Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политический курс: осуществление, результат и оценка




Возникает важный вопрос: каким образом эти различия в структу­
ре и функциях сказываются на интересах, нуждах и стремлениях лю­
дей? На приводившихся ранее рис. 2.1 и 2.3 зафиксирована взаимо­
связь между тем, что происходит п политике, с одной стороны, и в
обществе — с другой. Структурно-функциональные различия опреде­
ляют характер компромиссов между политической сферой и окруже­
нием и важность подобных компромиссов с точки зрения таких целей
и задач, как социальное обеспечение, справедливость, свобода, ра­
венство, мир и процветание. Стрелки в левой части рис. 2.3 обознача­
ют сигналы входа, образуемые требованиями и поддержками, исжн
дящимй из общества и международной системы, а также независи­
мыми инициативами политических лидеров и чиновников. Стрелки,
раЬположенные в правой части рисунка, отображают сигналы выхода
и результаты, т.е. конечные продукты политического 'процесса, to,
что правительство делает для своего народа и как онб' дейЬтвует по
отношению К нему: • и:,-:*

Необходимо проводить различия между усилиями (тем, что пра­вительство делает) и реальными результатами этих усилий. Прави­тельства могут расходовать одинаковые средства на образование, здра­воохранение или оборону, но с разной отдачей. На эффективность fio-литики влияют не только квалификация и расторопность правительства или его разложение, но и культурные, экономические и технологичес­кие основы обществ^ и изменения в окружающей среде. Американцы тратят больше средств (в расчете на душу населения) на образование, чем любая другая нация в мире, однако их дети хуже успевают по важ­нейшим дисциплинам, нежели дети из некоторых других стран, чьи расходы на образование существенно ниже. В прошлые десятилетия Со­единенные Штаты Америки и Советский Союз расходовали на оборону гигантские суммы, но тем не менее не могли справиться с маленькими странами, решившими сопротивляться любой ценой, и эти военные неудачи привели к внутреннему ослаблению обеих стран. Результаты государственной политики никогда полностью не определяются наро-


дом и его лидерами, о какой бы стране мира ни шла речь. Ситуация во внутреннем окружении, обстановка в более широком внешнем мире и происходящие там события, не говоря уже о простой случайности, могут обречь на неудачу любые самым тщательным образом продуманные и разработанные программы или планы. Мы называем конечную продук­цию политической системы — ее извлечения, распределения, регули­рования и символические акты — ее исполнением.

Наконец, для того, чтобы оценить функционирование полити­ческих систем, мы должны еще больше отстраниться от происходя-щего и рассмотреть всю ситуацию в целом, т.е. политическую систе­му, процесс и курс, а также окружение. Дать такую оценку весьма сложно, поскольку люди ценят разные вещи и делают неодинаковый упор на то, что ценят. Мы определяем те вещи, которые люди могут ценить как «блага». В главе 7 мы обсуждаем блага, ассоциирующиеся с уровнем системы (такими показателями, как стабильность или адап­тируемость политических институтов), с уровнем процесса (напри­мер, политическое участие граждан) и с уровнем политического курса (благосостояние, безопасность и свобода). Чтобы дать оценку функ­ционированию данной политической системы, мы должны посмот­реть на каждую из этих трех сфер и оценить исполнение и результаты. Кроме того, мы должны иметь информацию о том, как эти результа­ты воздействуют на индивидов и подгруппы общества, о тех особых изменениях, которые часто упускаются из виду при представлении средних показателей, и не забывать о необходимости жить не только сегодняшним днем, но и создавать условия для будущего развития. Последняя задача стоит как перед бедными нациями, которые стре­мятся выжить и облегчить нынешние страдания и одновременно улуч­шить завтрашнюю долю своих детей, так и перед нациями богатыми, которые должны позаботиться о том, чтобы их детям не пришлось расплачиваться за загрязнение окружающей среды и истощение при­родных ресурсов вследствие бездумной экологической политики в прошлом..'.

Ключевые понятия

Политическая социализация Политический режим Политическое рекрутирование Правительство Распределение Реализация политики Регулирование Режим Результаты Сигналы входа Сигналы выхода

Агрегация интересов

Артикуляция интересов

Вынесение судебных решений

Выработка политического курса

Государства

Извлечение

Институт

Коммуникация

Осуществление

Политическая коммуникация

Политическая система


 

 


Символические функции Система Системные функции Средства коммуникации Структура

Структурно-функциональный подход Функция Функции политического курса Функции процесса

Часть II

 


Рекомендуемая литература

Almond G.A., Powell G.B. Comparative Politics: A Theoretical Approach. N.Y.,

1996. Collier D. The Comparative Method. — In: Finifter A.W. (ed.) Political Science:

The State of Discipline II. Washington, 1993. Dogan M., Pelassy D. How to Compare Nations: Strategies in Comparative Politics.

Chatham, NJ, 1990. Goodin R.E., Klingmann H.-D. A New Handbook of Political Science. N.Y., 1996

(chs. 2-3, part 4). King G.t Keohane КО., Verba S. Scientific Inference in Qualitative Research.

N.Y., 1993. Lichbach M., Zuckerman A. Comparing Nations: Rationality, Culture, and

Structure. N.Y., 1993. PrzeworskiA., Teune H. The Logic of Comparative Social Inquiry. N.Y., 1970.


Система,

Процесс

И политический

Курс


1. A. de Tocqueville to E. de Chabrol. Oct. 7. 1831. And L. de Kergolay. Oct. 18.1847// Tocqueville A. de. Selected Letters on Politics and Society. Berkeley, 1985, pp. 59, 191. 2. См. также: Pierson G. W. Tocqueville and Beaumont in America. N.Y., 1938. 3. Barker E. (ed.) The Politics of«Aristotle. L, 1977, p. 386. 4.Dahl К A.Polyarchy: Participation and Opposition. New Haven, CT, 1971.

5. Bennett A., George A. An Alliance of Statistical and Case Study Methods: Research on the Interdemocratic Peace//APSA-CP: Newsletter of the APSA Organized Section in Comparative Politics, vol. 9, № 1:6. 6. Tocqueville A. de. The Old Regime and the French Revolution. N.Y., 1955. 7. Skocpol Th. States and Social Revolutions. N.Y., 1979.

 


Политическая культура и политическая социализация

Политическая культура

'-- Острое чувство патриотизма американцев, почтительное отноше­ние японцев к политическим элитам, склонность французов к инако­мыслию и протесту — все это примеры того, как культурные нормы; могут формировать политическую жизнь. Наши установки и ценности I в)Шйют'ма то, как мы действуем; это справедливо и по отношению к I Политике. Функционирование политических институтов отражает, по I крайней мере частично, позиции, нормы и ожидания граждан. Так,? Англичане используют свои конституционные установления для под-= держания своей свободы, в то время как в Южной Африке и Север- I яой Ирландии те же самые институты были превращены в средства додавления. В периоды системных изменений поддержка со стороны Общественности может облегчить становление нового режима, тогда как отсутствие такой поддержки способно подточить основания по­литической системы. Для того чтобы понять тенденции нынешнего и будущего поведения какой-либо нации, мы должны отталкиваться от общественных установок в области политики и их роли в политичес­кой системе, т.е. от того, что мы называем национальной политичес­кой культурой.

Политическая культура не объясняет всего, что происходит в по­литике. Даже люди со сходными ценностями и навыками будут дей­ствовать по-разному, сталкиваясь с разными возможностями или про­блемами. Аналогичным образом, было бы неверно полагать, что по­литическая культура есть нечто неизменное. Новый жизненный опыт


может изменить установки индивидов: например, крестьяне,:мигри-ровавшие в город, усваивают нормы, связанные с городским образом жизни. Это означает, что политическая культура является ключевым элементом постижения политической жизни в страновом или вре­менном разрезе. Если мы не будем ее учитывать, мы не поймем, как же действительно функционирует политика. Настоящую главу открывает обзор важнейших составляющих по­литической культуры. Затем мы обсудим политическую социализацию, т.е. то, как индивиды вырабатывают свои политические позиции и тем самым коллективно формируют свою политическую культуру. В заключение будут рассмотрены общие тенденции развития полити­ческой культуры в современном мире.

Три уровня политической культуры Политическая культура нации включает в себя три уровня ориен­тации граждан: их отношение а) к политической системе, б) к поли­тическому процессу, в том числе к процессу определения политичес­кого курса, и в) к результатам и следствиям реализации политййес-кого курса (см. табл. 3.1). Ориентации системного уровня отражают представления граждан и их лидеров о ценностях и организациях, скрепляющих политическую систему. Идентифицируют ли себя граж­дане с нацией игдринимают ли общую систему управления? В ориен-тадидх уровня процесса отражены представления о том, как должна действовать политика, а также отношение индивидов к политическо­му процессу,. Ориентации уровня политического курса касаются Tfjfe что граждане и их лидеры ожидают от политического' курса прави-

Тря ракурса политической культуры

Система Процесс Политический курс

Ракурсы политической культуры

Таб л ргца 3.1

Примеры

Национальная гордость•• ' >г

Национальная идентичность;

Л сгитимность правительства.:

Принципы построения правительства

Роль граждан •> ?.-,

Понимание политических прав

Роль правительства

Приоритеты политического курса

правительства

Уровень политической системы


тельства. На достижение каких целей должна быть направлена прави­тельственная политика и как эти цели должны достигаться?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...