Системы: структура и функция
В нынешнем издании «Сравнительной политологии», как и в предыдущих шести, используется структурно-функциональный, системный подход. Это — понятийные рамки данной работы. Поэтому необходимо более или менее подробно обсудить три общих понятия, используемых на протяжении всей книги: 1) «система», 2) «структура» и 3) «функция». Система, как уже говорилось в главе 1, предполагает наличие объекта, обладающего подвижными частями, которые взаимодействуют со средой или окружением. Политическая система есть совокупность институтов и органов, формулирующих и воплощающих в жизнь коллективные цели общества или составляющих его групп. Правительства, или государства, — это части политической системы, обеспечивающие выработку политического курса. Решения правительств обычно подкрепляются легитимньш насилием, и подчинение им может быть вынужденным. Более подробно проблема легитимное-тибудет'рассмотрена в главе 3. Правительства занимаются многими вещами — от создания систем щШлъного образования и управления ими до поддержания обще-ственй^го порядка и ведения войн. Осуществление всех этих много-чиеЛйнных форм правительственной деятельности происходит через специализированные органы, или структуры, — парламенты, бюрократии, административные учреждения и суды. Данные структуры выполняют функции, которые в свою очередь позволяют правительству формулировать и проводить свой политический курс, а также обеспечивать его претворение в жизнь. Политические курсы отражают цели; специализированные органы предоставляют средства. Другим полезным термином, позволяющим нам описывать исторические изменения правительств во времени, является «политический режим». Политический режим есть структурно-функционально-политические очертания, которые принимает правительство в разные периоды. Мы можем выдвигать и проверять гипотезы относительно причин и следствий политического изменения, сравнивая страны на разных этапах их существования, точно так же, как в поисках политических теорий мы можем сопоставлять институты различных стран. Вклад токвилевского исследования Французской революции в общую теорию революции был связан с проведенным там сопоставлением пред- и постреволюционной Франции [6]. Теда Скокпол строила свои теории о причинах революции на сравнении «старых режимов» во Франции, России и Китае с революционными и постреволюционными [7].
Статистические методы Популярная сегодня исследовательская программа, известная как исследования демократии и мира, иллюстрирует все доводы «за» и «против» статистического метода и анализа конкретных случаев. Эта программа вызвала наибольший интерес у ученых-международников, которые обратились к дипломатической истории периода «холодной войны» и попытались ответить на вопрос, являются ли демократические государства более миролюбивыми в своей внешней политике, чем государства авторитарные и недемократичные. Многие ученые, вошедшие в группу по исследованию мира и демократии, пошли по пути статистического анализа. Приняв ежегодное взаимодействие между двумя государствами за один случай и рассматривая почти полувековую историю дипломатических отношений в рамках системы, насчитывающей 100 или более государств,.они получили в свое распоряжение огромное число случаев, даже после того как были отброшены бесполезные — касающиеся государств, которые никогда пс вступали в отношения друг с другом или вступали в них крайне редко. Изучив эти статистические исследования, политологи Эндрю Бсн-нетт и Александр Джордж пришли к следующим заключениям:
«Статистические методы дали крайне важные результаты при выяснении вопроса о том, действительно ли демократии более склонны к миру. Удалось достичь весьма прочного, хотя и не единодушного консенсуса по поводу того, что: 1) в целом демократии не менее предрасположены к войне; 2) они крайне редко воюют друг с другом, если такое вообще случается; 3) данная закономерность действует по отношению не только к войнам, но и к конфликтам, пс дошедшим до военного противостояния; 4) государства, осуществляющие переход к демократии, более предрасположены к войне, чем укоренившиеся демократии, и 5) эти корреляции не были искусстве!шо порождены наиболее очевидными альтернативными объяснениями» [5J. В настоящее время все согласны с тем, что статистические исследования уступают исследованиям конкретных случаев, когда нужно ответить на вопрос «почему?». Исследования второго типа делают возможной строго объективную глубину, обнаруживая причинные взаимосвязи в индивидуальных случаях. Последовательное повторение этих причинных линий от случая к случаю укрепляет уверенность в наличии таких взаимосвязей. Таким образом, Беннетт и Джордж пришли к выводу о том, что лучшей исследовательской стратегией было бы одновременное использование статистического анализа и методов изучения конкретных случаев, поскольку у каждого из этих подходов есть свои собственные достоинства. Некоторые авторы утверждают, будто структурно-функциональный подход к политике консервативен по своей методологии, будто он смещен в сторону поддержки статус-кво, ибо описывает совокупность институтов, существующих в данное конкретное время. Однако точное и всестороннее описание институтов некоего конкретного времени не равнозначно их прославлению или защите; оно означает лишь попытку их постичь. Мы будем использовать структурно-функциональный подход для сравнения нацистской Германии, которую с омерзением отвергаем, с демократическими, миролюбивыми и преуспевающими государствами вроде Швеции и Швейцарии, которыми многие из нас восхищаются. Кроме того, мы признаем, что структурно-функциональный подход должен быть дополнен динамичным эволюционным подходом, поскольку нас интересует не только то, как политическая система функционирует, но и то, почему она так функционирует. Сам по себе структурно-функциональный подход не разъясняет, почему в 1930-х и 1940-х годах развитие Германии или Франции оказалось именно таким, каким оно было. Он демонстрирует, какие изменения претерпели эти режимы. Для того чтобы объяснить, почему они изменились, требуется ввести в рассмотрение экономический, социальный, культурный и международный контекст в его историческом измерении. Мы можем охарактеризовать осуществляемое нами в последующих теоретических и страновых главах структурно-функциональное «картирование» правительства и политики как «компаративную статику», как способ постижения того, каким образом различные политические процессы взаимодействуют в некий конкретный момент, а представленный там же анализ политического развития и изменения — как «политическую динамику», т.е. способ постижения политических сдвигов.
Как видно из рис. 2.1, политическая система существует как во внутреннем, так и во внешнем окружении, формируя это окружение и сама формируясь под его влиянием. Система получает из этого окружения сигналы входа и пытается воздействовать на него посредством своих сигналов выхода. На представленном ниже рисунке — весьма схематичном и простом — в качестве центрального актора выступают Соединенные Штаты Америки, а в качестве примеров окружения взяты некоторые другие страны, рассматриваемые в этой книге, — Россия, Китай, Великобритания, Германия, Япония, Мексика и Египет. Взаимообмены сигналами между странами могут различаться по многим параметрам. Так, они бывают «плотными» или «разреженными» (аме-риканско-канадские отношения могут служить примером «плотного» взаимообмена, тогда как отношения между Соединенными Штатами и Непалом расположены в «разреженной» части континуума). Типы взаимоотношений между политическими системами также значительно варьируются. США имеют разветвленные торговые связи с некоторыми нациями и относительно скромные — с другими. В одних странах
импорт превышает экспорт, в других наоборот. Во взаимоотношениях со странами НАТО, Японией, Южной Кореей, Израилем и Саудовской Аравией крайне важными для США являются военный взаимооб-мен и поддержка. В последние десятилетия взаимозависимость наций — объемы (в физическом и денежном выражении) импорта и экспорта, перемещение капиталов, распространенность путешествий за границу и размах международных коммуникаций — чрезвычайно возросла. Данный процесс может быть отражен за счет утолщения входных и выходных стрелок на рис. 2.L Колебания в этом потоке международных трансакций и торговли, связанные с депрессией, инфляцией, введением протекционистских тарифов, войной и т.п., способны нанести серьезный ущерб экономикам соответствующих стран.
В случае Америки взаимодействие политической системы с внутренним окружением может быть проиллюстрировано через возникновение «экономики, основанной на высоких информационных технологиях», и громадное увеличение международной торговли. За последнее столетие структура американской рабочей силы, а соответственно, и население США резко изменились. Доля сельскохозяйственных рабочих среди работающих по найму упала до 3%. Значительно сократилась занятость в добывающих и обрабатывающих отраслях тяжелой промышленности, а -пропорция тех, чья деятельность связана с высокими технологиями, свободными профессиями и сферой услуг, в составе рабочей силы существенно возросла. Во второй половине XX в. мы стали свидетелями существенных сдвигов в образовательном уровне американцев, хотя в последние годы качество образования, особенно в начальной и средней школе, подвергается серьезной критике. Эти и другие изменения в социальной структуре США привели к трансформации социальных основ партийной системы страны. В настоящее время среди американских избирателей доля тех, кто не поддерживает ни одну из партий, практически сравнялась с долей лояльных демократов и республиканцев. Рабочие, принадлежащие к традиционным, преимущественно европейским, этническим группам, перестали быть твердой опорой Демократической партии; их голоса делятся сегодня между двумя партиями примерно в равной пропорции. В целом описанные изменения в структуре рабочей силы ассоциируются с более консервативным экономическим курсом и попытками сократить социальные программы и другие расходы. Более образованное и культурно утонченное общество озабочено скорее качеством жизни, красотой и здоровьем окружающей среды и тому подобными вопросами. Рассматривая произошедшее с точки зрения сигналов входа и выхода, можно констатировать, что социоэкономические изменения трансформировали политические требования электората и характер поддерживаемой ими политики.
Таким образом, новая структура общества ведет к иным политическим курсам на выходе, к иным типам и уровням налогообложения, смене моделей регулирования и изменениям в расходах на социальное обеспечение. Преимущество подхода система/окружение заключается в том, что он привлекает наше внимание к взаимозависимости происходящего внутри наций и между ними и обеспечивает нас терминологией для описания, сравнения и объяснения этих взаимодействующих процессов. Если мы хотим правильно судить о политических событиях, мы должны иметь возможность помещать политические системы в их окружение, осознавая, в какой мере оно ограничивает и одновременно Открывает пути для политических альтернатив. Такой подход удерживает нас от поспешных и пристрастных политических оценок. Если страна бедна природными ресурсами и не имеет достаточно квалифицированных кадров, чтобы использовать даже те ресурсы, которыми обладает, мы не вправе порицать ее за низкие объемы промышленного производства или за плохие системы образования и социального обслуживания населения. Аналогичным образом, мы не можем осуждать за отказ от проведения социальных реформ страну, если та порабощена и эксплуатируется другой страной, осуществляющей консервативный курс. Диапазон политических курсов, которым могут следовать политические лидеры и активисты, ограничен системой и ее институтами. Однако в эпоху быстрых перемен, которую переживает современный мир, при изменении целей руководства и политических активистов на смену одному набору политических институтов может незамедлительно прийти другой. Одним из наиболее ярких примеров подобной институциональной трансформации является крушение коммунистических режимов в Восточной Европе и замена их многопартийными системами, как только руководство Советского Союза утратило свою веру в советскую систему и будущее социализма. Потеряв уверенность в легитимности Коммунистической партии СССР, советское руководство не имело иного выбора, кроме как перейти к политике терпимости и примиренчества по отношению к свои бывшим сателлитам. Понятие взаимозависимости описывает не только такого рода взаимосвязь между политическим курсом и институтами. Различные структурные составляющие политической системы также взаимозависимы. Если правительство основано на избранных народом представителях в законодательных органах, должна быть установлена система выборов. Когда правом голоса обладает значительное число людей, политикам, стремящимся получить государственную власть, приходится мобилизовывать электорат и учреждать политические партии для проведения электоральных кампаний. Если органы политической системы, занимающиеся выработкой политических курсов, принимают законы, им требуются администраторы и государственные служащие, чтобы претворять эти законы в жизнь, а также судьи, которые бы определяли, не нарушаются ли эти законы, и устанавливали бы меру наказания для нарушителей. Структуры и функции Рис. 2.2 размещает внутри политической системы шесть типов политических структур — политические партии, группы интересов, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, чиновничество и суды. Такие структуры имеются практически во всех современных политических системах. Кому-то может показаться, что, поняв, как-эти структуры действуют в одной политической системе, мы узнаем, как они функционируют в любой другой. К сожалению, это не всегда так, и подобная шестичленная классификация не слишком далеко продвигает нас в сопоставлении политических систем. Проблема заключается в том, что в разных политических системах сходные структуры могут выполнять совершенно разные функции. И Великобритания, и Китай обладают, по крайней мере номинально, всеми этими шестью типами институтов, однако эти институты организованы и функционируют там абсолютно по-разному, В Великобритании есть монарх (в настоящее время королева Елизавета II), который выполняет церемониальные функции, в частности открыва-
Рис. 2.2. Политическая система и ее структуры. ет парламент и жалует рыцарское звание и другие почетные титулы. В Китае нет специализированного церемониального исполнительного органа. Однако там есть президент, который избирается Всекитайским собранием народных представителей и осуществляет как церемониальные, так и некоторые политические функции. В состав высшего политического руководства Великобритании входят премьер-министр, министры, назначенные в Кабинет, и члены более широкого кабинета, состоящего из руководителей департаментов и управлений, Все эти должностные лица обычно отбираются из депутатов парламента. В Китае существует сходная структура — Государственный Совет, возглавляемый премьер-министром и включающий различных министров и правительственные комиссии. Но если британский премьер-министр и Кабинет наделены значительной властью в области определения политического курса, то Государственный Совет Китая плотно контролируется Генеральным секретарем, Политбюро и Центральным комитетом Коммунистической партии. Как в одной, так и в другой стране имеются законодательные органы: палата общин — в Великобритании и Всекитайское собрание народных представителей — в Китае. Но если палата общин играет ключевую роль в процессе выработки политического курса, Всеки- тайское собрание собирается лишь на короткий период для ратификации решений, принятых преимущественно руководством Коммунистической партии. Еще больше различий существует между политическими партиями двух стран. В Великобритании действует конкурентная партийная система. Большинству в палате общин и Кабинету постоянно противостоит оппозиционная партия (или партии), конкурирующая за общественную поддержку и ожидающая очередных выборов, в ходе которых она может сместить нынешнее парламентское большинство, как, скажем, произошло в 1997 г., когда Лейбористская партия сменила у власти Консервативную партию. В Китае Коммунистическая партия (КПК) контролирует весь политический процесс. Там нет других политических партий. Наиболее важные решения принимаются Политбюро и до некоторой степени — Центральным комитетом Коммунистической партии. Правительственные учреждения осуществляют политику, инициированную или одобренную высшим руководством КПК. Британские группы интересов являются независимыми организациями, играющими важную роль в политической жизни и экономике страны. Китайские профсоюзы и другие профессиональные организации должны рассматриваться как части официальной государственной машины, действующие под руководством Коммунистической партии, выполняющие мобилизационные, социализационные и вспомогательные функции. Таким образом, сугубо институциональное сравнение британской и китайской политики, не раскрывающее подробно ее функциональные аспекты, мало что даст для понимания существенных различий в политической жизни этих двух стран. Рис. 2.3 показывает пути соотнесения структуры и функций, процесса и политического курса и его исполнения. (Функции и процессы, отображенные на рисунке, более детально обсуждаются в главах 3-7.) Под «шапкой» «Функции процесса» на рисунке перечислены различные формы активности, необходимые для выработки и осуществления политического курса в политической системе любого типа: артикуляция интересов, агрегация интересов, выработка политического курса, осуществление политического курса и вынесение судебных решений. Мы называем эти формы активности функциями процесса, поскольку они играют прямую и необходимую роль при формулировании политического курса. Прежде чем такой курс может быть определен, какие-то индивиды и группы в правительстве или обществе должны решить, что они хотят и надеются получить от политики. Политический процесс начинается, когда указанные интересы получают выражение, или артикулируются. Множество стрелок в левой чисти рисунка отражают эти исходные выражения интересов. Однако, чтобы стать действенными, такие требования, как, скажем, больший или меньший уровень налогообложения, большие или
Рис. 2.3, Политическая система и ее функции. меньшие пособия в рамках социального обеспечения, способные получить существенную общественную поддержку, должны быть объединены (агрегированы) в политические альтернативы. Поэтому по мере перехода процесса от стадии артикуляции интересов к стадии их агрегации стрелки в левой части рисунка сближаются. Затем происходит обсуждение альтернативных политических курсов. Те, кто контролирует правительство, высказываются в пользу одного из них, и осуществляется властное определение политического курса, Политический курс должен соблюдаться и претворяться в жизнь, если же он оспаривается или нарушается, должен существовать некий процесс вынесения судебных решений по этому поводу. Каждый политический курс может влиять одновременно на разные аспекты жизнедеятельности общества, что отражено в появлении нескольких стрелок на реализационной стадии процесса. Описываемые здесь функции процесса выполняются такими политическими структурами, как партии, законодательные органы, политические исполнительные органы, чиновничество и суды. Структурно-функциональный подход подчеркивает то обстоятельство, что хотя конкретный политический институт (скажем, законодательный орган) может особым образом соотноситься с конкретной функцией (например, с принятием законов и норм), он не имеет монополии на эту функцию. Так, в реализации законодательной функции могут участвовать президенты и губернаторы (право вето), а также верховные суды (право судебной власти пересматривать и отменять законодательные акты в случае их неконституционности). Три функции, перечисленные в верхней части рисунка, — социализация, рекрутирование и коммуникация — прямо не связаны с формулированием и осуществлением государственной политики, однако они крайне важны для политической системы. Мы говорим о HHk как о системных функциях, поскольку они определяют, сохранится ли система, либо изменится (скажем, будет ли процесс выработки политического курса по-прежнему контролироваться одной авторитарной партией или военной хунтой, либо на смену им придут состязательные партии и законодательный орган). Стрелки, расходящиеся от них в направлении всех составляющих политического процесса, говорят о решающей роли, которую играют в нем данные функции, подкрепляя и делая его возможным. В политической социализации задействованы семья, школа, средства массовой информации, церковь и все многообразие политических структур, которые вырабатывают, закрепляют и трансформируют политически значимые установки в обществе. Политическое рекрутирование подразумевает отбор людей для политической деятельности и государственных постов. Политическая коммуникация означает движение информации в обществе и внутри различных структур, образующих политическую систему. Третья совокупность функций (обозначенная в правой части рисунка) относится к сигналам выхода — к воплощениям политического процесса. Мы называем их функциями политического курса, сущно-стными воздействиями на общество, экономику и культуру. К ним Относятся всевозможные виды регулирования поведения, извлечение ресурсов в форме налогов и т.п. и распределение благ и услуг между различными группами населения. Результаты всей этой политической активности в свою очередь порождают новые сигналы входа, новые требования в области законодательства или административной деятельности и усиливают либо снижают поддержку политической системы и находящихся у власти должностных лиц. Рассмотренные функциональные понятия описывают формы активности, осуществляемые в любом обществе вне зависимости оттого, как организована его политическая система и какого рода политические курсы оно производит. Используя эти функциональные катего-
рии, мы можем установить, какие комбинации институтов участвуют в выработке и осуществлении различных видов государственной пог литики в различных странах, Иллюстративный пример сравнительного анализа: Россия в 1985 и 1998 гг.*
На рис. 2.4 и 2.5 в схематичной графической форме сопоставляются структуры и функции политической системы России до и после крушения коммунистического правления в Советском Союзе. Эти рисунки иллюстрируют применение компаративного метода при оценке резкого изменения политического режима за короткий промежуток времени. Их задача — не детальный разбор российского случая, а демонстрация того, как могут быть использованы механизмы политического анализа. Рисунки отображают сдвиги в функционировании
Интенсивное участие в выполнении дайной функции Рис. Z.5. Российская политическая система в 1998 г. важнейших структур политической системы, вызванные крахом ком-мун^зма. Речь идет о двух революционных изменениях — уничтожении однопартийной политической системы с доминирующей ролью Коммунистической партии Советского Союза, системы, которая скрепляла огромное, многонациональное советское государство, и распаде самого Советского Союза как государства на 15 входивших в него республик. В результате атих двух знаменательных событий Россия т- республика, составлявши ядро прежнего союза, превратилась в независимое некоммунистическое государство. В июне 19911 г. Борис Ельцин, главный конкурент советского президента Михаила Горбачева, был избран президентом России. Шесть месяцев спустя Советский Союз рухнул, а Горбачев отказался от рво-его поста. В декабре 1993 г. избиратели были вынуждены ратифицировать новую Конституцию, которая предусматривала создание сильных президентских исполнительных структур. Одновременно прошли выборы нового парламента, в котором оказался представлен широкий круг политических партий.
В новой России образца 1998 г. демократическим тенденциям противостояли тенденции к установлению авторитарного правления. Во всех частях политической системы наблюдалось смешение плюрализма и рудиментов прежнего, бюрократического порядка, государственно-социалистического устройства. Крупнейшие политические партии были представлены в парламенте и выстраивали общенациональные политические базы поддержки для следующих выборов, хотя возрожденная коммунистическая партия (получившая название Коммунистической партии Российской Федерации) то и дело выступала с обвинениями против Ельцина и призывала к восстановлению сильного государства и расширению социальной защиты. Парламент, теперь именовавшийся Федеральным Собранием, превратился в центр проведения политических дискуссий и принятия решений. Плотный контроль коммунистической партии над средствами массовой информации отошел в прошлое. Новые организованные группы интересов, такие, как предпринимательские ассоциации и профсоюзы, активно включились в определение политического курса. Однако бюрократия осталась влиятельным центральным актором политического процесса, сохранив значительный контроль над экономикой. Эти изменения отражены в различиях между двумя рисунками. В 1985 г. (год, когда лидер реформ Михаил Горбачев пришел к власти) в Советском Союзе действовал коммунистический режим. Высшим руководителем страны был Генеральный секретарь Коммунистической партии. Хотя страна имела формальные атрибуты демократии, на практике распоряжения спускались сверху вниз, а реальная власть принадлежала принимающим решения высшим руковойитвлям государства и общества. На рис. 2.4 показано, как осуществлялись основные функции политической системы в 1985 г., когда Коммунистическая партия являлась доминирующим политическим институтом страны, осуществлявшим надзор за школами и средствами массовой информации, искусством и общественными организациями, правительством и судами. В связи с этим все ячейки диаграммы в столбце, обозначенном «Коммунистическая партия», окрашены в черный цвет, равно как и все ячейки в столбце «Бюрократия». Хотя такие социальные институты, как семья, трудовой коллектив, искусство и группы по увлечениям, оказывали некоторое влияние на реализацию функций системного уровня — социализацию, рекрутирование и коммуникацию, именно Коммунистическая партия и государственная бюрократия определяли осуществление функций на уровне политического процесса. Опекаемые ими средства массовой информации были в 1985 г. ключевым органом коммунистической политической социализации и коммуникации, тогда как парламент оставался податливым инструментом ратификации решений, принятых партией и бюрократией. Не существовало никаких политических партий, кроме Коммунистической, и допускались только те организованные группы интересов, ко- торые были ею санкционированы. Поскольку в стране не было института президентства, наиболее влиятельным должностным лицом являлся Генеральный секретарь КПСС. К 1998 г., как показано на рис. 2.5, политическая система России претерпела кардинальные изменения. Появление на диаграмме значительного числа густо зачерненных ячеек свидетельствует о том, что в политическом процессе стали принимать участие помимо Коммунистической партии и многие другие структуры. Важнейшие новые полномочия в сфере выработки политического курса получили прежде всего парламент, независимые политические партии и региональные правительства. Неизмеримо расширилась свобода простых граждан артикулировать свои интересы и организовываться для их продвижения. Могущество Коммунистической партии, утратившей монопольную позицию и статус государственной, существенно сократилось, и она начала придерживаться парламентских правил игры. Государственная бюрократия осталась важным элементом политической системы, хотя и начала облачаться в псевдокоммерческие одеяния, приспосабливаясь к новым тенденциям развития — в направлении рыночной экономики. Пост президента, занятый Борисом Ельциным, превратился в основной институт определения политического курса. Право президента формировать политику посредством указов, инертность многочисленной государственной бюрократии, а также неспособность парламента добиваться соблюдения принятых им законов и слабость его связей с электоратом подрывали роль данного органа и выработке политического курса и-осуществлении функций надзора. Вместе с тем парламент вполне адекватно представлял многообразие существовавших в стране позиций и играл ключевую роль в агрегации интересов и определении политической линии. Представленный здесь краткий сравнительный анализ наглядно показывает то, как может применяться структурно-функциональный подход. Этот подход позволяет исследовать формы реализации сходных функций в разных странах или в одной и той же стране в разные периоды. Точно так же мы можем рассмотреть изменения или расхождения в функциях аналогичных структур во временном разрезе или же в условиях различных политических систем. Когда речь идет о стране, переживающей, подобно России 1990-х годов, период быстрых и резких перемен, такие рамки помогают анализировать изменения в распределении власти между важнейшими институтами, составляющими политическую систему. Ни структурный, ни функциональный анализ сам по себе не дает полной картины. Структурный анализ обеспечивает нам информацию о количестве политических партий, о строении законодательного органа, об устройстве исполнительной и судебной ветвей власти, средств массовой информации, групп интересов и других элементов политической системы, о тех правилах и нормах, на основе которых они действуют. Функциональный анализ показывает, как эти институты и организации взаимодействуют в процессе выработки и осуществления политических курсов. Во второй части книги мы более конкретно рассмотрим функции различных политических институтов, остановимся на многообразии групп интересов и их функциях, обсудим структурно-функциональные характеристики партийных систем, законодательных органов, исполнительной власти и кабинетов. Здесь Же мы просто проиллюстрировали метод и его преимущества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|