Участие в политической деятельности и приобщение к ней
Участие путем голосования Рядовые граждане могут принимать участие в политической деятельности своей страны по-разному, но волеизъявление считается наиболее важной формой такого участия. Некоторые исследователи доказывают, что существование регулярных, свободных, состязательных выборов на высшие посты государства — это и есть самое значительное отличие демократической системы от недемократической. Большинство политологов убеждены в том, что поскольку для рядовых граждан демократического государства волеизъявление является основным способом принять реальное участие в управлении страной, избирательная активность — число голосующих на выборах в процентном соотношении к общему количеству дееспособных совершеннолетних граждан — является одним из важнейших индикаторов благополучия любой демократической системы. Исследования пока-
I Т F 1788 1804 1820 1836 1852 1868 1884 1900 1916 1932 1948 1964 1980 1996 Примечание: Данные приводятся на основании сведений о численности граждан, имеющих избирательные права, на 1924 г. и последующие годы. До 1924 г. на численность избирателей влияли действовавшие в ряде штатов ограничения по гражданству, расе и полу. Рис. 1Ф.З. Избирательная активность на выборах президента и в конгресс, 1789-1996 гг. Источники: 1790-1986: Walter Dean Burnham, «The Turnout Problem», in Elections American Style, ed. A. James Reichley (Washington, DC: Brookings, 1987), pp. 113-114; 1988-1996: Walter Dean Burnham, personal communication; Harold W. Stanley and Richard G. Niermi, eds. Vital Statistics on American Politics (Washington: Congressional Quarterly, 1998), figure 1-1, p. 12. зывают, что избирательная активность в Соединенных Штатах ниже, чем в какой бы то ни было другой демократической стране, за исключением Швейцарии. Рис. 10.3 демонстрирует, что избирательная активность на выборах президента США постепенно снижалась с 1960 г., и наихудшие показатели (49%) были на президентских выборах 1996 г., а на выборах в конгресс, законодательные собрания штатов и местные органы власти они, как правило, еще ниже. Некоторые политологи усматривают в этом тревожный симптом, свидетельствующий о том, что Америка тяжело больна, и отражающий широко распространенное в народных массах представление, что результаты выборов на самом деле не имеют значения, вся система власти «заточена» против рядовых граждан и враждебна им, а потому нет никакого смысла обременять себя походом на избирательный участок.
Другие ученые утверждают, что, когда процент активных избирателей в США будет исчисляться точно так же, как и в других демократических странах, эти цифры будут выглядеть более отрадно. А пока существует важное^ хотя и техническое, различие. В Америке, как и везде, фамилии граждан должны быть занесены в избирательные спис- ки до голосования. Однако в отличие от других стран, где регистрация не требует от избирателей никаких усилий, поскольку власти берут инициативу на себя и сами делают так, что практически все граждане, имеющие избирательные права, оказываются в стшсках, в Соединенных Штатах существует другой порядок: каждый штат регулирует процедуру регистрации, и потому многие потенциальные избиратели должны приложить некоторые усилия к тому, чтобы их внесли в списки — ни один чиновник не станет этого делать за них. Более того, в большинстве демократических государств гражданин, меняя местожительство, автоматически выбывает из прежних списков и столь же автоматически попадает в новые, не прилагая к этому никаких усилий, тогда как американец, переезжая из одного штата в другой, выбывает из списков, но не вносится в новые. В 1993 г. конгресс принял закон, получивший название «Motor Voter» и призванный упростить порядок регистрации, с тем чтобы повысить избирательную активность населения. Новое законодательство требует, чтобы правительства штатов регистрировали избирателя одновременно с получением им водительского удостоверения, чтобы зарегистрироваться можно было по почте и чтобы бланки регистрации можно было брать в ведомствах, занимающихся социальной защитой населения — выдающих пособия по безработице или осуществляющих прочие социальные выплаты. Но и после введения этого закона в действие на президентских выборах 1996 г. избирательная активность упало до 49%, что является одним из самых низких показателей в XX в. [25].
Большинство политологов приветствовали новый закон и были обескуражены резким падением избирательной активности в 1996 г. Впрочем, кое-кто из них утверждает, что низкая избирательная активность граждан США есть артефакт, порожденный способом определения этой активности. Измерять ее можно двумя различными способами, дающими совершенно различные результаты. В первом случае берется процент от общей численности всех зарегистрированных избирателей, которая в большинстве демократических стран практически равна количеству граждан, имеющих избирательные права. Во втором (он-то и применяется в США) — берется процент от общего числа граждан, достигших совершеннолетия, и в том числе не только лиц незарегистрированных или потерявших регистрацию в связи со сменой местожительства, но даже не являющихся американскими гражданами. Одно исследование показало, что при сопоставлении США с 24 другими демократическими государствами (когда избирательная активность берется как процент от общего числа совершеннолетних жителей) Америка по результатам президентских выборов (52,6%) занимает двадцать третье место, т.е. находится ниже, чем какая-либо другая демократическая страна, кроме Швейцарии. Когда же в поня- тие «избирательная активность» вкладывается другой смысл (процентное соотношение проголосовавших и зарегистрированных), средний показатель «подскакивает» до 86,8%, что выводит США на одиннадцатое место [26]. Американские избиратели часто голосуют. Еще одним объяснением низкой избирательной активности в США может служить то обстоятельство, что американские избиратели вынуждены голосовать гораздо чаще, нежели граждане любого другого государства (исключение опять же составляет Швейцария). В странах парламентской демократии всеобщими являются лишь выборы в национальный парламент, на которых избиратели голосуют, как правило, за какого-нибудь одного кандидата или политическую партию. Помимо этого, они время от времени принимают участие в выборах местных органов власти. В странах с федеральной системой власти они также голосуют за представителя своего штата в законодательном собрании. Таким образом, в большинстве демократических стран (кроме Соединенных Штатов и Швейцарии) средний избиратель за четыре-пять лет должен останавливать свой выбор на том или ином кандидате не более четырех-пяти раз [27].
В США благодаря сочетанию таких особенностей, как федерализм, разделение властей, прямые первичные выборы, референдумы, проводимые на местном и региональном уровнях, право законодательной инициативы, граждане за 4—5-летний период должны принимать несколько сотен избирательных решений. На общенациональном уровне они участвуют в первичных президентских выборах, происходящих на съездах партий, а затем делают выбор между демократами и республиканцами. Каждые два года они голосуют на первичных и всеобщих выборах членов палаты представителей и дважды за шестилетний срок — на выборах членов сената. На уровне штатов и муниципалитетов происходят не только первичные и общерегиональные/муниципальные выборы глав исполнительной власти (губернаторов и мэров) и членов законодательных собраний, которых также выдвигают на первичных и избирают на всеобщих выборах, но и выборы большого числа должностных лиц (в других демократических странах на эти посты не избирают, а назначают), например, государственного секретаря штата, генерального прокурора, руководителей управлений финансов и образования, судей, членов местных школьных советов, директоров школ, членов санитарных и парковых комиссий и т.д. Все они проходят ту же процедуру — первичные плюс всеобщие выборы. Вдобавок примерно в половине штатов регулярно проводятся референдумы по «инициативе снизу», на которых граждане напрямую определяют свое отношение к тем или иным вопросам социальной политики [28].
Таким образом, американские граждане приходят на выборы куда чаще, чем жители других развитых демократий (кроме Швейцарии). Разумеется, возможность волеизъявления на свободных, честных, состязательных выборах — это необходимейшее условие демократической формы правления, а потому является делом хорошим. При этом, однако, вспоминается поговорка «хорошего — понемножку», и многие американцы, покидая избирательные пункты после 19-го за год голосования, вполне вероятно задаются вопросом: не следует ли несколько сузить безграничный простор в принятии избирательных решений? [29]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|