Политика протеста в действии
Датское отделение «Гринпис» провело кампанию протеста против сброса токсичных отходов в Северное море. Поскольку призывы прекратить такую практику не вызвали никакой реакции, корабль этой организации попытался заблокировать любую деятельность на море. Бельгийский флот захватил принадлежащее «Гринпис» судно, которое было доставлено в антверпенский порт и поставлено под охрану, что вызвало огромный шум в средствах массовой информации. Однако кампания «Гринпис* только начиналась. Как-то поздно ночью одетые в камуфляжную форму активисты «Гринпис» «освободили» свой корабль из бельгийского «плена» и через каналы и судоходные русла пробрались на территорию Дании. Все перипетии побега были засняты на пленку независимой датской кинокомпанией. Это событие вызвало официальный протест бельгийской стороны и резкий рост общественных симпатий к «Гринпис», Фильм, рассказывающий о побеге, был показан по датскому телевидению во время телемарафона «Гринпис», и организация получила миллионы гульденов в качестве новых пожертвований. Кроме того, эти действия способствовали тому, что в конечном итоге было принято решение прекратить сброс отходов в море. Истопник: Dalton R. The Green Rainbow. New Haven, 1994. P. 189. развалинах СССР, в частности на Украине и в Белоруссии, будет расти. Из всего вышесказанного следует, что гражданское участие отражает способы использования гражданами с различными установками участия существующих в рамках данной политической системы возможностей. В странах с активно действующими политическими партиями и конкурентными выборами граждан можно мобилизовать для участия в электоральном процессе; там же, где подобные формы участия ограничены, люди нередко обращаются к таким средствам выражения своих предпочтений, как групповая активность и акции протеста.
Кросс-национальные исследования показывают, что по мере повышения образовательного уровня и социального статуса возрастает и склонность к использованию разнообразных возможностей для участия в политической жизни. У хорошо образованных индивидов с относительно высоким социальным статусом обычно вырабатываются стимулирующие участие установки, такие, как вера в эффективность своих действий и чувство гражданского долга [3]; вместе с тем они обладают личными ресурсами и навыками, которые легко преобразуются в политическую включенность, если того требуют долг или нужда. Опыт и уверенность в своих силах особенно важны, когда речь идет о сложных видах политической активности, например о создании новых групп или о продвижении на пост лидера некой организации. При более простых формах активности, скажем при участии в голосовании или при личных контактах с должностными лицами, эта закономерность выражена слабее. Тенденция к доминированию обеспеченных в различных сферах политического участия сильнее проявляется в обществах, подобных Соединенным Штатам Америки, с рыхлыми партийными организациями и слабыми объединениями рабочего класса (вроде профсоюзов), где нет партий, отчетливо апеллирующих к интересам низших слоев. В странах с более мощными рабочими партиями и профсоюзами могут развиться организационные сети, которые в известной мере уравновесят преимущества преуспевающей категории граждан в плане информированности и осведомленности. Группы интересов Более институционализированные формы артикуляции интересов возникают в результате деятельности социальных и политических групп, представляющих интересы своих членов. В отличие от индивидуального гражданского действия, группы интересов обычно имеют прочную организационную базу и нередко располагают штатом профессиональных сотрудников, обеспечивающих группе экспертные знания и представительство. Кроме того, группы интересов часто участвуют в политическом процессе, имея своих представителей в совещательных правительственных органах и давая показания на парламентских слушаниях. Группы интересов различаются по структуре, стилю деятельности, способам финансирования и базе поддержки, и эти различия могут серьезным образом сказываться на политической, экономической и социальной жизни страны.
Неупорядоченные группы К категории неупорядоченных (anomic) обычно относятся стихийные группы, которые внезапно образуются, когда значительное число индивидов сходным образом реагирует на фрустрацию, разочарование и другие сильные эмоции. Это весьма неустойчивые образования, которые неожиданно возникают и неожиданно сходят на нет. Когда известия о действиях правительства затрагивают глубинные эмоции или в обществе разносится слух о какой-то новой несправедливости, без всякой предшествующей организации и предварительного планирования находящиеся в состоянии фрустрации индивиды !-| 7377 могут вдруг выйти на улицы, дабы выразить свой гнев. Их действия зачастую приводят к насилию (как, впрочем, и протестные действия, отмеченные в табл. 4.2), но такой поворот событий отнюдь не неизбежен. Однако там (и особенно там), где нет организованных групп или такие группы лишены адекватного представительства в политической системе, любая случайность или появление лидера способно раздуть тлеющее недовольство, превратив его в бушующий пожар. Затем может произойти взрыв, и развитие событий примет относительно непредсказуемые и неконтролируемые формы. По имеющейся информации, в некоторых политических системах, в том числе в политических системах Соединенных Штатов, Франции, Италии, Индии и ряда арабских стран,*насильственные действия и спонтанное неупорядоченное поведение имеют весьма широкое распространение [4]. Такого рода практика часто предполагает не столько спланированные и организованные акции протеста институционализированных политических групп, сколько стихийные общественные демонстрации или акты насилия. В других странах подобные нарушения общественного порядка встречаются крайне редко. Традиции и наличие образцов неупорядоченного поведения помогают перевести фрустрацию в действие.
Например, во Франции акции протеста стали частью политической традиции. Так, в конце 1960-х годов французское правительство едва не пало в результате выступлений протеста, которые начались, когда студентам университетов было запрещено принимать в своих комнатах в общежитии лиц противоположного пола. Вскоре к студенческим выступлениям присоединились другие недовольные французы и француженки. Стимулом к общественным волнениям может также послужить чувство гнева, вызванное убийством популярного политического лидера или каким-то другим трагическим событием. В частности, мы обычно сталкиваемся с относительно стихийными общественными демонстрациями, когда одна нация предпринимает какие-то враждебные действия по отношению к другой. «Дикие» забастовки (т.е. стихийные забастовочные действия локальных групп рабочих, в отличие от организованных акций общенациональных союзов), издавна присущие британской профсоюзной среде, часто происходят и в таких континентальных европейских странах, как Франция, Италия и Швеция. Временами неупорядоченные группы представляют собой подмножество независимых индивидов, принадлежащих к некой более широкой социальной категории, например к расовой или этнической группе. Так, в 1992 г., после того как были оправданы полицейские, обвинявшиеся в жестоком избиении подозреваемого афроамерикан-ца, в населенных меньшинствами пригородах Лос-Анджелеса произошли волнения и погромы. Аналогичным образом, в 1992 г. начались беспорядки в Тунисе, когда ряд исламских фундаменталистов выступил с протестом против аннулирования правительством результатов не- давних выборов. Мы квалифицируем подобные события как акции неупорядоченных групп, поскольку они не быди организованы или спланированы, а также потому, что после их окончания участвовавшие в них группы снова распались на отдельных индивидов.
В период с 1988 по 1990 г. по всей Восточной Европе прокатились демонстрации, акции протеста и восстания в поддержку демократии. Долго подавлявшееся недовольство прорвалось наружу, и произошло это довольно спонтанно, когда граждане осознали, что Советский Союз больше не будет помогать репрессивным местным режимам и что у многих восточноевропейских правительств уже нет ни воли к подавлению инакомыслящих, ни необходимых для этого военных ресурсов. Известия о выступлениях в других местах стимулировали акции протеста, давали образцы аналогичных действий, и каждый новый успех усиливал воодушевление. Вместе с тем следует проводить четкое различие между неупорядоченным политическим поведением и акциями, которые на деле являются результатом тщательного планирования со стороны организованных групп. Например, демонстрации французских и английских фермеров перед штаб-квартирой Европейского союза в Брюсселе, хотя и были во многом обусловлены возмущением и негодованием, имели мало общего со стихийными выступлениями. Подобно неупорядоченным группам, неассоциативные группы (nonassociational groups) редко бывают хорошо организованы, и их активность имеет эпизодический характер. Они отличаются от неупорядоченных групп тем, что в их основе лежит общность интересов, связанных с этнической принадлежностью, местом проживания, вероисповеданием, родом занятий, а также, возможно, с кровным родством. Вследствие этих постоянных экономических и культурных связей неассоциативные группы устойчивее неупорядоченных. Некоторые подгруппы внутри крупных неассоциативных групп (например, группы чернокожих или рабочих) могут выступать в качестве неупорядоченной группы, как это произошло, например, во время стихийных беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 г. Во всем мире этничность и религия, равно-как и род занятий, являются мощными факторами идентификации и могут служить основанием для коллективной деятельности. Существуют две особо интересные разновидности неассоциативных групп. К одной из них относятся очень большие группы, лишенные формальной организации, хотя их члены осознают, возможно, смутно, свои общие интересы. Многие этнические, региональные и профессиональные группы попадают в эту категорию. Подобные группы бывает очень сложно организовать. Некоторые их члены нередко одинаково подходят к той или иной проблеме, но при этом среди них может не найтись людей, которые сочтут, что затраты труда и времени, необходимые для организации других членов группы, в достаточной мере окупятся. Кроме того, если некие значимые коллективные блага — например, отмена дискриминационного законодательства или очищение загрязненных водных источников — будут завоеваны, ими будут пользоваться и те, кто не приложил никаких усилий для их достижения, т.е. так называемые «халявщики». Поэтому многие предпочитают ждать, когда желаемое само свалится им в руки, не беря на себя расходов и риска, связанных с активными действиями. Изучение подобного рода проблем коллективного действия крайне полезно для понимания того, почему некоторые группы (включая правительства и революционных ниспровергателей) становятся организованными, а другие нет, а также того, каким образом и при каких условиях можно преодолеть препятствия на пути коллективного действия [5].
Ко второму типу принадлежат небольшие деревенские, экономические или этнические подгруппы, члены которых непосредственно знакомы друг с другом. Маленькая, объединенная личным знакомством группа обладает рядом важных преимуществ и может быть весьма эффективной в некоторых политических ситуациях. Если ее члены тесно связаны между собой, а преследуемые ею цели непопулярны либо незаконны, такая группа может счесть целесообразным остаться неформальной или даже не привлекать к себе внимания вообще. В качестве примеров деятельное™ подобных групп можно привести забастовки и петиции студентов с требованием повысить стипендии и улучшить качество образования, обращения крупных землевладельцев к некоему чиновнику с просьбой сохранить существующие расценки на зерно или апелляцию родственников к государственному сборщику налогов с тем, чтобы тот создал режим наибольшего благоприятствования для семейного бизнеса. Как показывают последние два примера, использование групповых связей и интересов нередко помогает поставить артикуляцию личных интересов на более постоянную основу и повысить ее легитимность. Институциональные группы Политические партии, бизнес-корпорации, легислатуры, вооруженные силы, бюрократия и церкви часто оказывают поддержку особым политическим группам или имеют специальных сотрудников, ответственных за представительство интересов группы. Институциональные группы являются формальными образованиями и, помимо артикуляции интересов, выполняют другие политические или общественные функции. В качестве корпоративных органов либо более мелких единиц в их рамках (парламентских объединений, группировок офицеров или духовенства, идеологических клик в бюрократии) подобные группы выражают свои собственные интересы или представ- ляют интересы других существующих в обществе групп. Влияние институциональных групп интересов обычно обусловлено силой их исходной организационной базы — например, членрв данного союза или входящих в состав корпорации фирм. Группа, опирающаяся на какой-то правительственный институт, имеет прямой доступ к лицам, определяющим политический курс. В промышленных демократиях бюрократические и корпоративные группы интересов используют для влияния на политический курс свои громадные ресурсы и находящуюся в их распоряжении особую информацию. В Соединенных Штатах военно-промышленный комплекс включает в себя как персонал Министерства обороны, так и сотрудников оборонных предприятий, которые объединенными усилиями отстаивают высокие военные расходы. В большинстве демократий наиболее активными участниками процесса выработки политического курса предстают политические партии. Что же касается правительственной бюрократии, то во многих обществах ее деятельность отнюдь не сводится к простому реагированию на поступающие извне сигналы: при отсутствии политических директив она нередко выступает в качестве самостоятельного органа представительства интересов. Неполитические институциональные группы также могут быть включены в политический процесс. В Италии, например, Римская католическая церковь является институциональной группой интересов, оказывающей огромное влияние на итальянскую политику. Основной канал ее вмешательства в политическую жизнь — религиозное образование, В электоральной политике церковь вновь и вновь призывает католиков использовать свои голоса, чтобы забаллотировать социалистов и коммунистов. В 1978 г., предостерегая против включения коммунистической партии в правительственную коалицию, Постоянный совет Итальянской национальной епископской конференции осудил «марксистов и коммунистов». Представители духовенства побуждают должностных лиц высказывать свои мнения по волнующим церковь вопросам, однако этот канал ее влияния публично не афишируется. В мусульманских странах фундаменталистское духовенство играет аналогичную роль, предписывая, каким нравственным нормам должна следовать государственная политика, активно лоббируя правительственных чиновников и временами участвуя в процессе управления. При авторитарных режимах, которые запрещают или, по меньшей мере, контролируют группы, имеющие отчетливо выраженный политический характер, институциональные группы нередко приобретают "громадное значение. Чиновники сферы образования, партийные чиновники, юристы, директора предприятий, офицеры военной службы, а также правительственные органы, представляющие другие социальные единицы, занимают весьма важное место в артикуляции интересов при коммунистических режимах. Хорошо известно, что в доиндустриальных обществах, где обычно бывает относительно мало ассоциативных групп и где таким группам почти не удается мобилизовать сколько-нибудь широкую поддержку, заметная роль принадлежит группировкам военных, корпорациям, партийным фракциям и чиновничеству. Даже там, где военные прямо не захватили власть, возможность подобного исхода часто заставляет правительства уделять самое пристальное внимание пожеланиям и требованиям армии. Ассоциативные группы Ассоциативные труппы (associational groups) создаются непосредственно для того, чтобы представлять интересы какой-то специфической категории граждан. К их числу относятся профсоюзы, коммерческие палаты и ассоциации промышленников, этнические и религиозные объединения. Особым подвидом ассоциативных групп являются гражданские объединения, добровольные ассоциации и другие группы, призванные представлять интересы в области политического курса или некие политические перспективы. Все эти организации располагают четкими процедурами для формулирования интересов и требований и, как правило, обладают штатом постоянных сотрудников-специалистов. Ассоциативные группы часто проявляют значительную активность в репрезентации интересов своих членов в процессе выработки политического курса. Например, в недавних дискуссиях по проблемам здравоохранения в Соединенных Штатах наблюдалась необычайно высокая мобилизация усилий групп давления и лоббистских организаций (от представителей врачей и медицинских страховых организаций до групп потребителей и т.п.), пытавшихся повлиять на характер законодательства. Ассоциативные группы интересов (там, где существуют условия для их процветания) влияют на развитие других типов групп. Наличие организационной базы дает им преимущества перед неассоциативными группами, кроме того, их методы и цели часто признаются в обществе легитимными. Например, рабочие союзы нередко оказываются ведущими политическими акторами, поскольку представляют значительную часть рабочего класса; аналогичным образом, бизнес-ассоциации зачастую выражают корпоративные интересы нации. Артикулируя широкий круг групповых интересов, ассоциативные группы способны ограничить влияние неупорядоченных, неассоциативных и институциональных групп. Другая разновидность ассоциативных групп включает в себя граждан, объединенных не общностью экономических или индивидуальных эгоистических интересов, а политической идеологией или верой в необходимость реализации какой-то политической цели [7]. Примерами такого рода ассоциативных групп являются экологические движения, а также женские и другие гражданские объединения. Все это псевдогруппы в том смысле, что их члены могут редко непосредственно взаимодействовать между собой и не иметь общих социальных харак- теристик (подобных роду деятельности или этнической принадлежности): их связывает лишь поддержка некой политической организации вроде «Гринпис» или «Международная амнистия». В организационном плане эти новые социальные группы пытаются найти более подвижные и динамичные формы организации с постоянной сменой как лидеров, так и членского состава. В тактическом плане они используют широкий спектр подходов, часто отдавая предпочтение неконвенциональным формам протестной активности и прямому действию перед ведением партийных кампаний и традиционным лоббизмом. Гражданские ассоциации открывают перед гражданами возможность прямой и четкой артикуляции своих целей в области политического курса через поддержку групп, которые отстаивают предпочитаемые ими подходы. Подобные группы получили значительное развитие в большинстве передовых индустриальных демократий в последние 30 лет, и эта тенденция начинает распространяться на страны третьего мира. Общественный интерес может проявлять себя через множество различных групп. Проиллюстрируем этот тезис на примере тех групп, которые открыты для представителей рабочего класса: * Неупорядоченная группа — стихийное объединение индивидов, проживающих по соседству и принадлежащих рабочему классу. * Неассоциативная группа — рабочий класс как коллектив.» Институциональная группа — департамент труда в правительстве, * Ассоциативная группа — рабочий союз. Гражданское общество В последние годы все большее внимание уделяется тому, приводит ли обширная сеть всевозможных групп интересов и общественное участие в этих группах к появлению гражданского общества, т.е. общества, в котором граждане вовлечены в социальные и политические взаимодействия, свободные от контроля или регулирования со стороны государства, — такие, как коммуны, добровольные ассоциации или даже религиозные объединения [8]. Участие в ассоциативных и институциональных группах прививает гражданам такие политические навыки и такие формы отношений сотрудничества, которые необходимы для хорошо функционирующего общества. Люди учатся приемам организации, выражения своих интересов, сотрудничества с другими людьми ради достижения общих целей. Они также усваивают тот важный урок, что политический процесс не менее значим, чем непосредственные результаты. Поэтому система энергично действующих ассоциативных групп способна ослабить развитие неупорядоченных или неассоциативных интересов. Участие в деятельности группы может открыть путь в политику гражданам, обладающим незначительными личными ресурсами. Групповая активность помогает гражданам выработать и прояснить собственные предпочтения, она дает им важную информацию о политических событиях и обеспечивает более четкую и адекватную артикуляцию их интересов, нежели партии и выборы [9]. Иными словами, активная включенность общественности в разнообразные группы интересов подготавливает благодатную почву для развития демократической политики. По мере роста взаимозависимости политических и экономических условий различных стран повышается и внимание к развитию всемирного гражданского общества, которое бы отражало новые процессы в экономике и политической жизни. Отдельные граждане и группы из одной страны контактируют с озабоченными теми же проблемами гражданами и группами из других стран, что усиливает эффективность их индивидуальных действий. Так, экологические организации развитых демократий помогают соответствующим организациям развивающихся наций экспертными знаниями и организационными ресурсами, необходимыми для решения встающих перед их странами проблем. Национальные группы встречаются на международных конференциях и форумах, посвященных вопросам политического курса, и сеть общественных связей распространяется поверх государственных границ. В этом — дополнительное свидетельство повсеместного роста значения международного контекста внутренней политики. Одна из проблем, с которой сталкиваются страны Восточной Европы и другие нации, лишь недавно вступившие на путь демократизации, заключается в том, что им нужно создать систему ассоциативных групп с богатой и разнообразной жизнью в обществах, где в течение долгого времени организованные группы подавлялись или контролировались. Эти страны более 40 лет находились под господством коммунистических партий и государственной бюрократии, и правительство регулировало ассоциативные формы активности, направляя их в отвечающее его собственным целям русло. Процесс построения новых, независимых ассоциативных групп, призванных артикулировать особые интересы различных категорий граждан, уже идет и будет играть важную роль в демократических преобразованиях. Аналогичным образом, многие экономически недостаточно развитые нации испытывают острую потребность в формировании гражданского общества ассоциативных групп, чтобы вовлечь граждан в политический процесс и обеспечить артикуляцию их интересов. Только в этом случае демократизация таких стран имеет шансы на успех. Системы групп интересов Сравнительные политические исследования привлекли внимание к наличию систематических связей между группами интересов и правительственными институтами, вырабатывающими политический курс. Расхождения в характере этих связей позволяют говорить о том, что в современных обществах существуют различные системы групп интересов. Во всех современных обществах имеется множество групп интересов, однако модели взаимоотношений между ними и правительственными институтами далеко не одинаковы. Можно выделить три основных типа систем групп интересов: (1) плюралистический, (2) демократический корпоративистский и (3) управляемый [10]. Плюралистической системе групп интересов присущ ряд особенностей, которые касаются как формы организации интересов, так и способов группового участия в политическом процессе: * Разнообразные группы могут представлять единый социеталь-ный интерес. f Членство в группах является добровольным и ограниченным. * Группы часто имеют свободную или децентрализованную организационную структуру. * Группы интересов и правительство четко отделены друг от друга. В рамках подобной системы не только имеются отдельные группы интересов для особых секторов общества, скажем, профсоюзы, бизнес-ассоциации и профессиональные группы, но каждый из таких секторов может быть представлен множеством групп — профсоюзов, бизнес-ассоциаций и т.д. Эти группы конкурируют между собой в борьбе за членов и влияние, и все одновременно пытаются навязать свои требования лицам, определяющим политический курс, и бюрократии. Самым известным образцом глубоко плюралистической системы групп интересов являются Соединенные Штаты; в качестве других примеров обычно приводят Канаду и Новую Зеландию. Несмотря на более широкое членство в профсоюзах и несколько большую координацию действий бизнес-ассоциаций, значительная часть исследователей склонна относить к данной категории и Великобританию, а также Францию и Японию. Для демократических корпоративистских систем групп интересов характерно гораздо более организованное представительство интересов: * Каждый социетальный интерес обычно представлен единой головной ассоциацией. » Членство в такой ассоциации часто является обязательным и почти всеобщим. » Головные ассоциации имеют централизованную структуру и направляют действия своих членов. * Во многих случаях группы интересов систематически участвуют п выработке и осуществлении политического курса. Так, если в плюралистической системе может существовать широкий спектр независимых друг от друга групп, отражающих интере- сы бизнеса, то в корпоративистской системе действует единая головная ассоциация, представляющая все наиболее значимые деловые и промышленные интересы. Не менее важен и тот факт, что в корпоративистской системе группы интересов нередко регулярно и легитим-но сотрудничают с правительственными учреждениями и/или политическими партиями, выступая в качестве их партнеров при обсуждении путей разрешения спорных проблем политического курса. Лучше всего изучены демократические корпоративистские механизмы в сфере экономики. Страны, где имеются крупные, объединенные головные ассоциации бизнеса и труда, ведущие переговоры друг с другом, а также с правительством, зачастую добиваются больших успехов в поддержании занятости, сдерживании инфляции и увеличении расходов на социальные нужды, нежели плюралистические нации [11]. Наиболее сформировавшиеся корпоративистские системы групп интересов сложились в Австрии, Нидерландах, Норвегии и Швеции. Сильные демократические корпоративистские тенденции прослеживаются также в Германии и Дании. По корпоративистскому пути идут и некоторые развивающиеся страны. Поскольку организованные группы интересов, представляющие различные сектора общества, равно как и характер их взаимоотношений с правительством, могут существенным образом варьироваться, следует с большой осторожностью относиться к слишком широким обобщениям относительно специфики соответствующих систем. Тем не менее рис. 4.1 обнаруживает разительные расхождения в организации рабочего движения в отдельных индустриально развитых странах. Расположение стран вдоль горизонтальной оси определяется долей рабочей силы, объединенной в профсоюзы. Вертикальная ось отражает уровень организационного единства внутри рабочего движения. В Швеции, например, юнионизировано около 90% рабочей силы, занятой вне сферы сельского хозяйства, рабочее движение сильно централизовано и проявляет единство по большинству проблем, затрагивающих рабочий класс. В Великобритании юнионизировано менее половины рабочей силы, а согласованность действий английских профсоюзов ниже, чем в кор-поративистских странах. Союзы, входящие в Британский конгресс тред-юнионов, имеют мощные традиции автономного существования и сами относительно децентрализованы. Кроме того, за последние два десятилетия влияние рабочих союзов на лиц, определяющих правительственный курс, ослабло. В 1980-е годы правительство Тэтчер отказалось от прямых переговоров с рабочим классом и, соответственно, от корпоративизма, а в 1990-е годы от рабочих союзов дистанцировалась даже Лейбористская партия. В Германии степень юнионизации труда примерно такая же, как в Великобритании, однако немецкие профсоюзы действуют довольно слаженно и участвуют в переговорах с представителями деловых кругов и правительства относительно го- 20-1 * Австрия
20 40 60 80 100 Рис. 4.1. Системы групп интересов (рабочие союзы). Источники: данные о доле юнионизированной рабочей силы взяты из: Organisation for Economic Cooperation and Шуе1ортеп1//Егпр1оутеп1 Outlook, July, 1997. Paris, 1997. P.71; информация об уровне единства союзов почерпнута из: LijphartA., Crepaz M. Corporatism and Consensus Democracy in Eighteen Countries// British Journal of Political Science, 1991. Vol. 21. № 2. P. 235-256. сударственной политики в области заработной платы. Соединенные Штаты являют собой полную противоположность Швеции: там юнионизировано лишь около шестой части рабочей силы, и союзы сохраняют значительную долю независимости. Рис. 4.1 показывает также, что в Японии и во Франции профсоюзное членство относительно невелико: соотношение юнионизирован-ных и неюнионизированных рабочих составляет там 1 к 4 или ниже, причем само профсоюзное движение довольно фрашентировано и децентрализовано. Обе эти страны почти не имеют традиций «социального партнерства» между правительством, профсоюзами и объединениями предпринимателей. По крайней мере в сфере рабочей политики в них действуют высокоплюралистичные, некорпоративистские системы групп интересов. Вместе с тем соглашения корпоративистс-кого типа между отдельными отраслями промышленности, профессиональными объединениями и правительственной бюрократией (без участия организованного труда) встречаются и в Японии. В ряде демократических стран, в частности во Франции и в Италии, некоторые группы интересов, например профсоюзы и крестьянские ассоциации, контролируются коммунистической партией или Римской католической церковью. Обычно эти группы интересов мобилизуют поддержку тем политическим партиям или социальным институтам, под чьим влиянием они находятся. Подобное отсутствие самостоятельности имеет серьезные последствия для политической жизни. Отрицание права групп интересов на независимое самовыражение способно привести к вспышкам насилия, а пренебрежение их интересами может понизить адаптируемость политического процесса. Однако такого рода ограничительные структуры, похоже, начинают рушиться, особенно по мере реорганизации и ослабления бывших коммунистических партий. Наконец, 'совершенно иная модель организации групп интересов присуща управляемым системам: * Каждый сектор общества представлен одной группой. * Членство в таких группах часто является принудительным, * Каждая группа обычно имеет иерархическую структуру. * Группы контролируются правительством или его органами в целях мобилизации поддержки политическому курсу правительства. Определяющей для систем такого типа является последняя характеристика: группы существуют для того, чтобы облегчать контроль правительства над обществом. Наиболее показательны в этом отношении традиционные коммунистические системы, где доминирующие партийные организации пронизывают собой все уровни общества и плотно контролируют все разрешенные ассоциативные группы. Например, профсоюзы и молодежные организации полностью подчинены коммунистической партии, и им лишь крайне редко дозволяется артикулировать интересы своих членов. Подобный контроль долгое время осуществлялся в Советском Союзе и странах Восточной Европы и по сей день сохраняется в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе. Развитие высококонтролируемых групп интересов поощряется и политическими системами ряда некоммунистических наций, таких, как Бразилия и Мексика. В этих странах возможности артикуляции интересов открыты лишь для лидеров институциональных групп, которые могут использовать свое положение в политических институтах для выражения соответствующих групповых требований. Как уже отмечалось, в подобных обществах возникает множество институциональных групп интересов, особенно в рядах самой партии и среди бюрократии (в частности, среди военных), а также неформальных неассоциативных групп.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|