Положение США в мировом политическом процессе
Вплоть до конца XIX в. Соединенные Штаты следовали во внешней политике курсом изоляционизма и не входили в число «основных игроков», действующих на международной арене. Крутой поворот начался с испано-американской войны (1898), посредничества Теодора Рузвельта в заключении мира между Россией и Японией (1905) и вступления США в Первую мировую войну на ее последнем этапе (1917). С 1918 г. Америка стала играть в мировой политике одну из главных ролей. С 1945 по 1989 г. мировая политика определялась «холодной войной», которую вели две сверхдержавы при поддержке своих союзников: США, возглавлявшие коалицию капиталистических государств демократической ориентации, противостояли Советскому Союзу и его социалистическим/авторитарным сателлитам. «Холодная война» завершилась в самом начале 90-х годов после официального заявления о том, что СССР прекращает свое существование, и обретения восточноевропейскими государствами фактической независимости. К концу XX в. Соединенные Штаты остаются самой могущественной страной; на планете стал складываться новый «мировой порядок». Каков бы он ни был в окончательном виде, за США сохранится их ведущая роль, хотя, по всей видимости, она будет иной по сравнению с периодом «холодной войны». Конституционная система Как и в большинстве стран мира (Британия и Израиль представляют здесь исключения из правил), основная структура американской системы правления обрисована в конституции — Конституции Соединенных Штатов Америки, разработанной в 1787 г., ратифицированной в 1788 г. и торжественно вступившей в силу в 1789 г. Это старейшая из всех действующих в мире конституций. Разумеется, конституцию 90-х годов отличает от конституции 1789 г. целый ряд важных особенностей. За время ее существования в нее было внесено 27 поправок (последняя относится к 1992 г. и запрещает вводить в действие любой закон, меняющий условия денежного содержания членов конгресса, пока не состоялись выборы в обе палаты) [10]. К числу важнейших поправок относятся следующие: первые десять поправок, в совокупности называемые Биллем о правах, перечисляют права личности, которые национальное правительство не может нарушить (вставка 10.1).
Четырнадцатая поправка, принятая вскоре после окончания Гражданской войны, утверждает верховенство федеральных законов над законами штатов и запрещает последним нарушать «права и свободы» американских граждан, совпадающие почти полностью с гарантиями прав, которые содержатся в первых десяти поправках. Тринадцатая поправка запрещает рабство; Пятнадцатая — предоставляет бывшим рабам избирательные права; Двадцать вторая — ограничивает пребывание президента у власти двумя избирательными сроками; Двадцать пятая — формулирует условия передачи власти президентом, не имеющим возможности исполнять свои обязанности. Но и с учетом всех этих позднейших добавлений все основные элементы конституции 1789 г. остаются в силе, тогда как в большинстве стран мира и почти во всех американских штатах конституции менялись по несколько раз. Таким образом, если долговечность может служить критерием конституционной прочности, то конституция США — самая прочная в истории человечества. Тем не менее в тексте конституции не сказано всего того, что должно быть сказано об устройстве американской политической системы. Множество укоренившихся обычаев и юридических решений значительно изменили нашу форму правления, при этом не изменив в конституции ни единого слова. Примерами могут служить введение системы судебного надзора; появление политических партий; превращение процесса выбора президента из камерной процедуры, выполняемой немногими «причастными» лицами, в общенациональную акцию, открытую для всех граждан.
Ниже мы более подробно рассмотрим каждое из этих изменений. В совокупности положения, зафиксированные в Конституции США, вместе с укоренившейся практикой собственно и образуют конституционную систему, имеющую три отличительные черты — федерализм, разделение властей, судебный надзор. Федерализм Федерализм — это политическая система, при которой власть разделена между национальным (федеральным) и несколькими субнациональными правительствами, причем каждое из них в рамках своего статуса по закону пользуется всей полнотой власти. Подобные системы известны издавна: в Древней Греции, к примеру, в III в. до н.э. существовала Ахейская Лига городов-государств, а в XVI в. возникла Швейцарская Конфедерация, Однако можно считать, что первую современную модель федерализма создали авторы американской конституции. Они сделали так, потому что им пришлось так сделать. Конституционное собрание, проходившее в 1787 г. в Филадельфии, было созвано в связи с тем, что его участники чувствовали — новому государству необходимо более сильное национальное правительство, нежели то, которое было предусмотрено статьями конфедерации, но представители малочисленных штатов отказывались входить в любое национальное правительство, не сохраняющее за ними их полномо- чия. Выход из создавшегося тупика был найден: властные полномочия разделили между центральным правительством и правительствами штатов, которые получали в сенате равное представительство. Лишь при таком условии крупные и мелкие штаты могли согласиться принять новую конституцию. Но отцы-основатели американского государства видели в системе федерализма нечто большее, чем сиюминутную политическую выгоду. Джеймс Мэдисон, в частности, считал, что самая большая угроза правам человека исходит от тирании групп большинства, рождающейся в тех случаях, когда одна них присваивает себе всю власть в правительстве и использует ее для достижения собственных своекорыстных интересов в ущерб интересам всех прочих. Мэдисон считал, что разделение власти между национальным правительством и правительствами штатов в сочетании с независимостью друг от друга власти исполнительной, законодательной и судебной — наилучший способ^ избежать подобной угрозы.
Федерализм был повсеместно расценен как выдающийся вклад Америки в искусство управления страной. Целый ряд стран принял эту систему государственного устройства, позволяющую сплотить воедино регионы, которые разительно отличаются друг от друга и культурой, и интересами. Наиболее наглядный пример подают нам Австралия, Канада, Германия, Швейцария, но значительные элементы федерализма присутствуют и в системах таких непохожих на них стран, как Бразилия, Индия, Мексика. Американская федеральная система делит государственную власть по следующим основным принципам: * Федеральное правительство [11] обладает полномочиями объявлять войну, заключать договоры с иностранными государствами, чеканить монету, регулировать торговлю между штатами. » Десятая поправка предусматривает полномочия правительств штатов, касающиеся в основном образования, условий заключения и расторжения брака, торговли с другими штатами и выдачи автомобильных лицензий. Федеральное правительство часто выделяет штатам субсидии на строительство и функционирование школ, прокладку и ремонт дорог, выплату социальных пособий престарелым и больным и т.п. Правительства штатов имеют право отказаться от этих денег, но в том случае, если они принимают их, обязаны соблюдать общенациональные стандарты, определяющие, как именно средства должны распределяться, и соглашаться на федеральный мониторинг их целевого расходования. * Полномочия, которые осуществляются либо' центральным правительством, либо правительствами штатов, — взимание налогов, дефиниция преступлений и наказаний за них. » Федеральное правительство не имеет полномочий в сферах, оговоренных, главным образом, первыми восемью поправками и касаю- щихся свободы слова, печати, совести, а также предоставления лицам, обвиняемым в совершении преступлений, разнообразных гарантий того, что их дела будут рассмотрены в суде справедливо и беспристрастно.
* Правительства штатов не имеют полномочий в сферах, оговоренных в основном тексте конституции, а также требованиями четырнадцатой поправки, которая гласит: «Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США; равно как ни один штат не может лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры либо отказать какому-либо лицу в пределах своей юрисдикции в равной защите закона». Серия постановлений Верховного Суда истолковала эти положения конституции следующим образом: практически все права граждан, гарантированные от вмешательства национального правительства первыми восемью поправками, гарантированы четырнадцатой поправкой и от посягательства правительств штатов. Пожалуй, наиболее важное разъяснение, касающееся самой сути американского федерализма, содержится в Статье VI конституции: «Настоящая конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение оной, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены, являются верховным правом страны; и судьи в каждом штате обязаны следовать таковому праву, что бы ему ни противоречило в конституции или законах любого штата». Иначе говоря, федеральное правительство не имеет конституционного права вмешиваться в вопросы, находящиеся исключительно в юрисдикции штатов, если только конституция или закон штата не входит в противоречие с конституцией страны или с договором, который федеральное правительство заключило в соответствии со своими полномочиями. В этом случае приоритет отдается Конституции США. Более того, именно Верховный Суд Соединенных Штатов — орган федерального правительства, а не правительств штатов решает, какие законы вправе принимать соответственно федеральное правительство и правительства штатов. Таким образом, если представить себе американскую систему федерализма как состязание между центральной и региональными властями, то главный арбитр является в то же время и членом одной из соперничающей команд. Разделение властей Поскольку многие исследователи настаивают на том, что разделение властей — это наиболее значительное отличие между политической системой США (она называется президентской демократией) и большинством других демократических систем (парламентскими де- мократиями), нам следует более подробно остановиться на характерных чертах этого института [12].
Само понятие разделение властей означает, что государственная власть распределяется между тремя независимыми друг от друга ветвями — исполнительной, законодательной, судебной (рис. 10.2). Конституция Соединенных Штатов возлагает законодательную власть на конгресс (Статья I), исполнительную — на президента (Статья II), а судебную — на федеральные суды, высшей инстанцией которых является Верховный Суд (Статья III), Три ветви власти отделены друг от друга по нескольким «направлениям», важнейшим из которых является требование раздела 6 Статьи I: «Ни сенатор, ни представитель в течение срока, на который он был избран, не может быть назначен на какую-либо гражданскую должность в пределах власти Соединенных Штатов <...> ни одно лицо, занимающее какую-либо должность на службе Соединенных Штатов, не может быть членом любой из палат во время своего пребывания в должности». Это означает, что люди, работающие в системе одной ветви власти, не могут занимать должностей в системах двух других. Так, например, когда в 1997 г. конгрессмен Билл Ричардсон был назначен постоянным представителем Соединенных Штатов при ООН, ему, перед тем как занять этот пост, пришлось сложить с себя депутатские полномочия. Разумеется, это полная противоположность системе «слияния властей», существующей в таких странах парламентской демократии, как Британия или Германия, где глава исполнительной власти должен быть членом парламента. Лица, возглавляющие каждую из трех ветвей власти, выбираются в ходе отличающихся друг от друга процедур и на различные сроки. Члены конгресса избираются прямым голосованием на два года, причем ограничений для переизбрания не существует. Члены сената избираются прямым голосованием на шесть лет и также могут быть переизбраны на новый срок сколько угодно раз, но с тем условием, что одна треть сенаторов каждые два года избирается заново или переизбирается [13]. Президент избирается коллегией выборщиков (хотя можно утверждать, что по сути он проходит через прямые всеобщие выборы) на четыре года и может занимать свою должность не более двух полных сроков. Все федеральные судьи, включая членов Верховного/Суда, назначаются президентом и утверждаются большинством сената. Свой пост они занимают пожизненно, но могут быть сняты с него конгрессом либо уйти в отставку по собственному желанию. Сдержки и противовесы В число тех элементов* в первую очередь обеспечивающих эффективность разделения властей, входит и система сдержек и противове-
Конгресс Сенат Палата Архитектор Капитолия Библиотека конгресса Ботанический сад США Бюджетное управление конгресса Главное счетное управление Правительственная типография Президент Вице-президент Исполнительный аппарат при президенте Аппарат Белого дома Аппарат вице-президента Совет экономических консультантов Совет по качеству окружающей среды Совет национальной безопасности Административно-хозяйственное управление Административно-бюджетное управление Управление по национальной политике борьбы с наркотиками Управление политического развития Управление по науке и технике Управление представителя на торговых переговорах Верховный Суд Соединенных Штатов Апелляционные суды США Окружные суды США Территориальные суды Суд США по внешней торговле Суд по рассмотрению федеральных исков США Апелляционный суд вооруженных сил США Суд США по налогам Апелляционный суд США по делам ветеранов Административные управления судов США Федеральный судебный центр Комиссия США по приговорам
Рис. 10.2. Конституция. Система государственной власти Соединенных Штатов. сов, благодаря которой каждая из ветвей способна препятствовать тому, чтобы две другие узурпировали ее конституционные права. К примеру, сенат может не утвердить кандидатуры людей, назначенных президентом на высокие должности, или отказаться ратифицировать международные договоры. Обе палаты конгресса, действуя совместно, могут предъявить обвинение как президенту, так и членам федерального суда, доказать его и добиться их отставки. Они имеют право (и часто им пользуются) отклонить внесенные президентом законопроекты, предложенные им изменения в налоговой системе, сделанные им назначения. Президент, в свою очередь, обладает правом наложить вето на любой законопроект, выдвинутый конгрессом, которому для его преодоления необходимо будет собрать две трети голосов. Президент же называет всех кандидатов на посты федеральных судей, отбирая их, как правило, среди судей, назначенных обычным порядком, склонных принять его политические воззрения и согласных с тем политическим курсом, который он проводит. Следует подчеркнуть, что назначенные и утвержденные федеральные судьи свободны от какого бы то ни было контроля (вставка 10.2). Верховный Суд благодаря своим полномочиям имеет право отклонить любой законопроект, предложенный президентом или конгрессом, под тем предлогом, что он нарушает конституцию. Подобное решение отменяется лишь принятием поправки к конституции или вердиктом самого Верховного Суда (как правило, его новым составом), изменившим свое первоначальное мнение. Некоторые исследователи полагают, что американскую политическую систему точнее было бы определить как «систему ^разделенных ветвей власти; каждая из которых осуществляет свою додю полномочий», поскольку практически любое действие правительства требует сотрудничества между конгрессом и президентом при согласии Верховного Суда. Впрочем, как бы ни называлась эта конституционная особенность, она более чем что-либо другое отличает систему американской демократии от других демократических систем [14].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|