Агенты политической социализации
В любом обществе индивиды подвергаются воздействию агентов политической социализации — институтов и организаций, влияющих на политические установки. Некоторые из таких институтов и организаций, скажем, уроки гражданского обучения в школе, являются прямыми источниками политического образовании, специально предназначенными для достижения этой цели. Другие, такие, как группа, с которой проводится досуг, или трудовой коллектив, как правило, воздействуют на политическую социализацию косвенным образом. Семья Прямое и косвенное влияние семьи — первою источника политической социализации, с которым сталкивается индивид, — глубоко и устойчиво. Семья оказывает ощутимое воздействие на формирование установок по отношению к власти. Участие в семейном принятии решений способно усилить у ребенка ощущение политической компетентности, обеспечивая необходимые для политического взаимодействия навыки и стимулируя активное включение в политическую систему во взрослом возрасте. Аналогичным образом, слепое повиновение решениям родителей может выработать у ребенка предрасположенность к выполнению роли политического подданного. Семья также формирует будущие политические установки, определяя место индивида в обширном социальном мире, устанавливая его этнические, языковые, классовые и религиозные связи и направляя его профессиональные и экономические устремления. Произошедшая в последние десятилетия революция возможностей и ожиданий женщин оказала огромное воздействие на политическую жизнь развитых индустриальных наций. Тенденция к равенству полов в плане образования, занятости и профессии изменила структуру семьи. Сокращение половых различий в самовосприятии, распределении родительских ролей и отношениях к экономике и политической системе существенно повлияло на модели политического
ВСТАВКА 3.1 Приобщение к ценностям В коммунистической Восточной Германии существовала специальная церемония для учащихся восьмых классов, знаменовавшая их вступление во взрослую жизнь. Ключевым моментом церемонии было торжественное подтверждение готовности соблюдать следующие четыре обязательства: * Как юные граждане Германской Демократической Республики готовы ли вы преданно работать и сражаться за великие и благородные цели социализма и чтить революционное наследие народа? * Как сыны и дочери рабоче-крестьянского государства готовы ли вы повышать свое образование, развивать свой ум, набираться мастерства в своем деле, постоянно учиться и использовать свои знания для осуществления наших великих гуманистических идеалов? * Как достойные члены социалистического общества готовы ли вы сотрудничать со своими товарищами, уважать и поддерживать друг друга и всегда связывать собственное стремление к счастью со счастьем всех людей? * Как подлинные патриоты готовы ли вы углублять дружбу с Советским Союзом, укреплять братские отношения с социалистическими странами, вести борьбу в духе пролетарского интернационализма, охранять мир и защищать социализм от любой империалистической агрессии? рекрутирования, политического участия и государственной политики. То, каким образом модифицировалось воздействие семьи на процесс социализации вследствие большей открытости семейной жизни, равенства родителей и раннего приобщения детей к опыту яслей, пока еще только осмысливается. Изменение роли женщин может оказать громадное влияние на модернизацию общества, особенно в развивающемся мире [12].
Школа Школы дают подросткам знания о политическом мире и той роли, которую они в нем играют, а также более конкретные представления о политических институтах и отношениях. Кроме того, школы передают существующие в обществе ценности и установки. Они могут сыграть важную роль в формировании позиций относительно неписаных правил политической игры, в усвоении ценностей, касающихся дол- га перед обществом, и становлении неформальных политических связей. Школы способны укрепить привязанность к политической системе и предоставить общие символы (такие, как флаг или клятва верности), стимулирующие эмоциональную преданность системе. Когда появляется новая нация или в старой нации приходит к власти революционный режим, он, как правило, тут же обращается к школе как к средству вытеснения «устаревших» ценностей и символов и замены их новыми, более гармонирующими с новой идеологией. В некоторых странах образовательные системы не только не обеспечивают унифицирующую политическую социализацию, но и пытаются привить разным группам совершенно разные навыки и установки. Например, вплоть до недавнего времени основная цель южноафриканской системы образования состояла в том, чтобы увековечить разобщенность между расами. Культура апартеида поддерживалась как через создание установок обособленности, так и за счет предоставления белому и цветному населению разных знаний и выработки у них разных навыков. Белые и чернокожие дети не общались между собой. Белые дети рано усваивали, что их родители и другие родственники видят в чернокожих людей второго сорта. В Южной Африке закон предписывал белым детям посещать только «чистые» в расовом отношении начальные и средние школы. Школьный опыт обычно подкреплял и усиливал установки, приобретенные белыми детьми в семье. Образование чернокожего большинства резко отличалось от образования белых. После того как под давлением правительства было закрыто большинство школ при монастырях, в стране был создан отдельный правительственный департамент, который обеспечивал сег-регированное начальное образование для чернокожих детей. Даже в 1980-х годах правительство тратило на обучение белых во много раз больше (в расчете на ученика), чем на обучение черных [13]. Неудовлетворенность чернокожего населения качеством образования, равно как и их недовольство попытками правительства навязать преподавание на бурском языке (родном для большинства белых жителей Южной Африки), была в числе важнейших побудительных причин беспорядков, поставивших в 1990-х годах под вопрос политику господствующего положения белых в политической жизни страны. В настоящее время новое южноафриканское правительство занято решением крайне сложной задачи: ему нужно (при ограниченном бюджете) коренным образом изменить функции школьной системы, превратив ее из средства закрепления различий в поставщика объединяющих символов и равных навыков для детей всех рас.
Образование влияет также на политическое мастерство и ресурсы граждан. Образованные люди лучше осознают влияние правительства на свою жизнь и уделяют больше внимания политике. Чем выше образование, тем сильнее предрасположенность к самостоятельному мышлению, повышающая способность интерпретировать факты и действовать на основе новой информации. Кроме того, образованные люди лучше информированы о политических процессах и участвуют в более широком круге политических акций. Такое воздействие образования прослеживается в исследованиях политических установок во многих странах [14]. Религиозные институты Существующие в мире религии являются носителями культурных и моральных ценностей, которые часто имеют выход на политику. Великие религиозные лидеры видели в себе учителей, и их последователи обычно пытаются повлиять на социализацию детей через школы, проповеди и религиозные службы. В отличие от модели, принятой в Соединенных Штатах, в большинстве наций существуют формальные связи между господствующей религией и правительством. В этих случаях религиозные ценности и государственный курс неизбежно накладываются друг на друга. Так, католические страны менее склонны проводить либеральную политику в отношении абортов, точно так же, как исламские правительства обеспечивают соблюдение жестких моральных норм.
Там, где церковь постоянно проповедует ценности f которые по Появление в последние десятилетия воинствующего религиозного фундаментализма оказало серьезное воздействие на общество и политическую жизнь столь разных стран, как Соединенные Штаты Америки, Индия, Израиль, Линии, Иран, Пакистан, Алжир и Нигерия. Подобный фундаментализм часто является защитной реакцией против распространения научных взглядов на природу и поведение человека и сопутствующих таким взглядам либертаристских ценностей и установок. Фундаменталисты обычно рисуют мир, в котором правоверные должны включиться и великую битву между силами духовной добродетели и пороком 115|. Хотя влияние фундаментализма заметнее всего на Среднем Востоке и в мусульманских странах, он играет важную роль и в христианских странах. В Соединенных Штатах, Европе и Латинской Америке существуют как протестантские, так и католические версии фундаментализма. Собственные варианты фундаментализма (в сочетании с этпократическими и националистическими тенденциями) имеются и в конфуцианских, буддистских и индуистских странах Азии. Вообще говоря, фундаментализм стремится ПО поставить консервативные социальные, нравственные и религиозные проблемы во главу современной политической повестки дня. Конечно, многие виды религиозных институтов предлагают чрезвычайно полезные нравственные и этические нормы, которые так часто нужны людям, чтобы делать выбор в сложных обществах. Религиозная принадлежность нередко бывает источником партийных предпочтений, которыми люди могут руководствоваться и при принятии других политических решений. Таким образом, хотя во многих странах посещаемость церковных служб падает, политическая значимость религии сохраняется. Группы равных Важными социальными единицами, формирующими политические установки, являются группы равных. К ним относятся детские прогулочные группы, компании друзей, школьные и институтские братства, а также небольшие трудовые коллективы, члены которых тесно связаны между собой и имеют примерно равный статус. Группы равных могут принимать самые разнообразные формы: это и кучка регулярно встречающихся в парке мамаш в России, и уличные шайки в Бразилии, и группа администраторов с Уолл-стрит, являющихся членами одного клуба.
Группы равных социализируют своих членов, побуждая или заставляя их придерживаться принятых в группе установок и моделей поведения. Люди часто усваивают систему взглядов своих сотоварищей по группе потому, что любят и уважают их, либо потому, что хотят быть такими, как они. Индивид может начать интересоваться политикой либо отправиться на политическую демонстрацию, поскольку так поступают его близкие друзья [16], В таких случаях индивид, стремясь заслужить одобрение товарищей, модифицирует свои интересы и поведение, с тем чтобы они соответствовали принятым в группе образцам. Не исключено, что международная молодежная культура, символами которой стали рок-музыка, футболки и синие джинсы, была одним из важнейших факторов, помешавших коммунистическим руководителям вылепить из советской и восточноевропейской молодежи образцовых, с точки зрения марксизма-ленинизма, «людей социалистического общества». Точно так же усвоили политические взгляды, основанные на взаимодействии членов своего круга, и группировки типа «бритоголовых», получившие распространение среди молодежи из низших слоев общества во многих западных странах. Социальный класс и пол Многим обществам присущи серьезные социальные различия, основанные на классе или роде деятельности. Индивиды живут в раз- личных социальных мирах, определяемых их классовым положением. Так, в процессе индустриализации в Великобритании сформировался рабочий класс, концентрировавшийся в особых кварталах и выработавший свои собственные формы речи, одежды, отдыха и развлечений, а также собственные организации, в том числе профсоюзы и политические партии. Аналогичным образом, в большинстве менее развитых наций жизненный опыт крестьян коренным образом отличается от опыта городских жителей. Во многих случаях эти социальные различия имеют политическую значимость: самоидентификация в качестве представителя рабочего класса или, скажем, крестьянства влечет за собой особые взгляды на то, какие политические вопросы являются важными и какие политические группы лучше всего выражают интересы данного индивида. Другой важный источник социального и политического обучения — половая принадлежность. С момента рождения природа и общество предписывают мужчинам и женщинам разные модели поведения. Такого рода общественные расхождения традиционно переносились в политическую жизнь, определяя политику как мужское занятие и фокусируя интересы женщин на бытовых и семейных проблемах. Во многих менее развитых странах подобное распределение тендерных ролей сохраняется и сегодня. Вместе с тем в ряде индустриальных стран гендерные роли меняются. Появление женских движений и групп самообразования стимулирует активность женщин, давая социальные образцы того, как женщина должна относиться к политике. Средства массовой информации Значительная часть мира превратилась в единую аудиторию, которая получает одну и ту же информацию и которую волнуют одни и те же события. Пожалуй, нет столь отдаленного уголка, где бы жители не имели возможности практически сразу же узнавать о том, что происходит в других местах: производимые в огромных количествах и недорогие транзисторные приемники имеются повсеместно, даже в деревушках стран третьего мира, далеко отстоящих от центров политической власти. Средства массовой информации — газеты, радио, телевидение, журналы — играют важную роль в интернационализации установок и ценностей на планете. Телевидение, затрагивающее одновременно слух и зрение, может оказывать мощное эмоциональное воздействие на широкие общественные аудитории. Телерепортажи, подобные прямым репортажам с места событий, предоставлявшимся Си-эн-эн во время войны в Косово, придают новостям жизненность: вспомним, как глубоко были затронуты чувства людей освещением в СМИ гибели принцессы Дианы в 1997 г. Кроме того, для масс-медиа не существует препятствий в виде границ между государствами и идеологиями. Движения за демократию по всей Восточной Европе были частично порождены представлениями об ином Образе жизни, полученными при помощи международных средств массовой информации. По ходу распространения этих демократических революций в конце 1980-х годов они подпитывались информацией о тактике и успехах аналогичных движений, получая дополнительный импульс через газеты, телевидение и радио, пользовавшихся новообретенной свободой освещать эти захватывающие события. Однако масс-медиа не только поставляют точную и свежую информацию о политических событиях. Они также распространяют — прямо или косвенно — важнейшие ценности, принимаемые обществом. Они могут представить некоторые события (например, национальные праздники или традиционные формы правительственной деятельности) как нечто, символизирующее нацию, и эти события приобретут особую эмоциональную окраску. Контролируемые авторитарным правительством средства массовой информации способны стать мощным орудием формирования политических убеждений. Однако вскоре граждане начнут игнорировать сообщения, противоречащие их личному опыту. Устная передача неортодоксальных установок часто оказывается действенным противоядием против воздействия подконтрольных правительству СМИ. Щ Группы интересов * Группы интересов, ассоциации, экономические объединения и Д тому подобные организации также вносят свой вклад и формирование ^ политических установок. Среди экономических групп iшибол ьшие след-= ствия для политической жизни имеют, наверное, профсоюзы. В большинстве индустриальных стран появление профсоюзов привело к изменению политической культуры и политической жизни, возникно- • вению новых политических партий и возвестило о переходе'к новым программам социального обеспечения. Другие профессиональные ассоциации, такие, как объединения крестьян и фермеров, промышленников, оптовых и розничных торговцев, врачей и юристов, тоже могут влиять на политические установки в модернизированных и модернизирующихся обществах. Подобные группы обеспечивают преданность своих членов, защищая их экономические и профессиональные интересы. ^ Кроме того, они способны стать источником политического опыта Ф для не входящих в их состав людей, которые могли бы солидаризиро-I ваться с групповыми интересами или политической идеологией. Важную роль в политической социализации играют и общественные группы, образующие гражданское общество. К их числу относятся этнические организации, братства, гражданские ассоциации (типа ассоциаций родителей и учителей) и проблемные группы (вроде ассоциаций налогоплательщиков и экологических объединений). Подобные jpyraibi создают ценные образцы политического поведения для своих членов и пытаются закрепить особые социальные и политические ори-
ентации. Кроме того, такие группы с помощью средств массовой информации или рассылки по почте распространяют огромное количество информации по политическим, социальным и экономическим проблемам, снабжая ею элиты и широкие круги общественности. Будучи специализированными политическими структурами, существующими как в демократических, так и в недемократических системах, политические партии играют важную роль в политической социализации. Политические партии пытаются сформировать проблемные предпочтения, пробудить к политической Жизни равнодушных, найти новые проблемы, позволяющие мобилизовать поддержку. Партийные лидеры и ораторы обеспечивают? общественность непрерывным потоком информации по наиболее острым политическим вопросам. Представители партийных организаций постоянно общаются с избирателями по почте или телефону; во многих странах партийные активисты приходят к избирателям домой. Каждые несколько лет в демократических системах происходят выборы, в ходе которых партии отчитываются за свою прошлую деятельность и обсуждают политическое будущее страны. Выборы могут служить общенациональными уроками гражданского воспитания, где учителями являются партии. В состязательных политических системах партийная социализация способна оказаться разобщающей силой. Стремясь заручиться поддерж^ кой избирателей, партийные лидеры могут апеллировать к классовым, языковым, религиозным и этническим различиям, тем сашлм стимулируя их осознание гражданами. Так, партии Велике^датйпш активно используютдам'йртшчданш т^№№^ ников традиционные классеL5Nс символы. Аналогичным образом, если Индийский Национальный Конгресс пытается выработать общенациональную программу и обращаться ко всей нации, то другие, более мея*-кие индийские партии подчеркивают этнические И религиозные расхождения. Руководство доиндустриальных стран часто выступает против конкурентных партий, опасаясь того, что они будут сеять раздоры. Хотя подобная озабоченность иногда бывает искренней, в ней отражены и своекорыстные интересы правительственных лидеров. В современной мире, где все громче звучат голоса в пользу установления многопар* тийных систем, ее становится все труднее оправдать. Авторитарные правительства часто используют господствующую партию, пытаясь привить гражданам общие для всех установки на национальное единство, поддержку правительства и идеологическое согласие. Сочетание однопартийной системы и контроля над масс*-медиа весьма эффективно: средства массовой информации преподносят единую точку зрения, а партийные активисты укрепляют подобный взгляд на вещи путем прямого вовлечения граждан. Однако, как показали события последних лет в Восточной Европе и России, когда речь идет о формировании основополагающих установок, многолетняя направленная социализация через СМИ и Партию не может конкурировать с личным опытом граждан. Непосредственный контакт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|