Характеристика типов человека в его отношении к изменениям
Эстер Камерон и Майк Грин выделили пять факторов, которые обуславливают индивидуальную реакцию человека на изменения. 1. Природа изменений – изменения могут быть инициированы извне или созданы внутри. Они могут быть эволюционными и революционными по сути, ежедневными и разовыми, поверхностными и глубинными, расширяющими или ограничивающими возможности человека. Разные типы изменений вызывают разное отношение и формируют соответствующее поведение. 2. Последствия изменений – анализ того, на чью пользу (сотрудников, клиентов, общества, акционеров, членов правления) обычно осуществляются изменения. Прогнозирование того, кто от изменений выиграет больше. 3. История предприятия – исторические сведения о том, как предприятие переживало изменения в прошлом; характеристика достигнутого уровня результативности менеджмента для эффективного управления изменениями; понимание того, что принесет будущее кроме самих изменений.
4. Тип личности – главный определяющий фактор будущей реакции человека на изменения. Определяющую роль тут играет мотивация – например, мотивация властью, статусом, деньгами и принадлежностью. 5. Индивидуальная история – собственный опыт, объем знаний, стабильность жизни и стадия карьерного роста человека, реакция на конкретные индивидуальные, командные и организационные изменения, которые произошли в прошлом и позволяют спрогнозировать реакцию на ожидаемые изменения.
На основе анализа отношения разных типов личностей к изменениям Эдгар Шайн определил движущие силы индивидуальных трансформаций и установил, что любой человек в момент внедрения изменений всегда ощущает действие двух чувств: 1) тревога, связанная с обучением: Выйдет ли у меня? Смогу ли я приобрести необходимые знания и навыки? Достигну ли я поставленных целей? 2) тревога, связанная с выживанием: Если я не начну меняться, не отстану ли я от других, не потеряю ли я достигнутые позиции в организации? При этом с целью эффективного внедрения трансформационных индивидуальных изменений должны обязательно выполняться два условия: тревога выживания должна быть выше, чем тревога обучения и тревога обучения должна снижать, а не повышать тревогу выживания. Таким образом, тревога выживания является движущей силой, а тревога обучения – сдерживающей. Э. Шайн также выделяет четыре типа страха, которые ощущает человек накануне и непосредственно в момент внедрения изменения. 1. Страх временной некомпетентности: сознательная оценка собственной некомпетентности в новых условиях; понимание отсутствия достаточного объема знаний и практических навыков в результате низкого уровня обновления знаний. 2. Страх наказания за некомпетентность: понимание того, что вы потерпите неудачу или будете наказаны (увольнение, понижение в должности, снижение уровня оплаты труда и др.), когда ваша некомпетентность будет доказана.
3. Страх потерять себя: внутренний психологический беспорядок, когда привычный образ мыслей, чувств и ощущений не приемлем в новой ситуации и подлежит коренному изменению; ощущение того, что ваши услуги больше не нужны организации. 4. Страх потерять свое место в команде: ожидание того, что внедряемые изменения приведут к коренной трансформации организационной структуры управления, в результате чего определенные функции или даже должности будут исключены из нее. С целью уменьшения действия каждого вида страха на поведение человека во время изменений на практике необходимо добиваться усиления у человека чувства психологической безопасности, чего можно достичь такими психологическими и функциональными вмешательствами: создание убедительной картины будущего; внедрение обязательного формального обучения; внедрение неформального обучения в группах и командах; практика, тренировка, обратная связь; реализация позитивных ролевых моделей; использование групповой поддержки; использование имитации и идентификации вместо метода проб и ошибок.
2.4. Подходы к индивидуальным изменениям
В теории управления индивидуальными изменениями сложилось несколько научных подходов, основными из которых являютсябихевиористический, когнитивный, психодинамический и гуманистично-психологический. Бихевиористический, или поведенческий, подход к изменениям. Название подхода «бихевиористический», или «поведенческий», и его принципы связаны с одним из направлений психологии, возникшем в начале ХХ в., – бихевиоризмом (от англ. behavior – поведение). В современной трактовке поведение – это активность живого организма, проявляющаяся внешне. Поведение человека – это совокупность личностно или социально значимых действий, источником которых является сам человек и ответственность за которые возлагается непосредственно на него. Поведение человека может быть позитивным и негативным, спокойным и неспокойным, доброжелательным и недоброжелательным, этичным и неэтичным и т.д. В поведении выражается отношение человека к другим людям, организации, обществу, окружающему миру.
Бихевиористический подход базируется на трудах выдающегося российского ученого, лауреата Нобелевской премии в области медицины и физиологии, основателя науки об условных рефлексах Ивана Петровича Павлова, американского психолога, основателя нового научного направления в психологии бихевиоризма Джеймса Уотсона, американского психолога, необихевиориста, внесшего огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма, Берреса Фредерика Скиннера и других ученых. Основная идея бихевиористического подхода заключается в том, что поведение одного человека может быть изменено другим человеком на рефлекторном (подсознательном) уровне при помощи системы вознаграждений (поощрений) и наказаний. Учеными-бихевиористами использовались два основных методологических подхода к исследованию поведения: наблюдения в лабораторных, искусственно созданных условиях, и наблюдения в естественном месте существования. Подавляющую часть экспериментов бихевиористы проводили на животных, потом выявленные закономерности реакций в ответ на действия окружающей среды трансформировались на человека. Ключевыми категориями бихевиоризма являются понятия раздражителя, стимула, реакции, рефлекса и подкрепления. Раздражителем является любой фактор, внешний или внутренний, осознаваемый или несознаваемый, который выступает как условие дальнейших изменений состояния организма. При наличии причинно-следственной связи между событием и дальнейшими изменениями в состоянии организма раздражитель выступает как стимул, а соответствующее изменение – как реакция. Рефлекс – это соответствующая реакция (отклик) организма на действия внешних и внутренних раздражителей (стимулов) различной природы. Подкреплением называют любой стимул, который поддерживает и продолжает или, наоборот, подавляет и гасит реакцию. Бихевиоризм трактует поведение как совокупность реакций на внешние раздражители. В кратком виде концепция бихевиоризма состоит в том, что человек – это своеобразный биоробот, его поведением можно управлять путем формирования и закрепления определенных реакций при помощи внешних действий без участия его сознания. Выделяют такие принципы бихевиоризма.
1. Внутренний мир человека (мысли, чувства, эмоции, воля) не является фактором, определяющим его поведение. В отличие от поведения внутренний мир индивида не доступен познанию, так как не может быть зафиксирован при помощи объективных средств, то есть он может быть представлен в виде «черного ящика». 2. Поведение человека обусловлено безусловными и условными рефлексами, а не сознанием. Объяснить индивидуальное поведение можно только с позиции объективных отношений «стимул-реакция». 3. Поведение человека формируется под влиянием социальной среды, от которой она полностью зависит. Социальное поведение личности поддается управлению и изменениям. 4. Изменения в поведении человека происходят под влиянием окружения, которое также изменяется. 5. Отличия между людьми обусловлены главным образом окружением, а не генетическими особенностями. 6. Самовозвеличение, то есть индивидуальность, целостность личности, внутреннее «я» человеку не свойственны. 7. Человеческий интеллект – это хранилище возможных реакций, способов реагирования. Интеллект отвечает за выбор способов индивидуального поведения. 8. Свобода у человека отсутствует. Все люди абсолютно зависимы от прошлого опыта, внешней среды, стимулов и подкреплений. Никто не имеет свободы выбора собственного поведения. Бихевиоризм и теория Ивана Павлова. Понятие рефлекса было введено французским ученым Рене Декартом в XVII в. Выдающийся российский ученый Иван Михайлович Сеченов в XIХ в. применил это понятие для объяснения психической деятельности и путем экспериментов доказал, что рефлексы составляют основу высшей нервной деятельности человека и животных. Живые существа владеют безусловными и условными рефлексами. Безусловные рефлексы, к которым принадлежат пищевые, защитные, ориентирования, половые и другие, являются наследственно передающимися (прирожденными). Они выполняют защитную функцию, а также функцию приспособления к условиям окружающей среды. Примерами безусловных рефлексов является рефлекторное моргание глаз, слюноотделение, чихание, кашель, рвотный рефлекс и т.д. Приоритет в открытии условных рефлексов и механизма их формирования у живых существ принадлежит И.П. Павлову. Российский ученый не был представителем возникшего в США научного направления бихевиоризма, однако его фундаментальные исследования в сфере рефлекторных процессов, протекающих в организме животных и человека, имеют непосредственное отношение к развитию бихевиоризма как науки.
На рубеже ХХ и ХХІ в. И.П. Павловым была проведена серия экспериментов на собаках с целью изучения реакции на внешние раздражители. Животному предлагалась еда, в результате наблюдалось выделение слюны и желудочного сока. Одновременно подавался звуковой сигнал. После многократного повторения этой процедуры выделение слюны и желудочного сока начинало происходить в момент подачи звукового сигнала даже при отсутствии еды. На основании проведенных экспериментов И.п. Павловым был сделан вывод, который потом был распространен и на человеческий организм: в результате многократного совместного действия на организм двух раздражителей – безусловного (еда), который стимулирует безусловную реакцию (выделение слюны и желудочного сока), и нейтрального (условного) раздражителя (звуковые сигналы), который не имеет прямого отношения к появлению данного безусловного рефлекса, возникает явление, заключающееся в том, что после устранения безусловного раздражителя реакция организма, повторяющая безусловную, сохраняется, однако вызывается она уже действием нейтрального раздражителя. В этом случае ее принято называть условной реакцией, условным рефлексом. Нейтральный раздражитель берет на себя функцию стимулирования условного рефлекса человека, что приводит к абсолютно новым особенностям его поведения. Условные рефлексы присущи отдельному индивиду. Формируются они на базе безусловных при участии высших отделов центральной нервной системы. Условные рефлексы не закрепляются генетически. Механизм условных рефлексов лежит в основе таких психических процессов, как память, внимание и многих привычек и навыков. Например, научившись кататься на коньках, со временем человек повторяет необходимые движения бессознательно, автоматически. Условной является реакция шестимесячного ребенка на бутылочку с молоком, реакция животного на кличку и т.д. Если условный и безусловный раздражители в будущем совместно не проявляются, то настает ослабление, а потом и исчезновение условного рефлекса. Все события, усиливающие поведенческие проявления, И.П. Павлов назвал «подкреплением». Подкрепление может производить позитивное (удовлетворение, радость) или негативное впечатление (боль, страх, гнев, неуверенность, неудовлетворенность). В качестве подкрепления для человека может выступать словесная или эмоциональная реакция окружающих (похвала, осуждение и др.). Процесс формирования условных рефлексов И.П. Павлов назвал обусловливанием. Синонимом слова «обуславливание» в современной лексике является термин «кондиционирование». Безусловный раздражитель и безусловную реакцию называют некондиционированными. Условный раздражитель и условную реакцию называют кондиционированными. Описанный И.П. Павловым механизм установления связи между стимулом и реакцией, то есть механизм формирования условного рефлекса, называют классическим обуславливанием, или классическим кондиционированием. С кондиционированием также связан процесс обучения – постепенное приобретение человеком практического опыта, теоретических знаний, умений и навыков. Классический бихевиоризм Джеймса Уотсона. В начале ХХ в. независимо от И.П. Павлова серию подобных экспериментов провел Джеймс Уотсон. Полученные результаты легли в основу его книги «Бихевиоризм» и соответствующей науки о поведении. Эксперимент, который вошел в историю психологии под названием «маленький Альберт», состоял в следующем. Одиннадцатимесячному ребенку по имени Альберт, который спокойно реагировал на животных, одновременно показывали белую крысу и издавали резкий звук (безусловный раздражитель, вызвавший у ребенка эмоциональную реакцию – страх и плач). После многократных манипуляций ребенок начинал плакать при одном виде белой крысы. Потом страх распространился и на пушистого кролика, и даже на самого экспериментатора в пушистой маске. Причиной такого поведения ребенка, как и в экспериментах И.П. Павлова, был условный рефлекс, сформированный под действием внешних раздражителей. Модель поведения Дж. Уотсон выразил формулой S-R («стимул-реакция»). Изменяя стимул, можно изменять поведение индивида. Эта формула характеризует также модель обучения в представлениях классического бихевиоризма. С точки зрения теории управления, эта формула является моделью управления поведением живых существ или моделью управления изменениями поведения. Данную модель представлено на рис. 2.5 в виде структурной схемы, где под термином «стимулирование» имеется в виду внутренний психологический процесс, побуждающий индивида к действиям определенной направленности.
Рис. 2.5. Модель управления поведением индивида S-R (бихевиористический подход)
В дальнейшем представители необихевиоризма американские психологи Эдвард К. Толмен и Кларк Л. Халл модифицировали эту формулу, считая ее несовершенной. Они ввели дополнительную переменную І, подразумевая под ней психику. Формула, описывающая модель поведения, в трактовке необихевиористов приняла вид S-I-R. Тем самым, приверженцами бихевиоризма косвенно было признано участие психики в выработке условных рефлексов. Термин «психика» (от др.-греч. ψυχή – дыхание, душа) означает внутренний мир человека, охватывающий весь комплекс процессов и состояний, которые субъективно переживаются: потребности, восприятие, память, мышление, намерения, сны, ощущения, образы, представления, эмоции, мысли, цели, знания, умения, навыки, мотивы и т.п. Психика индивида проявляется в его выражениях, эмоциональных состояниях, поведении, деятельности и других внешне выразимых реакциях. Высшей формой психики выступает сознание. Не вдаваясь в сущность психических процессов, протекающих в отделах высшей нервной системы, бихевиоризм придал психике и сознанию роль «черного ящика». Оперантный бихевиоризм Берреса Скиннера. Представитель необихевиоризма Б. Скиннер, во многом опираясь на исследования И.П. Павлова, существенно расширил схему формирования условных рефлексов Дж. Уотсона. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, в 40-х гг. ХХ в. он создал учение об оперантном (инструментальном) поведении живых существ, оставаясь в рамках парадигмы «стимул-реакция», которую опубликовал под названием «поведение организмов». Б. Скиннер себе в качестве цели ставил научиться управлять поведением индивида. Он исходил из того, что поведение обусловлено рефлексами разного рода и определенной степени сложности. Главное отличие концепции формирования условных рефлексов, по Б. Скиннеру, состоит в подкреплении нового вида реакции (поведения). В известном эксперименте Б. Скиннера с голубем закреплялся выполняемый птицей поворот головы. Периодическое подкрепление этого движения дополнительной порцией еды приводило к тому, что голубь научился двигаться по кругу, то есть осуществлять новое для него сложное движение, состоящее из простых, следующих друг за другом движений. Таким образом, Б. Скиннером было экспериментально доказано, что, используя оперантное подкрепление, можно кардинально изменять поведение живого существа, то есть управлять индивидуальным поведением. Предложенный механизм формирования условных рефлексов Б. Скиннер назвал «оперантным обуславливанием», а соответствующую реакцию – «оперантным поведением». Сегодня в качестве синонима данного явления используют термин «оперантное кондиционирование». В отличие от классического кондиционирования, при оперантном отклик награждается (или наказывается) каждый раз после его возникновения. На этом основывается механизм оперантного обучения Б. Скиннера. Он лежит в основе адаптации животных к внешней среде, обучения их нетиповым формам поведения (дрессировке); в основе формирования навыков и привычек в детском возрасте; в основе таких обучений человека, как езда на велосипеде, фигурное катание, игра на музыкальном инструменте, плавание и т.д. Этот механизм достаточно часто используется руководителем как действенный инструмент управления поведением подчиненных. В соответствии с учением Б. Скиннера, для формирования оперантного поведения возможно использование двух видов подкрепления: позитивное подкрепление – использование стимула, который, следуя за желаемой реакцией, поддерживает ее, повышает вероятность ее повторения; негативное подкрепление – использование стимула, гасящего нежелательную реакцию и повышающего тем самым вероятность повторения желаемой реакции. В качестве подкрепляющих используются два альтернативных вида стимулов – поощрение желаемого поведения и наказание не желаемого поведения («кнут и пряник»). Действия человека основываются преимущественно на ожиданиях позитивного подкрепления. Вместе с тем, во многих ситуациях преобладает стремление избежать негативного подкрепления – наказания, боли, увольнения. Б. Скиннер выделил четыре режима подкрепления в зависимости от интервала времени, проходящего между подкреплениями и его объемом: подкрепление с фиксированным интервалом и фиксированным объемом; подкрепление с фиксированным интервалом и произвольным объемом; подкрепление с произвольным интервалом и произвольным объемом; подкрепление с произвольным интервалом и фиксированным объемом. Б. Скиннер разделил подкрепления на две группы – первичные и вторичные подкрепления. Первичные – удовлетворяющие биологические потребности индивида (еда, вода, физический комфорт и т.д.). Их ценностное значение для индивида не зависит от обучения. Вторичные (усвоенные) – это подкрепления, которые приобретают свойства удовлетворять индивида при помощи тесной ассоциации их с первичным подкреплением (деньги, внимание, благодарность и т.д.). Их ценностное значение для индивида зависит от обучения. Вторичные подкрепления делятся на 3 группы: 1) финансовое подкрепление (позитивное – повышение заработной платы, премирование; негативное – задержка и уменьшение заработной платы, депремирование, денежный штраф) – это наиболее очевидный инструмент, повышающий эффект подкрепления. Финансовое подкрепление должно быть непосредственно связанным с результатами деятельности работника; 2) нефинансовое подкрепление (позитивное – похвала, благодарность, ценный подарок, повышение в должности; негативное – критическое замечание, выговор, снятие с должности) – имеет тенденцию принимать форму обратной связи результата выполнения конкретного задания и исполнителя. Может зависеть от организационной культуры и стиля руководства, может принимать форму коучинга (коучинг – это стиль руководства, характерный тем, что руководитель в процессе общения с подчиненным обучает его самостоятельно находить способ выполнения задания, тем самым активизирует внутренние ресурсы работника, создает внутреннюю мотивацию, повышает степень удовлетворенности трудом, препятствует профессиональной деградации); 3) социальное подкрепление (позитивное – общественное признание, присвоение почетного звания, правительственная награда; негативное – общественное осуждение, порицание, социальный остракизм (не восприятие человека окружающими, лишение воли) – принимает форму межличностных отношений и приобретает важность в период проведения организационных изменений. На основе проведенных исследований Б. Скиннером было выдвинуто три закона индивидуального поведения человека. Закон оперантного обуславливания – поведение живых существ определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли последствия приемлемыми, нейтральными или неприемлемыми, живой организм будет повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем. Закон субъективной оценки вероятности последствий – человек способен предвидеть возможные последствия собственного поведения и избегать действий, ведущих к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем выше возможность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на его поведение. Если человеку кажется, что вероятность негативных последствий невелика, то он готов рискнуть и осуществить данное действие. Закон субъективной ценности подкреплений – для решения социальных вопросов необходим механизм, позволяющий осуществлять управления одних людей другими. Таким механизмом, по мнению Б. Скиннера, должен быть контроль над режимом подкреплений поведения. Наиболее значимое, ценное подкрепление необходимо предоставлять в случае проявления желаемого поведения или отказывать в его предоставлении в случае проявления нежелательного поведения человека. Ряд оппонентов бихевиоризма рассматривает оперантный метод обучения Б. Скиннера как угрозу превращения человека в бездушного робота. Однако, идеи бихевиоризма сегодня находят практичное воплощение в психотерапии, образовании, воспитании, спорте, менеджменте, технике дрессировке животных.
Объясняя механизм рефлекторного поведения индивида, бихевиоризм не дает ответа на вопрос, каким образом повышать заинтересованность человека в выполнении тех или иных действий, каким образом побуждать работника повышать производительность и качество труда. Это является компетенцией теории мотивации. Мотивация (от латин. movere – приводить в движение, толкать) – психический процесс, вызывающий активность человека и вынуждающий его к действиям определенной направленности. Образ, возникающий в сознании человека, побуждает его к активности и целенаправленным действиям, называют мотивом. Характеристиками мотива является структура, направленность, сила, стойкость, определяемые силой мотивационного возбуждения, пониманием результата деятельности и ее практического смысла. С бихевиористической точки зрения основным фактором, определяющим направленность мотива, является цель – конечный результат, на который умышленно направлен процесс мотивации. Примеры мотивов: самоутверждение, саморазвитие, самосовершенствование, власть, достижение и т.д. Важную роль в развитии мотивационных теорий сыграли работы американских психологов Дугласа Мак-Грегора и Фредерика Ирвина Герцберга. Теории мотивации «Х» и «Y» Дугласа Мак-Грегора. В 60-х гг. ХХ в. Д. Мак-Грегор предложил теории мотивации персонала «X» и «Y» (книга «Человеческая сторона предприятия»), описывающие альтернативные взгляды и отношения сотрудников организации к своей работе. Теория «X» предполагает, что люди работают только из-за денег, или из-за страха перед определенными угрозами. Теория «Y» исходит из предположения, что люди не лодыри и не безответственны. Исходные позиции, на которых базируются теории «X» и «Y», представлены в табл. 2.3. Положения теории «Х» созвучны с представлениями авторитарных руководителей. На положения теории «Y» ориентируются в своей деятельности руководители демократического стиля руководства. Таблица 2.3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|