Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Агенты политической социализации




В любом обществе индивиды подвергаются воздействию агентов политической социализации — институтов и организаций, влияющих на политические установки. Некоторые из таких институтов и органи­заций, скажем, уроки гражданского обучения в школе, являются пря­мыми источниками политического образовании, специально предназ­наченными для достижения этой цели. Другие, такие, как группа, с которой проводится досуг, или трудовой коллектив, как правило, воздействуют на политическую социализацию косвенным образом.

Семья

Прямое и косвенное влияние семьи — первою источника поли­тической социализации, с которым сталкивается индивид, — глубо­ко и устойчиво. Семья оказывает ощутимое воздействие на формиро­вание установок по отношению к власти. Участие в семейном приня­тии решений способно усилить у ребенка ощущение политической компетентности, обеспечивая необходимые для политического взаи­модействия навыки и стимулируя активное включение в политичес­кую систему во взрослом возрасте. Аналогичным образом, слепое по­виновение решениям родителей может выработать у ребенка предрас­положенность к выполнению роли политического подданного. Семья также формирует будущие политические установки, определяя место индивида в обширном социальном мире, устанавливая его этничес­кие, языковые, классовые и религиозные связи и направляя его про­фессиональные и экономические устремления.

Произошедшая в последние десятилетия революция возможнос­тей и ожиданий женщин оказала огромное воздействие на политичес­кую жизнь развитых индустриальных наций. Тенденция к равенству полов в плане образования, занятости и профессии изменила струк­туру семьи. Сокращение половых различий в самовосприятии, рас­пределении родительских ролей и отношениях к экономике и поли­тической системе существенно повлияло на модели политического


ВСТАВКА 3.1

Приобщение к ценностям

В коммунистической Восточной Германии существовала спе­циальная церемония для учащихся восьмых классов, знаменовав­шая их вступление во взрослую жизнь. Ключевым моментом цере­монии было торжественное подтверждение готовности соблюдать следующие четыре обязательства:

* Как юные граждане Германской Демократической Респуб­лики готовы ли вы преданно работать и сражаться за великие и благородные цели социализма и чтить революционное наследие народа?

* Как сыны и дочери рабоче-крестьянского государства гото­вы ли вы повышать свое образование, развивать свой ум, наби­раться мастерства в своем деле, постоянно учиться и использо­вать свои знания для осуществления наших великих гуманисти­ческих идеалов?

* Как достойные члены социалистического общества готовы ли вы сотрудничать со своими товарищами, уважать и поддержи­вать друг друга и всегда связывать собственное стремление к сча­стью со счастьем всех людей?

* Как подлинные патриоты готовы ли вы углублять дружбу с Советским Союзом, укреплять братские отношения с социалис­тическими странами, вести борьбу в духе пролетарского интерна­ционализма, охранять мир и защищать социализм от любой им­периалистической агрессии?

рекрутирования, политического участия и государственной политики. То, каким образом модифицировалось воздействие семьи на процесс социализации вследствие большей открытости семейной жизни, ра­венства родителей и раннего приобщения детей к опыту яслей, пока еще только осмысливается. Изменение роли женщин может оказать громадное влияние на модернизацию общества, особенно в развива­ющемся мире [12].

Школа

Школы дают подросткам знания о политическом мире и той роли, которую они в нем играют, а также более конкретные представления о политических институтах и отношениях. Кроме того, школы переда­ют существующие в обществе ценности и установки. Они могут сыг­рать важную роль в формировании позиций относительно неписаных правил политической игры, в усвоении ценностей, касающихся дол-


га перед обществом, и становлении неформальных политических свя­зей. Школы способны укрепить привязанность к политической систе­ме и предоставить общие символы (такие, как флаг или клятва верно­сти), стимулирующие эмоциональную преданность системе. Когда появляется новая нация или в старой нации приходит к власти рево­люционный режим, он, как правило, тут же обращается к школе как к средству вытеснения «устаревших» ценностей и символов и замены их новыми, более гармонирующими с новой идеологией.

В некоторых странах образовательные системы не только не обес­печивают унифицирующую политическую социализацию, но и пыта­ются привить разным группам совершенно разные навыки и установ­ки. Например, вплоть до недавнего времени основная цель южноаф­риканской системы образования состояла в том, чтобы увековечить разобщенность между расами. Культура апартеида поддерживалась как через создание установок обособленности, так и за счет предоставле­ния белому и цветному населению разных знаний и выработки у них разных навыков. Белые и чернокожие дети не общались между собой. Белые дети рано усваивали, что их родители и другие родственники видят в чернокожих людей второго сорта. В Южной Африке закон пред­писывал белым детям посещать только «чистые» в расовом отноше­нии начальные и средние школы. Школьный опыт обычно подкреп­лял и усиливал установки, приобретенные белыми детьми в семье.

Образование чернокожего большинства резко отличалось от обра­зования белых. После того как под давлением правительства было зак­рыто большинство школ при монастырях, в стране был создан от­дельный правительственный департамент, который обеспечивал сег-регированное начальное образование для чернокожих детей. Даже в 1980-х годах правительство тратило на обучение белых во много раз больше (в расчете на ученика), чем на обучение черных [13]. Неудов­летворенность чернокожего населения качеством образования, равно как и их недовольство попытками правительства навязать преподава­ние на бурском языке (родном для большинства белых жителей Юж­ной Африки), была в числе важнейших побудительных причин беспо­рядков, поставивших в 1990-х годах под вопрос политику господству­ющего положения белых в политической жизни страны. В настоящее время новое южноафриканское правительство занято решением крайне сложной задачи: ему нужно (при ограниченном бюджете) коренным образом изменить функции школьной системы, превратив ее из сред­ства закрепления различий в поставщика объединяющих символов и равных навыков для детей всех рас.

Образование влияет также на политическое мастерство и ресурсы граждан. Образованные люди лучше осознают влияние правительства на свою жизнь и уделяют больше внимания политике. Чем выше образова­ние, тем сильнее предрасположенность к самостоятельному мышлению, повышающая способность интерпретировать факты и действовать на


основе новой информации. Кроме того, образованные люди лучше ин­формированы о политических процессах и участвуют в более широком круге политических акций. Такое воздействие образования прослежива­ется в исследованиях политических установок во многих странах [14].

Религиозные институты

Существующие в мире религии являются носителями культурных и моральных ценностей, которые часто имеют выход на политику. Великие религиозные лидеры видели в себе учителей, и их последо­ватели обычно пытаются повлиять на социализацию детей через шко­лы, проповеди и религиозные службы. В отличие от модели, принятой в Соединенных Штатах, в большинстве наций существуют формаль­ные связи между господствующей религией и правительством. В этих случаях религиозные ценности и государственный курс неизбежно накладываются друг на друга. Так, католические страны менее склон­ны проводить либеральную политику в отношении абортов, точно так же, как исламские правительства обеспечивают соблюдение жестких моральных норм.

Там, где церковь постоянно проповедует ценности f которые по
крайней мере частично расходятся с доминирующими в политичес­
кой системе (примерами могут служить попытки американских фун­
даменталистов ввести молитву в школе или конфликт между исламс­
кими фундаменталистами и светскими правительствами в Алжире и
Египте), борьба по поводу социализации способна приобрести вели­
чайшую значимость в обществе. В подобных нациях религиозные суб­
культуры могут находиться в оппозиции к политическому курсу госу­
дарства или даже к самому государству. :

Появление в последние десятилетия воинствующего религиозно­го фундаментализма оказало серьезное воздействие на общество и политическую жизнь столь разных стран, как Соединенные Штаты Америки, Индия, Израиль, Линии, Иран, Пакистан, Алжир и Ниге­рия. Подобный фундаментализм часто является защитной реакцией против распространения научных взглядов на природу и поведение человека и сопутствующих таким взглядам либертаристских ценнос­тей и установок. Фундаменталисты обычно рисуют мир, в котором правоверные должны включиться и великую битву между силами ду­ховной добродетели и пороком 115|. Хотя влияние фундаментализма заметнее всего на Среднем Востоке и в мусульманских странах, он играет важную роль и в христианских странах. В Соединенных Штатах, Европе и Латинской Америке существуют как протестантские, так и католические версии фундаментализма. Собственные варианты фун­даментализма (в сочетании с этпократическими и националистичес­кими тенденциями) имеются и в конфуцианских, буддистских и ин­дуистских странах Азии. Вообще говоря, фундаментализм стремится

ПО


поставить консервативные социальные, нравственные и религиозные проблемы во главу современной политической повестки дня.

Конечно, многие виды религиозных институтов предлагают чрез­вычайно полезные нравственные и этические нормы, которые так часто нужны людям, чтобы делать выбор в сложных обществах. Рели­гиозная принадлежность нередко бывает источником партийных пред­почтений, которыми люди могут руководствоваться и при принятии других политических решений. Таким образом, хотя во многих странах посещаемость церковных служб падает, политическая значимость ре­лигии сохраняется.

Группы равных

Важными социальными единицами, формирующими политичес­кие установки, являются группы равных. К ним относятся детские прогулочные группы, компании друзей, школьные и институтские братства, а также небольшие трудовые коллективы, члены которых тесно связаны между собой и имеют примерно равный статус. Группы равных могут принимать самые разнообразные формы: это и кучка регулярно встречающихся в парке мамаш в России, и уличные шайки в Бразилии, и группа администраторов с Уолл-стрит, являющихся членами одного клуба.

Группы равных социализируют своих членов, побуждая или зас­тавляя их придерживаться принятых в группе установок и моделей поведения. Люди часто усваивают систему взглядов своих сотовари­щей по группе потому, что любят и уважают их, либо потому, что хотят быть такими, как они. Индивид может начать интересоваться политикой либо отправиться на политическую демонстрацию, посколь­ку так поступают его близкие друзья [16], В таких случаях индивид, стремясь заслужить одобрение товарищей, модифицирует свои инте­ресы и поведение, с тем чтобы они соответствовали принятым в группе образцам. Не исключено, что международная молодежная культура, символами которой стали рок-музыка, футболки и синие джинсы, была одним из важнейших факторов, помешавших коммунистичес­ким руководителям вылепить из советской и восточноевропейской молодежи образцовых, с точки зрения марксизма-ленинизма, «лю­дей социалистического общества». Точно так же усвоили политичес­кие взгляды, основанные на взаимодействии членов своего круга, и группировки типа «бритоголовых», получившие распространение среди молодежи из низших слоев общества во многих западных странах.

Социальный класс и пол

Многим обществам присущи серьезные социальные различия, основанные на классе или роде деятельности. Индивиды живут в раз-


личных социальных мирах, определяемых их классовым положением. Так, в процессе индустриализации в Великобритании сформировался рабочий класс, концентрировавшийся в особых кварталах и вырабо­тавший свои собственные формы речи, одежды, отдыха и развлече­ний, а также собственные организации, в том числе профсоюзы и политические партии. Аналогичным образом, в большинстве менее развитых наций жизненный опыт крестьян коренным образом отли­чается от опыта городских жителей. Во многих случаях эти социальные различия имеют политическую значимость: самоидентификация в качестве представителя рабочего класса или, скажем, крестьянства влечет за собой особые взгляды на то, какие политические вопросы являются важными и какие политические группы лучше всего выра­жают интересы данного индивида.

Другой важный источник социального и политического обучения — половая принадлежность. С момента рождения природа и общество предписывают мужчинам и женщинам разные модели поведения. Та­кого рода общественные расхождения традиционно переносились в политическую жизнь, определяя политику как мужское занятие и фокусируя интересы женщин на бытовых и семейных проблемах. Во многих менее развитых странах подобное распределение тендерных ролей сохраняется и сегодня. Вместе с тем в ряде индустриальных стран гендерные роли меняются. Появление женских движений и групп самообразования стимулирует активность женщин, давая социальные образцы того, как женщина должна относиться к политике.

Средства массовой информации

Значительная часть мира превратилась в единую аудиторию, кото­рая получает одну и ту же информацию и которую волнуют одни и те же события. Пожалуй, нет столь отдаленного уголка, где бы жители не имели возможности практически сразу же узнавать о том, что про­исходит в других местах: производимые в огромных количествах и недорогие транзисторные приемники имеются повсеместно, даже в деревушках стран третьего мира, далеко отстоящих от центров поли­тической власти. Средства массовой информации — газеты, радио, телевидение, журналы — играют важную роль в интернационализа­ции установок и ценностей на планете.

Телевидение, затрагивающее одновременно слух и зрение, может оказывать мощное эмоциональное воздействие на широкие обществен­ные аудитории. Телерепортажи, подобные прямым репортажам с места событий, предоставлявшимся Си-эн-эн во время войны в Косово, при­дают новостям жизненность: вспомним, как глубоко были затронуты чувства людей освещением в СМИ гибели принцессы Дианы в 1997 г. Кроме того, для масс-медиа не существует препятствий в виде границ между государствами и идеологиями. Движения за демократию по всей


Восточной Европе были частично порождены представлениями об ином Образе жизни, полученными при помощи международных средств мас­совой информации. По ходу распространения этих демократических революций в конце 1980-х годов они подпитывались информацией о тактике и успехах аналогичных движений, получая дополнительный импульс через газеты, телевидение и радио, пользовавшихся новооб­ретенной свободой освещать эти захватывающие события.

Однако масс-медиа не только поставляют точную и свежую инфор­мацию о политических событиях. Они также распространяют — прямо или косвенно — важнейшие ценности, принимаемые обществом. Они могут представить некоторые события (например, национальные праз­дники или традиционные формы правительственной деятельности) как нечто, символизирующее нацию, и эти события приобретут особую эмоциональную окраску. Контролируемые авторитарным правительством средства массовой информации способны стать мощным орудием фор­мирования политических убеждений. Однако вскоре граждане начнут игнорировать сообщения, противоречащие их личному опыту. Устная передача неортодоксальных установок часто оказывается действенным противоядием против воздействия подконтрольных правительству СМИ.

Щ Группы интересов

* Группы интересов, ассоциации, экономические объединения и Д тому подобные организации также вносят свой вклад и формирование ^ политических установок. Среди экономических групп iшибол ьшие след-= ствия для политической жизни имеют, наверное, профсоюзы. В боль­шинстве индустриальных стран появление профсоюзов привело к из­менению политической культуры и политической жизни, возникно-

• вению новых политических партий и возвестило о переходе'к новым программам социального обеспечения. Другие профессиональные ассо­циации, такие, как объединения крестьян и фермеров, промышленни­ков, оптовых и розничных торговцев, врачей и юристов, тоже могут влиять на политические установки в модернизированных и модернизи­рующихся обществах. Подобные группы обеспечивают преданность своих членов, защищая их экономические и профессиональные интересы. ^ Кроме того, они способны стать источником политического опыта Ф для не входящих в их состав людей, которые могли бы солидаризиро-I ваться с групповыми интересами или политической идеологией.

Важную роль в политической социализации играют и обществен­ные группы, образующие гражданское общество. К их числу относят­ся этнические организации, братства, гражданские ассоциации (типа ассоциаций родителей и учителей) и проблемные группы (вроде ас­социаций налогоплательщиков и экологических объединений). Подоб­ные jpyraibi создают ценные образцы политического поведения для своих членов и пытаются закрепить особые социальные и политические ори-


П 7377

 


ентации. Кроме того, такие группы с помощью средств массовой ин­формации или рассылки по почте распространяют огромное количе­ство информации по политическим, социальным и экономическим проблемам, снабжая ею элиты и широкие круги общественности.

Будучи специализированными политическими структурами, су­ществующими как в демократических, так и в недемократических системах, политические партии играют важную роль в политической социализации. Политические партии пытаются сформировать проблем­ные предпочтения, пробудить к политической Жизни равнодушных, найти новые проблемы, позволяющие мобилизовать поддержку. Партийные лидеры и ораторы обеспечивают? общественность непре­рывным потоком информации по наиболее острым политическим вопросам. Представители партийных организаций постоянно общают­ся с избирателями по почте или телефону; во многих странах партий­ные активисты приходят к избирателям домой. Каждые несколько лет в демократических системах происходят выборы, в ходе которых партии отчитываются за свою прошлую деятельность и обсуждают полити­ческое будущее страны. Выборы могут служить общенациональными уроками гражданского воспитания, где учителями являются партии.

В состязательных политических системах партийная социализация способна оказаться разобщающей силой. Стремясь заручиться поддерж^ кой избирателей, партийные лидеры могут апеллировать к классовым, языковым, религиозным и этническим различиям, тем сашлм стиму­лируя их осознание гражданами. Так,

партии Велике^датйпш активно используютдам'йртшчданш т^№№^ ников традиционные классеL5Nс символы. Аналогичным образом, если Индийский Национальный Конгресс пытается выработать общенацио­нальную программу и обращаться ко всей нации, то другие, более мея*-кие индийские партии подчеркивают этнические И религиозные рас­хождения. Руководство доиндустриальных стран часто выступает против конкурентных партий, опасаясь того, что они будут сеять раздоры. Хотя подобная озабоченность иногда бывает искренней, в ней отражены и своекорыстные интересы правительственных лидеров. В современной мире, где все громче звучат голоса в пользу установления многопар* тийных систем, ее становится все труднее оправдать.

Авторитарные правительства часто используют господствующую партию, пытаясь привить гражданам общие для всех установки на национальное единство, поддержку правительства и идеологическое согласие. Сочетание однопартийной системы и контроля над масс*-медиа весьма эффективно: средства массовой информации преподно­сят единую точку зрения, а партийные активисты укрепляют подоб­ный взгляд на вещи путем прямого вовлечения граждан. Однако, как


показали события последних лет в Восточной Европе и России, когда речь идет о формировании основополагающих установок, многолет­няя направленная социализация через СМИ и Партию не может кон­курировать с личным опытом граждан.

Непосредственный контакт

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...