Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сохранение длины. Материал: полоски целые и полоски, поделенные на кусочки. Ход эксперимента.. Критерии оценки




Сохранение длины

Материал: полоски целые и полоски, поделенные на кусочки. Ход эксперимента.

Договорившись с ребенком о том, что такое полоска, экспе­риментатор кладет перед ребенком полоску длиной 16 см, а рядом с ней, параллельно, другую, так, чтобы их концы совпа­дали (см. ниже):

полоска А

полоска В

Экспериментатор, показав ребенку, что длины обеих полосок равны, перемещает полоску В влево параллельно А. При этом он задает вопрос: " Одинаковы ли эти полоски, или одна из них длиннее другой? "

Для того, чтобы удостовериться в том, что ребенок хорошо понимает вопрос, экспериментатор может проиллюстрировать:

" Если мы назовем эту полоску А одной дорогой, а эту полоску В — другой, то больше или столько же надо будет идти по этой дороге А, как по этой В? "

Если ответы испытуемого являются сохраняющими, то экс­периментатор обращает внимание ребенка, например, на раз­рыв между первыми концами обеих полосок. Напротив, если ответы ребенка будут несохраняющими, то экспериментатор просит испытуемого напомнить, в каком положении полоски были вначале: " А как это было вначале? Оба пути были одина­ковой длины или один из них был длиннее, как ты думаешь? "

Вернув полоски в первичное положение, экспериментатор начинает такой же опрос, но перемещая теперь полоску А в Противоположном направлении (сдвигает ее вправо) и ожидая от ребенка объяснения.


 На следующем этапе экспериментатор кладет перед ребенком полоску А длиной 16 см и параллельно ей четыре маленьких прилегающих друг к другу отрезка. Он подчеркивает равенст­во длин, задавая вопросы, аналогичные тем, что задавались в уже описанных случаях. Затем он перемещает маленькие от­резки, делая из них изломанный " путь", начинающийся там, где и А:

" А теперь нужно идти столько же по пути А, сколько и по этому пути С? Пройденный путь по этим дорогам одинаково или неодинаково длинный? Как ты думаешь? Откуда ты зна­ешь? " Затем полоски возвращаются в первоначальное положе­ние, после чего из 4 отрезков делается новый путь:

Экспериментатор задает такие же вопросы, что и на предыдущем этапе.

Критерии оценки

" Несохраняющие испытуемые" — в ходе перемещения одной из двух похожих полосок (А и В) ребенок считает, что длина не сохраняется. Он сосредоточивается на увеличении либо справа, либо слева. То же самое касается общей длины 4

отрезков полоски С по сравнению с полоской А. В обоих слу­чаях при изменении длина не сохраняется. И напоминание о длинах в первоначальном положении ничего не меняет в суж­дениях ребенка.

" Полусохраняющие испытуемые" — они высказывают пра­вильные суждения для одних этапов и неправильные для дру­гих, либо в одной и той же ситуации колеблются между отве­тами сохранения и несохранения, обосновывая свои ответы со­хранения.

" Сохраняющие испытуемые" — ребенок считает, что длина сохраняется в каждой ситуации. Испытуемые аргументируют свои суждения следующим образом: " Обе полоски одинаковы. Просто одну из них сдвинули" (идентичность). Или: " Если вы положите кусочки прямо, как они были вначале, то увидите, что обе полоски одинаковой длины" (обратимость). Или же:

" Эта полоска А длиннее вправо, но эта полоска В длиннее влево" (компенсация), тем самым указывая по очереди на по­лоску А и на похожую на нее, но сдвинутую полоску В.

Результаты по обоим субтестам заносятся в протокол, в конце его делается вывод об уровне овладения понятием сохранения.

Школа №


  Методика " Домино"

В эксперименте принимает участие двое испытуемых. У каждого из них имеется на руках набор из 14 карточек. На каждой карточке изображены две картинки (цветные, одного формата):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...