Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 17. Телекоммуникационные системы. Сеть Интернет




На этом занятии вы узнаете, как устроена сеть Интернет, о которой вы, безусловно, много слышали.

В настоящее время наработано очень много вариантов программ, поддерживающих телекоммуникацию по телефонным каналам. В целом их можно разбить на два крупных класса:

1. Программы связи, осуществляющие непосредственно пере­дачу данных с одной ЭВМ на другую и выполняющие дополни­тельные сервисные функции (хранение телефонного справочни­ка, автоматический набор номера и циклический дозвон, редак­тирование текстов, ввод/вывод данных с(на) магнитных носите­лей и т.п.).

2. Программы типа электронной доски объявлений (ЭДО), с помощью которых на ЭВМ организутся система хранения набо­ров данных и разграничения доступа к ним по телефонным ка­налам, позволяющая сразу многим владельцам ЭВМ, ставшим абонентами такой системы, пользоваться ее информацией и посы­лать в нее свои сообщения и наборы данных. По существу ЭДО — это специфическая информационно-поисковая система, снаб­женная средствами телекоммуникации. К этому же типу отно­сятся и программы, используемые крупными региональными и глобальными сетями телекоммуникации для обслуживания або­нентов. Иногда программа связи может выполнять и функции несложной ЭДО.

С помощью программы связи вы можете связаться либо в син­хронном режиме (т.е. в режиме получения информации вторым участником диалога сразу же после ее отправления первым) с ЭВМ, на которой в этот момент загружена своя программа свя­зи (не обязательно та же самая), либо в асинхронном режиме с ЭДО, поместив в ее наборы данных свою информацию или взяв из них нужную вам информацию. Некоторые ЭДО организованы достаточно сложно, чтобы как вариант допускать синхронный режим диалога нескольких абонентов, и уж во всяком случае, большинство из них допускает синхронный диалог с оператором ЭДО.

ЭДО может иметь собственные программные средства обеспе­чения связи или использовать внешнюю программу связи. В лю­бом случае она устроена так, что вы с помощью своей программы связи сможете войти в нее. Диалог с абонентом в каждой конкрет­ной ЭДО имеет свои особенности, но, как правило, при первич­ном входе в ЭДО вам предоставляется бесплатно некоторое вре­мя, чтобы ознакомиться с ее возможностями. Поскольку работа такой системы обходится ее хозяину довольно дорого, дальней-


шая работа абонента обычно требует предварительной оплаты, но есть и такие системы, которые предоставляют довольно серьез­ные услуги бесплатно. Однако следует учесть, что действительно интересные услуги (доступ к базам данных, копирование слож­ных программ) практически всегда платные.

Организация, обеспечивающая достаточно большой набор платных телекоммуникационных услуг своим абонентам, назы­вается телекоммуникационной сетью, или (такой термин при­жился в последнее время) провайдером (поставщиком услуг) Интернет. Как правило, сети обеспечивают своим абонентам воз­можность связи с абонентами других сетей. В этом случае уже говорят не об ЭДО, а о сеансе связи с сетью. Тем не менее, имеется много действующих ЭДО в собственном смысле слова, не претендующих на связь с глобальными сетями, но снабжаю­щих своих абонентов интересующей их информацией. Знание о наличии таких систем позволяет резко расширить возможности применения средств телекоммуникации в школе. Отечественная практика в этой области пока чрезвычайно пестрая, поэтому правильно будет предварительно договориться с «хозяином» ЭДО о способах ее использования.

Редко применяются в отечественной практике школьного об­разования технически более сложные варианты телекоммуника­ционных систем: непосредственная передача сигналов через спут­ник либо передача информации по выделенным телефонным ка­налам или по специальным каналам цифровой связи. Тем не ме­нее, нужно представлять себе, что такие системы возможны, хотя пока и слишком дороги для обычной школы.

Сеть Интернет

Развитие систем связи в экономически развитых странах мира привело к появлению уникальной сети Интернет. В России выбор провайдеров Интернет достаточно широк и позволяет найти для себя возможность работы, которая в наибольшей степени соот­ветствует запросам и возможностям каждого конкретного абонента.

Интернет — это глобальная сеть, объединяющая пользовате­лей из различных организаций, государственных учреждений и частных фирм, а также частных пользователей. Сети, входящие в Интернет, базируются на едином для всех них наборе сетевых протоколов (TCP/IP).

Прообразом Интернет была экспериментальная сеть Мини­стерства обороны США. Сейчас сеть Интернет распространена по всему миру, и ее пользователями уже стали более 40 милли­онов человек.

Работа в сети Интернет обычно осуществляется либо в диало­говом, либо в автономном режиме. При работе в автономном ре­жиме «перекачка информации» из сети проводится автоматичес­ки специальными программами без вмешательства абонента, ко-


торый заранее описывает, какие операции ему требуется осуще­ствить. Такой режим дает возможность очень экономно использо­вать время нахождения в сети, если телефонное соединение не является постоянным. Диалоговый режим требует постоянного уча­стия абонента в управлении поиском информации в сети. В этом режиме время нахождения в сети на несколько порядков больше, чем в автономном.

Экономичность автономного режима работы приводит к тому, что на новом витке спирали развития КТК намечается возврат к основным принципам этого режима уже после того, как диалого­вый режим получил очень мощное и впечатляющее развитие за счет применения идей гипертекста.

Приведем описание понятия «активный канал» из руководства к программе просмотра Web — Internet Explorer.

«Активные каналы — это серверы Web, специально разрабо­танные с учетом одной из самых современных программ просмот­ра Web — Internet Explorer (IE). Эти серверы используют новые особенности программы Internet Explorer, чтобы дать вам более широкие и быстрые возможности доступа к Web. Активные кана­лы разработаны таким образом, что вы сможете их просматривать даже в автономном режиме. Например, можно настроить избран­ные вами активные каналы таким образом, что их загрузка на вашу ПЭВМ будет идти ночью, а днем вы сможете их просматри­вать без подключения к Интернет». Аналогичный подход еще ра­нее приняла компания «Пойнткаст». Страницы активных каналов построены в формате гипертекста, и для абонента Интернет, име­ющего современную мощную ПЭВМ, практически нет разницы, в плане интерфейса с WWW, где расположены интересующие его страницы — на его собственной машине или на другом конце Земли — он почувствует это лишь по тому, что произойдет незна­чительная (10—30 с) задержка при загрузке страницы. Если для его потребностей недостаточно автономного режима работы, IE сразу же включит программу подключения к ресурсам сети.

В настоящее время наиболее используемыми службами авто­номного режима обычно являются электронная почта и телекон­ференции. В диалоговом режиме главное средство поиска инфор­мации в сети Интернет — всемирная паутина (WWW, World Wide Web), некоторое применение пока еще находит fTP (File Transfer Protocol), но фактически он включен в WWW в качестве подсис­темы и потерял самостоятельное значение.

Разнообразие программ поиска информации в сетях, существо­вавшее еще несколько лет назад, также исчезает, и сейчас они поглощены интерфейсом WWW, стали его унифицированной со­ставной частью. В Интернет выделились некоторые узлы, одной из основных функций которых стал поиск информации по запросам.

За последние несколько лет произошли кардинальные измене­ния в подходе программистов к применению КТК. Если прежде


для КТК писали специальные программы с особыми пользова­тельскими свойствами и функциями (что означало, в свою оче­редь, наличие у них особых дидактических свойств и функций, отличных от свойств и функций обычных автономных программ)^ то в последние несколько лет совершен значительный прорыв, прежде всего усилиями формы Майкрософт, позволивший есте­ственным способом включить КТК в свойства и функции боль­шинства широко распространенных прикладных программ (Май­крософт офис)1. Такая ситуация означает, что, с одной стороны, свойства и функции КТК теряют свое особое положение, слива­ются со свойствами и функциями других средств новых информа­ционных технологий, с другой же стороны, свойства и функции собственно КТК становятся гораздо более мощными, сфера их применения, в частности в педагогике, резко расширяется. Если прежде реальная трудоемкость изучения программных средств и доступа к ним ограничивала дидактические свойства и функции КТК, сводила их практически только к разным видам обмена по­чтой (личной, конференционной, дистанционными курсами обу­чения), то теперь лишь от уровня обеспеченности школы совре­менными средствами КТК зависит, превратится какой-то конк­ретный проект, проводимый в школе с применением средств но­вых информационных технологий, в сетевой или нет. Возникает такое мощное направление учебной деятельности с применением КТК, как сетевые публикации. Практически любой результат, по­лученный учащимися в ходе учебного проекта или просто на уро­ке, в считанные минуты может быть опубликован в сети Интер­нет. В результате отпадает потребность в довольно трудоемких про­цессах установления контактов с партнерами, поиска элктрон-ной конференции, соответствующей теме учебной деятельности. Фактически любая учебная деятельность с применением средств новых информационных технологий теперь может не просто счи­таться, но и реально быть сетевой. Эта новая ситуация (значитель­но упрощающая работу педагога, но тем не менее усложняющая задачу педагога-исследователя) заставляет еще более тщательно проводить анализ дидактических свойств и функций КТК, чтобы избежать смешения свойств и функций КТК со свойствами и фун­кциями средств новых информационных технологий в целом. Эти свойства и функции будут проанализированы в гл. 2.

1 Часто провайдеры Интернет рекламируют такие новые возможности КТК, для краткости используя только одно понятие «IP-подключение». Это понятие (см. приложение 1) означает, строго говоря, только применяемый протокол обмена информацией и сам по себе никак не характеризует используемых программных средств отображения информации на ПЭВМ абонента, поэтому понятие IP-подключения, конечно, совершенно ничего не говорит исследователю о свойствах и функциях (в том числе и дидактических) применяемых средств КТК. Реальные свойства и функции определяются задействованными программами поиска и отображения сетевой информации.


Вопросы к семинару:

1. На уроке вам задают вопрос: «Все слышали о глобальной сети Интернет, а какие еще способы применения компьютерной телекоммуника­ции вы знаете?»

2. Что собой представляет Интернет?

Занятие 18. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития компьютерных телекоммуникаций

На этом занятии вы узнаете о новых возможностях, предос­тавляемых компьютерными телекоммуникациями в педагогике в настоящее время и в ближайшей перспективе.

Передаваемый по сети текст становится автономным объек­том, с которым может работать сам учащийся, внося изменения непосредственно в полученный материал. Таким образом, учеб­ный текст одновременно является рабочей тетрадью.

Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономи­ческих требований к распространяемым в сетях учебным материа­лам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы. Осо­бенно важно, что эти средства являются стандартными, входят в базовый пакет программ информатизации офиса, распространяе­мый фирмой «Майкрософт», так что, приобретая такой пакет, школа обеспечивает не только учебный процесс по предмету «Ос­новы информатики», но и потребности работы в сети Интернет.

Возникает новая, с точки зрения эргономики, ситуация: уча­щийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него ха­рактеристики изучаемого материала. Поэтому важно, чтобы обу­чающиеся с использованием КТК овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше, а не в 10—11-м классе, как предлагалось раньше. Современный ученик может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, делая его более личностным. Он имеет возможность самостоятельно пере­создавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логи­ку доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли.

Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о со­отношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дис­танционное обучение рассматривается как автономный вид обуче­ния, противопоставляемый традиционному. Информационная тех­нология на данном этапе предполагает унификацию способов ра-


боты с разнообразными программами. Программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладны­ми программами (офисными приложениями) в плане унификации интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение.

Мулътимедийность создает психологические моменты, способ­ствующие восприятию и запоминанию материала с включением подсознательных реакций учащегося: например, подведение ито­гов или выдача задания могут в каждой лекции дистанционного курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраива­ющей ученика на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания учителя.

Вместе с тем важно иметь в виду и некоторые ограничения для мультимедийных КТК, вытекающие из технической природы ис­пользуемых для передачи информации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с трудностями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимается человеком за считан­ные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут. Впрочем, технический прогресс в этой области идет такими быс­трыми темпами, что не следует считать эти ограничения непрео­долимыми в ближайшие пять лет.

Перспективы развития услуг Интернет

В ближайшей перспективе нас ждет совершенствование средств передачи информации, повышение скорости передачи, делаю­щее реальным применение мультимедийной Интернет в школе.

В плане применяемых программных средств наблюдается тен­денция к повышению «агрессивности» и адресности подачи ин­формации, переход от разрозненных информационных серверов к информационным каналам, сосредоточивающим в едином по­токе разнообразную и содержательно чрезвычайно богатую ин­формацию по широко определенным тематическим рубрикам, таким, как «спорт», «дом и развлечения», «образование». Такой подход в какой-то мере объясняется тем, что поисковые систе­мы, имеющиеся в Интернет, недостаточно эффективны, выдают много документов, не имеющих отношения к тому, что требуется абоненту. Поэтому происходит откат к старым, но надежным си­стемам иерархической классификации документов, имеющихся в громадных информационных залежах Интернет.

С точки зрения применяемых ПЭВМ, идет повышение слож­ности программ, работающих на ПЭВМ абонента, что допускает­ся современными мощными машинами. В результате многие фун-


кции «обогащения содержания» и мультимедийности переклады­ваются на машину абонента, что сокращает объемы передаваемой по сети информации и позволяет создавать очень богатые изобра­зительными элементами и структурно сложные мультимедийные информационные каналы.

В нашей стране развитие сети Интернет идет очень стреми­тельно и сдерживается в основном плохим качеством телефон­ных линий.

Что касается присутствующих в Интернет запасов программ­ного обеспечения, способного повлиять на эффективность пре­подавания школьных предметов, то здесь следует отметить, что многие достаточно сложные пакеты программ распространяют­ся условно бесплатно (FREE), их можно просто загрузить на свою ПЭВМ из сети, заплатив только провайдеру Интернет за время подключения к сети, необходимое для этой операции. Загрузка крупных пакетов программ иногда занимает несколько часов, однако плата провайдеру в этом случае, конечно, несравнимо меньше, чем реальная стоимость программ. Правовой режим shareware предполагает возможность загрузить программу и ис­пользовать ее в течение некоторого времени (как правило, не более 30 дней), после чего абонент должен либо заплатить срав­нительно небольшой регистрационный взнос и получить про­грамму в полную собственность, либо стереть ее со всех своих дисков. Наконец, в Интернет имеется большое количество так называемых демо-версии программ, представляющих собой про­граммы, в которых не реализованы некоторые важные функции, что делает их безынтересными для абонента, однако, с помо­щью демо-версии удается получить полное представление о воз­можностях программы. Демо-версии, как правило, разрешается свободно распространять и использовать, они рассматриваются как реклама продукции.

В настоящее время внимание пользователей привлек перспек­тивный проект Интернет-2. Назначение Интернет-2 состоит в том, чтобы облегчить и скоординировать разработку, развертывание, функционирование и передачу технологии улучшенных сетевых приложений и услуг, с целью упрочения лидерства США в науч­но-исследовательской области и высшем образовании и ускоре­ния доступности новых услуг и приложений в Интернет.

Общая цель:

создание нового поколения сетевых прикладных программ для поддержки передовых научных разработок и образования.

Конкретные цели:

• демонстрация новых прикладных программ, радикально рас­ширяющих возможности сотрудничества и проведения экспери­ментов для научных работников;


• демонстрация новых возможностей в предоставлении обра­зования и иных услуг за счет «виртуальной близости» в сети;

. развертывание коммуникационной инфраструктуры, способной удовлетворить требования научного и педагогического сообщества.

Стремительное развитие получает Интернет и в нашей стране. В сети на страницах информационной службы @-daily появилось такое сообщение: «21 мая 1999 года компания «МТУ-Интел» объя­вила о том, что приступает к созданию сети беспроводного досту­па в Интернет. Сеть будет действовать в прилегающей к столице лесопарковой зоне. На первом этапе возможность радиодоступа в Интернет планируется обеспечить жителям городов Мытищи, Лю­берцы, Красногорск и Химки. Создание сети радиодоступа позво­лит «МТУ-Интел» предоставлять услуги Интернет даже в тех рай­онах Московской области, где нет телефонной связи. При этом качество услуг будет столь же высоким, как и в Москве». Это со­общение красноречиво свидетельствует о большом потенциале роста количества абонентов Интернет.

@-daily сообщает: «На днях английская исследовательская фирма Datamonitor объявила о том, что доход от услуг по передаче дан­ных по сетям Интернет к 2002 году достигнет 19 млрд $ (по всему миру). При этом стоимость передачи данных снизится с 80 тыс. $ за терабайт в минувшем году до 10 тыс. $ в 2000 году, а еще через три года упадет ниже 300 $. По словам аналитика Datamonitor Филипа Кодлинга (Philip Codling), причиной этого, помимо по­явления новых технологий, является ежегодное увеличение все­мирного трафика сети Интернет на 1000 %».

Вот еще сообщение @-daily от 22.05.99:

«Вчера российское представительство Microsoft объявило о вы­пуске русской версии интернет-броузера Internet Explorer 5.0. Ло-кализованый IE 5.0 отличается от своего англоязычного предше­ственника рядом встроенных функций, адаптированных под российский рынок. В частности, на сегодняшний день два москов­ских интернет-провайдера («Гласнет» и «Ситилайн») обеспечива­ют работу такой функции IE, как мастер подключения к Интер­нет. Кроме того, в локализованную версию интернет-броузера интегрированы клиенты российских поисковых систем Rambler, Яndex и Aport! Как и предыдущие версии Internet Explorer, рус­ский IE 5.0 распространяется бесплатно».

Итак, мы видим, что Интернет стремительно развивается и в плане подключения новых абонентов, и в плане развития его со­держания, что способствует снижению цен на пользование услу­гами Интернет. Что же получают абоненты Интернет в результате предоставленных им услуг?

Вот еще одно сообщение @-daily от 22.05.99:

«В начале января петербургская компания «Петерлинк» объя­вила результаты социологического опроса, проведенного ею со­вместно с «Академией информационных технологий» в конце


минувшего года в северной столице. С помощью этого опроса «Пе-терлинк» и «Академия информационных технологий» намерева­лись выяснить отношения пользователей Интернет к сети и ее возможностям.

Из 282 опрошенных респондентов половину составили пользо­ватели в возрасте от 21 до 30 лет, 24,5 % — в возрасте 31—50 лет и 23,5 % — в возрасте до 20 лет. На старшую возрастную группу — от 50 лет — пришлось всего 2 % пользователей Интернет.

Согласно данным, полученным в результате опроса, лишь 35,6 % от общего числа респондентов с уверенностью отвечают, что мо­гут найти в сети всю необходимую им информацию. При этом наиболее интенсивно работают с Интернет люди в возрасте от 21 до 30 лет — 72,7 % из них делают это каждый день.

В юношеской группе ежедневно подключаются к сети 60 % пользователей, среди респондентов двух старших возрастных групп ежедневно выходят в сеть 52,9 %. В целом, среди участников опро­са в Интернет регулярно работает 66,4 % (мужчины — 68 %, жен­щины — 51 %), несколько раз в неделю — 26,6 %.

Проведенный опрос показал, что среди пользователей Интер­нет преобладают люди с высоким уровнем образования. Из всех респондентов 67,3 % составили люди с высшим образованием, 6,5 % — со средним специальным (техникум или колледж), 19,3 % — с полным средним образованием. Всего 6,9 % составили те, у кого только неполное среднее образование. Довольно высокий уровень образования диктует высокие требования к содержанию инфор­мации, доступной через Интернет. По результатам опроса, 60,4 % пользователей удовлетворены получаемой информацией не пол­ностью, а около 4 % опрошенных жалуются на то, что полезной им информации — просто мало».

Таким образом, основные проблемы удовлетворения потреб­ностей абонентов лежат в области совершенствования содержа­ния информации, предоставляемой услугами Интернет.

В ближайшей перспективе нас ждет развитие средств передачи информации, повышение скорости передачи, что делает реаль­ным применение мультимедийного Интернет в школе.

В последнее время получают распространение средства «вирту­альных миров» в Интернет, трехмерных объектов, являющихся усовершенствованной электронной моделью не книжной страни­цы (как Web-страницы), а комнаты, музейного зала, городской площади и т.п.

Модель виртуальных миров (ВМ) для дидактических целей можно рассматривать как дальнейшее улучшение модели компь­ютерного слайд-фильма, уже нашедшей в педагогике широкое при­менение, расширение ее визуальных возможностей и внедрение в нее ряда принципов, свойственных гипертексту, например:

. свобода перемещения по ВМ;

• необязательность сплошного просмотра ВМ.


Кроме того, ВМ обладает эффектом присутствия: можно вы­бирать угол обозрения объектов ВМ, перемешаться от одного объекта к другому.

Наибольшее распространение в Интернет получили такие сред­ства распространения культурной и образовательной информа­ции, как виртуальные музеи и клубы (кафе).

Виртуальный музей — это собрание Web-страниц, расположен­ных не обязательно на одном Web-сервере, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собра­ний. «Посетитель» такого музея может выбирать то, что его инте­ресует (напомним, что за пользование Интернет, как правило, идет повременная оплата). Фотографию заинтересовавшего его экспоната посетитель может сразу же сохранить на своем компь­ютере. В силу такой возможности выбора и сохранения этот спо­соб приобщения к культуре оказывается удобнее и дешевле при­обретения не только печатной продукции, но даже и компакт-дисков. Виртуальный музей бывает как плоским (напоминающим скорее свой каталог), так и трехмерным, позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами.

Виртуальное кафе — диалоговая страница, на которой клиенты могут обменяться мнениями по интересующим их проблемам куль­туры, или виртуальная комната, в которой идет живой обмен мне­ниями.

Вышеупомянутые направления не только должны слиться в обо­зримом будущем, но и стать неразрывными по существу как еди­ный метод применения СНИТ в педагогике — лишь в совокупно­сти они в состоянии привести к экономически эффективной и широкой по охвату модернизации образовательного процесса.

Итак, мы кратко рассмотрели основные услуги, предоставляе­мые сетью Интернет. Анализ этих услуг поможет нам уяснить их дидактические свойства, т.е. возможность пользования данными услугами с образовательной, точнее с дидактической, целью.

Эти основные направления распространения программ в Ин­тернет, по-видимому, будут интенсивно развиваться в будущем, поэтому будущему педагогу нужно сформировать свое отношение к таким продуктам. Отметим, что бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Конечно, условно бесплатное рас­пространение программ в Интернет приносит фирмам миллион­ные доходы за счет других источников прибыли, росту которых способствуют эти программы. Но не нужно «запирать на ключ» свою ПЭВМ от Интернет по этой причине. Современный бизнес устроен так, что он приносит выгоду и покупателю, и продавцу.

Вопросы к семинару:

1. Вы хотите выполнить телекоммуникационный проект с американ­ским учителем, а ответственный за кабинет информатики в вашей школе


не увлекается КТК, преподает их только в рамках программы, «от сих до сих». Как помочь ему разобраться с вопросом: дают ли КТК в классе новые возможности или повышают эффективность старых методов преподавания? (При обсуждении в группе обязательно предложите одному из самых способных студентов роль учителя-ретрограда: какие опасности он сможет усмотреть в «блестящем проекте»? Не забудьте, что правильно поставить проблему — это наполовину решить ее, а не увидеть про­блемы — значит получить псевдорешение.)

2. В школе имеется компьютерный класс с современными компью­терами. Представитель фирмы предлагает вам купить модем стоимостью 80 $. Какие аргументы вы используете в разговоре с директором школы, чтобы обосновать такие затраты? (При обсуждении в группе пусть два студента рекламируют: один — дешевый низкоскоростной модем, а второй — современный. Кто-то должен играть роль директора — энту­зиаста и осторожного консерватора.)

3. Какие способы получения с помошью Интернет услоено-бесплатных программ для своего класса вы можете предложить?

4. Каковы перспективы развития Интернет и как эти перспективы могут повлиять на характер образовательного процесса в школе?

Занятие 19. Образовательные услуги сети Интернет

На этом занятии вы узнаете:

что такое услуга в применении к сети Интернет;

какие услуги может получить абонент, подключенный к Ин­тернет;

какую пользу могут извлечь из этих услуг школьные учителя.

В результате современного этапа развития Интернет у нас воз­никла как бы единая страна, объединенная компьютерными те­лекоммуникациями (КТК), весь мир без границ (конечно, не в смысле географической близости, а в смысле близости понятий­ной, содержательной, культурной). В этом смысле «континентом» может быть вся область гуманитарных наук и, говоря шире, гума­нитарных интеракций, взаимодействий, гуманитарных проектов, не обязательно несущих чисто научный смысл. Федеративной рес­публикой можно считать, например, область истории, информа­ции о текущих событиях и политологии. Есть и агрессивные воен­ные союзы, противостоящие всему гуманитарному континенту; WWW-страницы с пропагандой насилия, наркотиков, порнопро­дукции. Разумеется, обмениваться письмами в режиме живого ди­алога, который обеспечивает современный Интернет, — это по­чти то же самое, что приехать в чужую страну без визы, без офор­мления паспорта, без полицейского или работника таможни, без билета на самолет, а главное — гораздо быстрее. Сев вечером за свой компьютер, можно оказаться в той стране, к которой «потя-


нуло» именно сегодня. Можно узнать массу новых фактов, задать вопросы и быстро получить ответы на них. Можно спрашивать почти о чем угодно, даже о том, о чем еще несколько часов назад и не мыслилось. Все это дает как бы новое гуманитарное измере­ние самой жизни человека, имеющего возможность погружаться в пучину Интернет. Именно расширение культурного, гуманитар­ного кругозора человека в соединении с Интернет происходит наиболее стремительно. Неимоверно ускоряется и повышается ка­чество освоения иностранного языка. Ведь все получаемые тексты аутентичны, порождены носителями современного живого языка. Можно даже принять участие в создании неологизмов, которые буквально сотнями ежегодно порождает сам Интернет с его по­требностью в сжатом и точном отображении мысли, эмоции, от­тенка смысла. (Интересная деталь: во время одной из ученических конференций по гуманитарной проблеме национальных взаимоотно­шений, в которой участвовали молодые люди различных национально­стей из Москвы и с Гавайских островов, москвичи не поняли один из английских неологизмов, и даже куратор конференции с Гавайской стороны не смог точно описать смысл этого слова!)

Однако снятие вышеупомянутых барьеров не означает устра­нения некоторых иных особенностей, скажем, языкового, техно­логического, культурного барьеров. Как раз именно они оказыва­ются весьма важными в этой ситуации. Когда времени на раз­мышление очень мало, когда техническая ситуация позволяет об­щаться очень оперативно, как раз эти барьеры могут оказаться наиболее значимыми при решении проблем гуманитарного ха­рактера. С точки зрения психологии общения, очевидно, что имен­но интенсивное общение предъявляет повышенные требования к владению культурой межнационального и межсоциального обще­ния, к пониманию партнерами соответствующих культурных, тех­нических и социальных реалий контрагента.

Итак, несомненно, Интернет несет в себе громадный потен­циал образовательных услуг, но чтобы перейти к их анализу, преж­де всего нужно пояснить, что мы понимаем под термином образо­вательные услуги. Образование — это не только обучение при не­обходимом участии учителя. Образовательные услуги включают в себя информирование как учащихся, так и преподавателей по широкому кругу тем, связанных с их учебной и преподавательс­кой деятельностью. Например, реклама через Интернет новых методических пособий, выпущенных в традиционном печатном виде, — это тоже образовательная услуга. Весьма большое количе­ство услуг Интернет может применяться для управления систе­мой образования, а не только для нужд собственно учебно-вос­питательного процесса. Это могут быть услуги по рекламе и рас­сылке инструктивных и методических материалов, предоставле­ние доступа к юридическим и иным базам данных по проблемам образования и т.п.


Услуга— это комплекс средств,продуктов и деятельности,удов­летворяющих некоторую потребность пользователя, в данном случаеабонента сети Интернет. Образовательные услуги призваны удов­летворять потребности пользователя в различных сферах и аспектах образования, образовательной деятельности. В дальнейшем мы бу­дем употреблять обобщающее понятие — свойство, охватывающее и средства, и продукты, и различные виды деятельности. Конкрет­ная услуга нередко включает в себя сразу несколько свойств такого сложного по составу и функционированию средства, каким явля­ется сеть Интернет. Эти свойства вероятно найдут широкое распро­странение в образовании. В этом смысле мы можем говорить о ди­дактических свойствах сети Интернет. Например, такая рассмот­ренная в занятии 14 услуга, как электронная почта, включает в себя следующие свойства сети Интернет, которые будут весьма полезными в любой системе образования:

• способность передавать информацию различных типов (текст, изображение, звук) на значительные расстояния;

• способность хранить и структурировать переданную инфор­мацию на компьютере провайдера данной услуги;

- способность хранить и структурировать переданную инфор­мацию на компьютерах отправителя и получателя электронных писем;

• способность компьютера провайдера данной услуги отслежи­вать «судьбу» электронных писем (выявлять и сообщать о задерж­ке доставки письма, о неверной адресации и т.п.);

• способность программного обеспечения компьютера отправи­теля и получателя электронных писем разобраться в структуре хра­нения полученных писем, удалять или архивировать письма, поте­рявшие актуальность, вести базу данных адресов корреспондентов и т.п.;

• совместимость аппаратного и программного обеспечения ком­пьютеров провайдера данной услуги и компьютера его абонента; и т.п. Этот список можно еще значительно расширить.

Предоставление услуги в сети Интернет осуществляется также достаточно сложным способом. Часть услуги ложится на фирму-провайдера (поставщика) доступа к Интернет. Другая часть услу­ги выполняется многими фирмами и учреждениями, подклю­ченными к Интернет. Поскольку Интернет не имеет единого хозя­ина — фирмы, которая отвечала бы за его работу, состав его услуг оказывается довольно сложным, но мы в данной книге попыта­емся дать достаточно полное представление об (условно говоря) услугах Интернет для целей образования.

Нельзя забывать, что все наиболее интересные услуги Интер­нет не будут доступны без некоторого набора базовых услуг, ко­торые обычно берет на себя провайдер. Учителю важно иметь до­статочно полное, но в то же время доступное его стилю мышле­ния представление обо всем этом комплексе услуг.


Таким образом, понятия «дидактическое свойство» и «образо­вательная услуга» не совпадают, но тесно связаны между собой. Говоря точнее, образовательные услуги основаны на свойствах и используют для своей реализации некоторый их набор. На данном уроке мы проанализируем те услуги, которые Интернет может предоставить для школьного образования, и на основе этого ана­лиза определим дидактические свойства Интернет. Основные ус­луги Интернет можно разбить на три большие группы:

вещательные;

интерактивные;

поисковые.

Итак, обратимся к анализу услуг глобальной сети Интернет.

Услуги Интернет

Вещательные услуги

Этот класс услуг получил чрезвычайно бурное развитие в пос­ледние годы. Если десять лет назад Интернет использовался преж­де всего для интерактивной связи между отдельными людьми и группами абонентов, то в настоящее время успехи развития ги­пермедийной основы Интернет привели к тому, что он стал объек­том интереса мощных фирм в плане продвижения на рынок своих продуктов.

Естественно, эта чисто рекламная информация является не только бесплатной, но даже зачастую предоставляется потребите­лю-абоненту в качестве бесплатного приложения к другой, также бесплатной, но вполне реальной услуги. В этом случае основу об­щения с потребителем составляет одностороннее вещание типа электронного каталога, а интерактивность сводится к наличию формы заказа, которую абонент может заполнить и оплатить, не покидая Интернет. Именно эти электронные покупки и составля­ют основу окупаемости этого типа услу

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...