Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы студентов




Задание 1

Подготовить сообщение на тему: «Профконсультации»

Задание 2

Подготовить реферат на тему: « Методики профотбора»

Задание 3

Составьте кластер по теме лекции

 

Тема 15: Критерии и показатели профессионального самоопределения личности и успешности профессиональной деятельности

Вопросы:
1. Критерии и показатели эффективности профориентационной работы. Их сущность и назначение.

2. Основные критерии готовности личности к самоопределению.

3. Стратегии оказания профориентационной помощи как условие успешности профориентационной помощи.

Форма занятия: лекция

Основные понятия: критерии и показатели эффективности, стратегия

Цель лекции: познакомить студентов с сущностью и назначением критериев и показателей эффективности профориентационной работы

Основное содержание лекции:

Профессиональная ориентация, как и любой вид деятельности, требует выбора определённых критериев оптимальности её осуществления. К ним, как правило, относятся эффективность, качество решения поставленных задач, расход времени и усилий на их решение. Особое внимание следует обращать на степень совпадения результатов работы с поставленными целями и задачами. В процессе профориентационной работы в школе у учащихся должна быть сформирована система знаний о профессиях; стремление к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию, профессиональному самоопределению, сформированы основные профессионально значимые качества личности.

В современной научной литературе критерий рассматривается как признак, на основании, которого производится оценка какого-либо явления. Критерии профессионального самоопределения связаны с готовностью личности к самоопределению, к принятию решения о выборе профессии. Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на: когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий).

Показателями эффективности профориентационной деятельности являются критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты профориентационной работы и дать им оценку. Они подразделяются на процессуальные, раскрывающие внешнюю сторону профессиональной ориентации (действия профконсультанта и учащихся) и внутренние её особенности (мотивы, ожидания. Позиции, эмоциональные предпочтения и др.); результативные, раскрывающие, каких результатов достигает профконсультант, какие изменения в развитии учащихся возникают благодаря его труду.

Среди показателей результативности деятельности профпсихолога можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию); насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы; наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений.

Основными стратегиями организации профориентационной помощи являются: д иагностическая (диагностико-рекомендательная) и развивающая.

Среди них выделяются: допустимые стратегии: тестологическая, информационно просветительская, рационалистическая, «глубинная», гуманистическая психотерапевтическая, организационно-управленческая, «частные услуги», идеологическая, принудительная, активизирующая.

К нежелательным стратегиям можно отнести: стратегия обмана, стратегия «самообмана», директивное консультирование, игра «в терапию», деструктивно-рекомендательная, адаптивно-манипулятивная.

Конструктивная помощь профконсультанта помогает учащимся в успешном профессиональном и личностном самоопределении.
Литература:

1.Зеер, Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособие для высшей школы / 2.Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовников. – М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с.

3.Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов //Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 28-38.

4.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2006. – 512 с.

Методические рекомендации

В целях эффективного усвоения учебного материала по теме рекомендуется, прежде всего, проработать основные понятия, вынесенные в глоссарий и изучить указанную литературу. Важно проверить усвоение материала путем ответов на вопросы контроля знаний. По теме планируется проведение семинарского занятия, тщательная подготовка к которому позволит студенту принять активное участие в обсуждении ключевых вопросов, высказать свое мнение и даже отстоять свою позицию по тем или иным вопросам. Выполнение заданий по СРС является необходимым условием для прочного усвоения знаний и творческого применения их на практике.

Вопросы контроля теоретических знаний студентов:

1. Какие вы можете назвать критерии и показатели эффективности профориентационной работы?

В чем заключается их сущность и назначение?

2. Основные критерии готовности личности к самоопределению.

3. Дать характеристику стратегиям оказания профориентационной помощи.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Задание 1

Подготовить сообщение на тему: «Критерии и показатели эффективности профориентационной работы»

Задание 2

Подготовить реферат на тему: « Стратегии оказания профориентационной помощи»

Задание 3

Составьте кластер по теме лекции

 

^

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ 1.Тема: Возникновение и развитие профессиональной ориентации.

Форма занятия: проблемный семинар

Основные понятия: профессиональная ориентация

Цель семинар а: Углубление и расширения теоретических знаний по теме

Вопросы и задания:
1.
Возникновение и развитие идеи профорентации в зарубеж­ных странах в XIX веке. Фрэнк Парсонс и его профориентационная теория.

2. Характеристика и содержание теорий Д.Холланда, Д.Сьюпера и др.

3. Развитие системы профориентационной помощи. Появление первых зарубежных и отечественных профориентационных бюро, пунктов по трудоустройству и других институтов со­циально-психологической помощи в ситуации выбора про­фессии.

3. Первые отечественные научные исследования в области профориентации.

4. Характеристика современной отечественной системы проф­ориентации, ее основные компоненты и их содержание. Цели и задачи профориентационной деятельности в совре­менных условиях развития образовательной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...