Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постулаты теорий мотивации «X» и «Y»




Теория «X» Теория «Y»
Люди не любят трудиться и при первой возможности избегают работы У людей нет честолюбия, и они стремятся уйти от ответственности, предпочитая, чтобы ими управляли Больше всего люди стремятся быть защищенными Чтобы заставить работников трудиться, необходимо использовать принуждения, контроль, наказания Люди не имеют прирожденной неприязни к работе; при определенных условиях работники получают от нее удовольствие У человека от природы заложена способ-ность к творчеству, но интеллектуальный потенциал используется лишь частично Ощущение успеха приносит удовольствие Достигнутые успехи закрепляют веру в свои силы, и в результате они еще активнее стремятся достичь поставленных целей

В реальной жизни в отдельных случаях отношения индивида к труду полностью отвечает позициям одной или второй теории. Наиболее часто позиция и склонности подчиненных вписываются в рамки теории «Y», и преимущество руководителей отдается традиционным методам мотивации, базирующихся на позитивном подкреплении. Но в отдельных ситуациях, с отдельными людьми, руководители опираются на теорию «X», используя специфические методы мотивации, основанные на негативных подкреплениях.

Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга. В конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. на основе исследования опыта работы сотрудников крупной компании американским психологом Фредериком Ирвином Гербергом была разработана двухфакторная теория мотивации (публикация «Еще раз, как вы мотивируете сотрудников?», тираж которой превысил 1,2 млн. экз.). Ученым было установлено, что существует две абсолютно разные группы факторов, связанных с ощущением удовлетворенности и неудовлетворенности трудом.

1. Факторы, удерживающие на работе (гигиенические факторы, факторы здоровья) – административная политика, условия труда, размер заработной платы, межличностные отношения с руководителями, коллегами, подчиненными, степень непосредственного контроля над работой со стороны руководителя. Название «гигиенические» связано с тем, что так же, как и действительные гигиенические факторы в медицине, они носят превентивный характер. Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. Отсутствие или нехватка гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности человека своей работой. Но, обеспеченные в достаточном объеме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к необходимым действиям.

2. Факторы, мотивирующие к труду (мотиваторы) – успех, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности, возможности для творческого и карьерного роста. Мотиваторы связаны с характером и содержанием самого труда. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности человека своей работой. Вместе с тем, их присутствие должным образом вызывает удовлетворение и мотивирует работника к необходимым действиям.

Для того, чтобы достигнуть путем мотивации максимальной отдачи сотрудников, руководители должны обеспечивать наличие в необходимом объеме гигиенических и особенно мотивирующих факторов, включая мысли сотрудников относительно приоритетности определенных факторов внутри группы.

 

Таким образом, характер реакции индивида на изменения во внешней среде, то есть характер изменений в его поведении, формируется под влиянием следующих факторов:

осознание необходимости изменений;

ожидаемые последствия изменений;

опыт предыдущих изменений;

индивидуальные качества (черты характера, интеллект, потребности и мотивации, способ жизни, уровень образования и т.д.).

В процессе управления индивидуальными изменениями эти факторы необходимо учитывать и заблаговременно прогнозировать возможную реакцию человека на них.

Для осуществления изменений индивидуального поведения в рамках бихевиористического подхода необходимо осуществить такие действия.

1. Определить необходимость (цель) изменений в поведении индивида.

2. Провести структурный анализ существующей и желаемой моделей поведения индивида.

3. Провести функциональный анализ структурных составляющих и моделей в целом, выявить основные отличия.

4. Учитывая опыт предыдущих изменений, ожидаемые последствия, индивидуальные качества, разработать стратегию и методы вмешательства в поведение личности, обеспечивая желаемый результат.

5. Оценить эффективность вмешательства.

6. Провести запланированные изменения поведения индивида.

Когнитивный, или познавательный, подход к изменениям. Название подхода связано с понятием когниция (от латин. сognitiо– познание, изучение, осознание, знание) – способность к умственному восприятию и переработки внешней информации. Когниция обозначает познавательный процесс или совокупность психических (ментальных, умственных) процессов – восприятия, категоризации, мышления, языка и др., что способствуют обработке и преобразованию информации. Этот процесс включает осознание и оценку самого себя в окружающей среде и сопровождается построением особенной картины мира – все то, что составляет основу поведения человека.

Основная идея когнитивного подхода состоит в том, что изменить свое поведение можно, лишь изменив собственный процесс мышления, для чего необходимо осуществлять развитие позитивного мышления, четко устанавливать цели, избавляться от убеждений, приводящих к иррациональному (агрессивному, неэтическому, неправомерному, аморальному, асоциальному) поведению.

В основе этого подхода лежат научные положения когнитивной психологии – направления, зародившегося во второй половине ХХ в. и которое до сих пор является доминирующим в современной психологической науке. Толчком к возникновению данного направления послужило стремление ученых исправить основной недостаток бихевиоризма – игнорирование роли умственных процессов при осуществлении тех или других действий. Ученых-когнитивистов интересуют вопросы: какой образ мыслей у человека, осуществляющего действия; как, используя сознание, избегать иррациональных поступков; как человек может управлять собственными мыслями, чтоб быть здоровым, работоспособным и адекватным. Таким образом, сторонников когнитивной психологии, в отличие от бихевиористов, интересует роль сознания в механизме формирования и изменения индивидуального поведения человека.

Пионерами когнитивной психологии были признанные в мире американские ученые – психолог, когнитивный терапевт Альберт Эллис и психотерапевт профессор Аарон Бек. В 80-х гг. ХХ в. А. Эллис на основе двадцатилетнего собственного опыта работы врачем-терапевтом создал теорию рационально-эмоциональной поведенческой терапии, которая остается популярной и сегодня. Теория утверждает, что человек может самостоятельно влиять на свои эмоциональные реакции, ощущения и поведение. Так как он сам невольно заставляет себя страдать, он также может принудить себя прекратить испытание страданием. Для этого человеку необходимо изменить свои иррациональные убеждения, носящие характер требований, которые предъявляются к миру, окружающим и к себе. По мнению А. Эллиса, требования – это механизм саморазрушения, содержание которых является следующим.

1. Мне обязаны предоставить те вещи и те жизненные условия, которые я хочу иметь; я обязан быть защищенным от всех неприятностей, а в противном случае жизнь станет невыносимой, и я никогда не смогу стать счастливым.

2. Вы обязаны относиться ко мне уважительно и справедливо; вы не имеете права разочаровывать или огорчать меня, а иначе вы плохой человек.

3. Я должен делать это хорошо и/или получать одобрение важных для меня людей, а в противном случае я просто ни на что не способный человек.

Для иллюстрации принципа трансформации поведения путем изменения убеждений А. Эллисом была предложена модель, которой он дал название «модель АВС» (рис. 2.6). Событие А активирует, то есть инициирует формирование в сознании человека мыслей, убеждений, суждений В,которые, в свою очередь, вызывают определенные последствия и реакции – эмоциональные, физиологические и поведенческие проявления С. Влияя на сознание и изменяя убеждения, можно изменять поведение индивида. Поэтому модель АВС А. Эллиса можно трактовать как модель управления изменением поведения человека путем изменения убеждений и привычек индивида.

 

 

Рис. 2.6. Модель управления изменением поведения АВС

(когнитивный подход)

 

С целью изменения убеждений (коррекции иррациональных убеждений), по А. Эллису, следует сделать следующие действия.

1. Анализ активирующих событий (А).

2. Анализ ощущений (С), определение неприятных из них и возможных последствий.

3. Анализ иррациональных убеждений (В).

4. Проверка рациональности убеждений, то есть оценка, насколько имеющиеся убеждения отвечают реальности и насколько они вредны или небезопасны.

5. Изменение образа мыслей, нахождение альтернативного варианта, возможного в данной ситуации.

6. Составление плана действий.

Методы коррекции поведения человека при помощи психики, предложенные А. Эллисом, были дополнены исследованиями в сфере психотерапии А. Бека (монография «Когнитивная терапия и эмоциональные разлады»). Круг интересов А. Бека составляют негативные проявления личности, такие как депрессия, фобии, алкоголизм, наркозависимость и т.д. В результате исследований А. Бек пришел к выводу, что причиной негативного поведения людей является нарушение когнитивных процессов, проявляющиеся в виде неадаптивных мыслей, убеждений и образов. По выражению А. Бека, «человеческие мысли определяют их эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение, в свою очередь, формирует место человека в окружающей среде». Таким образом, действенным способом коррекции поведения человека является изменение иррациональных установок на рациональные.

К последним трудам в сфере управления индивидуальными изменениями в рамках когнитивно-поведенческого подхода относится монография американского профессора Джеймса Прохазки «Психология позитивных изменений» (2013 г.). Процесс изменения поведения индивида он представил в виде пяти стадий, которые циклически повторяются: «спокойствие», «сомнение», «планирование и подготовка», «действие» и «поддержка». Стадии характеризуются специфическими умственными операциями (когнитивные признаки) и имеют выраженные поведенческие признаки. Модель изменения поведения в структурном виде представлена на рис. 2.7.

 

Рис. 2.7. Модель изменения поведения индивида по Дж. Прохазке

(когнитивно-поведенческий подход)

 

На стадии «спокойствие» реализуемое поведение не является предметом размышлений. Происходит восстановление ресурсов, потраченных человеком в течение предыдущих изменений.

На стадии «сомнение» у человека появляется мысль о том, что его поведение не приносит ожидаемых результатов. При этом возникает вопрос – что необходимо изменить? Все найденные варианты рассматриваются как равнозначные. Человек ощущает внутренний конфликт, переживает влияние равных по степени привлекательности стимулов. В этот момент принимается решение о том, какие необходимо осуществить изменения, чтобы погасить внутренний конфликт.

На стадии «планирование и подготовка» человек начинает понимать как действовать, осуществляет планирование своих шагов и готовится к действиям. На стадии «действие» человек реализует свой план и достигает определенного результата. На стадии «поддержка» – оценивает требования от нового и старого вариантов поведения, в случае необходимости отстаивает новое поведение перед окружающими. При условии, что человек эффективно пройдет каждую стадию, каждый виток новых изменений принесет ему выгодное поведение.

Сегодня когнитивный подход широко используется в психотерапии, образовании и воспитании, менеджменте организаций и теории управления изменениями. Вместе с тем, он не дает объяснений, почему одни люди склонны видеть причины своего поведения в себе, а другие – в обстоятельствах; почему в одних семьях растут благополучные дети, а в других – неблагополучные. Основной недостаток когнитивного подхода к изменениям состоит в том, что он не учитывает в полной мере внутренний (духовный) мир человека, его позитивное и негативное влияние.

 

Психодинамический подход к изменениям. Идея подхода состоит в том, что во время изменений человек переживает определенную психологическую драму и постепенно, со временем должен это осмыслить. Подход сформован на основе четырех базовых моделей.

Модель 1. Пять стадий принятия изменений Элизабет Кюблер-Росс.

1. «Возражение» –человек, столкнувшийся с катастрофическими изменениями, часто не может их полностью принять и воспринять. Он не признает, что это произошло на самом деле, то есть возникает защитная реакция организма – ощущение недоверия и возражения (например, возникновение возражения в момент проигрыша любимой футбольной команды). Это связано с нежеланием и невозможностью психики человека воспринимать негативные новости и страх вместе с ними ощущать большую душевную боль.

2. «Гнев» – смирившись через некоторое время с тем, что случилось, человек начинает задавать себе вопрос: «Почему я?», «Как такое могло произойти именно со мной?», «Конечно, во всем виноваты врачи – наверное, они ошиблись в диагнозе!», «Почему они не заметили своевременно?» и т.п. Возникает чувство злости, разочарования и гнева, которые могут быть направлены как на окружающих, так и на самого себя: «Почему я раньше не бросил курить?», «Вечно у меня все не как у людей!». Благодаря стимулированию этих чувств человек пытается вытеснить действительные ощущения вследствие нежелания принять изменения и поверить в действительность.

3. «Торг» – истощившись в нападках на окружающих или на себя, человек все еще пытается определенным образом вернуть контроль над ситуацией. Стадия характеризуется внутренним диалогом или, если человек религиозный, разговором с Богом, которого просят подождать с неминуемым: «Я обещаю в дальнейшем вести себя хорошо, раскаяться во всех бывших грехах, если только доживу до свадьбы дочери... Я беру назад все плохое, что сказал об этих людях, пусть они только живут дальше». Таким образом человек снова пытается отклониться от настоящей реальности. Человек отчаянно ищет, как бы исправить ситуацию, ощущает чувство паники: «Если бы мне удалось это уладить, тогда все было бы хорошо!».

4. «Депрессия» – когда становится ясно, что никакие мольбы положения не исправят, приходит понимание действительной важности ситуации. Большинство в этот момент впадает в депрессию – ощущение грусти, скорби, отсутствия будущего, потери самого себя. Человек готов на все махнуть рукой. При этом для некоторых депрессия означает апатию или ощущение бессмыслицы, а для других – печаль или смешанные и противоречивые эмоции.

5. «Принятия» – у человека, который смог преодолеть депрессию, возникает ощущение спокойствия и понимания неизбежности того, что произошло. Человек полностью осознает свои ощущения, надежды, страхи и тревоги. Он готов к дальнейшей жизни и новым изменениям.

 

Модель 2. Кривая приспосабливаемости к изменениям Джея Адамса, Стивена Хейеса и Дж. Алана Хобсона содержит следующие стадии.

1. «Облегчение» – человек ощущает мгновенное облегчение от осведомленности о грядущих изменениях: «Наконец я точно знаю, что происходит, я так и думал, что мне это не померещилось».

2. «Шок или удивление» – человек отрицает все изменения, которые произошли, ощущает недоверие и удивление.

3. «Возражение» – законченное непринятие любых изменений, человек «доказывает» себе, что на самом деле ничего не происходит и все восстановится.

4. «Гнев» – человек бессознательно ощущает гнев и огорчение от происходящих изменений.

5. «Торг» – попытка любым способом предотвратить неминуемое.

6. «Депрессия» – человек отвечает на изменения апатией и печалью или становится совсем невосприимчивым к внешней среде.

7. «Принятие» – человек воспринимает реальность такой, как она есть.

8. «Экспериментирование» – после погружения во внутренний мир человек начинает понимать, что «извне» тоже что-то есть. «Может, о некоторых изменениях стоит хотя бы задуматься. Может, мне следует попросить описание новых обязанностей».

9. «Открытие» – человек выходит в новый измененный мир и делает открытие – все не так плохо, как он себе представлял. Возможно, менеджеры были правы, условия работы только улучшились.

 

Модель 3. Модель реакции на изменения Вирджинии Сатир.

1. «Начальная стадия» – состояние, когда человек получает все то, что получал раньше, продолжает делать то, что делал. Относительное равновесие при относительной гармонии всех компонентов системы. Присутствует некоторая неудовлетворенность, однако никто не осуществляет изменения.

2. «Инородный элемент» – попадание в действующую систему нового элемента-раздражителя (сотрудник, руководитель, закон или метод управления, система мотивации и др.), кардинально изменяющего расстановку сил.

3. «Хаос» – последствия действия нового элемента в системе. Внешний мир остается практически без изменений, тогда как внутренний мир человека испытывает значительные преобразования. Сначала человек ощущает недоверие, возражение или эмоциональный ступор, не знает, что думать, ощущать или делать. Пытается отрицать изменения, иногда даже удваивает усилия, чтобы сберечь прежнюю систему и состояние, саботирует внедрение нового. Перестает доверять окружающим, даже самым близким, не знает, к кому обратиться за помощью. В эмоциональном плане превалирует гнев, грусть, страх, паника и отчаяние, которые резко заменяются апатией и депрессией.

4. «Идея» – в наиболее тяжелую минуту в самых глубинах ума возникает идея, стающая первым шагом на пути к примирению с изменениями.

5. «Интеграция» – внутренний мир человека постепенно приспосабливается к новому порядку существования внешней среды.

Модель 4. Переломные моменты в процессе изменений Стивена Вайнберга.

1. Входящие в процесс внедрения изменений переломные моменты могут ему препятствовать или, наоборот, поддерживать.

2. Если изменения были некачественно запланированы, а реципиенты сознательно или несознательно решили им препятствовать и сопротивляться, все усилия руководителей изменений не увенчаются успехом.

 

Гуманистически-психологический подход к изменениям. В гуманистическом подходе приоритет отдается исследованию сознательного опыта человека, его высших потребностей. Человек рассматривается не как «черный ящик», способный только реагировать на входящие стимулы, а как целостное образование с природой. Человек не запрограммирован своим прошлым, а открыт для самосовершенствования.

Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что наивысшей прирожденной потребностью человека является потребность в самовыражении и самоактуализации,которая настает после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в любви, благосклонности, признании и оценке. Этим он подчеркивал важную роль самого индивида в построении своей личности. А. Маслоу, исследуя проблемы личностного роста и развития человека, доказал, что любая личность рождается с потребностью делать только хорошие дела. Его теория является своеобразной альтернативой бихевиоризма и психоанализа, которые отрицали творчество, любовь, дружбу, альтруизм и другие человеческие ценности.

Изучая биографии известных людей мира, А. Маслоу выделил характеристики самоактуализирующейся личности.

1. Эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.

2. Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. Центрирование на задании, а не на себе.

5. Определенная потребность в одиночестве.

6. Автономия, независимость от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть и новизна оценки.

8. Межличностность и опыт внешних состояний.

9. Ощущение причастности, единения с другими.

10. Более глубокие межличностные отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. Разграничение средств и целей, добра и зла.

13. Философское, невраждебное чувство юмора.

14. Самоактуализирующееся творчество.

Самоактуализированная личность не является совершенной, она может переживать и негативные чувства. Самоактуализация – это не избежание проблемы, а постепенное движение от проблем воображаемых и простых к реальным и сложным. А. Маслоу описал восемь путей самоактуализации.

1. Полное и самоотверженное переживание жизненной ситуации с повышенной осознанностью и интересом.

2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего, с риском оказаться в неизвестном.

3. Стремление стать реальным, существовать фактически, а не в потенциале.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на возникающие вопросы, необходимо искать, прежде всего, в себе.

5. Развитие способностей, умение верить своим мыслям и интуиции, поступать в соответствии с ними.

6. Всестороннее развитее своих потенциальных возможностей.

7. Стремление к избежанию психологических переживаний, то есть к состоянию, когда человек более полно осознает окружающий мир и себя, думает, действует и ощущает ясно, верно и точно.

8. Выявление своих «защит» и работа в направлении отказа от них.

Вместе с тем А. Маслоу утверждал, что уровня самоактуализации достигают не все. Характеристиками личности, достигшей уровня самоактуализации, является непринужденность в поведении, деловая направленность, избирательность, глубина и демократичность в отношениях, независимость в мыслях и суждениях, проявление творчества и т.п.

 

Приверженцем взгляда на личность как на продукт влияния сознательных оценок повседневных текущих ситуаций был также видающийся американский психолог Карл Роджерс, который фундаментальной компонентой структуры личности считал «я-концепцию», которая формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой и является интегральным механизмом саморегуляции ее поведения. В соответствии с содержанием созданной им личностно ориентированной психотерапии, индивид постоянно сравнивает себя с другими людьми, чтобы получить ответ на вопрос «Кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации личности к окружающей среде; негативный вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет полностью реализовать человеку свой потенциал.

Ключевым понятием теории К. Роджерса является безусловное позитивное отношение – забота о человеке, не требующая никаких личностных наград. Такое отношение создает условия для того, чтобы человек был тем, кем является в действительности, независимо от характера. Безусловное позитивное отношение отличается от позитивной оценки, сдерживающей поведение человека, когда его наказывают за одни действия и поощряют за другие.

В соответствии с теорией, полноценно функционирующий человек – это личность, находящаяся в процессе изменений, полностью осознающая собственное реальное «я» и характеризующаяся такими чертами, как открытость, реальное восприятие жизни, доверие собственным интуитивным суждением и внутренним импульсам, способность принимать верные решения. Такой человек свободно реагирует и объективно воспринимает собственную реакцию на сложившуюся ситуацию, стремится к самоактуализации и улучшению здоровья, являющимися главными мотивирующими факторами для людей, которым не препятствуют проблемы прошлого или убеждения, ограничивающие или изменяющие их поведение.

 

2.5. Теории и концепции обучения

 

Учебный процесс, ориентируясь, прежде всего, на идеи гуманизма, осуществляется в соответствии с определенными законами на основе действующих теорий психологии и педагогики. Отечественные и зарубежные ученые-педагоги по результатам исследований, подтвержденных практикой, сформулировали несколько теорий обучения, в каждой из которых за основу берется сложная диалектическая взаимосвязь всех психических процессов личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления и др.), а также мотивов, потребностей, интересов, чувств и воли как тех, кто обучается, так и тех, кто управляет этим процессом. Наибольшее распространение получили следующие теории и концепции.

Ассоциативно-рефлекторная теория – базируется на основных закономерностях условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, получившая наибольшее освещение в трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Их выводы были положены в основу теории, в разработке которой в дальнейшем приняли участие ученые Сергей Леонидович Рубинштейн, Юрий Александрович Самарин и Юрий Константинович Бабанский. В соответствии с теорией, процесс приобретения знаний, навыков и умений последовательно складывается из изложения учебного материала, его восприятия, осмысления, запоминания и дальнейшего использования на практике, то есть оперирования полученными знаниями в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Для продуктивного использования теории необходимо придерживаться таких педагогических условий: формирование активного отношения человека к обучению; ясное и последовательное изложение материала; активизация познавательной деятельности человека, проходящего процедуру обучения; демонстрация различных приемов умственных действий и их закрепление при помощи соответствующих упражнений. Преимуществом теории является возможность усвоения значительного объема теоретических знаний, которые должны стать основой для решения практических задач. Однако, подготовленный таким образом специалист много знает и мало умеет.

Теория последовательного (поэтапного) формирования умственной деятельности – начала развиваться в начале 50-х гг. ХХ в. и до сих пор считается незаконченной. В ее основе лежат работы Петра Яковлевича Гальперина, Даниила Борисовича Эльконина, Нины Федоровны Талызиной, которые пришли к выводу, что знания, навыки и умения, формирующиеся во время обучения, не могут быть усвоенными вне деятельности человека. То есть для безошибочного выполнения определенного действия человек должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах следует сосредоточить внимание. Таким образом, теория подчеркивает, что сначала формируются навыки и умения, а потом – знания.

Так, на первом этапе в результате исследования последовательности выполнения необходимого действия (например, инструкции, алгоритма действий) формируется так называемая примерная основа его выполнения. На втором этапе – материализованного действия – человек выполняет описанные действия. На третьем этапе – внеречевом – человек вслух проговаривает все действия, которые осваивает. На четвертом этапе – самостоятельном – последовательность действий проговаривается «про себя». На заключительном, пятом этапе – умственном – заканчивается процесс усвоения путем полного понимания содержания и значения выполняемых действий.

Преимуществами данной теории являются: сокращение времени формирования навыков и умений за счет описания и демонстрации образцового выполнения изучаемых действий; достижение высокой автоматизации выполняемых действий путем их алгоритмизации; обеспечение доступного контроля качества выполнения как действия в целом, так и его отдельных составляющих операций; возможность оперативной коррекции методик обучения с целью их совершенствования и автоматизации. Однако в ходе реализации теории наблюдается существенное ограничение возможностей усвоения теоретических знаний; возникают трудности в разработке методического материала; у обучающегося человека, может сформироваться стереотип мышления и моторных действий вместо развития интеллектуального потенциала.

Концепция проблемного обучения – совокупность взаимосвязанных методов и средств, которые обеспечивают возможности творческого участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности на основе поиска решений теоретических и прикладных заданий или имеющейся проблемы. В основу концепции положены идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи, который в 1894 г. основал в г. Чикаго исследовательскую школу, в которой в основе обучения лежали игры и трудовая деятельность вместо учебного плана. Основными психологическими условиями для успешного выполнения проблемного обучения в теории выступают следующие.

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Проблемные ситуации должны быть доступными для обучающихся.

3. Проблемные ситуации должны инициировать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть такими, чтобы обучающийся человек, не мог их выполнить, опираясь исключительно на уже накопленные знания, однако их должно быть достаточно для самостоятельного анализа проблемы и постепенного нахождения неизвестного.

Преимуществами проблемного обучения является высокая самостоятельность и формирование познавательного интереса или личностной мотивации у обучаемого.

Концепция программного обучения – овладение новыми знаниями осуществляется при помощи обучающего устройства (программированного учебника, методических материалов, персонального компьютера). Сущность концепции состоит в делении учебного материала на определенные взаимосвязанные дозы и их последовательное усвоение. Основными принципами программного обучения является последовательность, доступность, систематичность, самостоятельность и индивидуальность. Роль преподавателя сводится к отслеживанию изменений психологического состояния обучаемого человека и оценки эффективности поэтапного овладения им новым материалом, а в случае необходимости – регулирования программных действий. В соответствии с этим были разработаны разные алгоритмы обучения:

линейный алгоритм (алгоритм Б. Скиннера) – учебный материал делится на небольшие порции низкого уровня сложности, что обеспечивает правильность ответов на большинство открытых (вместо тестовых) вопросов (удельный вес ошибочных вопросов не должен превышать 5%). Программа позволяет сразу проверить правильность ответа и перейти к усвоению новой порции материала. Каждый слушатель пройдет одинаковый путь при усвоении материала;

разветвленный алгоритм (алгоритм Нормана Кроудера) – учебный материал делится на относительно большие порции и содержит достаточно сложные вопросы. Если человек, проходящий обучение не может справиться с поставленным заданием, он переходит к порции более глубокого уровня, которая является более простой. В качестве вопросов используются закрытые тесты (необходимо выбрать один вариант из приведенных ответов). Если был выбран неправильный ответ, то программа дает развернутое объяснение и отправляет слушателя на еще более глубокий уровень для повторного усвоения материала. В результате каждый слушатель пройдет обучение собственным путем, который будет отличаться от всех других;

адаптивный алгоритм (алгоритм Гордона Паска) – учебная программа поддерживает оптимальный уровень сложности нового материала индивидуально для каждого слушателя, тем самым автоматически адаптируясь к человеку.

Теория связей Эдварда Ли Торндайка. Основатель теории американский психолог и педагог Э. Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющих идеи с ассоциациями. Чем высшим есть интеллект, тем большее число связей он может установить. При этом Э. Торндайк предложил два основных закона обучения: закон упражнения и закон эффекта. Закон упражнения гласит, что чем чаще определенное действие повторяется, тем глубже оно поглощается сознанием и запоминается. Закон эффекта утверждает, что связи в сознании устанавливаются успешнее, если реакция на стимул сопровождается соответствующим поощрением.

Для описания значащих ассоциаций Э. Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты взаимозависимы. Процесс обучения облегчается, если новый материал будет осмысленным. Э. Торндайк также сформулировал концепцию «распространения эффекта» – готовность усваивать информацию из отраслей, сопредельных с теми, которые уже известны человеку. Он экспериментально изучал распространение эффекта с целью выяснения, влияет ли знание определенного предмета на усвоение других – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. По результатам экспериментов было установлено, что позитивное перенесение наблюдается только в случаях, когда отрасли знаний являются смежными. При этом обучение одному виду деятельности может препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать ранее усвоенный («ретроактивное торможение»).

Теория обучения Кларка Леонарда Халла – обучение происходит за счет того, что при каждом ответе возникает подкрепление в виде частичного удовлетворения, то есть «редукции», потребности. Индивид учится реагировать определенным образом, если в результате этого уменьшается влечение или потребность. Такая реакция становится привычкой. В соответствии с К. Халлом, привычка, которая усиливается с каждым подкреплением, является основным законом обучения. При отсутствии привычек и потребностей человек не станет осуществлять никаких действий, так как без приобретенной привычки не будет знать, как действовать, а без осознанной потребности лишится мотивации к действию. Поскольку ни один из этих психодинамических факторов невозможно наблюдать непосредственно, К. Халл назвал их «психическими конструктами», выступающими «промежуточными переменными» между стимулом и реакцией.

Теория социального обучения Альберта Бандуры – основным ее тезисом является утверждение, что обучение может быть организовано при помощи не только осуществления определенных действий, а и наблюдения за поведением других людей. При этом механизмами такого обучения является не только внешнее отслеживание последовательности осуществляемых действий, но и внутренние детерминанты – когнитивные переменные. Современная социально-когнитивная теория придерживается взгляда на человека как активное существо, использующее когнитивные процессы, чтобы представлять события, предвидеть будущее, выбрать рациональное направление действий и взаимодействовать с людьми. Поведение характеризуется взаимодействием человека с окружением.

Объектом наблюдения является не только модель поведения, но и последствия, к которым она приводит. Этот процесс был назван опосредствованным (косвенным) подкреплением, которое также имеет когнитивный компонент – ожидание последствий. А. Бандура подчеркивал ситуативную специфичность ожиданий и убеждений, связанную с умением человека тонко дифференцировать и группировать разнообразные условия и обстоятельства жизни. Вместе с тем, восприятие одной и той же ситуации является индивидуальным процессом и зависит от уникальных личностных черт характера, интеллекта и сознания человека.

В 1956 г. американский психо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...