1. трактор — олень. Анализ протокола
1. трактор — олень 2. ведро — зебра 3. щенок — мышь 4. кошка — кукла 5. девочка — мишка 6. слон — елка 7. грибок — морковь 8. груша — улитка 9. паук — утенок 10. рыба — месяц (улыбающийся) 11. солнце (улыбающееся) гусеница 12. бабочка — свинья 13. белка — пирамида 14. мяч — мак 15. птица — ваза 16. теленок — самолет 17. вертолет — цыпленок 18. ежик — мельница 19. домик — яблоко 20. петух — клубника 21. заяц — вишня 22. земляника — аист 23. пингвин — лягушка 24. обезьяна — цветок 25. лист — мухомор 26. сливы — лев 27. львенок — кораблик 28. тележка — чашка 29. чайник — карандаш Экспериментатор выставляет перед детьми карточку " трактор — олень". Инструкция: " Перед вами, ребята, лежит карточка с изображением трактора и олененка. Каждый из вас, по очереди, должен подобрать к какой-нибудь из этих двух картинок (или к трактору, или к олененку) любую из своих карточек. до с условием, что выбранная вами картинка была похожа, ia my, которая лежит на кону. чтобы между ними было что-то общее, чтобы, они были одинаковыми (во избежание выполнения ребенком задания только одним способом необходимо объяснить принцип подбора картинки как можно большим набором терминов). Одновременно вы должны, объяснить, почему был сделан такой выбор, сказать, что же общего между подобранными картинками. Следующий из вас будет опять подбирать картинку к одной из двух, лежащих на кону, объясняя свой выбор". Испытуемым не разрешается смотреть в набор карточек ^ партнера. Экспериментатор фиксирует все ходы испытуемых, их объяснения, а также поведение. Таким образом составляется протокол — описание эксперимента. Например: 1. Таня. К трактору — ведро; "... потому что у трактора должно быть ведро".
1. Женя. К оленю — теленок; "... потому что у оленя четыре ноги и у коровы четыре ноги, у коровы уши как у оленя". 2. Таня. ^К теленку — щенок (карточка: теленок — самолет); "... потому что они оба животные, потому что у теленка четыре ноги и у щенка четыре, у щенка есть хвост и у теленка". 2. Женя. К самолету — вертолет; "... вертолет летает, и самолет тоже летает, у вертолета вен -тилятор наверху, а у самолета на носу... " и т. д. Анализ протокола Для проведения анализа протокола необходимо в определенном виде представить полученный материал. В плоскости фиксируются те общие основания, по которым ребенок производит ^бор необходимой картинки. Эмпирически в плоскости выделено три сферы таких Примаков: Первая сфера является областью атрибутивных свойств , предмета. Такими свойствами могут служить: форма предмета, его цвет, материал, из которого он сделан, его части. Кроме того, это использование имени предмета, если с ним действуют как с каким-либо другим внешним признаком предмета (например, чашка — чайник; "... потому что и то и другое начинается на букву Ч" ). Вторая сфера общих ситуативных оснований. Переходным к этой сфере является подбор картинок по " свойству — действию", т. е. ребенок сравнивает, выделяет в качестве общего признака действия, производимые предметами, изображенными на карточках (например, к трактору подбирается тележка, " ... потому что они ездят" ). Кроме того, сюда относятся выборы, сделанные на включении предметов в одну ситуацию (например, чашка — чайник; " ... потому что чайник наливает в чашку воду" ) — ситуация употребления; банальная ситуация — "... кошка любит мышку"; ситуация общения, игры, местоположения, вплоть до " художественных", " поэтических" ситуаций (например, мак — птица; " ... потому что птицы радуются, когда растут цветы" ).
Третья сфера категориальная. К ней относятся выборы, в которых общим признаком (основанием) двух картинок является имя того класса предметов, к которому ребенок относит данную пару изображений (например, "... это звери или это посуда" ). Плоскость высказывания представляет собой несколько уровней, которые, подобно описанным сферам, объединены в три группы: атрибутивная, ситуативная, категориальная и включают 10 подуровней. Экспериментальный материал удобнее всего представить в виде план-карты. В ней наглядно изображено отношение между плоскостями и видна динамика взаимодействия испытуемых. План-карта — это круг, разделенный на три сферы, в которых определенным образом располагаются векторы разной длины. Длина вектора соответствует тому или иному уровню (подуровню) плоскости высказывания. Номера векторов говорят о порядке подбора (ходов) карточек испытуемыми в процессе эксперимента. Векторы одного ребенка для удобства обозначают одним цветом, другого — другим. Приведем пример запротоколированной планкарты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|