Политический курс: осуществление, результат и оценка
Возникает важный вопрос: каким образом эти различия в структу Необходимо проводить различия между усилиями (тем, что правительство делает) и реальными результатами этих усилий. Правительства могут расходовать одинаковые средства на образование, здравоохранение или оборону, но с разной отдачей. На эффективность fio-литики влияют не только квалификация и расторопность правительства или его разложение, но и культурные, экономические и технологические основы обществ^ и изменения в окружающей среде. Американцы тратят больше средств (в расчете на душу населения) на образование, чем любая другая нация в мире, однако их дети хуже успевают по важнейшим дисциплинам, нежели дети из некоторых других стран, чьи расходы на образование существенно ниже. В прошлые десятилетия Соединенные Штаты Америки и Советский Союз расходовали на оборону гигантские суммы, но тем не менее не могли справиться с маленькими странами, решившими сопротивляться любой ценой, и эти военные неудачи привели к внутреннему ослаблению обеих стран. Результаты государственной политики никогда полностью не определяются наро-
дом и его лидерами, о какой бы стране мира ни шла речь. Ситуация во внутреннем окружении, обстановка в более широком внешнем мире и происходящие там события, не говоря уже о простой случайности, могут обречь на неудачу любые самым тщательным образом продуманные и разработанные программы или планы. Мы называем конечную продукцию политической системы — ее извлечения, распределения, регулирования и символические акты — ее исполнением. Наконец, для того, чтобы оценить функционирование политических систем, мы должны еще больше отстраниться от происходя-щего и рассмотреть всю ситуацию в целом, т.е. политическую систему, процесс и курс, а также окружение. Дать такую оценку весьма сложно, поскольку люди ценят разные вещи и делают неодинаковый упор на то, что ценят. Мы определяем те вещи, которые люди могут ценить как «блага». В главе 7 мы обсуждаем блага, ассоциирующиеся с уровнем системы (такими показателями, как стабильность или адаптируемость политических институтов), с уровнем процесса (например, политическое участие граждан) и с уровнем политического курса (благосостояние, безопасность и свобода). Чтобы дать оценку функционированию данной политической системы, мы должны посмотреть на каждую из этих трех сфер и оценить исполнение и результаты. Кроме того, мы должны иметь информацию о том, как эти результаты воздействуют на индивидов и подгруппы общества, о тех особых изменениях, которые часто упускаются из виду при представлении средних показателей, и не забывать о необходимости жить не только сегодняшним днем, но и создавать условия для будущего развития. Последняя задача стоит как перед бедными нациями, которые стремятся выжить и облегчить нынешние страдания и одновременно улучшить завтрашнюю долю своих детей, так и перед нациями богатыми, которые должны позаботиться о том, чтобы их детям не пришлось расплачиваться за загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов вследствие бездумной экологической политики в прошлом..'.
Ключевые понятия
Агрегация интересов Артикуляция интересов Вынесение судебных решений Выработка политического курса Государства Извлечение Институт Коммуникация Осуществление Политическая коммуникация Политическая система
Рекомендуемая литература Almond G.A., Powell G.B. Comparative Politics: A Theoretical Approach. N.Y., 1996. Collier D. The Comparative Method. — In: Finifter A.W. (ed.) Political Science: The State of Discipline II. Washington, 1993. Dogan M., Pelassy D. How to Compare Nations: Strategies in Comparative Politics. Chatham, NJ, 1990. Goodin R.E., Klingmann H.-D. A New Handbook of Political Science. N.Y., 1996 (chs. 2-3, part 4). King G.t Keohane КО., Verba S. Scientific Inference in Qualitative Research. N.Y., 1993. Lichbach M., Zuckerman A. Comparing Nations: Rationality, Culture, and Structure. N.Y., 1993. PrzeworskiA., Teune H. The Logic of Comparative Social Inquiry. N.Y., 1970. Система, Процесс И политический Курс
Политическая культура и политическая социализация Политическая культура '-- Острое чувство патриотизма американцев, почтительное отношение японцев к политическим элитам, склонность французов к инакомыслию и протесту — все это примеры того, как культурные нормы; могут формировать политическую жизнь. Наши установки и ценности I в)Шйют'ма то, как мы действуем; это справедливо и по отношению к I Политике. Функционирование политических институтов отражает, по I крайней мере частично, позиции, нормы и ожидания граждан. Так,? Англичане используют свои конституционные установления для под-= держания своей свободы, в то время как в Южной Африке и Север- I яой Ирландии те же самые институты были превращены в средства додавления. В периоды системных изменений поддержка со стороны Общественности может облегчить становление нового режима, тогда как отсутствие такой поддержки способно подточить основания политической системы. Для того чтобы понять тенденции нынешнего и будущего поведения какой-либо нации, мы должны отталкиваться от общественных установок в области политики и их роли в политической системе, т.е. от того, что мы называем национальной политической культурой.
Политическая культура не объясняет всего, что происходит в политике. Даже люди со сходными ценностями и навыками будут действовать по-разному, сталкиваясь с разными возможностями или проблемами. Аналогичным образом, было бы неверно полагать, что политическая культура есть нечто неизменное. Новый жизненный опыт
Таб л ргца 3.1
Примеры Национальная гордость•• ' >г Национальная идентичность; Л сгитимность правительства.: Принципы построения правительства Роль граждан •> ?.-, Понимание политических прав Роль правительства Приоритеты политического курса правительства Уровень политической системы тельства. На достижение каких целей должна быть направлена правительственная политика и как эти цели должны достигаться?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|