Традиционные способы избежать безвыходных положений
«Здравый смысл и практическая сметка американцев нигде не проявляются с такой поразительной яркостью, как при преодолении бесчисленных трудностей, порожденных их Федеральной Конституцией», — писал Алексис де Токвиль [47]. И был прав. За время, минувшее с открытия первого конгресса, т.е. с 1789 г. до наших дней, американские граждане сумели осознать, что правительство Соединенных Штатов должно проводить какую-то политику, как бы опасно это ни было для прав человека. Оно должно регулировать торговлю международную и между штатами, увеличивать или сокращать денежный оборот, поддерживать взаимоотношения с иностранными государствами, взимать налоги, ассигновать бюджетные средства и т.д. По верному наблюдению Токвиля, американцы, несмотря на создаваемые конституционной системой препоны и на всеобъемлющую тягу к инерции, все же придумали, как следует добиваться проведения той или иной политики. Часть этих приемов и методов используется в «обычные времена», другая часть приберегается для крупных кризисных ситуаций.
Благополучное время: объединение коалиций. Осуществление политики происходит благодаря коалиционированию ad hoc, т.е. такой ситуации, когда различные группы интересов объединяются по какому-то одному определенному вопросу. Среди создателей коалиций — прежде всего должностные лица всех видов и рангов, включая президентов и их главных политических советников из числа сотрудников правительства и администрации Белого дома; главы правительственных и неправительственных ведомств и высокопоставленные служащие этих ведомств; федеральные судьи и их аппарат. Столь же активны, как они, а зачастую столь же влиятельны — «люди со стороны», главным образом лоббисты, представляющие основные организованные группы интересов и много поставившие на тот или иной результат политической деятельности. Несмотря на то что в каждом соперничестве есть победители и побежденные, особенность этой борьбы — в том, что здесь не бывает абсолютной победы или полного поражения: каждый участник коалиции получает какую-то часть того, на что претендует, и каждому удается избежать провала. Таков обычный результат [48].
Этот процесс вызывал и вызывает немало нареканий. Его критикуют за то -, что достижение результата требует непомерных усилий, а сам результат обычно является противоречивым, бессмысленным, обреченным на постоянное дальнейшее совершенствование. Критиков также поражает, как трудно прекратить крупную политическую акцию: обычно коалиция, потерпев поражение на президентских выборах, немедленно «пытает счастья» на выборах в конгресс, а проиграв эти выборы, пытается проникнуть в бюрократические сферы, а осознав невозможность воздействовать в своих интересах на избираемых и назначаемых чиновников, старается заменить их «своими людьми», и наконец, после краха всех своих попыток, обращается в суд, чтобы затруднить или обессмыслить деятельность других коалиций. Вот один из недавних примеров: коалиция, представлявшая интересы никарагуанских «контрас», не получив поддержки в конгрессе, занялась закулисными махинациями в Совете по национальной безопасности в целях получить необходимое финансирование. Другой пример: когда в 50-е годы движению за гражданские права не удалось убедить конгресс в необходимости запретить расовую сегрегацию в школах, оно обратилось в Верховный Суд и вскоре торжествовало победу — было принято эпохальное постановление по делу «Браун против Совета по образованию» (1954). Уже в наши времена коалиция феминисток и представителей сексуальных меньшинств, потерпев поражение на выборах, не сумев убедить избранных и назначенных чиновников, больше склонна обращаться в суд, чем капитулировать [49].
Нет сомнения, что формированию политического курса в США очень не хватает той упорядоченности, отчетливости и быстроты, которые свойственны аналогичным процессам в странах парламентской демократии благодаря слиянию властей и вследствие этого не- возможности появления затяжных патовых ситуаций между ее законодательной и исполнительной ветвями. Однако нельзя отрицать, что и в США было принято и реализовано множество крупных общенациональных политических программ, причем целый ряд из них — вполне успешно. Здесь можно вспомнить и воплощение программы экономического развития, разработанной в 90-е годы XVIII в. Александром Гамильтоном; экспансию на Запад, предпринятую в XIX в.; абсорбцию миллионов иммигрантов и «Прогрессивные реформы» начала XX в.; неуклонное (хотя, быть может, и слишком медленное) выравнивание статуса афро-американцев, начавшееся с отмены рабства; решительный пересмотр налоговой системы, произошедший в 1986 г. Но даже в лучших своих проявлениях этот процесс всегда требовал много времени, и бывали в американской истории случаи, когда народ, опасаясь, что дело слишком затянется, использовал иной способ формирования политического курса. Кризисные эпохи: президентская диктатура. В 1889 г. Джеймс Брайс писал: В трудные времена огромная ответственность ложится на плечи того, кто одновременно является главнокомандующим и главой исполнительной власти. Авраам Линкольн обладал большей властью, чем какой-либо англичанин со времен Оливера Кромвеля. Да, во время Гражданской войны действие обычного законодательства было с определенной целью приостановлено. Но в подобных кризисах оно будет приостанавливаться таким же образом, что идет на пользу президенту, который становится чем-то вроде диктатора [50]. И в самом деле, в 1861 г., когда южные штаты начали процесс отделения, президент Линкольн предпринял ряд шагов, далеко выходивших за рамки обычного процесса формирования политического курса. Он издал несколько указов, которые приостанавливали действие предписаний* при наборе добровольцев в американскую армию, в соответствии с которыми выделялись государственные средства на обеспечение их продовольствием, форменной одеждой и оружием, а затем принял поистине судьбоносное решение — направил продовольствие в Форт-Самтер, хотя и знал, что эта мера развяжет в стране гражданскую войну. Проделав все это, он созвал сессию конгресса, сообщил о своих действиях и попросил, чтобы парламентарии, применив обратную силу закона, уполномочили его на это. Конгрессменам не оставалось ничего другого, как согласиться.
С тех пор президенты Соединенных Штатов, когда государственные интересы требовали безотлагательных действий, часто оказывались перед дилеммой — либо последовать примеру Линкольна и дей- * Предписание о представлении арестованного в суд для рассмотрения законности ареста. — Прим. пер, ствовать на свой страх и риск, либо убедить конгресс в необходимости принять программу радикальных реформ, как поступил в 30-е годы Франклин Д. Рузвельт, когда уяснил, что без чрезвычайных мер экономика страны не выдержит потрясения «великой депрессии» и развалится. Президенты чаще требуют предоставления чрезвычайных полномочий в кризисах, порожденных внешнеполитическими, а не внутренними обстоятельствами. Так было в 1950 г., когда президент Трумэн ввел войска в Корею, в 60-е годы, когда Кеннеди и Джонсон последовали его примеру по отношению к Вьетнаму, в 80-е и в начале 90-х годов, когда Буш посылал армейские контингенты в Панаму, Персидский залив и Сомали, а в 1994 г. Клинтон начал военные действия на Гаити и в 1995 г. — в Боснии. Принятый в 1974 г. Закон о военных полномочиях (War Powers Act) должен был урезать возможности президента предпринимать действия такого рода без одобрения их конгрессом, но цели своей не достиг. Нет ни малейших сомнений, что, когда случится очередной кризис, особенно внешнеполитический, президенты снова откажутся от обычных процедур формирования политического курса и будут поступать по собственному усмотрению.
Опыт корейской и вьетнамской войн ясно показывает, что «клапан президентской диктатуры» не может быть открыт в течение сколько-нибудь продолжительного времени. Он действует эффективно лишь в том случае, если действия президента быстро приводят к желанной цели, и американские войска с незначительными потерями выводятся спустя несколько недель после начала операции. Если же дело затягивается на месяцы и годы, требует огромных расходов и приводит к большим потерям среди американских военнослужащих и не сулит даже в перспективе «чистой победы» (в качестве наиболее убедительных примеров опять можно вспомнить Корею и Вьетнам), то президент в конце концов теряет поддержку избирателей и конгрессменов, а государство возвращается к прежней практике формирования политического курса. Как бы то ни было, лидер страны, вынужденный каждые четыре года отчитываться за свои действия на свободных выборах, едва ли может считаться диктатором. Проведение политики Экстрактивная политика При рассмотрении вопроса об осуществлении политического курса США важно помнить, что речь идет о деятельности многих правительств, а не только того, что находится в Вашингтоне (федеральный округ Колумбия) [51]. В 1997 г. в Америке было свыше 87 000 правительственных структур, включая федеральное правительство, 50 шта- тов, 3043 округа, 19 372 муниципалитета, 16 629 районов, 13 726 местных школьных участков и 34 683 особых округа, причем каждая из этих административных единиц обладает определенными конституционными и статусными полномочиями для проведения собственной политики [52]. И федеральное правительство извлекает из этих 87 453 структур наибольшую долю своих доходов — 69% всех налогов и 57% иных сборов из всех источников. Эта доля, разумеется, меньше той, которую получают правительства унитарных государств — таких, как Британия, Швеция и Япония, но больше, чем извлекается национальными правительствами любых федеративных систем, за исключением Австрии [53]. Виды налогов. В табл. 10.6 представлены основные виды налогов в процентном соотношении к общему доходу США и восьми других индустриально развитых государств (данные на 1994 г.). Из этого следует, что доля подоходного налога в США превышает аналогичные доли во всех странах, кроме Канады и Швеции. Налоги на социальное страхование, уплачиваемые и работодателями, и работниками, выше средних значений. Поступления от налогов с продаж и других сфер потребления ниже, чем где-либо еще (за исключением Японии). Отчасти это объясняется тем, что, в отличие от европейских правительств, администрация США не взимает налоги с продаж и налог на Таблица 10.6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|