Основные виды налогов в процентном соотношении к общему доходу США и других государств (на 1994 г.)
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Источник: The American Almanac 1993—1994 (Washington: Bureau of the Census, 1994), table 1399, p. 857. добавленную стоимость, предоставляя это правительствам большинства штатов. В соответствии с этим структура налогообложения в американской федеральной системе представляется в целом более прогрессивной (т.е. самое тяжелое бремя возлагается на тех, кто обладает максимальной возможностью платить), чем в большинстве (хотя и не во всех) стран мира. Налоговое бремя. Американцы часто жалуются на тяжесть налогового бремени, и потому снижение налогов декларировалось в экономических программах и Рональда Рейгана, и Джорджа Буша (последний, впрочем, отказался от своего обещания не вводить новые налоги). Но насколько тяжко налоговое бремя американских граждан по сравнению с тем, которое несут граждане других высокоразвитых демократических государств?
Ответ зависит от способа измерения, В США налоговые поступления составляют 29% валового национального продукта (ВНП), и это — самый низкий показатель среди индустриальных стран (самый высокий — 56,9% — в Швеции). Более того, в США рост налогов с 1980 г. происходил медленнее, чем в любой другой демократической и развитой стране (на первом месте здесь опять же Швеция) [54]. Итак, в сравнении с налоговыми системами большинства промышленно развитых демократий мира структура американского налогообложения является одной из самых прогрессивных, но дает меньшую часть ВНП. Дистрибутивная политика Расходы правительства США. Из общих расходов всех американских правительственных структур на долю федерального правительства приходится больше половины (54,2%), а правительства штатов и местные дают соответственно 23,0% и 22,8%, т.е. приблизительно по четверти. Структура расходов на 1995-1996 гг. показана в рис. 10.7:63% бюджета шло на внутренние социальные нужды, 18% — на оборону и связанные с ней области, 15% — на обслуживание государственного долга. Из всех демократических государств мира только Израиль расходует на оборону большую, чем США, долю своего бюджета (в некоторых странах третьего мира — таких, как Ирак, Корейская Народная Демократическая Республика, Оман и Саудовская Аравия, этот процент еще выше) [55]. Многие американские граждане считают, что расходы на оборону непомерно велики, особенно теперь, после окончания «холодной войны». По мнению других, война в Персидском заливе в начале 90-х годов показала, что мир еще далек от безопасности и стабильности, а потому США должны «держать порох сухим» и в достаточном количестве. Обе точки зрения заслуживают права на существование, но в последние годы усматривается тенденция к сокращению расходов на оборону и дополнительному финансированию социальной сферы.
Медицинское страхование 194,3 Другие сферы здравоохранения 127,6
Образование 51,3 Прочее 343,5 Рис. 10.7. Структура федерального бюджета. Расходная часть. 1996 г. Источник: Statistical Abstract of the United States 1997 (Washington: Bureau of the Census, 1997), table 536, p. 348. По расходам на здравоохранение (надушу населения) Соединенные Штаты с большим отрывом опережают все страны мира (следом идут Швейцария и Канада) [56]. По доле ВНП, приходящейся на развитие системы образования (0,7%), США занимают пятое место в мире, уступая Германии (1,9%), Японии (1,2%), Испании (1,1%) и Канаде (0,8%) [57]. Регулирующая деятельность Соединенные Штаты, как и все современные промышленно развитые демократии, можно счесть «государством всеобщего благоденствия» в том смысле, что значительная часть его политического курса разрабатывается исходя из того, что правительство обязано гарантировать определенный минимальный уровень благ всем своим гражданам, и особенно тем, которые не могут обеспечить его себе сами. Существуют, однако, значительные различия и в том, какие именно блага обеспечивают государства своим гражданам, и в уровне этих благ. В этом разделе мы вкратце охарактеризуем деятельность американского правительства в трех основных областях.
Социальное страхование. Соединенные Штаты были едва ли не последней страной из числа современных индустриальных держав, которая восприняла принципы «всеобщего благоденствия», и даже в наши дни процент ВНП, затрачиваемый на социальную сферу, здесь ниже, чем в других странах. Тем не менее правительства всех уровней — федеральное, штатов и местные — осуществляют широкий спектр разнообразных программ, имеющих целью обеспечить неимущим некий прожиточный минимум. Достигается эта цель двумя способами: * Социальное страхование и обеспечение. В эту категорию входят программы, призванные защитить граждан от риска потерять доход в связи со старостью, увольнением, болезнью, травмой, полученной в результате несчастного случая на производстве, безработицей. Законодательной базой этим программам служит принятый в 1935 г. Закон о социальном страховании, в соответствии с которым работодатели и лица, работающие по найму, обязаны делать отчисления в особый фонд. Затем все лица, получающие жалованье, по достижении ими определенного возраста или по выходе на пенсию имеют право получать из этого фонда субсидии. Поскольку эти пособия распространяются на всех, кто платил налог, большинство американцев рассматривают эти субсидии как законное вознаграждение, а не как милостыню. Получение денег по программе социальной помощи не имеет никакого унизительного оттенка,.-и американцы — в том числе и с высоким уровнем доходов — одобрительно относятся к ней.
* Социальное вспомоществование. В эту категорию входят как прямые, так и целевые денежные выплаты неимущим: денежное вспомоществование семьям, где имеются иждивенцы; предоставление продуктов, бесплатного молока и детских садов для детей, чьи матери работают и имеют низкий доход. В отличие от программ социального обеспечения эта категория пособий формируется не на основе взносов, которые автоматически удерживаются из зарплат, а благодаря перераспределению доходов: люди обеспеченные «делятся» с неимущими. Именно поэтому получение социальной помощи в определенном смысле унизительно, и благотворительные программы вызывают не столь однозначное одобрение, как социальное страхование. На протяжении многих лет звучали высказывания о том, что подобные программы и особенно «Помощь семьям, имеющим на иждивении детей» (AFDC) лишают инициативы тех, кто получает эти пособия, и обрекают их на пожизненную зависимость от щедрот государства. Затем в 1996 г. конгресс принял, а президент Клинтон подписал Закон о реформе системы социальной помощи. Ее основы были ради- кально пересмотрены, и федеральные гарантии получения прямых выплат от AFDC всеми семьями, имеющими избирательные права, были отменены. Взамен федеральное правительство выделило штатам 16,4 млрд долларов на развитие их собственных новых программ социального обеспечения. Получение этих фантов предусматривало ряд условий и требований: получатели пособий должны были устроиться на работу, правительства штатов — организовать для них центры переобучения и ввести определенные сроки получения пособий, которые, таким образом, теряли, по словам апологетов этой реформы, характер благотворительности [58].
Образование. В Соединенных Штатах, как и в других промышлен-но развитых странах, образование предоставляют в основном государственные учебные заведения, хотя в Америке существует большое количество частных учебных заведений, особенно высших (среди которых такие знаменитые университеты, как Колумбийский, Гарвардский, Принстонский, Стэнфордский и Йельский), чем во многих других странах. (Роль частных школ и университетов велика также в Японии и Великобритании.) Американскую систему образования отличает прежде всего высокий уровень децентрализации. Большая часть учебных заведений — от детских садов до университетов — финансируется и управляется независимо, хотя федеральное правительство направляет значительные средства на реализацию многих специальных программ, причем получение этих субсидий оговорено рядом условий и ограничений, касающихся того, как именно могут быть истрачены выделенные деньги. Например, при предоставлении стипендий или иных форм финансовой помощи учебные заведения не имеют права дискриминировать соискателей по расовому или половому признаку. Местное финансирование и управление приводит к разнообразным последствиям, одним из которых является то, что деньги, затрачиваемые на каждого учащегося, находятся в прямой зависимости от благосостояния штата или округа. Но каковы бы ни были последствия этих различий, в США процент молодых людей, обучающихся в школах и университетах, выше, чем в любой другой стране. По количеству 17-летних, посещающих среднюю школу, Америка уступает только Японии, по количеству 21-летних, проходящих обучение в колледжах и университетах, как и по количеству выпускников колледжей, продолжающих образование, она находится на первом месте [59]. Во многих высокоразвитых государствах Система обучения исходит из того, что право на высшее образование должно предоставляться лишь наиболее одаренным и уже зарекомендовавшим себя в определенной отрасли знания. В соответствии с этим продолжить обучение на более высоком уровне можно только после успешной сдачи единых для данной страны экзаменов, которые завершают обучение на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|