     демократический  
    1968-   демократический  
      демократический  
      демократический  
^В?р   1973-   демократический  
Шр'-     демократический  
ш   1976-   демократический  
      демократический  
  1980-   сенат — республиканский,  
    палата представителей —  
Кг     демократическая  
1     демократический  
    1988-   демократический  
S     демократический  
I   1992 -   демократический  
      республиканский  
      республиканский  
      республиканский  

Рис. 10.5. Партийный контроль над президентом и конгрессом, 1948-1998 гг.

Это объясняет, почему все чаще правящими становятся обе партии. На рис. 10.6 показана динамика этого процесса на материале всех президентских избирательных кампаний в период с 1952 по 1996 г., участники которых сообщали, что голосовали за представителя од­ной партии в качестве кандидата в президенты и за представителя другой — как за кандидата в члены конгресса. По этим данным мож­но судить, что тенденция к «двойному» голосованию неуклонно на­растала, и в 1996 г. число избирателей, проголосовавших таким обра­зом, вдвое превысило число избирателей 1952 г.

Тем не менее разделенное правление не снижает (и не повыша­ет) возможности федерального правительства проводить свою поли­тическую линию. Тщательное исследование Дэвида Мэйхью свиде­тельствует, что количество наиболее значимых законопроектов, при­нятых с 1946 по 1990 г., не меняется в зависимости оттого, разделена ли власть или унифицирована [45].

33 - 7377


40 - 35 -30 -25 -20 -15 -10 - 5 - О

я о а

С

92 96

52 56 60 64 68 72 76 80 84

Рис. 10.6. Тенденция к «двойному» голосованию, 1952-1996 гг.

Источник: 1952-1996 American National Election Studies, Inter-university Consortium for Political and Social Research, University of Michigan.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...