Доступ к влиятельным фигурам
Для того чтобы эффективно действовать, группы интересов должны быть способны доводить свои требования до лиц, играющих ключевую роль в выработке политического курса, через каналы политического доступа. Группы могут выражать интересы своих членов и тем не менее не оказывать никакого влияния на тех, кто определяет политический курс. Политические системы различаются по способам реагирования на политические интересы. Неодинакова и тактика, к которой прибегают группы интересов, чтобы получить доступ к дер-жаггелям ресурсов. Ее формы частично определяются теми возможностями, которые предоставляет существующая структура выработки политического курса, а частично — ценностями и предпочтениями самих групп интересов. Представляется целесообразным провести различия между леги-тимными и конституционными каналами политического доступа (такими, как средства массовой информации, партии и законодательные органы), с одной стороны, и нелегитимными, каналами принуждения — с другой. Эти каналы соответствуют двум основным типам политических ресурсов, которые могут применяться для влияния на элиты. Ресурсы первого типа определяются легитимными структурами правительства, которые устанавливают, какие именно ресурсы должны использоваться при выработке политического курса. В демократической политической системе эта роль часто отводится голосам в общенациональном законодательном органе. Различные группы могут пытаться контролировать голоса законодателей, воздействуя на победившие на выборах партии или на их избирателей, прибегая к механизмам торга, убеждения или обещая поддержку инкумбентам. Вместе с тем вторым типом политических ресурсов остается прямое насилие, силовой канал влияния для индивидов и групп, которые чувствуют себя не в состоянии добиться чего-либо иным образом.
В ситуации, когда наличествует лишь единственный значительный канал политического доступа, как это бывает в политических системах, где доминирует одна партия, доступ к лицам, определяющим политический курс, оказывается затруднен для всех групп. Требования, передаваемые по этому каналу, нередко искажаются по мере своего продвижения к тем, кто играет ключевую роль в принятии решений. Тем самым руководство лишается возможности получать достоверную информацию о нуждах и требованиях ведущих групп. В конце концов подобное искаженное восприятие легко может привести к просчетам руководства и к волнениям среди недовольных групп, которые, в свою очередь, могут обратиться к насилию. Поэтому система с многообразными каналами доступа обычно более эффективно реагирует на социетальные интересы. Легитимные каналы доступа Во всех обществах важным средством доведения своих пожеланий до политических элит выступают личные знакомства — использование семейных, школьных, соседских и иных социальных связей. Прекрасным примером здесь может служить информационная сеть, объе-
линяющая английскую элиту и основанная на старых школьных узах, сложившихся в Итоне, Хэрроу и других закрытых частных школах либо в колледжах Оксфордского или Кембриджского университетов. Аналогичным образом, в Японии многие выпускники Школы права Токийского университета занимают ведущие позиции среди политической и бюрократической элиты и благодаря этим личным связям в состоянии действовать сообща. Хотя личные знакомства обычно используются неассоциативными группами, представляющими семейные или региональные интересы, к ним могут прибегать и другие группы. Непосредственный контакт — одно из наиболее эффективных средств формирования позиций и передачи сообщений. Требования, переданные другом или соседом, обладают значительно большим весом, нежели те, о которых говорится в письме незнакомого человека. В современных странах персональные знакомства обычно особо бережно культивируются. В Вашингтоне профессия советника по вопросам доступа к политическим деятелям, обслуживающего группы интересов и отдельных индивидов, становится все более прибыльной (и все активнее регулируется правительством). Подобной деятельностью часто занимаются бывшие государственные чиновники, которые используют личные связи в правительстве в интересах своих клиентов-лоббистов.
В демократических обществах другим важным каналом доступа являются средства массовой информации —г телевидение, радио, газеты и журналы. Многие группы интересов всячески стараются найти высококвалифицированных специалистов в области «пиара» и приобрести место для прямой рекламы, стараясь следить за тем, чтобы их интересы находили благожелательное освещение в СМИ. Группы интересов, например организации пенсионеров, поощряют появление в масс-медиа репортажей об их нуждах, равно как и материалов, отражающих их позицию по конкретным вопросам политического.курса. Когда тот или иной вопрос привлекает к себе внимание общенациональных СМИ, обращение к лицам, определяющим политический курс, приобретает дополнительный вес, поскольку те знают, что миллионы избирателей стали более чувствительны к данной проблеме. Более того, группы убеждены, что в открытом обществе «объективные» новостные репортажи вызовут больше доверия, нежели спонсируемые сообщения. Вместе с тем путаница, порождаемая огромным числом «посланий» и отсутствием у них конкретного «адресата», может снизить эффективность средств массовой информации для многих второстепенных групп. Средства массовой информации в состоянии также мобилизовать поддержку предпринимаемым группой интересов действиям, способствуя увеличению числа людей, готовых участвовать в ее работе и помогать ей финансово, и стимулируя выдвижение аналогичных требований симпатизирующими ей гражданами. Ослабление правитель-
етвенного контроля над масс-медиа в коммунистических странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе стало громадным подспорьем для демократических движений. Хорошо известна история о том, как Лех Валенса, когда его спросили, что было'причиной демократической революции в Польше, показал на телевизор и произнес: «Он». Информация СМИ о провалах политического курса коммунистических правительств и рассказы о западном образе жизни подорвали легитимность действующих режимов. Когда в 1989 и 1990 гг. демократический протест распространялся по Восточной Европе, репортажи об удачных выступлениях в других частях страны или в других странах повсеместно усиливали веру демонстрантов в успех. Эти многочисленные стихийные, равно как и согласованные, акции, воодушевляемые сообщениями СМИ, помогли убедить правящие группы в том, что они утратили всякую поддержку. Еще одним важным легитимным каналом доступа оказываются политические партии. Демократические политические партии часто опираются на группы интересов в плане политической и электоральной поддержки и выступают институциональными представителями этих групп в правительстве. В странах, подобных Великобритании, разнообразные компоненты партийной организации, особенно парламентские комитеты, являются значимыми каналами передачи требований кабинету и правящей партии. В других случаях могут присутствовать факторы, ограничивающие роль партий как органов репрезентации интересов; Например, крайне идеологические партии с иерархической структурой, такие, как большинство коммунистических партий, склонны скорее контролировать входящие в них группы интересов, нежели передавать их требования. Децентрализованные партийные организации (вроде тех, которые существуют в Соединенных Штатах) вне зависимости от того, задействованы ли они в законодательном процессе или нет, нередко бывают менее полезными с точки зрения обеспечения доступа, чем отдельные парламентарии.
Законодательные органы традиционно представляют собой ту мишень, на которую нацелена активность групп интересов. Стандартная лоббистская тактика включает в себя свидетельства перед парламентскими комитетами, предоставление информации отдельным правоведам, а также аналогичные формы деятельности. В Соединенных Штатах комитеты политического действия собирают взносы в избирательные фонды отдельных конгрессменов и обычно могут рассчитывать на определенное политическое внимание с их стороны. В Великобритании и Франции жесткая партийная дисциплина в легислатуре и ее комитетах снижает значимость парламентских комитетов и отдельных членов парламента как каналов доступа для групп интересов. В свою очередь в Германии и многих других европейских демократиях наличие влиятельных комитетов и/или разделение власти между множе-етюм партий вдохновляют группы интересов на использование их в качестве каналов доступа. Слабая партийная дисциплина в сочетании с весомой ролью децентрализованных комитетов в законодательном процессе превращает Конгресс США в главный объект внимания со стороны групп интересов. В большинстве политических систем основным каналом доступа является правительственная бюрократия. Контакты с бюрократическими учреждениями могут оказаться особенно важными в тех случаях, когда бюрократии делегирована власть по выработке политического курса или когда речь идет об узких интересах, непосредственно затрагивающих небольшое число граждан. Симпатизирующий группе чиновник может попытаться ответить на ее запросы, не выходя за рамки бюрократических каналов, за счет использования своих административных полномочий. Правительственный чиновник способен также помочь поставить вопрос на обсуждение или подать его таким образом, чтобы он вызвал благожелательную реакцию со стороны лиц, определяющих политический курс. Так, исследование каналов доступа, использовавшихся группами интересов в Бирмингеме (Великобритания), выявило следующую закономерность. Когда речь шла о широких проблемах, затрагивавших интересы классовых или этнических групп либо объединений потребителей, группы обычно действовали через политические партии. Если же проблема имела более узкий характер, не была связана с серьезным политическим конфликтом и касалась лишь немногих других групп, они, как правило, обращались в соответствующий административный орган [12]. В одних политических системах демонстрации протеста, забастовки и иные формы ненасильственного, но резкого и прямого давления на правительство воспринимаются властями в качестве легитимной тактики, тогда как в других данные действия считаются нелегитим-ными. Демонстрации могут быть либо стихийной акцией неупорядоченной группы, либо продуманным использованием неконвенциональных каналов группой организованной. В демократических обществах демонстрации нацелены на мобилизацию общественной, а в конечном счете — электоральной поддержки тому делу, за которое выступает группа. Примерами такого рода активности могут служить демонстрации в защиту прав гомосексуалистов и демонстрации экологов в США, равно как и непрерывные митинги против абортов и в защиту права выбора, организуемые на аллее Мол в Вашингтоне. В недемократических обществах подобные выступления связаны с гораздо большим риском и, похоже, отражают более глубокую неудовлетворенность альтернативными каналами доступа.
Демонстрации протеста обычно описываются как тактика слабых элементов общества, к которой обращаются те, кто не имеет доступа к лицам, определяющим политический курс, либо ресурсов, чтобы повлиять на них через традиционные каналы. Будучи оружием слабых, протестная активность особенно привлекательна для молодежи и мень- шинств, не входящих в состав элиты. Кроме того, акции протеста — Излюбленная тактика групп, чьи идеологические установки ориентированы на подрыв существующего общественного и политического порядка [13]. Однако начиная с 1970-х годов демонстрации протеста стали все чаще использоваться организованными и признанными группами интересов, которым кажется, что связанные дисциплиной партии и бюрократические учреждения глухи к их жалобам. Акции протеста могут дополнить другие каналы, прежде всего за счет привлечения внимания средств массовой информации, что особенно важно в наш век, когда телевизор вошел в каждый дом. В результате мы видим, как парижские врачи, шведские государственные служащие и немецкие «седые барсы» (старики) применяют тактику, к которой раньше прибегали лишь бедняки и меньшинства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|