Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10: Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения




Вопросы:

1. Психолого-педагогическое сопровождение как процесс оказания психологической помощи и педагогической поддержки личностного и профессионального самоопределения.

2. Принципы психолого-педагогического сопровождения.

3. Структура и содержание психолого-педагогического сопровождения.

Форма занятия: лекция

Основные понятия: Психолого-педагогическое сопровождение,психологическая помощь

Цель лекции: познакомить студентов с особенностями психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения

Основное содержание лекции:

В научной литературе под психолого-педагогическим сопровождением понимается деятельность по оказанию помощи ребенку в личностном самоопределении, самодвижении и саморазвитии и предоставление ему возможности для реализации и творчества.

Психолого-педагогическое сопровождение – это и система профессиональной деятельности педагогов, психологов, профконсультантов и классных руководителей направленная на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития ученика в ситуации школьного взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение играет большую роль в обеспечении образовательного процесса. Благодаря ему можно оказать помощь учащимся в подтверждении правильности выбора профиля обучения или вовремя осуществить переход из потока в поток, если выбор ученика был ошибочным.

Сопровождение представляет собой процесс, целостную систематическую деятельность педагога-психолога, включающая в себя: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ученика и динамику его личностного развития в процессе обучения в школе; создание психолого-педагогических и социальных условий для развития личности ученика, его успешного обучения и профессионального самоопределения; создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи ученикам, имеющим проблемы в обучении, профессиональном и личностном самоопределении.

В связи с этим, психолого-педагогическое сопровождение должно включать: организацию социальной среды и осознание, переосмысление коллективных и личностных ценностей и смыслов; совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками; пересмотр прежней системы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и создания в школе деловой проникнутой духом взаимоподдержки атмосферы; пересмотр прежних способов и методов управления и характера взаимодействия его звеньев и поиск способов развития внутренней свободы и инициативы каждого; переход к системе взаимодействия, характеризующейся внутренней и внешней открытостью, где каждый готов к диалоговому общению; к работе в команде. Психолого-педагогическое сопровождение должно строиться с учётом следующих принципов: активности, самостоятельности оптанта, дифференциации и индивидуализации, учёта возрастных особенностей оптанта.

При организации психолого-педагогического сопровождения следует учитывать, что профессиональное становление личности проходит следующие стадии: зарождение и формирование профессиональных намерений (развитие основных интересов и способностей, исследование своих способностей, апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности, определение личностного смысла профессионального идеала, выбор профессионального пути, активный поиск профессионального учебного заведения; период профессионального обучения: связан с получением конкретной профессии в начальном, среднем или высшем учебном заведении; активное вхождение в профессиональную среду: Маркова А.К. выделяет следующие этапы вхождения человека в профессиональную среду: адаптация человека к профессии; самоактуализация человека к профессии; гармонизация человека с профессией; преобразование, обогащение человеком своей профессии; риск неудачи; этап свободного владения несколькими профессиями; этап творческого самоопределения себя как личности. Профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы.

Структурными компонентами психолого-педагогического сопровождения являются: целевой (чёткое определение цели сопровождения оптанта); содержательный (определяется в зависимости от стадии профессионального становления личности, целей и задач); ценностно-смысловой; деятельностный и результативный.

Основной формой и средством психолого-педагогического сопровождения является профессиональная консультация (система мер по оказанию действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности). В ходе профконсультации учащиеся получают информацию о социальных, производственных и материальных условиях, в которых они будут находиться в связи с выбором ими соответствующей профессии.

Профконсультирование должно служить решению триединой задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор.

В работе по психолого-педагогическому сопровождению возникает ряд проблем:

Проблемы психологического сопровождения Психотехнологии профконсультирования
1. Определение реальной проблемы профессионального самоопределения Беседа, интервью, сочинение, психобиография
2. Социально-экономические и бытовые условия жизнедеятельности оптанта Анализ семейных отношений, материального обеспечения, жилищных условий и т.п.
3. Комплексное изучение индивидуально-психологических особенностей личности Диагностика ценностных ориентаций, установок, самооценки, интересов, склонностей, способностей
4. Комплексное отражение мира профессий и образа выбираемой профессии Диагностические и профориентационные игры, тренинги профессионального самоопределения
5. Рассогласование идеального и реального образа профессии, мотивации профессионального выбора, неадекватная самооценка Психолого-педагогический консилиум, методики самопознания и самоанализа, профессиональная рефлексия
6. поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения Метод критических событий, психобиография, тестирование
7. Коррекция профессионального выбора Составление планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления, проспектированное профессиографирование

Литература:

1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / 2.Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

3.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 28-38.

4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2006. – 512 с.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

1. Психолого-педагогическое сопровождение как процесс оказания психологической помощи и педагогической поддержки личностного и профессионального самоопределения.

2. Каковы принципы психолого-педагогического сопровождения?

3. Какова структура и содержание психолого-педагогического сопровождения?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...