Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика протеста в действии




Датское отделение «Гринпис» провело кампанию протеста про­тив сброса токсичных отходов в Северное море. Поскольку призы­вы прекратить такую практику не вызвали никакой реакции, ко­рабль этой организации попытался заблокировать любую деятель­ность на море. Бельгийский флот захватил принадлежащее «Гринпис» судно, которое было доставлено в антверпенский порт и поставлено под охрану, что вызвало огромный шум в средствах массовой информации. Однако кампания «Гринпис* только начи­налась.

Как-то поздно ночью одетые в камуфляжную форму активис­ты «Гринпис» «освободили» свой корабль из бельгийского «пле­на» и через каналы и судоходные русла пробрались на территорию Дании. Все перипетии побега были засняты на пленку независи­мой датской кинокомпанией. Это событие вызвало официальный протест бельгийской стороны и резкий рост общественных сим­патий к «Гринпис», Фильм, рассказывающий о побеге, был пока­зан по датскому телевидению во время телемарафона «Гринпис», и организация получила миллионы гульденов в качестве новых пожертвований. Кроме того, эти действия способствовали тому, что в конечном итоге было принято решение прекратить сброс отходов в море.

Истопник: Dalton R. The Green Rainbow. New Haven, 1994. P. 189.

развалинах СССР, в частности на Украине и в Белоруссии, будет расти.

Из всего вышесказанного следует, что гражданское участие отража­ет способы использования гражданами с различными установками уча­стия существующих в рамках данной политической системы возможно­стей. В странах с активно действующими политическими партиями и конкурентными выборами граждан можно мобилизовать для участия в электоральном процессе; там же, где подобные формы участия огра­ничены, люди нередко обращаются к таким средствам выражения своих предпочтений, как групповая активность и акции протеста.

Кросс-национальные исследования показывают, что по мере по­вышения образовательного уровня и социального статуса возрастает и склонность к использованию разнообразных возможностей для уча­стия в политической жизни. У хорошо образованных индивидов с от­носительно высоким социальным статусом обычно вырабатываются стимулирующие участие установки, такие, как вера в эффективность своих действий и чувство гражданского долга [3]; вместе с тем они


обладают личными ресурсами и навыками, которые легко преобра­зуются в политическую включенность, если того требуют долг или нужда. Опыт и уверенность в своих силах особенно важны, когда речь идет о сложных видах политической активности, например о созда­нии новых групп или о продвижении на пост лидера некой организа­ции. При более простых формах активности, скажем при участии в голосовании или при личных контактах с должностными лицами, эта закономерность выражена слабее. Тенденция к доминированию обес­печенных в различных сферах политического участия сильнее прояв­ляется в обществах, подобных Соединенным Штатам Америки, с рыхлыми партийными организациями и слабыми объединениями ра­бочего класса (вроде профсоюзов), где нет партий, отчетливо апелли­рующих к интересам низших слоев. В странах с более мощными рабо­чими партиями и профсоюзами могут развиться организационные сети, которые в известной мере уравновесят преимущества преуспевающей категории граждан в плане информированности и осведомленности.

Группы интересов

Более институционализированные формы артикуляции интересов возникают в результате деятельности социальных и политических групп, представляющих интересы своих членов. В отличие от индиви­дуального гражданского действия, группы интересов обычно имеют прочную организационную базу и нередко располагают штатом про­фессиональных сотрудников, обеспечивающих группе экспертные знания и представительство. Кроме того, группы интересов часто уча­ствуют в политическом процессе, имея своих представителей в сове­щательных правительственных органах и давая показания на парла­ментских слушаниях. Группы интересов различаются по структуре, стилю деятельности, способам финансирования и базе поддержки, и эти различия могут серьезным образом сказываться на политической, экономической и социальной жизни страны.

Неупорядоченные группы

К категории неупорядоченных (anomic) обычно относятся стихий­ные группы, которые внезапно образуются, когда значительное чис­ло индивидов сходным образом реагирует на фрустрацию, разочаро­вание и другие сильные эмоции. Это весьма неустойчивые образова­ния, которые неожиданно возникают и неожиданно сходят на нет. Когда известия о действиях правительства затрагивают глубинные эмоции или в обществе разносится слух о какой-то новой несправед­ливости, без всякой предшествующей организации и предваритель­ного планирования находящиеся в состоянии фрустрации индивиды

!-| 7377


могут вдруг выйти на улицы, дабы выразить свой гнев. Их действия зачастую приводят к насилию (как, впрочем, и протестные действия, отмеченные в табл. 4.2), но такой поворот событий отнюдь не неизбе­жен. Однако там (и особенно там), где нет организованных групп или такие группы лишены адекватного представительства в политической системе, любая случайность или появление лидера способно раздуть тлеющее недовольство, превратив его в бушующий пожар. Затем мо­жет произойти взрыв, и развитие событий примет относительно не­предсказуемые и неконтролируемые формы.

По имеющейся информации, в некоторых политических систе­мах, в том числе в политических системах Соединенных Штатов, Франции, Италии, Индии и ряда арабских стран,*насильственные действия и спонтанное неупорядоченное поведение имеют весьма широкое распространение [4]. Такого рода практика часто предпола­гает не столько спланированные и организованные акции протеста институционализированных политических групп, сколько стихийные общественные демонстрации или акты насилия. В других странах по­добные нарушения общественного порядка встречаются крайне ред­ко. Традиции и наличие образцов неупорядоченного поведения помо­гают перевести фрустрацию в действие.

Например, во Франции акции протеста стали частью политичес­кой традиции. Так, в конце 1960-х годов французское правительство едва не пало в результате выступлений протеста, которые начались, когда студентам университетов было запрещено принимать в своих ком­натах в общежитии лиц противоположного пола. Вскоре к студенческим выступлениям присоединились другие недовольные французы и фран­цуженки. Стимулом к общественным волнениям может также послу­жить чувство гнева, вызванное убийством популярного политического лидера или каким-то другим трагическим событием. В частности, мы обычно сталкиваемся с относительно стихийными общественными де­монстрациями, когда одна нация предпринимает какие-то враждебные действия по отношению к другой. «Дикие» забастовки (т.е. стихийные забастовочные действия локальных групп рабочих, в отличие от орга­низованных акций общенациональных союзов), издавна присущие бри­танской профсоюзной среде, часто происходят и в таких континенталь­ных европейских странах, как Франция, Италия и Швеция.

Временами неупорядоченные группы представляют собой подмно­жество независимых индивидов, принадлежащих к некой более ши­рокой социальной категории, например к расовой или этнической группе. Так, в 1992 г., после того как были оправданы полицейские, обвинявшиеся в жестоком избиении подозреваемого афроамерикан-ца, в населенных меньшинствами пригородах Лос-Анджелеса произош­ли волнения и погромы. Аналогичным образом, в 1992 г. начались бес­порядки в Тунисе, когда ряд исламских фундаменталистов выступил с протестом против аннулирования правительством результатов не-


давних выборов. Мы квалифицируем подобные события как акции неупорядоченных групп, поскольку они не быди организованы или спланированы, а также потому, что после их окончания участвовав­шие в них группы снова распались на отдельных индивидов.

В период с 1988 по 1990 г. по всей Восточной Европе прокатились демонстрации, акции протеста и восстания в поддержку демократии. Долго подавлявшееся недовольство прорвалось наружу, и произошло это довольно спонтанно, когда граждане осознали, что Советский Союз больше не будет помогать репрессивным местным режимам и что у многих восточноевропейских правительств уже нет ни воли к подавлению инакомыслящих, ни необходимых для этого военных ре­сурсов. Известия о выступлениях в других местах стимулировали ак­ции протеста, давали образцы аналогичных действий, и каждый но­вый успех усиливал воодушевление.

Вместе с тем следует проводить четкое различие между неупоря­доченным политическим поведением и акциями, которые на деле являются результатом тщательного планирования со стороны органи­зованных групп. Например, демонстрации французских и английских фермеров перед штаб-квартирой Европейского союза в Брюсселе, хотя и были во многом обусловлены возмущением и негодованием, имели мало общего со стихийными выступлениями.

Подобно неупорядоченным группам, неассоциативные группы (nonassociational groups) редко бывают хорошо организованы, и их ак­тивность имеет эпизодический характер. Они отличаются от неупорядо­ченных групп тем, что в их основе лежит общность интересов, связан­ных с этнической принадлежностью, местом проживания, вероиспове­данием, родом занятий, а также, возможно, с кровным родством. Вследствие этих постоянных экономических и культурных связей неас­социативные группы устойчивее неупорядоченных. Некоторые подгруппы внутри крупных неассоциативных групп (например, группы черноко­жих или рабочих) могут выступать в качестве неупорядоченной груп­пы, как это произошло, например, во время стихийных беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 г. Во всем мире этничность и религия, равно-как и род занятий, являются мощными факторами идентификации и могут служить основанием для коллективной деятельности.

Существуют две особо интересные разновидности неассоциатив­ных групп. К одной из них относятся очень большие группы, лишен­ные формальной организации, хотя их члены осознают, возможно, смутно, свои общие интересы. Многие этнические, региональные и профессиональные группы попадают в эту категорию. Подобные группы бывает очень сложно организовать. Некоторые их члены нередко оди­наково подходят к той или иной проблеме, но при этом среди них


может не найтись людей, которые сочтут, что затраты труда и време­ни, необходимые для организации других членов группы, в достаточ­ной мере окупятся. Кроме того, если некие значимые коллективные блага — например, отмена дискриминационного законодательства или очищение загрязненных водных источников — будут завоеваны, ими будут пользоваться и те, кто не приложил никаких усилий для их достижения, т.е. так называемые «халявщики». Поэтому многие пред­почитают ждать, когда желаемое само свалится им в руки, не беря на себя расходов и риска, связанных с активными действиями. Изучение подобного рода проблем коллективного действия крайне полезно для понимания того, почему некоторые группы (включая правительства и революционных ниспровергателей) становятся организованными, а другие нет, а также того, каким образом и при каких условиях мож­но преодолеть препятствия на пути коллективного действия [5].

Ко второму типу принадлежат небольшие деревенские, экономи­ческие или этнические подгруппы, члены которых непосредственно знакомы друг с другом. Маленькая, объединенная личным знаком­ством группа обладает рядом важных преимуществ и может быть весь­ма эффективной в некоторых политических ситуациях. Если ее члены тесно связаны между собой, а преследуемые ею цели непопулярны либо незаконны, такая группа может счесть целесообразным остаться неформальной или даже не привлекать к себе внимания вообще. В качестве примеров деятельное™ подобных групп можно привести забастовки и петиции студентов с требованием повысить стипендии и улучшить качество образования, обращения крупных землевладель­цев к некоему чиновнику с просьбой сохранить существующие рас­ценки на зерно или апелляцию родственников к государственному сборщику налогов с тем, чтобы тот создал режим наибольшего бла­гоприятствования для семейного бизнеса. Как показывают последние два примера, использование групповых связей и интересов нередко помогает поставить артикуляцию личных интересов на более посто­янную основу и повысить ее легитимность.

Институциональные группы

Политические партии, бизнес-корпорации, легислатуры, воору­женные силы, бюрократия и церкви часто оказывают поддержку осо­бым политическим группам или имеют специальных сотрудников, ответственных за представительство интересов группы. Институцио­нальные группы являются формальными образованиями и, помимо артикуляции интересов, выполняют другие политические или обще­ственные функции. В качестве корпоративных органов либо более мел­ких единиц в их рамках (парламентских объединений, группировок офицеров или духовенства, идеологических клик в бюрократии) по­добные группы выражают свои собственные интересы или представ-


ляют интересы других существующих в обществе групп. Влияние ин­ституциональных групп интересов обычно обусловлено силой их ис­ходной организационной базы — например, членрв данного союза или входящих в состав корпорации фирм. Группа, опирающаяся на какой-то правительственный институт, имеет прямой доступ к ли­цам, определяющим политический курс.

В промышленных демократиях бюрократические и корпоративные группы интересов используют для влияния на политический курс свои громадные ресурсы и находящуюся в их распоряжении особую инфор­мацию. В Соединенных Штатах военно-промышленный комплекс вклю­чает в себя как персонал Министерства обороны, так и сотрудников оборонных предприятий, которые объединенными усилиями отстаива­ют высокие военные расходы. В большинстве демократий наиболее ак­тивными участниками процесса выработки политического курса пред­стают политические партии. Что же касается правительственной бю­рократии, то во многих обществах ее деятельность отнюдь не сводится к простому реагированию на поступающие извне сигналы: при отсут­ствии политических директив она нередко выступает в качестве само­стоятельного органа представительства интересов.

Неполитические институциональные группы также могут быть включены в политический процесс. В Италии, например, Римская ка­толическая церковь является институциональной группой интересов, оказывающей огромное влияние на итальянскую политику. Основной канал ее вмешательства в политическую жизнь — религиозное обра­зование, В электоральной политике церковь вновь и вновь призывает католиков использовать свои голоса, чтобы забаллотировать социали­стов и коммунистов. В 1978 г., предостерегая против включения ком­мунистической партии в правительственную коалицию, Постоянный совет Итальянской национальной епископской конференции осудил «марксистов и коммунистов». Представители духовенства побуждают должностных лиц высказывать свои мнения по волнующим церковь вопросам, однако этот канал ее влияния публично не афишируется. В мусульманских странах фундаменталистское духовенство играет ана­логичную роль, предписывая, каким нравственным нормам должна следовать государственная политика, активно лоббируя правительствен­ных чиновников и временами участвуя в процессе управления.

При авторитарных режимах, которые запрещают или, по мень­шей мере, контролируют группы, имеющие отчетливо выраженный политический характер, институциональные группы нередко приоб­ретают "громадное значение. Чиновники сферы образования, партий­ные чиновники, юристы, директора предприятий, офицеры военной службы, а также правительственные органы, представляющие другие социальные единицы, занимают весьма важное место в артикуляции интересов при коммунистических режимах. Хорошо известно, что в доиндустриальных обществах, где обычно бывает относительно мало


ассоциативных групп и где таким группам почти не удается мобили­зовать сколько-нибудь широкую поддержку, заметная роль принадле­жит группировкам военных, корпорациям, партийным фракциям и чиновничеству. Даже там, где военные прямо не захватили власть, возможность подобного исхода часто заставляет правительства уде­лять самое пристальное внимание пожеланиям и требованиям армии.

Ассоциативные группы

Ассоциативные труппы (associational groups) создаются непосредствен­но для того, чтобы представлять интересы какой-то специфической категории граждан. К их числу относятся профсоюзы, коммерческие палаты и ассоциации промышленников, этнические и религиозные объединения. Особым подвидом ассоциативных групп являются граж­данские объединения, добровольные ассоциации и другие группы, при­званные представлять интересы в области политического курса или не­кие политические перспективы. Все эти организации располагают четки­ми процедурами для формулирования интересов и требований и, как правило, обладают штатом постоянных сотрудников-специалистов. Ассо­циативные группы часто проявляют значительную активность в репре­зентации интересов своих членов в процессе выработки политического курса. Например, в недавних дискуссиях по проблемам здравоохране­ния в Соединенных Штатах наблюдалась необычайно высокая мобили­зация усилий групп давления и лоббистских организаций (от представи­телей врачей и медицинских страховых организаций до групп потреби­телей и т.п.), пытавшихся повлиять на характер законодательства.

Ассоциативные группы интересов (там, где существуют условия для их процветания) влияют на развитие других типов групп. Наличие организационной базы дает им преимущества перед неассоциативны­ми группами, кроме того, их методы и цели часто признаются в обще­стве легитимными. Например, рабочие союзы нередко оказываются ве­дущими политическими акторами, поскольку представляют значитель­ную часть рабочего класса; аналогичным образом, бизнес-ассоциации зачастую выражают корпоративные интересы нации. Артикулируя широкий круг групповых интересов, ассоциативные группы способ­ны ограничить влияние неупорядоченных, неассоциативных и инсти­туциональных групп.

Другая разновидность ассоциативных групп включает в себя граж­дан, объединенных не общностью экономических или индивидуаль­ных эгоистических интересов, а политической идеологией или верой в необходимость реализации какой-то политической цели [7]. Приме­рами такого рода ассоциативных групп являются экологические дви­жения, а также женские и другие гражданские объединения. Все это псевдогруппы в том смысле, что их члены могут редко непосредственно взаимодействовать между собой и не иметь общих социальных харак-


теристик (подобных роду деятельности или этнической принадлежнос­ти): их связывает лишь поддержка некой политической организации вроде «Гринпис» или «Международная амнистия». В организационном плане эти новые социальные группы пытаются найти более подвижные и динамичные формы организации с постоянной сменой как лидеров, так и членского состава. В тактическом плане они используют широкий спектр подходов, часто отдавая предпочтение неконвенциональным формам протестной активности и прямому действию перед ведением партийных кампаний и традиционным лоббизмом.

Гражданские ассоциации открывают перед гражданами возмож­ность прямой и четкой артикуляции своих целей в области политичес­кого курса через поддержку групп, которые отстаивают предпочитае­мые ими подходы. Подобные группы получили значительное развитие в большинстве передовых индустриальных демократий в последние 30 лет, и эта тенденция начинает распространяться на страны третьего мира.

Общественный интерес может проявлять себя через множество различных групп. Проиллюстрируем этот тезис на примере тех групп, которые открыты для представителей рабочего класса:

* Неупорядоченная группа — стихийное объединение индивидов, проживающих по соседству и принадлежащих рабочему классу.

* Неассоциативная группа — рабочий класс как коллектив.» Институциональная группа — департамент труда в правитель­стве,

* Ассоциативная группа — рабочий союз.

Гражданское общество

В последние годы все большее внимание уделяется тому, приво­дит ли обширная сеть всевозможных групп интересов и общественное участие в этих группах к появлению гражданского общества, т.е. обще­ства, в котором граждане вовлечены в социальные и политические взаимодействия, свободные от контроля или регулирования со сторо­ны государства, — такие, как коммуны, добровольные ассоциации или даже религиозные объединения [8]. Участие в ассоциативных и институциональных группах прививает гражданам такие политичес­кие навыки и такие формы отношений сотрудничества, которые не­обходимы для хорошо функционирующего общества. Люди учатся приемам организации, выражения своих интересов, сотрудничества с другими людьми ради достижения общих целей. Они также усваивают тот важный урок, что политический процесс не менее значим, чем непосредственные результаты. Поэтому система энергично действую­щих ассоциативных групп способна ослабить развитие неупорядочен­ных или неассоциативных интересов. Участие в деятельности группы может открыть путь в политику гражданам, обладающим незначитель­ными личными ресурсами. Групповая активность помогает гражданам


выработать и прояснить собственные предпочтения, она дает им важ­ную информацию о политических событиях и обеспечивает более чет­кую и адекватную артикуляцию их интересов, нежели партии и выбо­ры [9]. Иными словами, активная включенность общественности в разнообразные группы интересов подготавливает благодатную почву для развития демократической политики.

По мере роста взаимозависимости политических и экономических условий различных стран повышается и внимание к развитию всемир­ного гражданского общества, которое бы отражало новые процессы в экономике и политической жизни. Отдельные граждане и группы из одной страны контактируют с озабоченными теми же проблемами граж­данами и группами из других стран, что усиливает эффективность их индивидуальных действий. Так, экологические организации развитых демократий помогают соответствующим организациям развивающих­ся наций экспертными знаниями и организационными ресурсами, необходимыми для решения встающих перед их странами проблем. Национальные группы встречаются на международных конференциях и форумах, посвященных вопросам политического курса, и сеть об­щественных связей распространяется поверх государственных границ. В этом — дополнительное свидетельство повсеместного роста значе­ния международного контекста внутренней политики.

Одна из проблем, с которой сталкиваются страны Восточной Ев­ропы и другие нации, лишь недавно вступившие на путь демократи­зации, заключается в том, что им нужно создать систему ассоциатив­ных групп с богатой и разнообразной жизнью в обществах, где в течение долгого времени организованные группы подавлялись или контролировались. Эти страны более 40 лет находились под господ­ством коммунистических партий и государственной бюрократии, и правительство регулировало ассоциативные формы активности, на­правляя их в отвечающее его собственным целям русло. Процесс по­строения новых, независимых ассоциативных групп, призванных ар­тикулировать особые интересы различных категорий граждан, уже идет и будет играть важную роль в демократических преобразованиях. Аналогичным образом, многие экономически недостаточно разви­тые нации испытывают острую потребность в формировании граж­данского общества ассоциативных групп, чтобы вовлечь граждан в политический процесс и обеспечить артикуляцию их интересов. Только в этом случае демократизация таких стран имеет шансы на успех.

Системы групп интересов

Сравнительные политические исследования привлекли внимание к наличию систематических связей между группами интересов и пра­вительственными институтами, вырабатывающими политический курс. Расхождения в характере этих связей позволяют говорить о том, что в


современных обществах существуют различные системы групп инте­ресов. Во всех современных обществах имеется множество групп инте­ресов, однако модели взаимоотношений между ними и правитель­ственными институтами далеко не одинаковы. Можно выделить три основных типа систем групп интересов: (1) плюралистический, (2) демократический корпоративистский и (3) управляемый [10].

Плюралистической системе групп интересов присущ ряд особен­ностей, которые касаются как формы организации интересов, так и способов группового участия в политическом процессе:

* Разнообразные группы могут представлять единый социеталь-ный интерес.

f Членство в группах является добровольным и ограниченным.

* Группы часто имеют свободную или децентрализованную орга­низационную структуру.

* Группы интересов и правительство четко отделены друг от друга.

В рамках подобной системы не только имеются отдельные группы интересов для особых секторов общества, скажем, профсоюзы, биз­нес-ассоциации и профессиональные группы, но каждый из таких секторов может быть представлен множеством групп профсоюзов, бизнес-ассоциаций и т.д. Эти группы конкурируют между собой в борь­бе за членов и влияние, и все одновременно пытаются навязать свои требования лицам, определяющим политический курс, и бюрокра­тии. Самым известным образцом глубоко плюралистической системы групп интересов являются Соединенные Штаты; в качестве других примеров обычно приводят Канаду и Новую Зеландию. Несмотря на более широкое членство в профсоюзах и несколько большую коорди­нацию действий бизнес-ассоциаций, значительная часть исследовате­лей склонна относить к данной категории и Великобританию, а так­же Францию и Японию.

Для демократических корпоративистских систем групп интересов характерно гораздо более организованное представительство интере­сов:

* Каждый социетальный интерес обычно представлен единой го­ловной ассоциацией.

» Членство в такой ассоциации часто является обязательным и почти всеобщим.

» Головные ассоциации имеют централизованную структуру и направляют действия своих членов.

* Во многих случаях группы интересов систематически участвуют п выработке и осуществлении политического курса.

Так, если в плюралистической системе может существовать ши­рокий спектр независимых друг от друга групп, отражающих интере-


сы бизнеса, то в корпоративистской системе действует единая голов­ная ассоциация, представляющая все наиболее значимые деловые и промышленные интересы. Не менее важен и тот факт, что в корпора­тивистской системе группы интересов нередко регулярно и легитим-но сотрудничают с правительственными учреждениями и/или поли­тическими партиями, выступая в качестве их партнеров при обсужде­нии путей разрешения спорных проблем политического курса. Лучше всего изучены демократические корпоративистские механизмы в сфере экономики. Страны, где имеются крупные, объединенные головные ассоциации бизнеса и труда, ведущие переговоры друг с другом, а также с правительством, зачастую добиваются больших успехов в под­держании занятости, сдерживании инфляции и увеличении расходов на социальные нужды, нежели плюралистические нации [11]. Наибо­лее сформировавшиеся корпоративистские системы групп интересов сложились в Австрии, Нидерландах, Норвегии и Швеции. Сильные демократические корпоративистские тенденции прослеживаются также в Германии и Дании. По корпоративистскому пути идут и некоторые развивающиеся страны.

Поскольку организованные группы интересов, представляющие различные сектора общества, равно как и характер их взаимоотноше­ний с правительством, могут существенным образом варьироваться, следует с большой осторожностью относиться к слишком широким обобщениям относительно специфики соответствующих систем. Тем не менее рис. 4.1 обнаруживает разительные расхождения в организа­ции рабочего движения в отдельных индустриально развитых странах. Расположение стран вдоль горизонтальной оси определяется долей рабочей силы, объединенной в профсоюзы. Вертикальная ось отража­ет уровень организационного единства внутри рабочего движения. В Швеции, например, юнионизировано около 90% рабочей силы, за­нятой вне сферы сельского хозяйства, рабочее движение сильно цен­трализовано и проявляет единство по большинству проблем, затраги­вающих рабочий класс.

В Великобритании юнионизировано менее половины рабочей силы, а согласованность действий английских профсоюзов ниже, чем в кор-поративистских странах. Союзы, входящие в Британский конгресс тред-юнионов, имеют мощные традиции автономного существования и сами относительно децентрализованы. Кроме того, за последние два десятилетия влияние рабочих союзов на лиц, определяющих прави­тельственный курс, ослабло. В 1980-е годы правительство Тэтчер отка­залось от прямых переговоров с рабочим классом и, соответственно, от корпоративизма, а в 1990-е годы от рабочих союзов дистанцирова­лась даже Лейбористская партия. В Германии степень юнионизации труда примерно такая же, как в Великобритании, однако немецкие профсоюзы действуют довольно слаженно и участвуют в переговорах с представителями деловых кругов и правительства относительно го-


20-1

* Австрия
Нидерланды • Норвегия Швеция

з   Швейцария   • Дания  
|| ю - СЗ CJ   Германия • Бельгия • Япония   • Финляндия  
§ а 2 о, 0   Франция в Италия • Великобритания Новая -Австралия Зеландия _      
П -   США • 0 Канада      

20 40 60 80 100
Доля (%) юнионизированной рабочей силы

Рис. 4.1. Системы групп интересов (рабочие союзы).

Источники: данные о доле юнионизированной рабочей силы взяты из: Organisation for Economic Cooperation and Шуе1ортеп1//Егпр1оутеп1 Outlook, July, 1997. Paris, 1997. P.71; информация об уровне единства союзов почерпнута из: LijphartA., Crepaz M. Corporatism and Consensus Democracy in Eighteen Countries// British Journal of Political Science, 1991. Vol. 21. № 2. P. 235-256.

сударственной политики в области заработной платы. Соединенные Штаты являют собой полную противоположность Швеции: там юни­онизировано лишь около шестой части рабочей силы, и союзы сохра­няют значительную долю независимости.

Рис. 4.1 показывает также, что в Японии и во Франции профсоюз­ное членство относительно невелико: соотношение юнионизирован-ных и неюнионизированных рабочих составляет там 1 к 4 или ниже, причем само профсоюзное движение довольно фрашентировано и децентрализовано. Обе эти страны почти не имеют традиций «соци­ального партнерства» между правительством, профсоюзами и объеди­нениями предпринимателей. По крайней мере в сфере рабочей поли­тики в них действуют высокоплюралистичные, некорпоративистские системы групп интересов. Вместе с тем соглашения корпоративистс-кого типа между отдельными отраслями промышленности, профес­сиональными объединениями и правительственной бюрократией (без участия организованного труда) встречаются и в Японии.

В ряде демократических стран, в частности во Франции и в Ита­лии, некоторые группы интересов, например профсоюзы и крестьян­ские ассоциации, контролируются коммунистической партией или Римской католической церковью. Обычно эти группы интересов мо­билизуют поддержку тем политическим партиям или социальным


институтам, под чьим влиянием они находятся. Подобное отсутствие самостоятельности имеет серьезные последствия для политической жизни. Отрицание права групп интересов на независимое самовыра­жение способно привести к вспышкам насилия, а пренебрежение их интересами может понизить адаптируемость политического процесса. Однако такого рода ограничительные структуры, похоже, начинают рушиться, особенно по мере реорганизации и ослабления бывших коммунистических партий.

Наконец, 'совершенно иная модель организации групп интересов присуща управляемым системам:

* Каждый сектор общества представлен одной группой.

* Членство в таких группах часто является принудительным,

* Каждая группа обычно имеет иерархическую структуру.

* Группы контролируются правительством или его органами в целях мобилизации поддержки политическому курсу правительства.

Определяющей для систем такого типа является последняя харак­теристика: группы существуют для того, чтобы облегчать контроль правительства над обществом. Наиболее показательны в этом отноше­нии традиционные коммунистические системы, где доминирующие партийные организации пронизывают собой все уровни общества и плотно контролируют все разрешенные ассоциативные группы. На­пример, профсоюзы и молодежные организации полностью подчине­ны коммунистической партии, и им лишь крайне редко дозволяется артикулировать интересы своих членов. Подобный контроль долгое время осуществлялся в Советском Союзе и странах Восточной Евро­пы и по сей день сохраняется в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и на Кубе. Развитие высококонтролируемых групп интересов поощряет­ся и политическими системами ряда некоммунистических наций, та­ких, как Бразилия и Мексика. В этих странах возможности артикуля­ции интересов открыты лишь для лидеров институциональных групп, которые могут использовать свое положение в политических институ­тах для выражения соответствующих групповых требований. Как уже отмечалось, в подобных обществах возникает множество институцио­нальных групп интересов, особенно в рядах самой партии и среди бюрократии (в частности, среди военных), а также неформальных неассоциативных групп.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...