Тема 5.2 Затухающие и вынужденные колебания.
I. Цель практического занятия:
3. Закрепить и углубить знания теоретических вопросов, основных понятий и формул, способов расчёта характеристик колебаний.
4. Учится применять полученные знания для решения задач по данной теме.
II. Расчёт учебного времени:
| Содержание занятия:
| Время (мин.)
|
Вступительная часть:
Объявление темы и цели занятия
Контрольный опрос:
- Дифференциальное уравнение свободных затухающих колебаний линейной системы и его решение.
- Время релаксации и его связь с коэффициентом затухания.
- Декремент затухания.
- Логарифмический декремент затухания.
- Добротность колебательной системы.
- Дифференциальное уравнение вынужденных колебаний и его решение.
- Резонансная частота и амплитуда.
Основная часть:
Решение задач:
- с использованием характеристик затухающих колебаний для расчётов.
- на расчёт амплитуды, резонансной частоты и резонансной амплитуды вынужденных колебаний.
Заключительная часть:
Подведение итогов занятия, объявление задания на самостоятельное решение.
|
|
Контрольный опрос:
1.
;
S-колеблющаяся величина;
-коэффициент затухания;
-коэффициент сопротивления;
-собственная частота колебаний без учёта сопротивления.
Решение этого уравнения:
,
-частота затухающих колебаний.
-амплитуда затухающих колебаний.
2.
; 
3. 
4. 
5. 
6.
,
где
; 
7.
; 
Основная часть:
Пример №1 Тр.№4.67
Начальная амплитуда затухающих колебаний маятника А0 =3 см. по истечении t1 =10 с А1 =1 см. Определить, через сколько времени амплитуда колебаний станет равной А2 =0,3 см.
Дано:
| Решение:
Так как амплитуда затухающих колебаний ,то
Тогда: и ;
Прологарифмируем выражение: ,
тогда . Таким образом
|
|
Пример№2 Тр. №4.68
Тело массой m =0,6 кг, подвешенное к спиральной пружине жёсткостью k =30 н/м, совершает в некоторой среде упругие колебания. Логарифмический декремент колебаний Q =0,01. Определить: 1)время t, за которое амплитуда колебаний уменьшится в 3 раза; 2)число N полных колебаний, которые должна совершить гиря, чтобы произошло подобное уменьшение амплитуды.
Дано:
| Решение:
Так как , тогда и
Так как и ,то
Тогда:
Найдём число колебаний, за которое произошло данное уменьшение амплитуды:
то есть , а так как , то ,
что мы и использовали.
|
|
Пример№3 Тр. №4.70
При наблюдении затухающих колебаний выяснилось, что для двух последовательных колебаний амплитуда второго меньше амплитуды первого на 60%. Период затухающих колебаний Т =0,5 с. Определить: 1)коэффициент затухания
; 2)для тех же условий частоту
незатухающих колебаний.
Дано:
| Решение:
0,6=
Так как , то
Тогда:
|
|
Пример №4 Тр.№4.74
Частота свободных колебаний некоторой системы
=65 рад/с, а её добротность Q =2. Определить собственную частоту
колебаний этой системы.
Дано:
| Решение:
Так как , тогда:
Так как , то
|
|
Пример №5 Тр.№4.85
Собственная частота
колебаний некоторой системы составляет 500 Гц. Определить частоту
затухающих колебаний этой системы, если резонансная частота
=499 Гц.
Дано:
| Решение:
Частота затухающих колебаний
Резонансная частота:
Так как , то
Тогда:
Так как , то
|
|
Пример №6 Тр.№4.86
Период затухающих колебаний системы составляет 0,2 с, а отношение амплитуд первого и шестого колебаний равно 13. Определить резонансную частоту данной колебательной системы.
Дано:
| Решение:
Так как , то и
;
|
|
Пример №7 Тр.№4.88
Гиря массой m =400 г, подвешенная на спиральной пружине жёсткостью k =40 н/м, опущена в масло. Коэффициент сопротивления r для этой системы составляет 0,5 кг/с. На верхний конец пружины действует вынуждающая сила, изменяющаяся по закону
, Н. Определить: 1)амплитуду вынужденных колебаний, если частота вынуждающей силы вдвое меньше собственной частоты колебаний; 2)частоту вынуждающей силы, при которой амплитуда вынужденных колебаний максимальна; 3)резонансную амплитуду.
Дано:
| Решение:
Амплитуда вынужденных колебаний: ,
где ; ;
А =0,0332м.
|
|
Пример №8 Тр.№4.89
Гиря массой m =20 г, подвешенная на спиральной пружине жёсткостью k =50 н/м, совершает колебания в вязкой среде с коэффициентом сопротивления r =0,2 кг/с. На верхний конец пружины действует вынуждающая сила, изменяющаяся по закону
, Н. Определить: 1)частоту
собственных колебаний; 2)резонансную частоту
; 3)резонансную амплитуду АРЕЗ; 4)статическое отклонение.
Заключительная часть:
Задание на самостоятельное решение:
Т.И.Трофимова. «Сборник задач по курсу физики»:
№ 4.64; 4.66; 4.71; 4.73; 4.84; 4.87.
Тема 5.3 Упругие волны.
I. Цель практического занятия:
- Закрепить и углубить знание теоретических вопросов, основных понятий и формул, способов расчёта характеристик бегущих и стоячих механических волн, исследовать явление интерференции механических волн и эффект Доплера в акустике.
- Учиться применять полученные знания для решения задач по данной теме.
II. Расчёт учебного времени:
| Содержание занятия
| Время (мин.)
|
Вступительная часть:
Объявление темы и цели занятия.
Контрольный опрос:
- Характеристики бегущей волны и связь между ними.
- Уравнение бегущей волны.
- Фазовая и групповая скорости.
- Уравнение стоячей волны.
- Координаты узлов и пучностей стоячей волны.
- Скорость звука в газах.
- Эффект Доплера в акустике.
Основная часть:
Решение задач по темам:
- с использованием уравнения бегущей волны для расчёта характеристик волны.
- на расчёт узлов и пучностей стоячей волны.
- на расчёт интерференционной картины от двух бегущих волн.
- с использованием эффекта Доплера.
Заключительная часть:
Подведение итогов занятия, объявление задания на самостоятельное решение.
|
|
Контрольный опрос:
-
;
;
- длина волны;
- скорость;
-частота; Т -период.
-
смещение точки с координатой x в момент времени t от положения равновесия.
- волновое число.
-
фазовая скорость.
- групповая скорость.
-
- амплитуда стоячей волны.
-
1; 2;…-координаты узлов.
m= 0; 1; 2;-координаты пучности.
-
;
- постоянная Пуассона. -
,
-сближение источника с приёмником;
- удаление источника и приёмника друг от друга.
Основная часть
Пример№1 Тр.№4.117
Две точки лежат на луче и находятся от источника колебаний на расстояниях x1 =4 м и x2 =7 м. период колебаний Т =20 мс и скорость
распространения волны равна 300 м/с. Определить разность фаз колебаний этих точек.
Дано:
| Решение:
Для точек с координатами x1 и x2 колебания
будут происходить в соответствии с выражениями:
Поэтому фазы колебаний будут равны:
;
|
|
Пример№2 Тр.№4.118
Волна распространяется в упругой среде со скоростью
=150 м/с. Определить частоту
колебаний, если минимальное расстояние
между точками среды, фазы колебаний которых противоположны, равно 0,75 м.
Дано:
| Решение:
Используем формулу, полученную в предыдущем
задании:
|
|
Пример№3 Тр.№4.120
Звуковые колебания с частотой
=450 Гц и амплитудой
А =0,3 мм распространяются в упругой среде. Длина волны
=80 см. определить: 1)скорость распространения волн; 2)максимальную скорость частиц среды.
Дано:
| Решение:
Скорость распространения волн:
Из уравнения бегущей волны:
Можно определить зависимость скорости колебания частицы с координатой x от времени:
|
|
Пример№4 Тр.№4.121
Плоская синусоидальная волна распространяется вдоль прямой, совпадающей с положительным направлением оси x в среде, не поглощающей энергию, со скоростью
=10 м/с. Две точки, находящиеся на этой прямой на расстояниях x1 =7м и x2 =10м от источника колебаний, колеблются с разностью фаз
. Амплитуда волны А =5 см. Определить: 1)длину волны
; 2)уравнение волны; 3)смещение второй точки в момент времени
=2 с.
Дано:
| Решение:
Используем выражение для разности фаз колебаний точек среды, полученное в примере №1:
; ;
Смещение второй точки в момент времени :
|
|
Пример№5 Тр.№4.128
Два когерентных источника посылают поперечные волны в одинаковых фазах. Периоды колебаний Т =0,2 с. Скорость распространения волн в среде
=800 м/с. Определить, при какой разности хода в случае наложения волн будет наблюдаться:
1) ослабление колебаний; 2) усиление колебаний.
Дано:
| Решение:
Уравнения бегущих волн от каждого из источников:
В результате наложения волн, распространяющихся в одном направлении от когерентных источников, получится волна, бегущая в том же направлении, с той же частотой:
Амплитуда результирующей волны может быть найдена с помощью метода векторных диаграмм (см. лекции):
Результирующая амплитуда будет минимальной, т.е. будет наблюдаться ослабление колебаний, если:
0; 1; 2;…
Колебания будут усиливаться, если:
0; 1; 2;…
|
|
Пример№6 Тр.№4.130
Два динамика расположены на расстоянии d =2,5 м друг от друга и воспроизводят один и тот же музыкальный тон на частоте
=1500 Гц. Приёмник находится на расстоянии l =4 м от центра динамиков. Принимая скорость звука
=340 м/с, определить на какое расстояние от центральной линии параллельно динамикам надо отодвинуть приёмник, чтобы он зафиксировал первый интерференционный минимум.
Дано:
| Решение:
Как было показано в примере №5, максимум интерференции двух когерентных волн наблюдается если:
и
Первый минимум будет наблюдаться при n=0:
; то есть
.
Из геометрических соображений: ; ;
Считая, что то:
Так как , то
Тогда:
|
|
Пример№7 Тр.№4.134
Определить длину волны
, если расстояние
между первым и четвёртым узлами стоячей волны равно 30см.
Дано:
| Решение:
Координаты узлов стоячей волны: ,
а расстояние между первым и четвёртым узлами:
Тогда:
|
|
Пример№8 Тр №4.147
Скорость распространения звуковой волны в газе с молярной массой
М =2,9·10-2 кг/моль при t =20°С составляет 343 м/с. Определить отношение молярных теплоёмкостей газа при постоянных давлении и объёме.
Дано:
| Решение:
Используем формулу скорости звука в газе:
|
|
Пример№9 Тр. №4.154
Электропоезд проходит со скоростью 54 км/ч мимо неподвижного приёмника и даёт гудок, частота которого 300 Гц. Принимая скорость звука равной 340 м/с, определить частоту тона звукового сигнала гудка поезда.
Дано:
| Решение:
Частота, воспринимаемая приёмником
при приближении электропоезда:
при удалении:
|
|
Пример№10 Тр.№4.155
Поезд проходит со скоростью 54 км/ч мимо неподвижного приёмника и подаёт звуковой сигнал. Приёмник воспринимает скачок частотой
=53 Гц. Принимая скорость звука равной 340 м/с, определить частоту тона звукового сигнала гудка поезда.
Дано:
| Решение:
Используя результат, полученный в предыдущей задаче:
|
|
Заключительная часть
- Задаётся задание на самостоятельное решение:
Т.И.Трофимова «Сборник задач по курсу физики.»
№4.122; 4.127; 4.131;4.136; 4.148; 4.156.
Воспользуйтесь поиском по сайту: