Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение США в мировом политическом процессе




Вплоть до конца XIX в. Соединенные Штаты следовали во внеш­ней политике курсом изоляционизма и не входили в число «основных игроков», действующих на международной арене. Крутой поворот на­чался с испано-американской войны (1898), посредничества Теодора Рузвельта в заключении мира между Россией и Японией (1905) и вступления США в Первую мировую войну на ее последнем этапе (1917). С 1918 г. Америка стала играть в мировой политике одну из главных ролей.

С 1945 по 1989 г. мировая политика определялась «холодной вой­ной», которую вели две сверхдержавы при поддержке своих союзни­ков: США, возглавлявшие коалицию капиталистических государств демократической ориентации, противостояли Советскому Союзу и его социалистическим/авторитарным сателлитам. «Холодная война» завершилась в самом начале 90-х годов после официального заявле­ния о том, что СССР прекращает свое существование, и обретения восточноевропейскими государствами фактической независимости.

К концу XX в. Соединенные Штаты остаются самой могуществен­ной страной; на планете стал складываться новый «мировой порядок». Каков бы он ни был в окончательном виде, за США сохранится их ведущая роль, хотя, по всей видимости, она будет иной по сравне­нию с периодом «холодной войны».

Конституционная система

Как и в большинстве стран мира (Британия и Израиль представ­ляют здесь исключения из правил), основная структура американской системы правления обрисована в конституции — Конституции Со­единенных Штатов Америки, разработанной в 1787 г., ратифициро­ванной в 1788 г. и торжественно вступившей в силу в 1789 г. Это ста­рейшая из всех действующих в мире конституций.

Разумеется, конституцию 90-х годов отличает от конституции 1789 г. целый ряд важных особенностей. За время ее существования в нее было внесено 27 поправок (последняя относится к 1992 г. и запрещает вводить в действие любой закон, меняющий условия денежного со­держания членов конгресса, пока не состоялись выборы в обе пала­ты) [10]. К числу важнейших поправок относятся следующие: первые десять поправок, в совокупности называемые Биллем о правах, пере­числяют права личности, которые национальное правительство не может нарушить (вставка 10.1).

Четырнадцатая поправка, принятая вскоре после окончания Граж­данской войны, утверждает верховенство федеральных законов над законами штатов и запрещает последним нарушать «права и свободы»


американских граждан, совпадающие почти полностью с гарантиями прав, которые содержатся в первых десяти поправках. Тринадцатая поправка запрещает рабство; Пятнадцатая — предоставляет бывшим рабам избирательные права; Двадцать вторая — ограничивает пребы­вание президента у власти двумя избирательными сроками; Двадцать пятая — формулирует условия передачи власти президентом, не име­ющим возможности исполнять свои обязанности. Но и с учетом всех этих позднейших добавлений все основные элементы конституции 1789 г. остаются в силе, тогда как в большинстве стран мира и почти во всех американских штатах конституции менялись по несколько раз. Таким образом, если долговечность может служить критерием кон­ституционной прочности, то конституция США — самая прочная в истории человечества.

Тем не менее в тексте конституции не сказано всего того, что должно быть сказано об устройстве американской политической сис­темы. Множество укоренившихся обычаев и юридических решений значительно изменили нашу форму правления, при этом не изменив в конституции ни единого слова. Примерами могут служить введение системы судебного надзора; появление политических партий; превра­щение процесса выбора президента из камерной процедуры, выпол­няемой немногими «причастными» лицами, в общенациональную акцию, открытую для всех граждан.

Ниже мы более подробно рассмотрим каждое из этих изменений.

В совокупности положения, зафиксированные в Конституции США, вместе с укоренившейся практикой собственно и образуют конституционную систему, имеющую три отличительные черты — федерализм, разделение властей, судебный надзор.

Федерализм

Федерализм — это политическая система, при которой власть раз­делена между национальным (федеральным) и несколькими субна­циональными правительствами, причем каждое из них в рамках свое­го статуса по закону пользуется всей полнотой власти. Подобные сис­темы известны издавна: в Древней Греции, к примеру, в III в. до н.э. существовала Ахейская Лига городов-государств, а в XVI в. возникла Швейцарская Конфедерация, Однако можно считать, что первую со­временную модель федерализма создали авторы американской кон­ституции. Они сделали так, потому что им пришлось так сделать. Кон­ституционное собрание, проходившее в 1787 г. в Филадельфии, было созвано в связи с тем, что его участники чувствовали — новому госу­дарству необходимо более сильное национальное правительство, не­жели то, которое было предусмотрено статьями конфедерации, но представители малочисленных штатов отказывались входить в любое национальное правительство, не сохраняющее за ними их полномо-


чия. Выход из создавшегося тупика был найден: властные полномо­чия разделили между центральным правительством и правительства­ми штатов, которые получали в сенате равное представительство. Лишь при таком условии крупные и мелкие штаты могли согласиться при­нять новую конституцию.

Но отцы-основатели американского государства видели в системе федерализма нечто большее, чем сиюминутную политическую выго­ду. Джеймс Мэдисон, в частности, считал, что самая большая угроза правам человека исходит от тирании групп большинства, рождаю­щейся в тех случаях, когда одна них присваивает себе всю власть в правительстве и использует ее для достижения собственных своеко­рыстных интересов в ущерб интересам всех прочих. Мэдисон считал, что разделение власти между национальным правительством и прави­тельствами штатов в сочетании с независимостью друг от друга влас­ти исполнительной, законодательной и судебной — наилучший спо­соб^ избежать подобной угрозы.

Федерализм был повсеместно расценен как выдающийся вклад Америки в искусство управления страной. Целый ряд стран принял эту систему государственного устройства, позволяющую сплотить во­едино регионы, которые разительно отличаются друг от друга и куль­турой, и интересами. Наиболее наглядный пример подают нам Авст­ралия, Канада, Германия, Швейцария, но значительные элементы федерализма присутствуют и в системах таких непохожих на них стран, как Бразилия, Индия, Мексика.

Американская федеральная система делит государственную власть по следующим основным принципам:

* Федеральное правительство [11] обладает полномочиями объяв­лять войну, заключать договоры с иностранными государствами, че­канить монету, регулировать торговлю между штатами.

» Десятая поправка предусматривает полномочия правительств штатов, касающиеся в основном образования, условий заключения и расторжения брака, торговли с другими штатами и выдачи автомо­бильных лицензий. Федеральное правительство часто выделяет шта­там субсидии на строительство и функционирование школ, проклад­ку и ремонт дорог, выплату социальных пособий престарелым и боль­ным и т.п. Правительства штатов имеют право отказаться от этих денег, но в том случае, если они принимают их, обязаны соблюдать общена­циональные стандарты, определяющие, как именно средства должны распределяться, и соглашаться на федеральный мониторинг их целе­вого расходования.

* Полномочия, которые осуществляются либо' центральным пра­вительством, либо правительствами штатов, — взимание налогов, де­финиция преступлений и наказаний за них.

» Федеральное правительство не имеет полномочий в сферах, ого­воренных, главным образом, первыми восемью поправками и касаю-


щихся свободы слова, печати, совести, а также предоставления ли­цам, обвиняемым в совершении преступлений, разнообразных гаран­тий того, что их дела будут рассмотрены в суде справедливо и беспри­страстно.

* Правительства штатов не имеют полномочий в сферах, огово­ренных в основном тексте конституции, а также требованиями че­тырнадцатой поправки, которая гласит: «Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США; равно как ни один штат не может лишить ка­кое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах сво­ей юрисдикции в равной защите закона». Серия постановлений Вер­ховного Суда истолковала эти положения конституции следующим образом: практически все права граждан, гарантированные от вмеша­тельства национального правительства первыми восемью поправка­ми, гарантированы четырнадцатой поправкой и от посягательства правительств штатов.

Пожалуй, наиболее важное разъяснение, касающееся самой сути американского федерализма, содержится в Статье VI конституции:

«Настоящая конституция и законы Соединенных Штатов, принима­емые во исполнение оной, равно как и все договоры, которые зак­лючены или будут заключены, являются верховным правом страны; и судьи в каждом штате обязаны следовать таковому праву, что бы ему ни противоречило в конституции или законах любого штата».

Иначе говоря, федеральное правительство не имеет конституци­онного права вмешиваться в вопросы, находящиеся исключительно в юрисдикции штатов, если только конституция или закон штата не входит в противоречие с конституцией страны или с договором, ко­торый федеральное правительство заключило в соответствии со свои­ми полномочиями. В этом случае приоритет отдается Конституции США. Более того, именно Верховный Суд Соединенных Штатов — орган федерального правительства, а не правительств штатов решает, какие законы вправе принимать соответственно федеральное правительство и правительства штатов. Таким образом, если представить себе амери­канскую систему федерализма как состязание между центральной и региональными властями, то главный арбитр является в то же время и членом одной из соперничающей команд.

Разделение властей

Поскольку многие исследователи настаивают на том, что разделе­ние властей — это наиболее значительное отличие между политичес­кой системой США (она называется президентской демократией) и большинством других демократических систем (парламентскими де-


мократиями), нам следует более подробно остановиться на характер­ных чертах этого института [12].

Само понятие разделение властей означает, что государственная власть распределяется между тремя независимыми друг от друга вет­вями — исполнительной, законодательной, судебной (рис. 10.2). Кон­ституция Соединенных Штатов возлагает законодательную власть на конгресс (Статья I), исполнительную — на президента (Статья II), а судебную — на федеральные суды, высшей инстанцией которых является Верховный Суд (Статья III),

Три ветви власти отделены друг от друга по нескольким «направ­лениям», важнейшим из которых является требование раздела 6 Ста­тьи I: «Ни сенатор, ни представитель в течение срока, на который он был избран, не может быть назначен на какую-либо гражданскую должность в пределах власти Соединенных Штатов <...> ни одно лицо, занимающее какую-либо должность на службе Соединенных Штатов, не может быть членом любой из палат во время своего пребывания в должности». Это означает, что люди, работающие в системе одной ветви власти, не могут занимать должностей в системах двух других. Так, например, когда в 1997 г. конгрессмен Билл Ричардсон был на­значен постоянным представителем Соединенных Штатов при ООН, ему, перед тем как занять этот пост, пришлось сложить с себя депу­татские полномочия. Разумеется, это полная противоположность сис­теме «слияния властей», существующей в таких странах парламент­ской демократии, как Британия или Германия, где глава исполни­тельной власти должен быть членом парламента.

Лица, возглавляющие каждую из трех ветвей власти, выбираются в ходе отличающихся друг от друга процедур и на различные сроки. Члены конгресса избираются прямым голосованием на два года, при­чем ограничений для переизбрания не существует. Члены сената из­бираются прямым голосованием на шесть лет и также могут быть пе­реизбраны на новый срок сколько угодно раз, но с тем условием, что одна треть сенаторов каждые два года избирается заново или переиз­бирается [13].

Президент избирается коллегией выборщиков (хотя можно утвер­ждать, что по сути он проходит через прямые всеобщие выборы) на четыре года и может занимать свою должность не более двух полных сроков. Все федеральные судьи, включая членов Верховного/Суда, назначаются президентом и утверждаются большинством сената. Свой пост они занимают пожизненно, но могут быть сняты с него конгрес­сом либо уйти в отставку по собственному желанию.

Сдержки и противовесы

В число тех элементов* в первую очередь обеспечивающих эффек­тивность разделения властей, входит и система сдержек и противове-


КОНСТИТУЦИЯ

 


 


г— Законодательная ветвь —i

Исполнительная ветвь

Судебная ветвь

 


 


Конгресс

Сенат Палата
представителей

Архитектор Капитолия

Библиотека конгресса

Ботанический сад США

Бюджетное управление

конгресса

Главное счетное управление

Правительственная типография


Президент

Вице-президент

Исполнительный аппарат при президенте

Аппарат Белого дома

Аппарат вице-президента

Совет экономических консультантов

Совет по качеству окружающей среды

Совет национальной безопасности

Административно-хозяйственное управление

Административно-бюджетное управление

Управление по национальной политике борьбы

с наркотиками

Управление политического развития

Управление по науке и технике

Управление представителя на торговых переговорах


Верховный Суд Соединенных Штатов

Апелляционные суды США

Окружные суды США

Территориальные суды

Суд США по внешней торговле

Суд по рассмотрению федеральных исков

США

Апелляционный суд вооруженных сил США

Суд США по налогам

Апелляционный суд США по делам ветеранов

Административные управления судов США

Федеральный судебный центр

Комиссия США по приговорам


 


Министерство сельского хозяйства

Министерство жилищ­ного строительства и городского развития

Министерство здравоох­ранения и обслуживания населения

Министерство образования

Министерство обороны

Министерство торговли

Министерство энергетики

 


Министерство внутренних дел

Министерство труда

Министерство юстиции

Министерство по делам ветеранов

Министерство финансов

Министерство транспорта

 


 


Рис. 10.2. Конституция. Система государственной власти Соединенных Штатов.


 

сов, благодаря которой каждая из ветвей способна препятствовать тому, чтобы две другие узурпировали ее конституционные права. К приме­ру, сенат может не утвердить кандидатуры людей, назначенных пре­зидентом на высокие должности, или отказаться ратифицировать меж­дународные договоры. Обе палаты конгресса, действуя совместно, могут предъявить обвинение как президенту, так и членам федерального суда, доказать его и добиться их отставки. Они имеют право (и часто им пользуются) отклонить внесенные президентом законопроекты, предложенные им изменения в налоговой системе, сделанные им на­значения. Президент, в свою очередь, обладает правом наложить вето на любой законопроект, выдвинутый конгрессом, которому для его преодоления необходимо будет собрать две трети голосов. Президент же называет всех кандидатов на посты федеральных судей, отбирая их, как правило, среди судей, назначенных обычным порядком, склон­ных принять его политические воззрения и согласных с тем полити­ческим курсом, который он проводит. Следует подчеркнуть, что на­значенные и утвержденные федеральные судьи свободны от какого бы то ни было контроля (вставка 10.2). Верховный Суд благодаря сво­им полномочиям имеет право отклонить любой законопроект, пред­ложенный президентом или конгрессом, под тем предлогом, что он нарушает конституцию. Подобное решение отменяется лишь приня­тием поправки к конституции или вердиктом самого Верховного Суда (как правило, его новым составом), изменившим свое первоначаль­ное мнение.

Некоторые исследователи полагают, что американскую полити­ческую систему точнее было бы определить как «систему ^разделенных ветвей власти; каждая из которых осуществляет свою додю полномо­чий», поскольку практически любое действие правительства требует сотрудничества между конгрессом и президентом при согласии Вер­ховного Суда. Впрочем, как бы ни называлась эта конституционная особенность, она более чем что-либо другое отличает систему амери­канской демократии от других демократических систем [14].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...