Обеспечение демократии, прав человека и гражданских свобод
Демократия — это та форма правления, к которой стремятся более или менее искренне и успешно большинство современных стран. Демократия, если дать ей краткое определение, — это политическая система, в которой граждане пользуются совокупностью основных гражданских и политических прав и где ведущие политические лидеры избираются в ходе свободных и честных выборов и действуют в рамках власти закона. Демократия буквально означает «правление народа». В маленьких политических системах, подобных местным сообществам, «народ» в состоянии непосредственно участвовать в обсуждении, определении и проведении в жизнь общественного курса. В больших политических системах, к коим относятся современные государства, демократия должна по большей части осуществляться через опосредованное участие в выработке политического курса. Выборы, состязательные политические партии, свободные средства массовой информации и представительные органы делают возможным некий уровень демократии, некий уровень «правления народа». Подобная непрямая, или представительная, демократия не может считаться ни полной, ни совершенной. Но чем больше граждан участвуют в определении политического курса, чем влиятельнее их решения, тем более демократичной является система. Наиболее важным общим различием при классификации политических систем выступает различие между демократическими и авторитарными системами. В недемократических системах, которые часто называют авторитарными, отсутствует один или несколько отличительных признаков демократии. В демократиях состязательные выборы дают гражданам возможность задать направление всему процессу выработки политического курса путем отбора и отсева высших должностных лиц. В авторитарных системах лица, вырабатывающие политический курс, выбираются военными советами, наследственно правящими родами, господствующими политическими партиями и т.п. Граждане либо полностью игнорируются, либо принуждаются к символическому согласию с правительственными решениями. В олигархиях (букв, «правление немногих») большинству населения отказано в важнейших политических правах. Прекрасным примером такой системы могла служить Южно-Африканская Республика до ликвидации там системы апартеида в начале 1990-х годов. Тоталитарные системы (подобные нацистской Германии или Советскому Союзу при Сталине), где правительства наиболее строго и навязчиво ограничивают права и частную жизнь граждан, есть разновидность недемократических систем. Все тоталитарные системы авторитарны, однако большинство авторитарных систем не являются тоталитарными.
По мере того как политические системы становятся более сложными, богатыми и технологически развитыми, вероятность гражданской вовлеченности возрастает, но одновременно степень свободы политического участия становится более проблематичной. В прошлом столетии в большинстве западных государств произошла трансформация авторитарных режимов или олигархий, имеющих ограниченные избирательные права, в демократии. В тот же период государственная власть стала все более активно использоваться для удовлетворения общественных нужд и требований. В современном обществе правительство может попытаться поставить под контроль потоки информации и коммуникации, формирование установок и культуры и набор альтернатив (если таковые имеются), предлагаемых гражданам, либо манипулировать ими. В свою очередь независимые общественные и политические группы и организации в состоянии оказывать автономное влияние на политику. Высокая образованность и информированность способны внести свой вклад в политическую культуру участия. Таким образом, более развитые политические системы, особенно в индустриальных обществах, открывают большие возможности-как для авторитарного контроля над гражданами на массовом уровне, так и
щ для широкомасштабного гражданского участия. X Проблема демократии не сводится к вопросу «все или ничего». Ц Нет совершенных демократий, и мы можем говорить об объемах или Ц степенях развития демократии. Кроме того, демократии, как правило, |с не возникают мгновенно. Обычно требуется время, чтобы установить jj' демократические институты, чтобы граждане признали их и стали W действовать в соответствии с правилами демократического процесса, g Одно из наиболее обнадеживающих событий последних нескольких |г десятилетий заключается в том, что значительное число стран пере-f шло или переходит к демократии. Переходы к демократии явились | важнейшей особенностью мировой политики в последние 20—30 лет. Многие переходы имели относительно мирный характер, когда в ответ на давление со стороны граждан авторитарные правители вступали в переговоры относительно путей решения проблемы. Вооруженные силы часто оставались в стороне или даже поддерживали граждан против диктаторов. Авторитарные режимы повсеместно утратили ле-гитимность, особенно после того как потерпела крах советская модель (и они лишились поддержки Советского Союза). Самуэль П. Хантингтон говорит о современном движении в направлении демократии как о «третьей волне» всемирной демократизации. Первая из этих волн началась в XIX в. и достигла высшей точки с образованием после Первой мировой войны ряда новых демократий. Однако в последующие 20 лет произошел откат, и многие демократии рухнули либо были захвачены авторитарными государствами. В ходе второй демократической волны, наступавшей с 1943 г. по начало 1960-х годов, образовались новые независимые государства (такие, как Индия и Нигерия), а в разгромленных во Второй мировой войне авторитарных государствах (типа Германии и Японии) были установлены формальные институты демократии. Хотя целый ряд стран стали в эти годы формально демократическими, многие из них быстро переродились в авторитарные. Значительная часть этих мнимых демократий потерпела крах в первое же десятилетие своего существования; вторая же «откатная волна» 1960-х — начала 1970-х годов смела с лица земли и некоторые более старые демократии (например, Чили, Грецию и Уругвай). Третья волна, начавшая подниматься в 1974 г., унесла с собой Южную Европу, Восточную Азию, Латинскую Америку, а недавно и Восточную Европу, государства, образовавшиеся на территории бывшего Советского Союза, и ряд африканских стран.
Может оказаться непросто консолидировать демократии, особенно в менее развитых экономически обществах. Точно так же далеко не все вступившие на путь демократизации страны продолжают успешно идти по нему по прошествии нескольких первых лет. В некоторых случаях демократические процессы оказались не в состоянии создать устойчивые институты и обеспечить эффективный политический курс и уступили место каким-то формам авторитаризма. В Нигерии проде-
мократический режим, установленный в 1979 г., был низвергнут в ходе военного переворота 1983 г., а частичное движение в направлении редемократизации было снова прервано военными в 1993 г. Опыт Нигерии отнюдь не уникален. Транзит может развиваться в любом направлении — как в сторону демократии, так и от нее. Хотя наступлению третьей волны демократизации сегодня благоприятствует то обстоятельство, что оно происходит в обстановке более модернизированных обществ и его поддерживает уже сам тот факт, что в мире сегодня больше демократий, чем прежде, насколько долговременными будут демократические завоевания, покажет будущее. Даже когда государства демократизируются, нет гарантий, что они
Проблемами построения сообщества, развитая и демократизации нельзя заниматься в отрыве друг от друга. Напротив, прогресс в одной из этих областей способен создать новые возможности, но одновременно и новые сложности в другой Экономическое развитие, наприг мер, может усилить (но также и перевести на более высокий уровень) этнические разногласия и дестабилизировать политические институты. Хотя развитие безусловно позитивно сказывается на эффективности производства и благосостоянии, оно может разрушить общественную жизнь. Технологический прогресс и развитие сферы услуг в сочетании с распространением рыночной экономики приводят к росту неравенства богатства и доходов. В последние десятилетия эта тенденция отчетливо прослеживается в экономически передовых обществах и с ещё большей остротой начинает влиять на развивающиеся экономики. Усиливающееся неравенство доходов и богатства способно обострить классовые антагонизмы и приверженности. Политические эффекты такого рода процессов варьируются от страны к стране, завися от экономических ресурсов, демографии, географического положения, исторического опыта и т.п. Ухудшение окружающей среды, растущее экономическое неравенство, экономические неурядицы и миграции, равно как и этническая и конфессиональная мобилизация, могут стать причинами политической фрагментации и поляризации и сделать более сложным формирование устойчивых правительств. Наличие более обеспеченных и информированных граждан ослабляет эффективность политических партий, групп интересов, парламентов и политических руководителей. В ситуации, когда лидеры партий и групп интересов уже не в состоянии эффективно мобилизовывать и дисциплинировать своих сторонников и когда политические лидеры уступают контроль над политической повесткой дня таким новым силам, как электронные СМИ, сложнее структурировать политические альтернативы. В представленных ниже страновых исследованиях мы сможем проследить, каким образом эти структурные вызовы сдерживают и формируют политические выборы соответствующих стран.
Ключевые понятия
Анархизм Валовой национальный продукт (ВНП) Внешние эффекты Государство Государство всеобщего благоденствия Гражданские свободы Демократизация Демократия Европейский Союз Естественное состояние Либертаризм Нация Нация-государство Неравенство дохода и богатства Олигархии Организация Объединенных Наций Рекомендуемая литература Chenery H. et al Redistribution with Growth. N.Y., 1981. Cornelius W. et al. (eds.) Controlling Immigration: A Global Perspective. Stanford, 1995. Ehrlich P., Ehrlich A, The Population Explosion, N.Y., 1990. Hoffman St., Keohane R. (eds.) The New European Community. Boulder, CJ, 1991. Huntington S. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. Norman, OK, 1991. Marty M., Appleby S. Fundamentalism Observed. Chicago, 1991. Putnam R. Making Democracy Work: Civic Traditions in Modem Italy. Princeton, NJ, 1993. Weiner M. The Global Migration Crisis: Challenge to States and to Human Rights. N.Y., 1995. World Bank. World Development Report. N.Y., annual editions. Примечания
1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, фор-1 ма и власть государства церковного и гражданского//Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1991. С. 96. 2. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права//Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998. С. 198; Руссо Ж.-Ж, Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми//Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998. С. 78-79. 3. Ватикан и Швейцария не входят в Организацию Объединенных Наций, однако имеют постоянные наблюдательные миссии в штаб-квартире ООН. Тайвань был исключен из ООН в 1971 г. по требованию материкового Китая (Китайской Народной Республики). 4. Weber M, Economy and Society. Berkeley, 1978, p. 389. Зачем мы сравниваем Великий французский интерпретатор американской революции Алексис де Токвиль во время путешествия по Америке в 1830-х годах рассказывал своему другу о том, какую роль в написании «Демократии в Америке» сыграли его мысли о французских институтах и культуре. Токвиль утверждал: «Хотя в своей книге я крайне редко говорил о Франции, я не написал ни страницы, не имея ее, так сказать, перед глазами» [1]. В более общем плане, рассуждая о сравнительном (компаративном) методе, он высказал следующее замечание: «Не имея объекта для сравнения, разум не знает, в каком направлении ему двигаться»- [2]. Токвиль говорил нам о том, что сравнение в принципе составляет необходимый компонент человеческого мышления. Мы можем добавить, что оно является также методологическим ядром любой гуманитарной и естественнонаучной системы познания, лишь таким образом мы можем полностью понять нашу собственную политическую систему. Сравнивая прошлое и настоящее своей страны и сопоставляя ее опыт с опытом других наций, мы углубляем свои представления о собственных институтах. Изучение политической жизни других обществ позволяет увидеть более широкий круг политических альтернатив и высвечивает достоинства и недостатки нашей политической жизни. Выводя нас за пределы привычных установлений и допущений, компаративный анализ помогает расширить наши знания о возможностях политики. ВСТАВКА 2.1 Библиотека Аристотеля Согласно историческим свидетельствам, Аристотель собрал библиотеку из более чем 150 исследований по политическим системам средиземноморского мира 400-300 гг. до н.э. Многие из этих исследований, вероятно, были проведены и написаны его учениками. Хотя из коллекции аристотелевских политий сохранилась только афинская конституция, дошедшие до нас ссылки на подобные исследования показывают, что Аристотель был занят выборочным изучением ряда существовавших в то время политических систем, в том числе таких «варварских* (относящихся к третьему миру?) стран, как Ливия, Этрурия и- Рим. «Ссылки в античных источниках дают нам названия порядка 70 или более государств, описанных в своде политий. Эти государства простираются от Синопы на Черном море до Сирены в Северной Африке, от Марселя в Западном Средиземноморье до Крита, Родоса и Кипра на востоке. Таким образом, Аристотель учитывал устройство не только метрополий, но и колоний. Его описания охватывают государства на побережье и островах Эгейского, Ионического и Тирренского морей и на трех континентах — в Европе, Азии и Африке» [3]. Сравнение представляет собой методологическое ядро и научного исследования политики. Компаративный анализ помогает нам выработать объяснения и проверить адекватность теорий, раскрывающих механизмы действия политических процессов и осуществления политических изменений. В этом смысле логика и предназначение компаративных методов, используемых политологами, аналогичны логике и предназначению компаративного анализа в более точных науках. Как правило, политологи лишены возможности проводить контрольные эксперименты, манипулируя политическими установлениями и наблюдая последствия таких манипуляций, особенно когда имеют дело с широкомасштабными событиями, резко влияющими на многих людей. К примеру, исследователи не могут и вряд ли захотят начать социальную революцию, дабы посмотреть на ее результаты. Вряд ли они пожелают и инициировать гонку вооружений, чтобы выяснить, приведет ли она к войне. Однако они могут использовать компаративный метод для описания и объяснения различных сочетаний политических событий и институтов, существующих в различных обществах. Более двух тысячелетий тому назад Аристотель провел сравнительный анализ экономического устройства и общественных структур многих греческих городов-государств, пытаясь определить, Изучая демократию, современный исследователь политики Роберт Даль сравнивал экономические характеристики, культуры и исторический опыт многих современных наций, стремясь обнаружить сочетание условий и свойств, связанных с этой формой правления [4]. Другие теоретики, пытаясь объяснить различия в развитии и функционировании политических систем, сравнивали конституционные режимы с тираниями, двухпартийные демократии с многопартийными, парламентские системы с президентскими, устойчивые правительства с неустойчивыми. С окончанием «холодной войны» мир оказался втянут в гигантский эксперимент по выявлению достоинств различных подходов к экономическому росту, разных стратегий транзита демократии, различных форм использования правительственной власти и контроля над ней. Сегодня правительства пытаются разрешить новые проблемы, связанные с сохранением окружающей среды, привычные проблемы, касающиеся возможностей и экономической безопасности граждан, и древние проблемы, обусловленные конфликтами по поводу этнической идентичности и религиозных верований. В мире, который под влиянием средств, обеспечивающих мгновенную коммуникацию, и растущей взаимозависимости экономик становится все более тесным, распространение этих проблем, равно как и успехов на пути их преодоления, происходит поверх национальных границ. Компаративный анализ является мощным и универсальным инструментом. Он усиливает нашу способность описывать и понимать политические процессы и политические изменения в любой стране, обеспечивая нас понятиями и контрольными точками из более широкой перспективы. Кроме того, компаративный подход стимулирует нас к разработке общих теорий политических отношений. Он воодушевляет нас на проверку наших теорий, позволяя оценивать их на основе опыта многих институтов и среды, в которой те действуют. Главная задача данной книги — обеспечить возможность пользоваться этим могущественным инструментом мыслительной деятельности и анализа. Как мы сравниваем Существует несколько различных способов изучения политики: мы описываем ее, стараемся объяснить, а иногда и пытаемся предсказать дальнейший ход ее развития. Все это — части научного процесса, и в каждой из них мы можем использовать компаративный метод. Первая стадия изучения политики — описание. Если мы не в состоянии описать политический процесс или событие, мы не можем всерьез рассчитывать на их понимание или объяснение, не говоря уж о прогнозировании того, что произойдет дальше или в сходной ситуации. Для того чтобы описать политические феномены, нам необходим набор четко определенных понятий с ясным наполнением, т.е. понятийные рамки, или аппарат. Чем проще уловить значение этих понятий и чем более широко они применимы, тем полезнее они при изучении политики. Понятийные рамки не бывают сами по себе правильными или ошибочными, но они могут оказаться более либо менее пригодными для решения данной конкретной задачи. Как только мы смогли описать политические феномены с помощью выбранных нами понятийных рамок, возникает следующая задача — объяснить эти феномены. Говоря об объяснении политических феноменов, мы имеем в виду попытку выявить существующие между ними взаимосвязи. Например, нас может интересовать соотношение демократии и мира на Земле. Являются-ли демократические государства миролюбивее других? Если это так, то является ли их миролюбие следствием демократичности? Может быть, их демократичность есть следствие миролюбия или же они миролюбивы и демократичны, поскольку более преуспевающи, чем другие государства? Приведенные вопросы показывают, что мы часто стремимся вывести объяснения за пределы простого сопоставления двух феноменов. В идеале мы хотели бы установить причинно-следственные связи между многими политическими отношениями, с тем чтобы иметь возможность сказать: данное политическое событие есть причина другого, а то, в свою очередь, есть следствие первого. Например, теория может зафиксировать, что страны миролюбивы, поскольку демократичны. Существуют различные типы каузальных утверждений, которые мы можем сделать по поводу взаимосвязи между войной и формой правления. Одно из них может звучать так: «только авторитарные правительства развязывают войны», т.е. авторитаризм есть необходимое условие начала войны. Возможно и такое утверждение: «все демократии миролюбивы», другими словами, демократия является достаточной гарантией миролюбия. Наконец, третье утверждение может фиксировать лишь тенденцию, или вероятность: «авторитарные правительства, как правило, настроены более воинственно, чем демократические». Теории — это утверждения относительно причинных взаимосвязей между общими классами событий, скажем, о том, что обусловливает демократию, войну или политическое развитие. Теории неизбежно имеют предварительный характер: по мере роста наших знаний они всегда модифицируются либо искажаются. Кроме того, теории должны поддаваться проверке. Хорошей является та теория, которая устояла после тщательных испытаний и экспериментов, которая может подтверждаться или видоизменяться, по мере того как мы тестируем ее снова и снова. Количество случаев, которые политологам при- I водится обобщать, варьируется в зависимости от проблемы. Аналогичным образом, может резко различаться и число случаев, которые мы обследует при апробации теории. Специалисты, работающие в области политических наук, проводятразличия между исследованиями, основанными на изучении большого (с большим «п») и малого (с малым «п») числа случаев. Исследования с большим «п» обычно называют статистическими, исследования с малым «п» — исследованиями конкретных случаев. Исследования первого типа имеют дело с достаточно большим числом и многообразием случаев, что открывает перед ученым возможность проанализировать связи между переменными (такими переменными выступают измерения или параметры, по которым различаются рассматриваемые случаи, — например, «форма правления: демократия или диктатура» либо «доход на душу населения»). Исследования второго типа позволяют ученым глубоко погрузиться в конкретный случай, выявить его особенности, составить детальную «историю болезни» и изучить каждое звено каузального процесса. Проводя такие исследования, политологи могут не только выяснить, являются ли демократии более миролюбивыми, чем диктатуры, но и получить четкую информацию о том, почему демократические лидеры ведут себя именно так, а не иначе. В настоящее время общепризнанно, что указанные методы дополняют друг друга. Статистические исследования с большим «п» позволяют нам быть более точными и аккуратными в своих объяснениях. С другой стороны, чтобы сформулировать проникающие н суть вещей гипотезы для статистической проверки, нам нужна прежде всего та глубина, которую обеспечивают исследования конкретных случаев. Кроме того, исследования конкретных случаев могут быть плодотворнее статистических при детальном изучении некоторых аспектов причинно-следственных связей. Приводимый ниже пример показывает, какие формы может принять теоретизирование в сравнительной политологии, если выйти за пределы, «простого овладения фактами». В каждый конкретный момент в международных отношениях существует только одна мировая система. И хотя мы в состоянии задавать четкие вопросы относительно нее и наблюдать взаимодействие ее отдельных частей, было бы лучше, если бы мы могли сравнить этот случай с какими-то другими, чтобы попытаться исключить совпадения и мнимые корреляции (мнимые корреляции означают, что кажущаяся взаимосвязь между двумя переменными, скажем, между демократией и миром, на деле обусловлена общим для них третьим фактором, к примеру изобилием). Мы можем исправить ситуацию путем добавления к единственному современному случаю исторические аналоги (например, международную систему «холодной войны» (1946-1989), «межвоенную» систему (1918-1939), существовавшую в XIX в. систему «баланса сил» и т.п.) или расширить набор имеющихся у нас случаев за счет сопоставления
различных регионов мира — европейской, латиноамериканской, средневосточной и других субсиетем [5].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|