Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важнейшие элементы традиционной политической культуры США




Доверие людям, но не политикам. Политологи в качестве первич­ных критериев политической культуры рассматривают такие поня­тия, как доверие к институтам, доверие к правительству и/или дове­рие к лидерам государства. Каким образом соотносятся в этом отно­шении американцы с гражданами других стран? Ответить на этот вопрос отчасти поможет табл. ЮЛ, где приведены данные о доверии правительству соответственно в США и в четырех странах Западной Европы. Таблица показывает, что число американцев, считающих, что почти все избранные должностные лица достойны доверия, зна­чительно превышает аналогичные показатели среди англичан, фран­цузов, немцев и итальянцев. С другой стороны, американские гражда­не в меньшей степени по сравнению с англичанами и французами склонны верить, что правительство работает на благо всего народа. Средние показатели по всем четырем вопросам о доверии правитель­ству у американцев выше, чем у французов, немцев и итальянцев, но ниже, чем у англичан. Эти результаты не свидетельствуют о том, что американские граждане больше, нежели граждане других стран, «от­чуждены» от своего правительства. Скорее напротив, данные других


Таблица 10.1 Доверие правительству (в процентах) в пяти западных странах

    США   Британия   Франция   Германия   Италия  
Большинство избранных                      
Должностных лиц заслуживают доверия            
Избранным должностным лицам небезразлично, что                      
думают о них такие люди, как я            
Правительство в самом деле работает на благо народа            
Доверие правительству            
В среднем            

Источник: 1997 Deconstructing Distrust Survey, Pew Research Center for the People and the Press.

исследований показывают, что американцы очень гордятся своей стра­ной (80%) и готовы сражаться за нее (71%), тогда как среди англичан эти цифры составляют соответственно 55 и 62%, а среди немцев — 21 и 35% [18].

Таким образом, американцы в меньшей степени, нежели гражда­не Западной Европы, склонны доверять своему правительству, но, тем не менее, больше гордятся принадлежностью к своей стране и проявляют большую готовность сражаться за нее. Как объяснить по­добный парадокс?

Вероятно, тем обстоятельством, что на протяжении всей своей истории большинство американцев были непреложно убеждены в двух (взаимоисключающих с точки зрения логики, но не эмоций!) вещах. Во-первых, тем, что обычные американцы — это хорошие, надеж­ные, крепкие ребята, наделенные ценнейшим качеством — здравым смыслом, и что Америка — превосходная страна. Во-вторых, тем, что правительство, которое они и не думали отождествлять со страной, — это, по выражению Рональда Рейгана, «проблема, а не решение», и что профессиональные политики, заполняющие кабинеты прави­тельственных ведомств, возглавляющие партии, ведущие его дела, — это легковесные карьеристы, которые гораздо больше заинтересова­ны в том, чтобы набрать максимальное количество голосов на выбо­рах и перевыборах, нежели в том, чтобы, реализуя мужественную и дальновидную политику, решать стоящие перед государством задачи. Именно поэтому большинство американцев любят свою страну, но не доверяют политикам, которые правят ею.

Политическая эффективность. Другим показателем политической культуры принято считать степень убежденности рядовых граждан в

31 - 7377


том, что их предпочтения могут сильно повлиять на государственных деятелей. Результаты первого крупного исследования политических культур показывают, что американские граждане опережают по это­му показателю жителей Великобритании, Германии, Италии и Мек­сики и что во всех пяти странах уровень доверия выше среди высоко­образованных людей [19]. Соответствующие исследования подтверди­ли, что американцы, как правило, выше оценивают свое политическое влияние на правительство, нежели граждане других стран.

Роль идеологии. Политологи обычно считают идеологию чем-то вполне всеобъемлющим, а потому настойчиво «выдают» правитель­ствам наборы рекомендаций относительно того, как именно те долж­ны принимать решения и/или какими должны быть эти решения. Наи­большее внимание в дискуссиях о политической культуре других стран уделяется социалистической и капиталистической идеологиям и по­нятиям «левое» (тяготеющее к социалистическим принципам) и «пра­вое» (склоняющееся скорее к капитализму). Не обойдены вниманием и такие оппозиции, как «демократия — авторитаризм» и «конститу­ционализм — тоталитаризм». Почти каждое исследование, посвящен­ное сравнительному анализу политических культур, приводит к выво­ду о том, что в Америке идеология играет значительно более скром­ную роль, нежели во многих других странах (см. табл. 10.2).

Права и их защита в судебном порядке. На многих зарубежных американистов производит сильное впечатление то, сколь глубоко уко­ренено в сознании почти всех граждан США — белых и черных, муж­чин и женщин, молодых и старых — убежденность в том, что все они обладают некими фундаментальными правами и что наилучший спо-

Таблица 10.2

Уровень идеологической сознательности в семи демократических государствах (%)

    Активное   Признание   Причисление себя  
Страна   использование   существования/   к категории  
    идеологии   понимание категорий   «левое/правое»  
        «левое» и «правое»      
Германия        
Нидерланды        
Британия        
Швейцария        
Австрия        
Италия        
США        

Источник: Russell J. Daiton, Citizen Politics in Western Democracies (Chatham, NJ: Chatham House, 1988), table 2.2, p. 25.


соб отстоять их — не ожидать, пока они будут признаны представите­лями законодательной или исполнительной власти, а через суд до­биться, чтобы должностные или частные лица соблюдали их. К при­меру, двое английских специалистов по США были просто потрясе­ны граничащей с сутяжничеством готовностью американских граждан вчинять иски правительственным чиновникам и частным лицам за 'нарушение своих прав и как следствие этого — той колоссальной ро­лью, которую благодаря этому играют в Америке адвокаты. По их под­счетам, в США приходится один адвокат на 440 жителей, тогда как, например, в Японии — один на 10 000. Британские ученые приводят высказывание Артура Бернса, бывшего председателя Федеральной резервной системы, утверждающего, что, если бы большее количе­ство даровитых американцев посвящало себя не юриспруденции, а предпринимательству, экономическое положение США было бы несравненно стабильней. Впрочем, британские авторы заключают, что в Америке столько адвокатов именно потому, что ее граждане так упорно и последовательно отстаивают свои права [20].

Политическая социализация

Этим понятием определяется процесс приобщения детей к цен­ностям и взглядам, доминирующим в том обществе, где они живут, формирования у них представления о сути политического мира и о «качестве» представленных в нем институтов, личностей и направле­ний политики. В Америке этот процесс протекает во многом так же, как и в других современных высокоразвитых и демократических стра­нах. Политическая социализация начинается в возрасте 3-4 лет и про­должается до старости и смерти. Дети, как правило, прежде всего воспринимают такие политические фигуры, как президент и мест­ный полицейский — наиболее важные лица вне их семьи. По мере взросления процесс постижения идет вширь и вглубь: дети узнают о существовании партий, парламентариев, судей, политических направ­лений и проблем.

Политическая социализация американцев идет прежде всего под воздействием семей (в первую очередь — родителей), учителей, друзей и одноклассников, коллег по работе и средств массовой информации. Недавно проведенные исследования единодушно отмечают, что в по­литической социализации человека родители по-прежнему играют важ­нейшую роль, хотя в последние годы в связи с усилением влияния СМИ она несколько снизилась. Это неудивительно, поскольку боль­шинство ученых, анализирующих политическую жизнь в США и других высокоразвитых демократических государствах, приходят к единому выводу — СМИ и особенно телевидение сделались одним из наиболее мощных (можно даже сказать — самым мощным) факторов влияния на политическую социализацию, мировоззрение и поведение человека.


31*

 


Этот термин применяется для обозначения всех способов, с по­мощью которых идеи коммуникатора заочно передаются массовой аудитории. СМИ подразделяются на две категории — печатные (газе­ты, журналы, книги и брошюры) и электронные (радио- и телевеща­ние, включающее в себя также кабельное и спутниковое телевиде­ние).

Политическое значение той роли, которую СМИ играют в США и в трех европейских демократических странах, показано в табл. 10.3. Из приведенных там данных видно, что для большинства американ­цев, как и для большинства граждан Великобритании, Германии и Франции, важнейшим источником информации является телевиде­ние. На втором месте и со значительным отрывом во всех четырех странах находятся газеты. Прочие средства информации, включая и непосредственное общение людей между собой, играют менее значи­тельную (в политическом отношении) роль во всех группах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...