Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины)




б                                       В

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»


 Задачи 5-6

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»

а) полянка; б) 1-е «письмо»; в) 2-е «письмо»


 Задачи 9-10

а) полянка; б) 1-е «письмо*; в) 2-е «письмо*

Ключ к задачам 1-6 (номера домиков)

Ключ к задачам 7-8 (номера домиков)


  Ключ к задачам 9-10 (номера домиков)

'иагностпика развития логического мышления

Методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины)

Сохранение массы

Материал: два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре. Ходработы.

Экспериментатор показывает ребенку два пластилиновых шарика и просит его уравнять оба шарика так, чтобы они были одинаковыми. " Вот два шарика. Я бы хотел, чтобы в каждом из них было одинаковое количество пластилина. Если представить себе, что это тесто для пирога и ты ешь этот ^арик теста, а я ем другой шарик, то у нас будет одинако-^ Или у тебя больше? Или у меня? Как ты думаешь? "

После этого экспериментатор берет один из шариков и дела-ет из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см. 4 теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в Шарике больше? Или в галете? (Больше для еды. ) Почему? Ты болеешь мне сказать? Откуда ты знаешь? " И т. п. В зависи-


 мости от ответов испытуемого экспериментатор формулирует контраргументы, касающиеся либо начальных количеств (в случае несохранения), либо воспринимаемых размеров (в слу­чае сохранения). Так, например, он говорит: " Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше? " Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, у ребенка спрашивают: " Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас? " Экспериментатор делает из галеты шарик и показывает, что вещества осталось столько же.

Третья процедура с пластилином заключается в делении одного из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8-10 " крошек" ), а затем в сравнении, подобно предыдущим слу­чаям, всех полученных крошек с шариком.

Критерии оценки

" Несохраняющие испытуемые" — они считают, что равенст­во количества исчезает во время деформации одного из шари­ков. Так, например: " В шарике больше, потому что колбаска тоньше", или " В галете больше, потому что она длиннее". Испытуемые этого уровня сосредоточены на одном из измере­ний, иногда переходят от одного к другому, но не связывают их между собой. Напоминание о начальном количестве вещест­ва не изменяет их мнение. Некоторые предполагают возмож­ность возвращения к одинаковым по количеству шарикам,

другие — нет.

" Полусохраняющие испытуемые" — они колеблются между

утверждением и отрицанием сохранения количества в ходе преобразований. В частности, они не сопротивляются контр­подсказкам экспериментатора. Напротив, они правильно гово­рят о возврате обоих количеств к начальному равенству.

" Сохраняющие испытуемые" — они считают очевидным со­хранение количества в ходе всех предложенных им деформа­ций первоначальных фигур. Они сопровождают свои рассужде­ния одним или несколькими аргументами, отстаивая их:

" Здесь столько же, потому что ничего отсюда не взяли, ниче­го сюда не прибавили" (идентичность). Или: " И здесь и там одинаково, потому что если снова сделать шарик, то будет

ffio же самое" (обратимость). Или же: " Галета длиннее, но она тонкая, поэтому здесь одинаково" (компенсация).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...