Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6.1. Законы идеальных газов. Уравнение состояния идеальных газов.




 

I. Цель практического занятия:

  1. Закрепить и углубить знания основных законов идеальных газов.
  2. Учиться применять полученные знания для решения задач по данной теме.

II. Расчёт учебного времени:

Содержание занятия Время (мин.)
Вступительная часть: Объявление темы и цели занятия. Контрольный опрос:
  1. Закон Бойля-Мариотта.
  2. Закон Гей-Люссака.
  3. Закон Дальтона.
  4. Уравнение состояния идеального газа.
  5. Основное уравнение М.К.Т. идеальных газов.
  6. Формула средней квадратичной скорости.
Основная часть: Решение задач:
  • На расчёт количества вещества и концентрации;
  • С использованием законов идеальных газов;
  • С использованием уравнения Менделеева-Клапейрона;
  • С использованием формулы средней квадратичной скорости.
  Заключительная часть: Подведение итогов занятий, объявление задания на самостоятельную работу.
           

 

Контрольный опрос

1. Закон Бойля-Мариотта: для постоянной массы газа при неизменной температуре:

2. Законы Гей-Люссака:

а) Для постоянной массы газа при неизменном давлении:

-объём при температуре t=0° С и или

б) Для постоянной массы газа при неизменном объёме:

Р0 - давление при t=0° С. Или

3. Закон Дальтона для давления смеси n идеальных газов:

4. Уравнение состояния идеального газа: -уравнение Менделеева-Клапейрона. - другая форма уравнения состояния идеального газа.

5. Основное уравнение М.К.Т. идеальных газов: , Е – суммарная кинетическая энергия поступательного движения всех молекул газа.

6. Формула средней квадратичной скорости молекул газа:

Основная часть

Пример №1 Чер.№ 9.4

В баллоне объёмом V =5 л содержится кислород массой m =20 г. Определить концентрацию n молекул в баллоне.

Дано: Решение:
n-?

 

Пример №2 Тр.№ 2.3

В закрытом сосуде вместимостью 20 л находятся водород массой 6 г и гелий массой 12 г. Определить: 1)давление; 2)молярную массу газовой смеси в сосуде, если температура смеси Т =300 К.

Дано: Решение: Согласно закону Дальтона: . Из уравнения Менделеева-Клапейрона для смеси: Тогда: и

 

Пример №3 Тр.№2.5

В баллоне вместимостью 15 л находится азот под давлением 100 кПа при температуре t1 =27°С. После того как из баллона выпустили азот массой 14 г, температура газа стала равной t2 =17°С. Определить давление азота, оставшегося в баллоне.

Дано: Решение: Из уравнения Менделеева для первого состояния газа: Найдём первоначальную массу газа: Из уравнения Менделеева для второго состояния: , учитывая, что , найдём давления газа
р2-?

 

Пример №4 Тр.№2.7

Азот массой 7 г находится под давлением p =0,1 МПа и температуре Т1 =290 К. Вследствие изобарного нагревания азот занял объём V2 =10 л. Определить: 1)объём V1 газа до расширения; 2)температуру Т2 газа после расширения; 3) плотности газа до и после расширения.

Дано: Решение: Из уравнения М.-К. для первого состояния газа: , найдём первоначальный объём газа: Так как с газом происходит изобарный процесс, то: , поэтому . Плотность газа можно найти из уравнения М.-К., учитывая, что , тогда . Плотность газа в первом и втором состоянии соответственно: и

Пример №5 Тр.№2.9

В сосуде вместимостью 5 л при нормальных условиях находится азот. Определить: 1)количество вещества v; 2)массу азота; 3)концентрацию n его молекул в сосуде.

Дано: Решение: Из уравнения Менделеева- Клапейрона:

 

Пример №6 Тр.2.11

В сосуде вместимостью V =0,3 л при температуре Т =290 К находится некоторый газ. На сколько понизится давление р газа в сосуде, если из него из-за утечки выйдет N =1019 молекул.

Дано: Решение: Используем уравнение состояния идеального газа: Для первого и второго состояний: и . Вычтем из второго уравнения первое: , таким образом

 

Пример №7 Тр.№2.10

Средняя квадратичная скорость некоторого газа при нормальных условиях равна 480 м/с. Сколько молекул содержит 1 г этого газа.


Дано: Решение: Число молекул газа , где -масса одной молекулы. Используя формулу средней квадратичной скорости: Найдём , тогда
N-?

 

Пример №8 Тр.№2.14

Определить среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул газа, находящегося под давлением 0,1 Па. Концентрация молекул газа равна 1013см-3.

Дано: Решение: Так как и , то Поэтому

 

Пример №9 Тр№2.12

Определить давление, оказываемое газом на стенки сосуда, если его плотность равна 0,01 кг/м3, а средняя квадратичная скорость молекул газа составляет 480 м/с.

Дано: Решение: Используем формулу средней квадратичной скорости: Из уравнения М.-К.: , учитывая, что : ; . Тогда: и
р-?

 

Пример №10 Чер.№8.22

В баллонах объёмом V1 =20 л и V2 =44 л содержится газ. Давление в первом баллоне р1 =2,4 МПа, во втором – р2 =1,6 МПа. Определить общее давление р и парциальное и после соединения баллонов, если температура газов осталась прежней.

 

Дано: Решение: Так как температура не изменяется то с газами происходит изотермический процесс: и По закону Дальтона установившееся давление после соединения сосудов:  

 

Пример №11 Чер.№8.3

В U-образный манометр налита ртуть. Открытое колено манометра соединено с окружающим пространством при нормальном атмосферном давлении р0 и ртуть в открытом колене стоит выше, чем в закрытом, на =10 см. При этом свободная от ртути часть трубки закрытого колена имеет длину l =20 см. Когда открытое колено присоединили к баллону с воздухом, разность уровней ртути увеличилась и достигла =26 см. Найти давление р воздуха в баллоне.


Дано: Решение:   С газом находящемся в запаянном конце трубки происходит изотермический процесс:

 

Пример №12 Волькенштейн №5.63

При какой температуре средняя кинетическая энергия теплового движения атомов гелия будет достаточна для того, чтобы атомы гелия преодолели земное тяготение и навсегда покинули земную атмосферу? Решить аналогично задачу для Луны.

Дано: Решение: Для средней квадратичной скорости: Чтобы атом гелия покинул земную атмосферу необходимо: Тогда: и ;
Т-?

Заключительная часть

  • Подводятся итоги занятия
  • Задаётся задание на самостоятельную работу по пройденной теме:

Т.И.Трофимова «Сборник задач по курсу физики» № 2.4; 2.6; 2.8; 2.13.

  • Объявляется тема следующего занятия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...