III. Мотивация к применению знаний в конкретных ситуациях
— 5 мин: - выявление проблемы в противоречии уровня развития отделов растений и их распространенности на Земле. IV. Применение знаний Защита проектов по направлениям: 1. Эволюция строения вегетативных органов. 2. Эволюция генеративных органов. 3. Эволюция типов размножения от споровых до голосеменных растений. 4. Расселение голосеменных и папоротников на Земле: Группа II — 8—10 мин. Ответы на вопросы оппонентов — по 5 мин. План урока (второго из сдвоенного) Организационный этап — 2 мин. IV. Применение знаний (продолжение) Группа IV — 8—10 минут. Ответы на вопросы оппонентов — по 5 мин. V. Контроль усвоения знаний (возможный этап урока, который • дифференцированная тестовая работа. VI. Организационный этап — подведение итогов урока. Обобще Рассуждения после урока Прошло некоторое время после защиты биологического проекта семиклассников, и анализ показал, как много нового получили мы все: и дети, и учитель, и присутствовавшие на уроке гости. Я была удивлена. Дети в возрасте 14 лет самостоятельно пришли к мысли, что если в мире цветковых растений происходит адаптивная эволюция органов растений к самым жестким условиям среды обитания, то аналогичный процесс должен иметь место и У других групп растений, в частности, этот процесс должен быть представлен и у папоротникообразных, и у голосеменных. Более того, это самостоятельно найденное умозаключение позволило детям целенаправленно искать доказательства найденной Мысли. Они экстраполировали процесс на изучаемую, менее освоенную ими группу растений. Если мы, педагоги, психологи обра-
тим внимание не на «степень правильности» выводов, а на уровень познавательных процессов, на которые «вышли» дети подросткового возраста, то, несомненно, следует признать, что педагогическая цель — развитие интеллектуальных способностей и овладение детьми приемами интеллектуальной деятельности — достигнута средствами метода проектов. Следует отметить, что именно в этом — обучении приемам и навыкам интеллектуального труда — состоит цель истинно гимназического образования. То, что это возможно и метод проектов чрезвычайно этому способствует, показывают два примера. Так, группа Ильи Сизова попыталась осуществить экстраполяцию сделанных ими выводов, исходя из адаптации кактусов по сравнению с самым обычным для нас растением — березой, а также растением экваториального леса. Идея гимназистов состояла в следующем. Если в мире цветковых растений существуют адаптации листа к условиям засушливого существования (уменьшение площади поверхности листа — редукция листовой пластинки, уменьшение числа устьиц, опадание листьев в засушливый период года, защитные покрытия листьев, кутикула), то и у голосеменных возможно подобное: появление хвои — у хвойных голосеменных, редукция проводящей системы листа — у хвойных же и у вельвичии (растении пустыни), листопадность — у лиственницы, защита листа воском и опушенностью — у хвойных и у вельвичии. Совершенно независимо от других групп и абсолютно самостоятельно группа Марины Миргород пришла к аналогичным результатам, исследуя приспособленность растений к произрастанию на засоленных почвах. Идея в данном случае состояла в демонстрации поразительных возможностей растений адаптироваться к самым невероятным условиям существования. Затем она была перенесена на папоротникообразные и голосеменные: жесткие по сравнению с мезозойскими (период расцвета папоротников) климатические условия обитания кайнозоя не привели к полному исчезновению представителей отдела папоротников.
Поражает глубина проработки вопросов ботаники детьми. Они осваивали, причем совершенно самостоятельно^), вопросы анатомии растений, вопросы сравнительной морфологии и экологии, далеко превосходящие школьную программу. Особо следует отметить возможности детей в области владения научным языком письменной и устной речи. Метод проектов в курсе ботаники был применен в данном 7-м классе впервые и с первого раза дал возможность ощутить позитивный результат в области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией в том числе. Без предварительных репетиций, без прослушиваний дети-докладчики излагали на высочайшем научном уровне подготовленные ими вопросы, пользуясь при этом демонстрацией собственных схем, рисунков. Отрадно, что полученные на предваритель- ных уроках навыки составления небольших структурированных сообщений по другим ботаническим темам пригодились здесь, на защите проектов. В активный словарь вводились не только биологические термины, которые использовались в классе ранее: адаптация, эволюция, гаплоидность, диплоидность, гаметофит, спорофит, транспирация, но и найденные детьми в процессе подготовки к защите — аридность, эндемики, ареал... Следует упомянуть, что представленные здесь термины не включаются в базовое содержание, не являются обязательными при изучении биологии. Однако необходимость быть правильно понятыми «вынуждала» гимназистов ими пользоваться, поскольку, как мы все знаем, любая наука, в том числе биология, имеет свой терминологический аппарат. Для понимания вопросов ботаники необходимо овладение языком науки. Именно поэтому метод проектов дал в данном случае такой высокий результат — высокую мотивацию к обучению и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Проект решения проблемы выживания растений в изменившихся условиях существования позволил подняться на качественно новый уровень познания природы не только детям, традиционно называемым в школе сильными, но и предопределил посильное участие в решении задач проекта и среднеуспевающих детей, и относительно слабых, у которых не в такой мере развиты способности к аналитическому мышлению. И это — третье достижение, которое дает исследовательский проект. Захваченные всеобщим энтузиазмом, такие дети «вдруг» обнаруживали свои скрытые возможности, поскольку высока была мотивация к решению общей проблемы. Они принимали участие в подготовке иллюстративных материалов, делали сообщения, может быть, впервые им доверили ответственное дело, и доверили — собственные товарищи, без участия учителя. Подобное обязывает' Вот и результат: желание «не ударить в грязь лицом» явилось мотивацией к работе над собой, собственными привычками и «удобным» статусом в классе.
Надо сказать, что активность ребят на этом и подобных уроках Просто поразительна. Всем хочется высказаться и всем есть что сказать! Урок не ограничивается докладами групп. Пожалуй, наиболее интересная часть уроков защиты проектов — дискуссии, когда ребята из других групп задают докладчикам (любому члену исследовательской группы по их выбору) вопросы, спорят с ними, высказывают собственную точку зрения, приводят свои аргументы. Единственное огорчение на таких уроках — время, которого всегда Не хватает, чтобы дать возможность высказаться каждому в полной Мере. Как сказали учителя после описанного урока, это был настоящий праздник знания. Ребята показывают, что они способны увлекаться не только тяжелым роком, мультфильмами и роликами, Но и собственная познавательная деятельность может быть для них Не менее увлекательна, если она грамотно организована. Творческое задание 1. Обсудите в своей группе разные идеи для проекта. Выберите одну и обоснуйте этот выбор. В чем проблема проекта? Определите тип проекта. Четко обозначьте, какие знания (из каких областей) потребуются школьникам для работы над проектом. Одновременно представьте варианты возможного оформления результатов проекта.
2. Попробуйте разработать структуру своего проекта в соответствии с его типом. Наметьте методы исследования, источники информации, сформулируйте гипотезы решения проблемы. 3. Разработайте план/сценарий оформления результатов исследования, защиты проекта. Не забудьте справедливо распределить роли в своей группе, чтобы каждый принял в исследовании, оформлении и обсуждении результатов самое активное участие. Занятие 9. Проект во внеурочной деятельности учащихся На этом занятии вам предстоит познакомиться еще с одним примером проекта, рассчитанном на более продолжительное время, и потому не ограничивающимся только работой на уроке. Основная часть проекта будет выполняться во внеурочное время, поскольку на данную тему по программе (в разных странах по-разному) отводится один-три урока. Такие проекты могут начинаться на уроке и далее продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты. Защита проекта (его презентация) также проводится на уроке. Иногда такие проекты длятся в течение нескольких недель или даже месяцев. На этом занятии вы узнаете: • что проекты могут составлять целую серию взаимосвязанных между собой тем, объединненных одним предметом исследования; • как формулируется проблема исследования, как выдвигаются и формулируются гипотезы исследования; • как ведется исследовательская работа над проектом, в нем она заключается. Типология проектов на общедидактическом уровне показала, что проекты могут быть весьма многообразными. Выше мы рассмотрели методику работы над проектом в системе уроков. Такие проекты могут продолжаться два или более (как правило, до шести) уроков. Это вовсе не значит, что они занимают эти уроки полностью. Урок структурируется в соответствии с логикой познавательной деятельности над данной темой, вопросом программы, а работа над проектом на каждом уроке может занимать лишь часть времени. С другой стороны, защита проекта обычно требует сдвоенного урока. Ведь слово необходимо предоставить всем группам, принимавшим участие в работе. Ребята старались и поэтому важно их внимательно выслушать, с уважением отнестись к результатам их труда. Если вы задумываете большой исследовательский проект, рассчитанный на длительный срок и участие больших групп учащихся, важна четкая его структуризация. Разумеется, часть проекта, тематически и по содержанию привязанная к программному материалу, может выполняться на уроках. На уроках же организуется обсуждение методов исследования, некоторых промежуточных результатов, причем разные части проекта могут обсуждаться на уроках по разным учебным предметам. Поэтому при работе над подобными проектами особенно важна роль координатора, о котором мы будем говорить ниже. Учителя, принимающие участие в таком проекте, должны действовать согласованно, четко отслеживая не только ту его часть, которая непосредственно касается их предмета, но и общую идею, всю деятельность учащихся по проекту.
Итак, обратимся к примеру проекта, основная часть которого выполняется во внеурочное время. Демографический проект Прежде чем приступить к какому-то проекту, если имеется уже его идея, необходимо определиться с его социальной, культурной, экономической и прочей значимостью. Очень может быть, что намеченная вами идея будет корректно осознана только при рассмотрении в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д. Другими словами, ваша идея может «потянуть» за собой целую серию взаимосвязанных проектов, составляющих единую тему, проблему, которую целесообразно рассматривать, анализировать, изучать последовательно, шаг за шагом, проект за проектом, все глубже вникая в проблему, рассматривая различные ее аспекты. Речь тогда идет уже о Целой программе, состоящей из серии проектов, которые могут охватывать различные области знания, разные годы обучения. Это не должно останавливать учителя. Он может наметить целую программу исследовательских проектов не на один год, структурируя ее по годам в соответствии с программным материалом. Поэтому Учитель прежде всего должен рассмотреть свою (или ученическую) идею с этой точки зрения. Посмотрим и мы, что означает с этой точки зрения демографическая проблема (в курсе географии, экономики и пр.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|