Уровень политического процесса
Второй уровень политической культуры включает в себя то, что Люди ожидают от политического процесса. Если вы англичанин или, скажем, нигериец, то что вы думаете о системе управления, об институтах политической системы и что требуется от вас как от гражданина? К уровню политического процесса относятся прежде всего позиции по вопросу о форме правления. В начале XX в. в мире существовало множество разнообразных политических систем. В Европе набирал силу фашизм, в Советском Союзе укреплялся коммунистический режим, колониальные администрации управляли значительной частью мира, а Западная Европа и Северная Америка старались сохранить демократию в море противоборствующих течений. Если бы в то время проводились опросы общественного мнения, жители различных стран, Вероятно, высказались бы в пользу своих политических систем. Сегодня многие из тогдашних форм правления уже не столь широко распространены. Китай и Куба остаются цитаделями коммунизма, однако последний уже не воспринимается в качестве прогрессивной силы преобразования мира. В некоторых государствах все еще со-храняются автократические или теократические системы правления. Вместе с тем всемирная волна демократизации 1990-х годов привела к резкому росту популярности демократических принципов. В настоящее время эти принципы, похоже, пользуются одобрением большинства людей в мире, даже если те придерживаются разных позиций по вопросу о том, как их следует применять [2]. В долгосрочной перспективе, видимо, можно ожидать, что представления граждан о том, как политическая система должна быть организована, будут согласовываться с реально существующими институтами управления.
В тесной связи с описанным выше находится такой аспект политической культуры, как представления граждан о своей политичес- 1 7377 кой роли. Вообще говоря, существуют три разные модели, определяющие роль граждан в политическом процессе [3]. Участники реально или потенциально включены в политический процесс. Они информированы о политической жизни и предъявляют требования к политической системе и в зависимости от исполнения этих требований даруют свою поддержку политическим лидерам. Подданные пассивно подчиняются государственным чиновникам и законам, но не голосуют и активно не вовлечены в политическую жизнь. Прихожане имеют весьма смутные представления о правительстве и политике. Это могут быть неграмотные сельские жители, живущие в отдаленных местностях, или просто люди, которые игнорируют политику и ее влияние на их жизнь. Как показано на рис. 3.2, в гипотетической современной промышленной демократии заметную часть граждан (скажем, 60%) составляют участники, где-то порядка одной трети — простые подданные,
Авторитарная Авторитарная Рис. 3.2. Модели политической культуры: ориентации на включенность в политический процесс. и лишь небольшая группа относится к категории прихожан. Подобное распределение обеспечивает достаточное число политических акти-шистов, чтобы гарантировать конкуренцию между политическими партиями и ощутимую явку избирателей, равно как и критические аудитории для дебатов по политическим вопросам между партиями, кандидатами и группами давления. Вместе с тем не все граждане испытывают потребность в политической активности или считают нужным беспокоиться по поводу политической системы.
Вторая колонка на рис. 3.2 отражает модель, которая, по нашим предположениям, должна существовать в высокоиндустриализованных авторитарных обществах, подобных бывшим коммунистическим нациям Восточной Европы. Незначительное меньшинство граждан вовлечено там в деятельность однопартийной системы, которая пронизывает собой общество, надзирает за ним и определяет его политический курс. Большинство остальных граждан мобилизованы как поданные политическими институтами — политическими партиями, бюрократией, подконтрольными правительству средствами массовой информации. Граждане поощряются и даже принуждаются к символическому голосованию в поддержку системы на выборах, к уплате налогов, к подчинению распоряжениям и к принятию назначенных им сфер занятости. Благодаря эффективности современной социаль-цой организации и массовой коммуникации, а также усилиям авторитарных властных структур лишь весьма небольшая часть граждан не осведомлена о правительстве и его влиянии на ее жизнь. Если подобное общество внезапно попытается демократизировать свою политическую жизнь, многим гражданам придется учиться быть участниками, равно как и демократами. В третьей колонке показана авторитарная система в обществах, которые лишь частично индустриализованы и модернизированы, типа Египта и Таиланда. Несмотря на авторитарное политическое устройство, некоторые участники (например, студенты и интеллектуалы) выступают против системы и пытаются изменить ее с помощью убеждения или более энергичных акций протеста. Привилегированные группы вроде предпринимателей и землевладельцев заняты обсуждением государственных проблем и лоббированием. Большинство людей в такого рода системах являются подданными, которые осведомлены о пра-нительстве и подчиняются законам, но никаким другим образом не участвуют в общественных делах. Прихожане — нищие и неграмотные жители трущоб, крестьяне и сельскохозяйственные рабочие — практически не имеют осознанных контактов с политической системой.
Четвертый из приводимых примеров — демократическая доиндус-гриальная система, возможно, аналогичная существующей в Индии, с преимущественно сельским, неграмотным населением. В такой стране крайне мало политических участников, к которым относятся главным образом высокообразованные лица свободных профессий, предприниматели и землевладельцы. На жизни значительно большего числа граждан — служащих, рабочих и, вероятно, самостоятельных фермеров — непосредственно сказываются государственное налогообложение и другие аспекты правительственной политики. Но наибольшую группу граждан составляют неграмотные сельскохозяйственные рабочие и крестьяне, чьи представления об общенациональной политике и участие в ней минимальны. В подобном обществе крайне сложно создать корпус более сознательных граждан, которые могли бы осмысленно участвовать в политической жизни и формировать государственный курс с помощью демократических средств. В целом можно сказать, что распределение этих культурных моделей связано с тем типом политического процесса, который граждане ожидают и поддерживают. Так, демократия, как правило, отождествляется с более участнической политической культурой. Хотя авторитарные государства могут принимать различные формы — от коммунистической до диктаторской и теократической, они обычно бывают более устойчивы, когда среди населения преобладают подданные и прихожане. Общественное согласие с принципами, лежащими в основе этих особых политических систем, — другой существенный элемент политической культуры. При прогнозировании того, как будет протекать политический процесс и насколько устойчивым он окажется, важно учитывать также степень соответствия между культурными ориентациями и институциональными формами. Еще одна значимая черта политической культуры уровня процесса — представления граждан о других группах и о собственной групповой принадлежности. Доверяют ли индивиды своим согражданам? Считают ли они, что общество делится на социальные классы, конфессиональные группы или этнические общины? Идентифицируют ли они себя с особыми фракциями или партиями? Что они думают о группах, к которым не принадлежат? Когда между людьми существует доверие, они более склонны к совместной борьбе за достижение политических целей, а лидеры групп проявляют ббльшую готовность к образованию коалиций [4]. Управление крупными нациями требует формирования широких коалиций, поэтому там необходим высокий уровень доверия между лидерами, позволяющий вести переговоры и обеспечивать их честность.
Альтернативой доверия является враждебность, которая может разрушить межгрупповые и межличностные отношения. Трагические примеры этнических, религиозных и идеологических конфликтов во многих странах (например, в Руанде, Ливане, Северной Ирландии и в бывшей Югославии) показывают, как просто враждебность может перерасти в насилие и агрессивные действия. Запасы уважения к человеческой жизни и достоинству в современном мире крайне невелики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|