Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность и изменения. Обучение и виды компетентностей




 

С именем Гераклита связывают афоризм, который метафорично отображает изменчивость всего, что существует в мире: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Это высказывание следует трактовать двояко: во-первых, река, как часть внешнего мира, никогда не остается одинаковой, ее водный поток постоянно меняет скорость, наполненность, направление движения, именно поэтому через определенное время человек увидит уже обновленную реку; во-вторых, со временем изменяется и сам человек (его мировоззрение, мысли, настроения), который через определенное время повторно подходит к той же самой реке. Таким образом, изменения, которые постоянно наблюдаются в окружающей среде, могут быть связанными как со внешними относительно человека факторами, так и с самим человеком, развитием его внутреннего мира, изменением характера, взглядов и поведения.

Индивидуальные изменения проявляются в виде реакции конкретного человека на ожидаемые или неожидаемые им ситуации, и именно они чаще всего являются движущей силой всех преобразований, которые происходят в социальной и естественной системах. В организациях индивидуальные изменения касаются каждого сотрудника, менеджера, руководителя, и на их основе осуществляется формирование содержания, характера и ожидаемых последствий командных и организационных изменений.

Процесс индивидуальных изменений описывает так называемая четырехфазная модель,в рамках которой процесс трансформации для отдельного человека представлен четырьмя фазами (этапами) с условными названиями «возражение», «сопротивление», «разведка» и «благосклонность» (рис. 2.1).

 

 

 


Рис. 2.1. Четырехфазная модель индивидуальных изменений

Две фазы, расположенные выше горизонтальной линии (возражение и благосклонность), характеризуются внешне спокойным поведением человека, позитивными эмоциями. Две фазы, расположенные ниже горизонтальной линии (сопротивление и разведка), характеризуются совместным эмоциональным проявлением чувств. Две фазы, расположенные по левую сторону от вертикальной линии (возражение и сопротивление), характеризуются опасениями человека что-то потерять, неудовлетворенностью и другими негативными эмоциями. Две фазы, расположенные по правую сторону от вертикальной линии (разведка и благосклонность), характеризуются надеждой, ожиданиями и другими позитивными эмоциями.

Фаза «возражение» проявляется в непринятии или игнорировании человеком тех изменений, которые его непосредственно не касаются. Работники, которые находятся на этой фазе, заняты выполнением текущей работы и реагируют исключительно на срочные и важные изменения, которые имеют непосредственное отношение к ним. При этом каждому человеку необходимо определенное время для осознания того, что происходит или может произойти в ближайшем будущем. Ошибкой руководства будет оценивать такое поведение персонала по принципу «молчание – знак согласия».

Фаза «сопротивление» проявляется в виде резких высказываний, неприятных комментариев, аргументированного возражения сотрудниками необходимости и целесообразности осуществления тех или других изменений в организации. Проявление таких реакций является признаком начала непосредственного внедрения преобразований различного характера, и именно они позволяют руководителям изменений получить обратную связь от коллектива, скорректировать в случае необходимости процедуру и план внедряемых изменений, что позволит избежать многих ошибок и негативных последствий в будущем.

Фаза «разведка» характеризуется преобладающим проявлением позитивных эмоциональных настроений в поведении человека. Происходит активный поиск сотрудником имеющихся возможностей занять надлежащее место в изменениях, которые внедряются в организации. Именно на этой фазе наблюдается рождение новых позитивных идей и эффективных решений насущных проблем.

Фаза «благосклонность» наступает после того, как краткосрочные цели изменений достигнуты и осуществляется поиск и обоснование новых целей, которые будут положены в основу дальнейших изменений. При этом настроение человека на этой фазе может колебаться от приподнятого до позитивно спокойного в зависимости от тех преимуществ, которые получил сотрудник в результате внедренных изменений.

 

Существует прямая тесная связь между поведением индивида во время изменений и интенсивностью его профессионального обучения. Профессиональное обучение – это процесс приобретения человеком профессионального и личного опыта, знаний, умений, навыков, который способствует всестороннему развитию личности и лежит в основе совершенствования ее профессионального поведения и карьерного роста. Данный процесс должен продолжаться на протяжении всей жизни – только при таких условиях человек не только остается за пределами технических и социальных изменений, а и сможет своевременно подготовиться к организационным преобразованиям, полностью реализовать собственный профессиональный и личный потенциал.

Особенностью профессионального обучения в организации является тот факт, что субъектом данного процесса является взрослый человек с уже сформированным характером, мировоззрением, определенными ожиданиями от жизни и видением собственного профессионального пути. С целью более подробного изучения данного процесса в педагогике был выделен отдельный раздел дидактики, который получил название андрагогика. Андрагогическая модель организации обучения взрослого человека закрепляет за ней определенную ответственность за определение сферы обучения, выбор методов, сроков и периодичности его реализации, а также за объективную оценку полученных результатов. То есть сам человек выступает основной «движущей силой» учебного процесса, тогда как преподаватель играет роль координатора или «архитектора», что обеспечивает наилучшие условия для организации обучения и закрепления приобретенных знаний и навыков.

Наиболее результативными методами обучения взрослых являются презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т.д. При выборе целесообразной формы обучения следует учитывать следующие особенности взрослого человека:

осознанное отношение к процессу собственного обучения;

потребность в самостоятельности и активности во время обучения;

потребность в осознанности обучения (для решения важной проблемы и достижения конкретной цели), что обеспечивает мотивацию;

практическая направленность относительно обучения, стремление к применению на практике полученных знаний, умений и навыков;

наличие жизненного опыта – важного источника знаний;

влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Проведенные в США в конце прошлого столетия исследования позволили обобщить данные относительно эффективности разных методов обучения взрослых (табл. 2.1). Данные выводы подтверждают старинную мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать – и это станет моим навсегда».

 

Таблица 2.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...