Низкий уровень сплоченности
Парламентская система в большинстве современных демократических стран отличается высокой степенью партийной солидарности. Этот термин определяет, насколько единодушно голосуют члены законодательной партии по тем или иным политическим вопросам. Разумеется, есть и воздержавшиеся, и те, кто решается голосовать вразрез с волей партийных лидеров, и в некоторых странах их число за последние годы, хотя и медленно, но даже возрастает. Но все же это по большей части остается отклонением от нормы, норма же состоит в том, что все члены парламентских партий по большинству законопроектов голосуют солидарно и в соответствии с установками своих лидеров. Однако в Соединенных Штатах солидарное голосование в палатах конгресса, когда все демократы голосуют «за», а республиканцы — «против» (или наоборот), происходит лишь по так называемым организационным вопросам — при выборах спикера палаты представителей, председателя сената, председателей основных комитетов и комиссий. По всем иным вопросам конгрессмены редко бывают единодушны. Данные, приведенные в табл. 10.6, свидетельствуют о том, что степень партийной солидарности обычно бывает выше у демократов-конгрессменов, чем у демократов-сенаторов, и еще выше — у конгрессменов-республиканцев, нежели у их однопартийцев из сената. По некоторым вопросам этот уровень даже приближается к уровню, нормальному для большинства демократических стран: например, демократы-конгрессмены проявили высокую сплоченность при голосовании о необходимости регистрировать избирателя при выдаче ему водительского удостоверения, а республиканцы — при голосовании законопроекта о реформе системы социальной защиты и о внесении в конституцию поправки о сбалансированном бюджете. Вместе с тем
демократы не проявили должной сплоченности, когда зашла речь о том, принимать ли гомосексуалистов на военную службу, или когда нужно было преодолеть вето президента Клинтона на законопроект, запрещающий аборты. Из этого следует, что обе представленные в конгрессе США партии обладают известной долей сплоченности, которая возрастает при голосовании по таким вопросам, как совершенствование социальной сферы, увеличение бюджетных ассигнований на оборону, меры по регулированию бизнеса: в этих случаях обычно демократы в преобладающем большинстве, но не единогласно, голосуют «за», а республиканцы в преобладающем большинстве, но не единогласно — «против». Однако по вопросам, затрагивающим партийную идеологию (это прежде всего вопросы морали — аборты, смертная казнь, борьба с распространением порнографии), голоса в обеих партиях разделяются приблизительно поровну. По сравнению с ведущими партиями в большинстве демократических стран мира американские конгрессмены гораздо реже голосуют солидарно. Это обстоятельство сильно сказывается на той роли, которую американские политические партии играют в процессе выработки политического курса (о чем будет сказано ниже). Объясняется же оно несколькими причинами, и самой значительной из них является то, что лидеры демократов и республиканцев крайне скупо наделены властными полномочиями и возможностью установить жесткую партийную дисциплину. Слабая дисциплина В распоряжении лидеров крупных партий почти всех демократических государств мира имеется целый набор средств, позволяющих сделать так, чтобы законодатель, выступающий «под знаменами» партии, поддерживал ее политику и проводил ее в национальном парламенте. Например, они могут намекнуть, что парламентарий, чересчур часто голосующий вразрез с партийными установками, никогда не получит министерский портфель или другую престижную и ответственную должность. Если и это не помогает образумить «смутьяна», лидеры могут и вовсе исключить его из фракции. Во многих партиях многих стран мира лидеры наделены правом пойти на крайнюю меру — признать номинацию недействительной, т.е. объявить, что «раскольник» больше не является кандидатом, официально выдвинутым партией на ближайшие выборы.
В Израиле, например, весь список партийных кандидатов в кнес-сет (парламент) составляется узкой группой партийных лидеров, которые, кроме того, определяют, у кого из претендентов есть предпочтительные шансы получить депутатский мандат. Из соображений корректности и благоразумия эти лидеры могут выслушать рекомендации региональных и местных руководителей, но обладают неоспоримым правом отменить выдвижение взбунтовавшегося члена своей партии. Ведущие политические партии в Индии, Италии, Нидерландах, Шри-Ланке, Японии действуют практически по той же самой схеме. В Британии кандидаты в парламент от Консервативной и Лейбористской партий отбираются низовыми организациями в избирательных округах. Тем не менее никто из них не может быть объявлен официальным кандидатом от той или иной партии, пока его не утвердил национальный комитет партии. Партии обычно очень осмотрительно используют свое право вето, но низовые организации знают, что, если отобранный ими кандидат чем-либо не устроит «центр», им придется искать другого, а потому они почти всегда выдвигают лицо, которое заведомо окажется «проходным» и приемлемым для партийных лидеров. Схожие с этой системы существуют и в других странах. Однако Соединенные Штаты являют собой разительный контраст подобному положению: там каждый, кто победил на партийных прай-мериз в конгресс или сенат в любом избирательном округе или штате, автоматически становится законным кандидатом на ту или иную должность. Отменить выдвижение не вправе никто. В американской истории был памятный случай — так называемая «чистка 1938 года», когда Франклин Делано Рузвельт, национальный лидер демократов, пользовавшийся необыкновенной популярностью и обладавший огромным влиянием, попытался вмешаться в процесс предварительных первичных выборов, проходивших в нескольких штатах, чтобы не допустить повторного выдвижения сенаторов-демократов, которые активно противодействовали его «новому курсу». Из 13 попыток, предпринятых президентом, 12 провалились. С тех пор возникло, укрепилось и широко распространилось убеждение в том, что любое поползновение национального партийного лидера повлиять на отбор кандидатов, проводимый на региональном или местном уровне, окончится неудачей.
Президенты и лидеры их партий в конгрессе могут обратиться к своим однопартийцам с просьбой поддержать те или иные начинания правительства — это делается во имя партийной лояльности и/или для того, чтобы партия получила большие шансы победить на ближайших выборах, а также и для того, чтобы она не попала в глупое положение. И большинство членов конгресса идут на это, сколь бы вески ни были их основания поступить иначе. Так или иначе, но в отличие от партийных лидеров в других странах, ни президент США, ни руководители его партии в конгрессе не обладают достаточно эффективными властными полномочиями, с помощью которых они могли бы заставить членов своей партии голосовать вопреки их убеждениям или вопреки интересам и воле их избирателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|