Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О комментарии к «Портфелю»




Комментарий, описывающий каждый из представленных на Презентацию «Портфелей» материал, должен быть вдумчивым, отражающим ваши собственные мысли в отношении всей сово­купности представленных в «Портфеле» работ (классных и до-


машних, контрольных работ, тестов и пр.). Он должен представ­лять полную картину вашего математического образования по конкретной теме или разделу математики. Попытайтесь быть са­мокритичным и объективным, давая характеристику своим ус­пехам по тому или иному материалу. Попробуйте порассуждать, почему вы отобрали ту или иную работу, какое значение она имеет для характеристики полной картины вашего математичес­кого образования на данном этапе. Используйте математическую терминологию.

Далее могут следовать еще более конкретные советы по офор­млению каждого из рекомендованных разделов. Самое сложное в создании «Портфеля» — отбор наиболее репрезентативных работ, а также написание достаточно вдумчивого комментария к ним, который можно представить в виде отдельного письма читателю или вступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей. В этом письме (или параграфе) следует описать каждый отобранный материал. Попробуйте воспользоваться приведенны­ми ниже вопросами.

. Какую работу вы провели для отбора материала в «Портфель»?

• Что получилось, что вызвало трудности?

• Есть ли что-то, что вы не сумели включить в свой «Порт­фель»?

• Есть ли у вас образец, по которому вы действовали?

• Как вы организовали информацию?

• Можете ли вы переформулировать задачу/проблему более про­стыми словами?

. Какие слова при этом оказались наиболее значимыми? По­чему?

- Насколько такая переформулировка оказалась рациональной?
. Какие вопросы эта задача затронула?

• Можете ли вы сформулировать задачу/проблему, близкую к
этой?

. Что для вас было наиболее трудным при решении этой зада­чи/проблемы?

. Что нового вы узнали, решая эту задачу/проблему?

• Можете ли вы представить себе жизненную ситуацию, в ко­
торой данная задача/проблема могла бы быть использована?

• Единственный ли это возможный ответ?
. Как вы относитесь к групповой работе?

- Что вам нравится/не нравится при работе в парах?

. Была ли работа над «Портфелем» полезна для вашего про­движения в области математического знания?

Можно предложить некоторую серию вопросов и для родите­лей/рецензентов.

. Каково было Ваше первое впечатление от «Портфеля»?

• Что Вас удивило в комментарии ученика?
. Что вызвало в Вас чувство гордости?


. Что Вы можете сделать, чтобы помочь Вашему ученику в даль­нейшем?

• Насколько аккуратно и логично организован материал «Пор­
тфеля»?

• Насколько самостоятельно ученик создавал свой «Портфель»?
. Как часто он консультировался с Вами?

• Какие дополнительные материалы, технологии он использо­
вал при оформлении «Портфеля»?

При оценке «Портфеля* родители или рецензент должны вос­пользоваться рубриками, приведенными выше, в качестве обяза­тельных. Соответственно можно указать несколько вариантов оце­нок: полностью соответствует (!); не полностью соответствует (—); неприемлемо (х); отсутствует (0); приемлемо (+).

Как уже было сказано, подходы к созданию «Портфеля» могут быть разными в зависимости от учебного предмета, сроков его со­здания, возраста учащихся и пр. Важно, что ребята учатся анализи­ровать собственную работу, собственные успехи; объективно оце­нивать свои возможности и видеть способы преодоления трудно­стей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятель­ность становится еще более осознанной. Более осознанной стано­вится и ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие принимают родители и независи­мые эксперты. Таким образом создается целостная картина объек­тивного продвижения ученика в той или иной области. Как уже говорилось, подобный «Портфель» не обязательно создавать толь­ко по учебным предметам. Это может быть «Портфель» нравствен­ных ценностей, например, содержание которого отражает поступ­ки школьников на протяжении определенного отрезка времени (иногда достаточно длительного). Таким образом можно отслежи­вать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. Однако такой «Портфель» должен создаваться непременно под пристальным наблюдением психолога и не всегда становиться достоянием презентации. В этих случаях более уместны индивиду­альные беседы с психологом, иногда с родителями.

Важно иметь в виду еще один момент. Нельзя предлагать уча­щимся делать подобные «Портфели» сразу по нескольким пред­метам. Так же, как и в случае проекта, ученик может едино­временно работать над одним «Портфелем». Ведь цель такой рабо­ты — сформировать у ученика навыки самооценки, так же, как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятель­ности. Поэтому так же, как и при работе над проектом, необхо­димо иметь в учебной части школы график создания таких «Пор­тфелей» учениками разных классов по разным темам, учебным Предметам.


Вопросы к семинару:

1. Как вы считаете, действительно ли настолько важно научить детей самооценке? Почему?

2. Что понимается под «Портфелем ученика»?

3. Какова технология создания «Портфеля ученика»?

4. Каковы принципы использования данной технологии?

5. Что вам представляется интересным в приведенном здесь примере «Портфеля ученика» по математике?

Творческое задание

Попробуйте составить структуру и задания для учащихся по созданию «Портфеля» по вашему предмету (можно на четверть, год). Обсудите в группе представленные проекты «Портфелей» и составьте один «Пор­тфель», который удовлетворял бы всех. Что нового вы считаете необ­ходимым внести в эту идею применительно к нашей школе?

Занятие 13. Цикловое планирование занятий

Итак, вы познакомились с технологией обучения в сотруд­ничестве и с методом проектов. Как уже говорилось выше, это технологии XXI века не только потому, что они в большей мере, чем другие технологии, отражают гуманистическую сущность педагогики, но и потому, что значительно лучше готовят детей к жизни в постиндустриальном обществе. Это не только «обуча­ющие», но и «воспитывающие» технологии, способствующие формированию самостоятельности мышления, принятия реше­ний, ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей. Роль учителя при этом существенно меняется. Из авторитарного ментора, знающего все и вся, старающегося скорее «уличить» в незнании, чем научить, учитель превращается в руководителя познавательной деятельности учащихся, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с учеником добиться нужного результата. Это не так просто. Особенно труд­но планировать занятия в рамках использования данных техно­логий. Ведь очень важно точно определить их место в учебном процессе. Мы уже говорили, что обсуждаемые нами техноло­гии — это элемент системы обучения, а не сама система. Поэто­му необходимо «видеть» развитие всей системы обучения по теме, разделу, вопросу программы с использованием данных техно­логий. На этом занятии вам предлагается познакомиться с сис­темой планирования, которая называется цикловым планиро­ванием. Овладение этой системой поможет вам управлять учеб­но-воспитательным процессом по любому предмету с исполь­зованием любых педагогических технологий, в том числе и тех, о которых мы говорим в нашей книге.


На этом занятии вы:

. познакомитесь с идеологией циклового планирования;

получите возможность проанализировать пример циклового пла­нирования по курсу иностранного языка;

. сможете самостоятельно составить цикловой план по разделу, теме или вопросу программы с использованием новых педагоги­ческих технологий по одному из предметов школьной программы по своему выбору.

Профессия учителя, педагога — творческая профессия. Спра­ведливо считается, что она находится на стыке науки и искусства. От педагога требуется совершенное владение не только предме­том, который он преподает (что естественно отнести к опреде­ленной научной области знания), но и педагогикой, современ­ной дидактикой, педагогической психологией, методикой пре­подавания своего предмета. Учитель должен в определенной сте­пени обладать артистизмом, искусством актерского мастерства. Если у него плохая дикция, если он монотонен при изложении мате­риала, если он скучен и сер, значит он не профессионал в под­линном понимании учительской профессии. Учитель — это лич­ность. Он воздействует на своих учеников, прежде всего, автори­тетом, яркостью собственной индивидуальности. Все это так. Но выше мы уже говорили, что ни одна профессия не обходится без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой явля­ются различные технологии. Он должен уметь настолько мастерс­ки ими владеть, чтобы, как и у представителя любой творческой профессии, они стали незаметными, органичными компонента­ми его творчества. Но чтобы это случилось, необходима скрупу­лезная каждодневная работа. И основным продуктом этой дея­тельности становится урок, занятие. Разумеется, деятельность учи­теля не заканчивается и не ограничивается рамками урока и даже шире — любого занятия. Но урок — важнейший компонент его профессиональной деятельности, где, собственно, и совершается великое таинство творчества. И здесь также важна скрупулезная отработка, видение всего процесса познания по изучаемой теме, а не только конкретного ближайшего урока. Как и все в мире, учебный процесс можно рассматривать в качестве определенной системы, в которой урок является одним из ее составных частей. Логика познания, психология познавательной деятельности, при­нятая концепция учебного процесса диктуют отбор не только и не столько содержания (чаще содержание обусловлено требова­ниями программы обучения, образовательным стандартом), но и методов, организационных форм, средств обучения. Чтобы эта логика могла быть выдержана, чтобы отобранные методы и сред­ства обучения были адекватны, с одной стороны, психологии познавательной и предметно-преобразующей деятельности, а с Другой, особенностям выбранной концепции обучения, необхо-


дима разработка стратегии обучения теме или вопросу програм­мы, т.е. тому «кирпичику» содержания обучения, который может быть положен в «строительство» всего здания. В этом случае быва­ет весьма полезно разработать цепочку видов уроков, совокуп­ность и развитие которых полностью бы охватывало изучение той или иной темы, вопроса программы и раскрывало последователь­ность развития логики усвоения и применения полученных зна­ний. Такое планирование, предусматривающее не конкретное со­держание, но только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя, и называется в дидак­тике цикловым планированием (где под циклом понимается цик­лично повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу про­граммы логика познавательной деятельности учащихся и обучаю­щей деятельности учителя). Каким образом разрабатывается такой план? Прежде всего, важно определить цели, задачи урока (№ 1, 2, 3 и так далее по теме или вопросу программы). Затем следует продумать последовательность задач отдельных этапов урока в со­ответствии с принятой логикой познания и особенностями кон­цепции обучения. Далее надо наметить содержание деятельности учителя и учащихся (по этапам, по задачам на каждом уроке), время или продолжительность этой деятельности на уроке и, на­конец, средства обучения для выполнения каждого из намечен­ных видов деятельности (возможные варианты). При таком пла­нировании значительно легче оказывается предусмотреть исполь­зование новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процесса, заранее продумать общую стратегию и все необходимое для ее осуществления.

Приведем некоторые примеры циклового планирования на материале английского языка. Цель предлагаемых рекомендаций — показать:

. место и дидактическую функцию той или иной педагогичес­кой технологии, различных видов средств обучения, включая но­вые информационные технологии непосредственно в учебно-вос­питательном процессе;

• технологию разработки циклового планирования уроков;

. технологию отбора средств обучения на конкретный урок для решения конкретных методических задач;

• методику комплексного использования средств обучения в
учебно-воспитательном процессе.

Все указанные выше цели могут быть достигнуты разными пу­тями в зависимости от используемой методической концепции обучения. Известно, что учебно-воспитательный процесс являет­ся открытой системой, включающей в себя в качестве компонен­тов цели, содержание, методы, организационные формы и сред­ства обучения, а также деятельность учителя и ученика. Но функ­ционировать такая система может по-разному в зависимости от концепции обучения, объединяющей ее и служащей общим ориен-


тиром для установления системообразующих связей между ком­понентами. Поэтому уместно прежде всего определиться с осно­вополагающими принципами такой концепции. При обучении ино­странному языку это будут следующие принципы:

• активизация деятельности каждого ученика группы. Это оз­начает с учетом специфики предмета «иностранный язык», что каждый ученик должен быть вовлечен в активный учебно-позна­вательный процесс на всех уровнях усвоения нового языкового материала, овладения различными видами речевой деятельности;

• в основе обучения всем видам речевой деятельности лежит устная практика. Это означает, что на уроке основное время следу­ет уделять именно устной практике при формировании фонетичес­ких, грамматических, лексических навыков, при овладении не толь­ко говорением, но и другими видами речевой деятельности (на основе и в связи с увиденным, услышанным, прочитанным);

• опора на сознательное усвоение языкового материала. Это означает, что правило, формирование ориентировочной основы действий (ООД) должны предшествовать этапу формирования на­выка;

• использование изучаемого языка на этапе творческого его применения в качестве средства общения, что предусматривает создание не только искусственной языковой среды, но и есте­ственной, формирующей подлинную потребность в использова­нии изученного материала для естественного общения с носите­лями языка;

• сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик—ученик на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения в различных видах речевой деятельности;

• опоры на родной язык учащихся там, где это возможно и методически оправдано;

. широкое использование культуроведческого материала в ка­честве культурного фона изучаемого языка, формирование не толь­ко коммуникативной, лингвистической, но и страноведческой компетенции в пределах, обусловленных стандартом и содержа­нием обучения.

Из приведенных выше принципов ясно, что наши концептуаль­ные взгляды лежат в плоскости сознательно-коммуникативного на­правления в методике, гуманистического по своей сути. Сообразу­ясь, таким образом, с общими концептуальными подходами к обу­чению иностранному языку, обозначим, что собственно мы пони­маем под новыми педагогическими технологиями, которые могут быть органично интегрированы в принятую нами концептуальную систему. Если иметь в виду приведенные выше принципы, то это Должны быть технологии, которые бы обеспечивали:

• необходимый и достаточный объем устной практики для каж­
дого
ученика на уроке при эффективной обратной связи, контроле и
регулировании на всех уровнях формирования навыков и умений;


• условия для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства общения;

• сознательность формируемых знаний, умений и навыков;

• возможности для ознакомления с культурой другого народа, язык которого мы изучаем, условиями функционирования изуча­емого языкового и речевого материала в культуре другого народа.

Речь идет о следующих технологиях:

1. Организация учебного процесса в языковой лаборатории, где создаются необходимые условия для одновременной устной прак­тики всех учащихся группы индивидуально или в парах.

2. Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) для решения конкретных методических задач, что позволяет не только увеличить время устной практики каждого ученика группы, но и обеспечить эффективное сотрудничество и взаимопомощь между учащимися.

3. Метод проектов, который дает возможность создать необхо­димые условия для формирования потребности в использовании изучаемого иностранного языка как средства общения с носите­лями языка, если при этом применяются и новые информацион­ные технологии — речь идет о международных телекоммуникаци­онных проектах, в которых необходимы не только телекоммуни­кационные, но и другие компьютерные технологии.

4. Интенсивный метод обучения (или, скорее, его элементы) при организации ролевых игр.

Разумеется, этим не исчерпываются все педагогические техно­логии, предполагаемые к использованию в учебно-воспитатель­ном процессе. Речь идет лишь о некоторых новых технологиях.

Итак, посмотрим, каким образом эти и другие педагогичес­кие технологии могут быть интегрированы в традиционную сис­тему обучения (классно-урочную) и каким образом происходит при этом отбор средств обучения для урока. Обратимся к извест­ным в психологии и дидактике уровням усвоения нового мате­риала: ознакомление с новым материалом; применение матери­ала по образцу; применение нового материала по аналогии, с отходом от образца; творческое применение языкового материа­ла. Будем также иметь в виду, что при обучении иностранному языку нам приходится формировать определенные языковые на­выки (фонетические, лексические, грамматические), а также умения речевой деятельности в области говорения, аудирова­ния, чтения и письма. Требования к уровню владения всеми ви­дами навыков и речевых умений приведены в Государственном образовательном стандарте. Итак, обратимся к учебно-воспита­тельному процессу, имея в виду уровни усвоения языкового ма­териала,

В табл. 3, 4, 5, 6 и 7, приведенных ниже, приняты следующие условные обозначения:

• ТПО — тетрадь с печатной основой (рабочая тетрадь);

• ЯЛ — языковая лаборатория.



 



 



 



 



 


Таким же образом составляются планы остальных уроков по теме устной речи и чтения (обычно это 6—8 уроков) в полном соответ­ствии с логикой усвоения и применения языкового материала. Уже в самом начале работы над новой темой полезно предусмотреть работу над проектом, которая будет вестись на протяжении всей темы, постепенно разворачиваясь и наполняясь содержанием. Пе­ред введением новой лексики можно предложить ребятам (в малых группах) идеи для общего проекта. Например, по теме «Путеше­ствия» следует, в соответствии с этапом обучения, выделить одну, две и более подтем (путешествие по железной дороге, по морю, авиапутешествие, автомобильное путешествие и тд.). Соответственно можно поручить отдельным группам проекты, связанные с этими видами путешествий. В каждой группе придется рассматривать си­туации: планирование маршрута путешествия; заказ билетов, гос­тиницы; сбор багажа; отправление и т.д. Как мы уже знаем, это делается различными способами (внутри одной группы или по типу «пилы»). Но на каждом уроке формирование тех или иных речевых умений (говорения, аудирования, чтения, письма) можно связы­вать с соответствующими ситуациями, постепенно подводящими ребят к обобщающему проекту, когда им придется перед всем клас­сом рассказать и проиллюстрировать свое «путешествие». Ограни­чения по теме могут быть обусловлены этапом обучения, уровнем языковой подготовки. (Например, одно путешествие на всех, но в каждой группе свой маршрут, свои проблемы.)

Принцип циклового планирования одинаков для разных пред­метов. Поэтому важно понять логику такого планирования и тогда появится возможность более качественного управления учебным процессом, видения всей перспективы работы над темой, разде­лом, вопросом программы и соответственно оперативной кор­ректировки отдельных моментов планирования уроков.

Вопросы к семинару:

1. Как вы считаете, способствует пи цикловое планирование совер­шенствованию управления учебно-воспитательным процессом?

2. Можно ли считать цикловое планирование инструментом научной организации труда учителя?

3. Как цикловое планирование соотносится с поурочным и темати­ческим планированиями?

Творческое задание

1. Выберите тему или вопрос программы по своему предмету. Попробуйте составить логику учебного процесса по основным уровням усвоения материала, определяя при этом место традиционных и новых педагогических технологий, средств обучения. Вы можете выполнить это задание самостоятельно или обсудить в группе с коллегами общее задание.


2. Попробуйте на основании разработанной ранее логики учебного процесса по вопросу, теме программы составить планы циклов уроков по той же теме или вопросу программы. Обсудите циклоплан с коллегами.

3. Поделитесь с преподавателем своим мнением о цикловом пла­нировании: целесообразности его составления, возможности с его помо­щью управлять учебно-воспитательным процессом.

4. Теперь попытайтесь вписать свой проект в какую-то тему, раздел программы. С этой целью попробуйте составить цикловой план этой темы, органично включив в него работу над проектом поэтапно, бели вы выберете проект для внеурочной работы, тогда просто определите его структуру также поэтапно, предусмотрев сроки выполнения каждого этапа, задачи и результаты.


Часть II

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ч. I мы вели разговор о дидактической системе, включающей в себя педагогические технологии, которые принято относить к личностно-ориентированному подходу. Эти технологии можно ис­пользовать в условиях обычного класса в городской и сельской школе, в общеобразовательной школе, гимназии, лицее. Они дают возможность реализовать современные тенденции в образователь­ных системах многих стран мира. Это — мировые тенденции в образовании. Вместе с тем, до сих пор мы ограничивались техно­логиями, которые используются на конкретном уроке, в конк­ретной школе, т.е. в очной системе обучения. Надо сказать, что стремление к интеграции в области образования, как одна из наи­более ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость вы­хода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда та­кой интерес во всех странах мира к новым информационным тех­нологиям и, в частности, к компьютерным телекоммуникациям, которые открывают окно в это мировое пространство. В настоящее время все большее значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся, учи­телей не только в рамках одной школы, района, но и других реги­онов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не покидая родного дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообра­зования, расширения кругозора, повышения квалификации. По­является возможность организации совместных проектов учащих­ся разных стран мира, обмена опытом учителями, студентами, учеными. Любая система образования — это открытая и достаточ­но устойчивая система. Поэтому такие ее компоненты, как цели и содержание обучения, должны оставаться неизменными при лю­бой форме образования в пределах одного государства в соответ­ствии с принятыми в этом государстве программами и стандар­том образования. Что же касается методов, организационных форм и средств обучения, то они могут варьироваться в зависимости от


применяемой концепции обучения, форм обучения. Именно по­этому мы считаем необходимым обратиться к средствам, которые могут обеспечить наиболее полную реализацию этих возможнос­тей, раздвинуть стены классных помещений, открыть выход в широкий мир познания, включая диалог культур. Все, о чем гово­рилось в ч. I, может получить новое звучание при использовании новых информационных технологий.

Ч. II полностью посвящена внедрению новых информацион­ных технологий в образовательный процесс. Учителям важно знать, какими услугами и для каких дидактических целей они могут вос­пользоваться в своей педагогической практике и особенно при использовании тех педагогических технологий, о которых идет речь в этой книге. Прежде всего, нам надо разобраться, что же такое современные компьютерные телекоммуникации. Конечно, мы не сможем обойти вопрос и о возможностях глобальной сети Интер­нет для целей образования.

Глава 1 ЧТО ТАКОЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ?

Занятие 14. Что мы называем телекоммуникациями?

В этой главе вы познакомитесь с основными понятиями те­лекоммуникации вообще и компьютерной телекоммуникации, как ее разновидности, приобретающей в последнее время ог­ромное значение для современного технического и социально­го прогресса. Вы узнаете, как устроена сеть Интернет, о кото­рой вы безусловно много слышали, и познакомитесь с основ­ными услугами этой сети, которые могут использоваться в об­разовательном процессе, познакомитесь с некоторыми поня­тиями информатики, необходимыми для профессиональной деятельности с использованием возможностей Интернет.

На этом занятии вы узнаете:

что понимается под телекоммуникацией вообще, компьютерной телекоммуникацией в частности;

какие виды телекоммуникационной связи существуют.

Мы не будем повторять здесь азов истории информатики, ко­торые можно найти в любом учебнике по этому предмету для сред­ней школы, полагаясь на ваши знания основных понятий инфор­матики. Те, кому кажется, что без них можно обойтись, могут


обратиться к словарику основных понятий информатики в конце книги или к специальному расширенному словарю телекоммуни­кационных терминов по адресу нашего сайта (http:/www. ioso.iip.net).

Под телекоммуникацией в международной практике понима­ется «передача произвольной информации на расстояние с помо­щью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевиде­ния и т.п.)»1.

В школьной практике, говоря о телекоммуникациях, чаще име­ют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по тра­диционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи — это компьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и прием информации в КТК могут быть прямыми — с компьютера на компьютер (синхронная связь) — и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать их на персональные компьютеры по мере запроса пользователями.

Синхронная телекоммуникационная связь

В этом случае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно, если речь идет о партне­рах, находящихся в разных временных поясах.

Асинхронная телекоммуникационная связь

Существует возможность пересылать информацию точно таки­ми же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на про­межуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.

Электронная почта (e-mail, сокращение от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьюте­ра на компьютер получателя сообщения, и времени, через кото­рое ваш коллега обратится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришедшую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью определяется получателем.

В настоящее время электронная почта завоевала большую по­пулярность в мире и стала такой же широко распространенной, как и телефон, радио, факс или периодическая печать. Общаться между собой по электронной почте могут пользователи, находя-

1 Jerry Wellington. Education For Employment. The Place of Information Technology. — London, 1989. — P. 19.


щиеся в пределах одного учреждения или в различных уголках планеты.

Электронная почта служит для пересылки текстовых сообще­ний или файлов (содержащих компьютерную программу, графи­ческое изображение, обработанные с помощью текстового редак­тора документы, электронную таблицу или даже аудио- и видео­информацию) одному или нескольким адресатам, а также для распространения «электронного журнала», «электронной газеты» или «электронной рекламы».

КТК также используется как средство доступа к программам удаленных компьютеров и сетевым службам, например для полу­чения файлов определенных документов или ответов на запросы из сетевых баз данных.

Разновидностью почтовых услуг Интернет, сохранившей зна­чение и в современных условиях внедрения более совершенных информационных сетевых программных средств, являются кон­ференции.

Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернет:

* «реальные» конференции, когда пользователи общаются друг
с другом непосредственно, возможно даже с использованием звука
и видеоизображения (это — дорогой и организационно относи­
тельно сложный вид услуг);

• отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и
называются электронными конференциями, или телеконферен­
циями.

Электронные конференции обычно разбиты на несколько «сю­жетных линий», объединенных одной темой.

Конференции бывают «открытыми» — доступными для любо­го пользователя сети, или «закрытыми», доступ к которым осу­ществляется только под строгим контролем ведущего конферен­ции («модератора») и лишь для избранного контингента участни­ков, приглашенных ведущим. Прежде электронные конференции были основным информационным средством в сети, они приме­нялись и для учебных целей, и для организации электронных га­зет и журналов, а также для проведения совместных проектов груп­пой ученых или учащихся.

Уже сейчас КТК активно внедряются в различные сферы че­ловеческой деятельности: в науку, производство, банковское дело, образование и здравоохранение. Умение правильно и быстро пользоваться различными источниками информации и средства­ми доступа к ней, включая КТК, очень важно для людей XXI века (т.е. наших и ваших будущих учеников).

Компьютерные телекоммуникации сейчас — не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения (телефон, обычная почта, которую теперь


на Западе называют snail-mail, почта-улитка) и передачи инфор­мации (телефакс): во-первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что имеются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междуго­родние разговоры по телефону, что гораздо дешевле обычных ус­луг телефонных компаний; во-вторых, допускают удобный асин­хронный режим работы с почтой; в-третьих, позволяют не толь­ко получать и хранить, но и обрабатывать информацию.

Вопросы к семинару:

(На эти вопросы можно отвечать при индивидуальной работе или про­водить по ним дискуссию в группе на семинаре.)

Вы (ваша группа) получили лестное предложение от фирмы, зани­мающейся продажей школьного оборудования. Вам предстоит собесе­дование с ее директором. Продумайте и обсудите ответы на следующие вопросы:

1. Что такое компьютерные телекоммуникации?

2. Чем они отличаются от телекоммуникаций общего вида?

3. Какие преимущества дает применение компьютера в телекомму­никационных сетях?

Занятие 15. Как происходит «коммуникация на расстоянии»?

На этом занятии вы узнаете:

какие технические процессы лежат в основе компьютерной телекоммуникации;

каким образом осуществляется обмен данными между компью­терами, объединенными в глобальные сети.

Для более глубокого понимания данных процессов мы ре­комендуем вам самостоятельно познакомиться с книгами по современным компьютерным телекоммуникациям и Интернет, например с теми, которые приведены в списке литературы в приложении.

Чтобы две ЭВМ могли связаться между собой, необходим не­который физический носитель информации. Это может быть, на­пример, радиоволна, световодный или электрический кабель и т.п. Проще всего в условиях современного города использовать обычную телефонную сеть, но в этом случае нужно преобразовать информацию, хранимую в ЭВМ в закодированной последователь­ностями нулей и единиц форме, в последовательность электри­ческих сигналов звуковой частоты, которые можно передать по телефонным проводам.


Конечно, можно было бы передавать непосредственно данные ЭБМ в виде импульсов (в цифровом виде), однако современные телефонные линии содержат много преобразующих и усилитель­ных устройств, в которых такие импульсы оказались бы потерян­ными, так как эти устройства ориентированы на вполне опреде­ленный диапазон электрических колебаний; соответствующий ча­стотам человеческой речи. Передаваемые же самой ЭВМ импульсы в этот диапазон не укладываются.

В настоящее время ведутся работы по созданию специализиро­ванных сетей передачи цифровой информации, но говорить об их широком распространении пока рано.

Таким образом, «разговор» двух ЭВМ человек может услышать, но чтобы этот разговор поддерживать, у ЭВМ должны быть особые устройства — модемы (модуляторы/демодуляторы), преобразую­щие передаваемые ЭВМ данные в электрические колебания звуко­вой частоты, передающие и принимающие их по телефонным ка­белям и вновь преобразующие их в данные, «понятные» ЭВМ.

Модемэто микроЭВМ,у которой имеется собственный язык команд, память, процессор и некоторые устройства, отсутствующие у обычных ЭВМ и связанные собственно с преобразованием и переда­чей данных по телефонным каналам.

Диалог ЭВМ может вестись в дуплексном режиме, в котором оба модема способны одновременно посылать и принимать сиг­налы по одному и тому же каналу, или в полудуплексном, в кото­ром обмен данными происходит поочередно и в процессе диалога направление передачи данных многократно обращается.

Диалог двух ЭВМ начинается с того, что их модемы обменива­ются сигналами определенных тонов, «чтобы договориться» о ско­рости, с которой будет вестись передача, и некоторых других осо­бенностях диалога, например, будет ли дополнительно контроли­роваться правильность передаваемой информации.

В полудуплексном режиме такой предварительный обмен сигна­лами происходит также перед каждым «обращением» направления передачи данных. Эта «преамбула» диалога либо заканчивается без­результатно, и тогда один из модемов «вешает трубку» (т.е. посыла­ет сигнал разрыва связи на телефонную станцию), либо переходит в диалог самих ЭВМ, которым их модемы сообщают, что связь установлена, и передают управление программам связи.

Программы связи управляют работой как модема, так и ЭВМ. Они храня

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...