Примеры проектов в школьной практике
Попробуем теперь на конкретных примерах отдельных проектов лучше осмыслить дидактическую сущность этой педагогической технологии. Важно при этом понять, что метод проектов — это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, интерактивное телевидение (в настоящее время мало доступное для широкого пользователя), видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Но это могут быть и традиционные средства: книги, разного рода справочники, видеозаписи и т.п. Средства массовой информации также оказываются весьма полезными при работе над проектом. Поэтому главное — четко определиться с самим методом. Выше было сказано, что обучение в сотрудничестве вполне органично интегрируется с методом проектов. Собственно, это направление в обучении выросло из метода проектов. Проекты либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Вот и давайте посмотрим на примере нескольких проектов, как это происходит. Начнем, естественно, с уроков, поскольку мы имеем дело с методом обучения. Хотелось бы здесь напомнить еще раз, почему мы обратились к этому методу. В чем его привлекательность? Для этого необходимо вспомнить основные концептуальные положения системы образования, на которые мы ориентируемся в данной книге и которые были изложены нами во введении. 1. Главное стратегическое направление развития систем образования в мировой педагогике — развивающее обучение, формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся, их нравственное развитие. Важно определиться, что имеется в виду под развивающим обучением. «Развивающее обучение— тип обучения^ котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: учащийся превращается в субъекта познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не эксплуатации памяти; познавательная деятельность учащегося осваивается в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения — учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий»1.
2. Развивающее обучение предполагает формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека. 3. Эти два вида, или типа, мышления вбирают в себя либо предполагают необходимость развития и других видов мышления, о которых речь пойдет ниже. Критическое мышление: . аналитическое мышление (анализ информации, отбор необходимых фактов, сравнение, сопостаатение фактов, явлений); . ассоциативное мышление (установление ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр.); . самостоятельное мышление; . логическое мышление (умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы и пр.); . системное мышление (умение рассматривать изучаемый объект, проблему в целостности их связей и характеристик). Творческое мыиыение предполагает следующие умения:
. мысленного экспериментирования, пространственного воображения; ф самостоятельного переноса знаний для решения новой задачи, проблемы, поиска новых решений; . комбинаторные (способность комбинировать ранее известные методы, способы решения задачи, проблемы в новый комбинированный, комплексный способ); 1 Профессиональная педагогика. - М., 1997. — С. 506. 82 . прогностические (способность предвидеть возможные последствия принимаемых решений, а также устанавливать причинно-следственные связи); - эвристичность мышления, интуитивное озарение, инсайт. К указанным умениям следует, на наш взгляд, добавить специфические навыки работы с информацией, для чего важно уметь: . отбирать нужную (для определенных целей) информацию из разных источников; . анализировать полученную информацию; • систематизировать и обобщать полученные данные в соответ . выявлять проблемы в различных областях знания, в окружающей действительности; . выдвигать обоснованные гипотезы их решения; . ставить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные); • делать аргументированные выводы, выстраивать систему до . статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок; . генерировать новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов; . работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли; - владеть искусством и культурой коммуникации'. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития всех перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности использовать совокупность перечисленных выше интеллектуальных умений. Всем этим умениям необходимо обучать. Для этого и используется метод обучения в сотрудничестве.
Рассмотрим в качестве примеров разработки проекта на уроках проект «Планирование городского парка». Этот пример взят из практики американской учительницы Хилди Шанк (штат Миннесота, США), а также проект «Проблемы водоснабжения г. Москвы». Автор последнего проекта — учитель географии экономико-математичесческой гимназии № 1512 Е.А.Мазохина. 1 Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000. Проект «Планирование городского парка» Предмет: математика, естественные науки. Класс: 6—7-й средней школы. Планируемый результат: ученики разрабатывают план городского парка, создают его проект и представляют его классу как коммерческий продукт с целью продать его потенциальным «заказчикам». Учебная цель: предоставить учащимся практику в разработке достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запланированной суммы денег, используя при этом знания в области математики, экономики (бизнеса), биологии, ботаники, географии, дизайна, физики и т.д. Материалы: Учебное оборудование Количество Задание Одно на группу Материалы и прайслист Один на группу Ватман 16 х 20 Один на группу Комплект ролевых карт Один на группу Время работы: три урока (по одному в неделю). Тип группы: четыре участника. Задание для групп: учитель предусматривает задания для одного отлично успевающего, двух хорошо успевающих и одного слабого ученика. Роли: • бухгалтер — производит все расчеты и составляет итоговую смету проекта; • архитектор — наносит совместно обсужденный чертеж проекта на ватман; • управляющий — следит, чтобы каждый участник группы принимал активное участие в разработке проекта на всех его стадиях, стимулируя к сотрудничеству; . менеджер ~ зачитывает все инструкции, докладывает проект группы и его стоимость с соответствующим обоснованием всему классу в конце каждого урока и обозначает план группы на следующий урок. Работа над проектом (3 занятия) Учебно-воспитательная задача
Урок 1. Ваша задача — разработать проект городского парка в Золотой Долине, штат Миннесота (см. лист задания в приложе- НИИ1). Решите, что вы хотите иметь в этом парке и опишите, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на Листе Задания. Все решения должны быть сформулированы в результате консенсуса, что означает, что вы все согласны с таким решением. В конце каждого урока вы должны положить материалы своего проекта в специальную папку на моем столе. Урок 2. Сегодня вам придется положить свои идеи на ватман заданного размера. Включите пять деревьев, ландшафт с камнями или скалами и один ручей. Вы должны решить, как расположить все эти части экстерьера в проекте. Исполняйте те же роли, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о вашем решении проекта классу. А затем вы должны дать оценку, насколько успешно вы продвигаетесь в своей работе. Урок 3. А теперь ваши задачи — 1) закончить планировку парка; 2) написать доклад, обосновывающий проект; 3) составить и обосновать смету, чтобы продать проект всему классу; 4) представить ваш проект классу так, чтобы все ученики вашей группы принимали в презентации активное участие. После этого класс проголосует (тайное голосование), какой проект лучше. Взаимопомощь: я хочу, чтобы вы представили один проект от всей группы, с которым все согласны, и пусть у каждого будет своя роль в его разработке. Индивидуальная ответственность: каждый из вас получит свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы. Для успешной разработки проекта парка необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Критерии успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект такого парка, с которым все согласны и который полностью соответствует представленной смете; если ваш доклад будет четко сформулирован и доложен; если ваши аргументы в обоснование сметы будут убедительными. Ожидаемое поведение: Я ожидаю увидеть, как вы работатете совместно, помогая друг другу, ответственно выполняя порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе. 1 Приложение представлено в специальном дидактическом материале, подготовленном учителем для данного проекта. В приложении дана смета стоимости различного рода строительных материалов, деревьев, кустарников; стоимость работ по посадке растений, земляных и других видов работ и материалов, необходимых учащимся при выполнении проекта. Парк Золотой Долины Задание Принято решение заложить городской парк на землях Золотой Долины. Вашей команде предложено освоение этих земель под парк. Горожане готовы выполнить весь объем работ. Ваша задача — спланировать их работу: рассчитать, какие материалы и какое оборудование потребуется. Общая стоимость затрат не должна превышать 5 000 $. Имейте в виду следующие критерии при проектировании парка.
Универсальность: • Насколько планируемый парк будет отвечать интересам пожилых, молодых и людей среднего возраста? • Можно ли будет использовать парк в ночное время так же интенсивно, как и в дневное? • Можно ли будет пользоваться парком в любое время года? - Насколько широк круг активных мерприятий, доступных горожанам? Безопасность: • Насколько безопасен ваш проект для молодых и пожилых посетителей? • Можно ли ожидать в таком парке каких-либо неприятных неожиданностей? Эстетика: • Считаете ли вы свой проект эстетичным? • Смогут ли люди разного возраста получать в вашем парке удовольствие? Эффективность затрат: • Все ли деньги израсходованы? • Насколько эффективно используются в парке энергетические ресурсы? Инновации: . Насколько ваш проект необычен? • Использовались ли в вашем проекте материалы в каком-то Далее приводится таблица стоимости материалов и оборудования, фактический расход и подводится итог: общая стоимость фактически израсходованных материалов и оборудования. Обратимся к другому проекту, который выполнялся в московской гимназии № 1512.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|