Тема 12: Профессиографические основы профориентации.
Вопросы: 2.Формула профессии, её составляющие. 3.Анализ профессии как метод профессиографии. Схема анализа профессий. 4.Профессиограмма, её типы, варианты составления профессиограмм. Форма занятия: лекция Основные понятия: Профессиоргафия, профессиограмма Цель лекции: познакомить студентов с профессиографическими основами профориентации Основное содержание лекции: Приступая к изучению теоретических аспектов данной темы, студент должен чётко усвоить, что собой представляют профессиография и её методы. Профессиография – это технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Профессиография призвана путём объективного исследования раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс. Профессиография позволяет профконсультанту определить и выявить профессионально важных качества личности для той или иной профессии. Схема профессионально важных качеств личности включает: здоровье (работоспособность), квалификацию, психологические особенности личности (мотивация, способности: специальные, общие. Необходимые качества личности для успешного освоения определённого вида профессий
Важной составляющей профессиоргафии является «Формула профессии» - основа построения «Схемы анализа профессии». В традиционной формуле профессий выделяют обобщённые характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представить разные профессии и специальности: по предмету труда: природа – П, техника – Т, человек – Ч, знаковые системы – З, художественный образ – Х;классы профессий – по целям труда: преобразующие - П, изыскательские - И, гностические – Г; отделы профессий - по средствам труда: профессии ручного труда – Р, автоматизированные и автоматические системы – А, механические – М, преобладание функциональных средств труда – Ф; группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат – Б, на открытом воздухе в любую погоду – О, в необычных условиях – Н; моральная ответственность за жизнь, здоровье людей или большие материальные ценности – М, в экстремальных условиях - Э. Схема анализа профессии включает: предмет труда (природа, материалы, люди, техника, знаковые системы, художественный образ); цели труда (контроль, оценка, диагноз; преобразовательная; изобретательская; транспортирование; обслуживание; собственное развитие); средства труда (ручные и простые приспособления, механические, автоматические, функциональные, теоретические, переносные или стационарные средства); условия труда (бытовой микроклимат, большие помещения с людьми, обычный производственный цех, необычные производственные условия, экстремальные условия, работа на открытом воздухе, домашний кабинет, лаборатория или мастерская; характер подвижности в труде(преимущественно сидя, преимущественно стоя, множество разнообразных движений, длительная ходьба, вынужденные статические позы, высокая избирательная подвижность определённых групп мышц);характер общения в труде (минимальное; клиенты, посетители; обычный коллектив; работа с аудиторией; выраженная дисциплина и субординация в труде; небольшой коллектив); ответственность в труде (материальная, моральная, за жизнь и здоровье людей, невыраженная); особенности труда (возможность работать по совместительству, большая официальная зарплата, льготы, «соблазны», изысканные отношения и др.); типичные трудности и неприятности (нервное напряжение, профзаболевания, распространены сквернословия, повышенный риск и др.); минимальный уровень образования для работы (без специального образования, краткосрочные курсы, начальное профессиональное образование, среднее или высшее профессиональное образование, учёная степень, дополнительное профессиональное образование).
Профессиограмма - это обусловленная содержанием труда система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией и совершенствования в ней; полное описание собственно психологических характеристик деятельности, совокупность психофизиологических и личностных качеств, являющихся для неё профессионально важными. Типы профессиограмм: информационные (предназначены для использования в пофконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызывают интерес); ориентировочно-диагностические (служат выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда, организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека с требуемыми образцами организации трудовой деятельности); конструктивные (служат для совершенствования эргатической системы и для подготовки труда персонала); методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы); диагностические (подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров).
Виды профессиограмм: комплексная, аналитическая, психологически ориентированные. К пофессиограмме предъявляются следующие требования: чёткое выделении предмета и результата труда; выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности; демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; показ возможных перспектив изменения в самой профессии; направленность профессиограммы на решение практических задач; выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств и качеств, которые могут быть компенсированы. Литература: 1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / 2.Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с. 3.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 28-38. 4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2006. – 512 с. Методические рекомендации В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике. Вопросы контроля теоретических знаний студентов: 1. Профессиоргафия как область научно-практической деятельности. 2. Формула профессии, её составляющие. 3. Анализ профессии как метод профессиографии. Схема анализа профессий. 4. Профессиограмма, её типы, варианты составления профессиограмм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|