Психодиагностические таблицы для определения типичных трудностей в обучении
ББК 88. 8 + 74. 202. 2 А733
Литература. 182
Авторы: А. Ф. Ануфриев, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии Московского государственного открытого педагогического университета.
С. Н. Костромина, кандидат психологических наук Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н.
А733 Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М.: Издательство " Ось-89", 1997. - 224 с. (Практическая психология).
ISBN 5-86894-165-9.
Настоящее издание представляет собой практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, их локализации и последующей коррекции с помощью психодиагностических методик и коррекционных упражнений.
Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные упражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, личностно-мотивационной сферы.
Книга безусловно будет полезна родителям, дедушкам и бабушкам, преподавателям и воспитателям детских садов, школ, гимназий и лицеев.
Без объявл.
Иб2(03)—97
ISBN 5-86894-165-9
ББК 88. 8 + 74. 202. 2
Ануфриев А. Ф., 1997 Костромина С. Н., 1997 Издательство " Ось-89", 1997
БИБЛИОТЕКА ХАКАССКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА им. Н. Ф. КАТАНОВА
Введение
В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что начиная с конца 60-х годов количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным различных исследований [6] затруднения в обучении по тем пли иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы; причем для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Таким образом, практический психолог, придя в систему народного образования, оказался в " гуще событий", когда необходимая помощь в профилактике и диагностике трудностей в обучении вылилась в приоритетное направление среди всех задач, решаемых практическим психологом в ходе своей деятельности.
С учетом таких масштабов перед психологом возникла необходимость максимально оптимизировать свою психодиагностическую деятельность, для того чтобы быстро и эффективно помочь как можно большему количеству школьников. Основная часть специалистов решает эту проблему через использование в своей практике средств психологической диагностики, которые включают в себя:
— средства измерения и оценки состояния элементов;
— средства описания объекта психодиагностики;
— средства описания психодиагностического процесса [I]. Средства измерения и оценки, а также изменения (коррекции) состояния элементов объекта психодиагностики (эмпирические методы практической психодиагностики) наиболее разработанные среди всех средств психологической диагностики. Действительно, в последнее время опубликовано множество психологической литературы, которая содержит конкретные психодиагностические методики, предназначенные для работы с детьми разного возраста. Теперь практические психологи могут выбрать для своей работы любые тесты и методики, как зарубежные, так и отечественные, применимые к каким-то конкретным элементам психического развития ребенка или одновременно исследующие комплекс взаимосвязанных элементов объекта психодиагностики, предполагающие индивидуальное или фронтальное обследование. Кроме того, выпущено большое количество пособий, содержащих коррекционно-развивающие упражнения, направленные на преодоление нарушений в развитии детей, повлекших за собой трудности в обучении. Это задания на развитие интеллектуальных функций, личностной сферы, преодоление тревожных и других негативных состояний.
Между тем многовариантность причинно-следственных связей достаточно часто приводит к тому, что, выясняя причину трудностей в обучении, практический психолог испытывает сложности с определением круга возможных психологических нарушений (причин), выбором необходимых в данный момент адекватных психодиагностических методик и эффективных коррекционных упражнений. Связать воедино элементы феноменологического уровня и уровня причинных оснований помогают школьному психологу средства психодиагностического описания объекта психодиагностики, которые представлены:
1) классификациями типичных отклонений на феноменологическом уровне и классификациями наиболее вероятных причин данных отклонений;
2) схемами психологической детерминации типичных отклонений и их причин;
3) психодиагностическими таблицами.
Первые две формы описания объекта психодиагностики известны достаточно давно. Их разработкой занимались специалисты начиная примерно с 60-х годов [7, 12]. Однако каждая из них имеет свои недостатки: первая, описывая поведенческие признаки типичных недостатков и отклонений в учебной деятельности и поведении, не отражает в полной мере все взаимосвязи элементов феноменологического уровня и уровня причинных оснований; другая, максимально отражая взаимосвязи, является громоздкой, запутанной и немобильной при ее использовании в практике школьного психолога.
Третья форма описания объекта психодиагностики — психодиагностические таблицы — синтезирует в себе первые две формы. В них связываются воедино практически все элементы диагностического процесса — от запроса до выдачи рекомендаций. В этом смысле они выступают в качестве ориентировочной основы в деятельности практического психолога. Доступность построения психодиагностических таблиц делает их незаменимыми помощниками в работе учителей начальных классов.
В настоящее время различными исследователями уже начата разработка психодиагностических таблиц как эффективного средства работы школьного психолога. Так, Н. П. Локаловой были разработаны психодиагностические таблицы на основе анализа психолого-педагогической литературы и бесед с учителями начальных классов [10]. Принципом построения таблицы было выделение трудностей обучения при письме (русском языке), чтении и математике. С. В. Вахрушев составил свои психодиагностические таблицы на основе трудностей обучения, выделенных и систематизированных Л. А. Венгером [З].
Исследования, проведенные с использованием этих психодиагностических таблиц при постановке психологического диагноза психологом или учителем, показали, что:
— это одна из наиболее эффективных форм психодиагностики описания объекта;
— установление психологического диагноза с помощью диагностических таблиц значительно снижает трудоемкость постановки диагноза.
В связи с этим совершенно ясно, что разработка и оснащение психолога или учителя психодиагностическими таблицами является перспективным направлением повышения качества диагностической деятельности.
В данном пособии приводятся психодиагностические таблицы, составленные по результатам анкетирования, проведенного среди учителей начальных классов г. Москвы. В анкетировании принимали участие более 100 учителей начальных классов. Общее количество обучаемых ими детей — 2752 чел. В своих анкетах учителя указывали наиболее часто встречающиеся трудности в обучении школьников, а также количество детей, испытывающих эти трудности обучения непосредственно в их собственном классе. Это позволило нам выделить наиболее типичные нарушения в сфере учебной деятельности детей и ранжировать их по частоте встречаемости.
Пособие состоит из 3 разделов. В первом разделе приведены составленные психодиагностические таблицы, перечень трудностей обучения располагается в порядке убывания их встречаемости в процессе обучения (процентный показатель после каждого затруднения обозначает возможное количество детей в классе, имеющих такие нарушения учебной деятельности).
Второй раздел содержит психодиагностические методики, с помощью которых можно определить, какая же из перечисленных причин лежит в основе трудностей обучения данного ребенка.
Третий раздел включает конкретные коррекционные упражнения на развитие различных элементов психики ребенка и ликвидацию имеющихся трудностей в обучении.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ
Феноменология
| Возможные
| Психодиагностические
| Рекомендации
|
трудностей
| психологические
| методики
|
|
| причины
|
|
|
1. В письменных работах пропускает буквы (19, 9%)
| 1. Низкий уровень развития фонематического слуха
| 1. Тест различения и выбора фонем
| 1. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа
|
| 2. Слабая концентрация внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 2. Упражнения 13, 14, 15, 16
|
| 3. Несформированность приемов самоконтроля
| 3. Методика " Узор"
| 3. Упражнения 62, 63, 64, 65
|
| 4. Индивидуально-типологические особенности личности
| 4. Методика Рене Жиля
| 4. Коррекция межличностных отношений
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
|
|
|
| Продолжение
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
2. Неразвитость орфографической зоркости (19, 0%)
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика " Графический диктант"
| 1. Упражнения 68, 69, 70, 71, 72
|
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу)
| 2. Методика " Узор"
| 2. Упражнения 59-72
|
| 3. Низкий уровень объема и распределения внимания
| 3. Методика изучения объема и распределения внимания
| 3. Упражнения 9, 26, 27, 28, 29
|
| 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика " Оперативная память"
| 4. Упражнения 40, 41, 42
|
| 5. Слабое развитие фонематического слуха
| 5. Тест различения и выбора фонем
| 5. Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа
|
| 6. Другие психологические причины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжение
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
3. Невнимателен и рассеян (17, 0%)
| 1. Низкий уровень развития произвольности
| 1. Методика " Графический диктант"
| 1. Упражнения 68-72
|
,
| 2. Низкий уровень объема внимания
| 2. Методика изучения объема внимания
| 2. Упражнения 9, 10
|
| 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 3. Упражнения 13, 14, 15, 16
|
| 4. Преобладающая мотивация учения — игровая
| 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
| 4. Стимуляция познавательной активности
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
|
Продолжение
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
4. Испытывает трудности при решении математических задач (14, 8%)
| 1. Низкий уровень развития общего интеллекта
| 1. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
| 1. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
|
| 2. Слабое понимание грамматических конструкций
| 2. Методика изучения осмысления на основе слухового восприятия
| 2. Упражнения 38-42
|
| 3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков
| 3. Методика " Рисование по точкам"
| 3. Упражнение 61
|
| 4. Низкий уровень развития образного мышления
| 4. Методика " Лабиринт"
| 4. Упражнения 47-52
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
|
Продолжение
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
5. Испытывает затруднения при переска-зывании текста
| 1. Несформированность умения планировать свои действия
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнение 60
|
(13, 5%)
| 2. Слабое развитие логического запоминания
| 2. Методика " Запомни пару"
| 2. Упражнения 40, 41, 42
|
| 3. Низкий уровень речевого развития
| 3. Методика Эббингауза
| 3. Упражнение 31
|
| 4. Низкий уровень развития образного мышления
| 4. Методика " Лабиринт"
| 4. Упражнения 47-52
|
| 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)
| 5. Методика " Сапожки", методика " Заполни пустую клетку"
| 5. Упражнения 53-58
|
| 6. Заниженная самооценка
| 6. Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина)
| 6. Коррекция личностно-мотивационной сферы
|
| 7. Другие психологические причины
|
|
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Продолжение Рекомендации
|
6. Неусидчив (13, 1%)
| 1. Низкий уровень развития произвольности
2. Индивидуально-типологические особенности личности
| 1. Методика " Графический диктант"
2. Методика изучения темперамента
| 1. Упражнения 68-72
2. Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей
|
| 3. Низкий уровень развития волевой сферы
| 3. Методика " Графический диктант", " Домик"
| 3. Упражнения 59, 60
|
| 4. Другие психологические причины
|
|
|
7. Трудно понимает объяснение с первого раза
(12, 7%)
| 1. Несформированность приемов учебной деятельности
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнения 59-72
|
| 2. Слабая концентрация внимания
| 2. Модификация метода Пьерона-Рузера
| 2. Упражнения 13, 14, 15, 16
Продолжение
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические
методики
| Рекомендации
|
|
|
|
|
| 3. Низкий уровень развития восприятия
| 3. Методика изучения восприятия
| 3. Упражнения 1-8
|
| 4. Низкий уровень развития произвольности
| 4. Методика " Домик", " Графический диктант"
| 4. Упражнения 68-72
|
| 5. Низкий уровень развития общего интеллекта
| 5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
| 5. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
|
| 6. Другие психологические причины
|
|
|
8. Постоянная грязь в тетради (11, 5%)
| 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук
| 1. Методика " Змейка"
| 1. Упражнения на развитие тонкой моторики
|
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности
| 2. Методика " Узор"
| 2. Упражнения 59-72
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
| 3. Недостаточный объем внимания
4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
5. Другие психологические причины
| 3. Методика определения объема внимания
4. Методика " Оперативная память"
| 3. Упражнения 9, 10, 11
4. Упражнения 26, 27, 28
|
9. Плохое знание таблицы сложения (умножения) (10, 2%)
| 1. Низкий уровень развития механической памяти
| 1. Методика изучения логического и механического запоминания
| 1. Упражнения 38, 40
|
| 2. Низкий уровень развития долговременной памяти
| 2. Методика изучения долговременной памяти
| 2. Упражнения 31-38, 42-46
|
| 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной
нормы
| 3. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
|
|
|
|
| Продолжение
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
| 4. Низкий уровень развития произвольности
| 4. Методика " Графический диктант"
| 4. Упражнения 68-72
|
| 5. Слабая концентрация внимания
| 5. Методика изучения концентрации внимания
| 5. Упражнения 13-16
|
| 6. Несформированность приемов учебной деятельности
| 6. Методика " Узор"
| 6. Упражнения 59-72
|
| 7. Другие психологические причины
|
|
|
10. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9, 6%)
| 1. Несформированность приемов учебной деятельности
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнения 59-72
|
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический
диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
| 3. Другие психологические причины
|
|
|
|
|
|
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
11. Постоянно забыва ет дома учебные предметы (9, 5%)
| 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность
| 1. Детский вариант характерологическог о опросника Г. Айзенка
| 1. Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей
|
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
| 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 3. Упражнения 13-16
|
| 4. Другие психологические причины
|
|
|
12. Плохо списывает с доски (8, 7%)
| 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнения 59-72
|
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
|
|
| Продолжен
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
| 3. Низкий уровень переключения внимания
| 3. Методика изучения переключения внимания
| 3. Упражнения 17, 18, 19, 20, 21
|
| 4. Недостаточный объем внимания
| 4. Методика изучения объема и распределения внимания
| 4. Упражнения 9, 10, 11, 12
|
| 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 5. Методика " Оперативная память"
| 5. Упражнения 26, 27, 28
|
| б. Другие психологические причины
|
|
|
13. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо
(8, 5%)
| 1. Низкая скорость протекания психических процессов
| 1. Детский вариант характерологическог о опросника Г. Айзенка
| 1. Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей
|
| 2. Несформированность приемов учебной деятельности
| 2. Методика " Узор"
| 2. Упражнения 59-72
|
|
|
|
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
| 3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика " Графический диктант"
| 3. Упражнения 68-72
|
| 4. Другие психологические причины
|
|
|
14. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем
| 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания
| 1. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 1. Упражнения 13-16
|
ученик начнет его выполнять (6, 9%)
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
| 3. Нессрормированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого
| 3. Методика " Узор"
| 3. Упражнения 62, 63
|
| 4. Нессрормированность предпосылок учебной деятельности
| 4. Методика " Узор"
| 4. Упражнения 59, 60-72
|
| 5. Другие психологические причины
|
| Продолжс
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
15. Постоянно переспрашивает учителя (6, 4%)
| 1. Низкий уровень объема внимания
| 1. Методика изучения объема и распределения внимания
| 1. Упражнения 9-12
|
| 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 2. Упражнения 13-16
|
| 3. Низкий уровень развития переключения внимания
| 3. Методика изучения переключения внимания
| 3. Упражнения 17-20, 21, 22
|
| 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти
| 4. Методика " Оперативная память"
| 4. Упражнения 23-30
|
| 5. Низкий уровень развития произвольности
| 5. Методика " Графический диктант"
| 5. Упражнения 68-72
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
| 6. Несформированность умения принять учебную задачу
| 6. Методика " Узор"
| 6. Упражнение 59
|
| 7. Другие психологические причины
|
|
|
16. Плохо ориентируется в тетради
(5, 5%)
| 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
| 1. Тест Керна — Йерасека (субтесты 2, 3)
| 1. Упражнения 1-8
|
| 2. Низкий уровень развития произвольности
| 2. Методика " Графический диктант"
| 2. Упражнения 68-72
|
| 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук
| 3. Методика " Змейка"
| 3. Упражнения на развитие мелкой моторики
|
| 4. Другие психологические причины
|
|
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
17. Поднимает руку, а при ответе молчит (4, 9%)
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
| 1. Стимуляция познавательной активности
|
| 2. Заниженная самооценка
| 2. Методика изучения самооценки
| 2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
|
| 3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика " Графический диктант"
| 3. Упражнения 68-72
|
| 4. Другие психологические причины
|
|
|
18. Опаздывает на уроки (4, 8%)
| 1. Несформированность приемов самоконтроля
| 1. Методика " Узор"
| 1. Упражнения 62-67
|
| 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
| 2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
| 2. Упражнения 13-16
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
3. Низкий уровень развития произвольности
| Психодиагностические методики
3. Методика " Домик", " Графический диктант"
| Рекомендации
3. Упражнения 68-72
|
| 4. Возможные трудности в семье
| 4. Методика " Кинетический рисунок семьи" (КРС)
| 4. Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями
|
| 5. Причины вторичной выгоды
| 5. Методика " Незаконченные предложения "
| 5. Коррекция личностной направленности ребенка
|
| 6. Другие психологические причины
|
|
|
19. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4, 7%)
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
| 1. Стимуляция познавательной активности
|
|
|
| Продолжение
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
| 2. Преобладающая мотивация учения — игровая
| 2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
| 2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
|
| 3. Индивидуально-типологические особенности личности
| 3. Методика Рене Жиля
| 3. Учет индивидуальных особенностей в учебном процессе
|
| 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
| 4. Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона — Рузера)
| 4. Упражнения 13-16
|
| 5. Низкий уровень развития произвольности
| 5. Методика " Домик", " Графический диктант"
| 5. Упражнения 68-72
|
| 6. Несформированность приемов учебной деятельности
7. Другие психологические причины
| 6. Методика " Узор"
| 6. Упражнения 59-72
|
|
|
| Продолжение
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
20. Испытывает страх перед опросом учителя (4, 67%)
| 1. Заниженная самооценка
2. Возможные трудности
| L. Методика изучения самооценки
2. Методика
| L. Коррекция личностно-мотивационной сферы
2. Работа с
|
| в семье
| " Кинетический рисунок семьи" (КРС)
| родителями
|
| 3. Внутреннее стрессовое состояние
| 3. Методика Люшера
| 3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие
|
| 4. Индивидуально-типологические особенности личности
| 4. Методика Рене Жиля, детский вариант характерологического оп-росника Г. Айзенка
| 4. Учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Продолжс пир
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
21. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что пись
| 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 1. Анкета для определения школьной мотивации
| 1. Коррекция личностной направленности школьника
|
менная работа полностью отсутствует (2, 6%)
| 2. Преобладающая мотивация учения — игровая
| 2. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
| 2. Стимуляция познавательной активности
|
| 3. Низкий уровень развития произвольности
| 3. Методика " Графический диктант"
| 3. Упражнения 68-72
|
| 4. Несформированность приемов учебной деятельности
| 4. Методика " Узор"
| 4. Упражнения 59-67
|
| 5. Другие психологические причины
|
|
|
22. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время
| 1. Отсутствует учебная мотивация
| 1. Методика изучения мотивации (по Белопольской)
| 1. Стимуляция познавательной активности
|
(1, 0%)
|
|
|
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
| 2. Несформированность отношения к себе как к школьнику
| 2. Анкета для определения школьной мотивации
| 2. Коррекция личностной направленности
|
| 3. Заниженная самооценка
| 3. Методика изучения самооценки (Спилбергера)
| 3. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие
|
| 4. Внутреннее стрессовое состояние
| 4. Методика Люшера
| 4. Необходимо дополнительное обследование у психоневролога
|
| 5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР
| 5. Методика Векслера (для соответствующего возраста)
|
|
| 6. Другие психологические причины
|
| Продолжат
|
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
23. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями (0, 97%)
| 1. Возможные трудности в семье
2. Перенесение функции матери на учителя
| 1. Методика " Кинетический рисунок семьи" (КРС)
| 1. Работа с родителями
2. Коррекция личностно-мотивационной сферы
|
| 3. Особенности развития " Я-концепции"
| 3. Методика " Несуществующее животное"
|
|
| 4. Другие психологические причины
|
|
|
24. Долгое время не может найти свою парту (0, 7%)
| 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве
| 1. Таблицы Шульте
| 1. Упражнения 1, 2, 3
|
| 2. Низкий уровень развития образного мышления
| 2. Методика " Лабиринт"
| 2. Упражнения 47-52
|
Окончание
Феноменология трудностей
| Возможные психологические причины
| Психодиагностические методики
| Рекомендации
|
| 3. Низкий уровень развития восприятия
| 3. Методика изучения восприятия
| 3. Упражнения 5-8
|
| 4. Низкий уровень сформированности произвольности
| 4. Методика " Домик", " Графический диктант"
| 4. Упражнения 68-72
|
| 5. Низкий уровень развития самоконтроля
| 5. Методика " Узор"
| 5. Упражнения 62-67
|
| 6. Низкий уровень развития долговременной памяти
| 6. Методика изучения долговременной памяти
| 6. Упражнения 31-38
|
| 7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий)
|
| 7. Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие, обеспечение щадящих условий обучения
|
| 8. Другие психологи
|
|
|
| ческие причины
|
|
|
Развитие познавательной сферы
диагностика развития внимания
Воспользуйтесь поиском по сайту: