Задания для самостоятельной работы студентов
Задание 1 Подготовить сообщение на тему: «Структура и содержание психолого-педагогического сопровождения» Задание 2 Подготовить реферат на тему: « Принципы психолого-педагогического сопровождения» Задание 3 Составьте кластер по теме лекции Тема 11. Современный мир профессий, тенденции его развития Вопросы: 2. Рынок труда, его функции и структура. 3. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. 4. Классификация профессий в психологии. Форма занятия: лекция Основные понятия: профессия, рыночная экономика, типология профессий Цель лекции: познакомить студентов с современным миром профессий, тенденциями его развития Основное содержание лекции: Современное российское общество представляет собой сложное явление, одним из показателей которого является его вхождение в систему рыночных отношений. В настоящее время рыночная экономика является одним из наиболее распространенных видов экономической системы, со своими требованиями как к производству, так и современным работникам, с решением вопроса занятости трудоспособного населения. Правительственная программа содействия занятости населения направлена на полную, продуктивную занятость путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы. Современный мир профессий тесно связан с рынком труда, который представляет собой социальный механизм установления взаимосоответствия между предложением рабочей силы и спросом на неё; сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Структура рынка труда включает: явные, скрытые, потенциальные и нелегальные вакансии. Следует отметить, что рынок труда в Казахстане несбалансирован. Современный мир профессий представляет собой сложное явление. Это связано с тем, что постоянно возникают и отмирают профессии, появляются востребованные и невостребованные профессии, причём их приоритеты меняются. Одним из противоречивых и многозначных вопросов является вопрос о классификации профессий. С.П. Струмилин (20-е годы XX столетия) предложил классифицировать профессии по степени самостоятельности человека в труде: автоматический рефлекторный труд; полуавтоматический, привычный труд; шаблонно-исполнительский труд – по указке; самостоятельный труд в пределах задания; свободный творческий труд. На сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды: реалистический тип (техника, мужские профессии); интеллектуальный тип; социальный, конвенционный (знаковая система, требующие структурированности); предпринимательский; артистический. Наиболее известна типология профессий, предложенная Е.А. Климовым по критерию отношения человека к предмету труда: «Человек – природа» (П) представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования; «Человек – техника и неживая природа» (Т) работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда; «Человек – человек» (Ч) предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы сообщества, группы населения, люди разного возраста; «Человек – знаковая система» (З) естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы; «Человек – художественный образ» (Х) явления, факты художественного отражения действительности.
Классификация профессий по целям труда учитывает совпадение субъективных и объективных целей, когда мысленный образ результата труда в сознании работника совпадает с тем, что требуют от данного специалиста предприниматель, руководитель производства, общество. 1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / 2.Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с. 3.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 28-38. 4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2006. – 512 с. Методические рекомендации В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике. Вопросы контроля теоретических знаний студентов: 1. Каковы социокультурные условия, в которых развивается современный мир профессий. 2. Рынок труда, его функции и структура. 3. Современный мир профессий, тенденции в его развитии. 4. Классификация профессий в психологии Задания для самостоятельной работы студентов Задание 1 Подготовить сообщение на тему: «Современный мир профессий» Задание 2 Подготовить реферат на тему: « Типология профессий, предложенная Е.А. Климовым» Задание 3 Составьте кластер по теме лекции
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|