Задания для самостоятельной работы студентов
Задание 1 Подготовить сообщение на тему: «Профориентационное исследование» Задание 2 Подготовить реферат на тему: «Изучение личности в целях профориентации» Задание 3 Составьте кластер по теме лекции Тема №9: Методы профориентации. Активизирующие методы и методики профессионального самоопределения Вопросы: 1.Методы профориентации, их сущность и назначение. 2.Классификация методов профориентации по целям профориентационной помощи. 3.Активизирующие методы и методики профессионального самоопределения, их особенности, назначение. Форма занятия: лекция Основные понятия: диагностический и воспитательный аспекты профориентации, метод Цель: познакомить студентов с методами проведения профориентации. Основное содержание лекции: В организации профориентационной работы выделяется два аспекта: диагностический;воспитательный. Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. С этой целью используются диагностические методы: наблюдение; анализ документов и продуктов деятельности учащихся; анализ практических действий школьников; анкетирование; беседа-интервью; метод обобщения независимых характеристик; социометрия; статистический; аппаратурный; тестовый; педагогический эксперимент и др. Воспитательный аспект профориентации связан с диагностическим, он предусматривает использование следующих методов: методы профессионального просвещение и формирования профессиональной направленности личности: рассказ, беседа, убеждение, метод положительного трудового примера, экскурсия, диспут, метод творческого диалога; методы социально-профессиональной адаптации и профессионального воспитания: поручение, упражнение, трудовое задание, общественно полезный труд, производительный труд, предъявление требований в труде, общественное мнение, создание воспитывающей ситуации, соревнование, деловая игра, воспитание на трудовых традициях.
В профориентационной работе наиболее распространены следующие основные группы методов профориентации по целям профориентационной помощи: информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы; справочная литература; информационно-поисковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами по различным профессиям; познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; профориентационные уроки со школьниками как система занятий; учебные фильмы и видеофильмы; использование средств массовой информации; различные «ярмарки профессий» и их модификации. Методы профессиональной психодиагностики: беседы-интервью закрытого типа; открытые беседы-интервью; опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей; «личностные» опросники; проективные личностные тесты; методы наблюдения; сбор косвенной информации о клиенте; психофизиологические обследования; «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе; использование различных игровых и тренинговых ситуаций; исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности; использование для исследования работника различных тренажеров. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения; тренинги общения; сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии; «пламенные» публичные выступления; профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта; различные положительные (успешные) примеры самоопределения; «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий; методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения.
Важное место в профориентационной работе занимают активизирующие методики. Наиболее распространёнными из них являются: профориентационные игры с классом (рассчитаны на реальные условия работы в школе); игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой); карточные профконсультационные методики («профессьянсы», игровые карточные методики); настольные карточные игры; бланковые карточные методики; активизирующие профориентационные опросники; бланковые игры с классом; ценностно-смысловые опросники. 1. Перлз Ф. Опыт психологии самопознания. — М., 2003. 2. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. — Новосибирск, 2007. 3. Пряжников Н. С., ПряжниковаЕ. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М., 2001. Методические рекомендации В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике. Вопросы контроля теоретических знаний студентов 1. Дать характеристику основным методам профориентации. Раскрыть их сущность и назначение. 2. Классификация методов профориентации по целям профориентационной помощи. 3. Активизирующие методы и методики профессионального самоопределения, их особенности, назначение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|