Относительная эффективность методов обучения взрослого человека
С возрастом многие функции организма человека постепенно ослабевают (снижается зрение и слух, ухудшается память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), однако сами способности к обучению у взрослых (от 20 до 60 лет) существенно не меняются. При этом у людей, занятых умственным трудом, они сохраняются значительно дольше. Вместе с тем взрослые усваивают новые знания и навыки с разной скоростью и результативностью, поэтому при работе с ними необходимо уделять особенное внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и ощущение собственного достоинства каждого человека. В результате обучения сотрудник приобретает такое профессионально важное качество, как компетентность (от лат. competens – пригодный, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) – совокупность знаний и опыта, необходимых для самостоятельного принятия обоснованного решения и эффективной деятельности в выбранной профессиональной сфере. Компетентность придает мыслям, действиям и поступкам работника авторитет и значимость в глазах его коллег, подчиненных и руководства. Однако компетентность не является постоянным и неизменным качеством человека – для ее сохранения необходимо, во-первых, использовать приобретенные знания и навыки на практике, во-вторых, непрерывно обучаться и повышать уровень собственной профессиональной квалификации и компетенции. При этом важную роль в сохранении компетенции играет процесс самообучения.
Во время обучения, изучая новый для себе объект или процесс, индивид последовательно проходит четыре стадии развития компетентности: неосознанная некомпетентность, осознанная некомпетентность, осознанная компетентность и неосознанная компетентность (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Цикл развития компетентности индивида
На первой стадии развития компетентности (неосознанная некомпетентность) индивид только приступает к процессу обучения и поэтому не осознает, что практически ничего не знает об изучаемом объекте или процессе. На второй стадии (осознанная некомпетентность) индивид, непосредственно приступив к обучению, начинает осознавать, что объект или процесс, которые он начал изучать, являются достаточно сложными и требуют длительного времени на полное изучение и усвоение материала. На третьей стадии (осознанная компетентность) индивид уже частично прошел процедуру обучения и начинает осознавать, что на достаточном уровне ознакомился с исследуемым объектом или процессом. Начинает самостоятельно принимать решения и использовать полученные знания на практике. На четвертой стадии (осознанная компетентность) индивид полностью закончил процесс обучения, в полном объеме использует полученные знания и приобретенные навыки в практической работе и уже даже не задумывается над тем, что некоторое (непродолжительное) время тому назад он не владел всеми этими знаниями, то есть произошел процесс присвоения знаний. Приведенный цикл является замкнутым, и сразу после наступления четвертой стадии сотрудник начинает новый виток цикла развития компетентности на более высоком уровне, в другой плоскости.
В то же время, многие взрослые испытывают трудности при обучении. В большинстве случаев это связано с их неготовностью к изменениям и с психологическими причинами: опасением за свой авторитет, нежеланием выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствием собственного образа «солидного человека» роли ученика (нежеланием «вернуться в детство», «сесть за парту», получать низкие оценки, выходить к доске). С учетом этих и других проблем обучения взрослого человека особую популярность приобрела четырехступенчатая эмпирическая модель процесса обучения и усвоения человеком новой информации, предложенная Девидом А. Колбом и его коллегами из Case Western Reserve University. Исследователи выявили, что люди обучаются и приобретают новые знания одним из четырех способов:
путем практического опыта; путем наблюдения и рефлексии; при помощи абстрактной концептуализации; путем активного экспериментирования – отдавая одному из них преимущество перед другими. При этом обучение складывается из «выполнения» и «мышления», которые циклически повторяются. То есть невозможно эффективно обучаться чему-нибудь, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Вместе с тем не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов. В соответствии с данной моделью обучения были выделены такие его последовательные стадии: получение непосредственного опыта; наблюдение, в ходе которого происходит осознание нового материала; осмысление новых знаний, их теоретическое обобщение; экспериментальная проверка новых знаний и самостоятельное применение их на практике в разнообразных ситуациях – вымышленных, смоделированных и реальных (рис. 2.3). Рис. 2.3. Модель обучения Д. Колба
В соответствии с моделью Д. Колба процесс обучения может начинаться с любой стадии и протекает последовательно – до тех пор, пока не будут сформированы необходимые навыки. При этом процесс не цикличен, а представляет собой беспрерывную спираль, потому что новые обучающие действия происходят уже при других обстоятельствах, когда человек уже способен спрогнозировать его возможные последствия благодаря собственной осведомленности. Вместе с тем эффективное обучение должно приводить к обязательному прохождению и усвоению человеком всех четырех этапов модели. Д. Колб также подчеркивает целесообразность выбора сбалансированного профиля обучающегося человека путем приблизительно одинакового развития каждой из четырех стадий процесса обучения. Такой профиль является более эффективным благодаря гибкости и адаптированности.
Установлено, что выбор первого этапа получения знаний и навыков осуществляется человеком осознанно в зависимости от типа характера, возраста и накопленного практического опыта. Эту особенность процесса обучения взрослого человека английские психологи Питер Хони и Алан Мемфорд положили в основу классификации стилей обучения, которых ими было выделено четыре: «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики» (рис. 2.4). Каждому стилю свойственны свои сильные и слабые стороны, особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам. Активист – импульсивный, нацеленный на поиск ощущений экстраверт, стремящийся познавать новое в процессе работы методом проб и ошибок. Самостоятельный, активный, общительный, нетерпеливый, открытый и полный энтузиазма. Быстро включается в любую деятельность. Стремиться экспериментировать. Ему проще действовать, чем просчитывать возможные последствия. Монотонная работа быстро надоедает. Часто выходит в лидеры. Его девиз: «я хочу это сделать».
Рис. 2.4. Стили обучения П. Хони и А. Мемфорда Мыслитель – осторожный методологический интроверт, который сначала определенное время размышляет и только потом приступает к действиям. Уделяет много внимания сбору и анализу информации. Перед тем, как начать действовать, просчитывает все нюансы и подтексты. Часто не понимает, что необходимо делать и поэтому просит совета у других. Его девиз: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Теоретик – объективный рациональный интеллигент, решающий проблемы шаг за шагом, ценит рациональность и логику, стремиться к системному мышлению и совершенству. Заинтересованный в получении целостной картины явления, не доверяет интуиции. Его девиз: «я хочу понять это».
Прагматик – практичный реалист, стремящийся найти практические решения, быстро перейти к действиям. Стремится достичь успеха, действует быстро и уверенно. Полученные знания и навыки сразу претворяет в жизнь. Для него важно найти наиболее эффективный путь решения проблемы. Новые проблемы рассматривает как возможность продвижения вперед. Его девиз: «Хорошо то, что действует». Для определения стиля обучения, которому человек дает предпочтение, исследователи разработали ряд вопросников. Доказано, что люди, которые отдают предпочтение тому или иному стилю в «чистом» виде, встречаются крайне редко, однако наблюдается обязательное доминирование одного или двух стилей обучения, что определяет особенности образовательного процесса и реакцию человека на определенные методы и усилия преподавателя.
Существует много исследований, которые классифицируют разные виды личности в зависимости от индивидуальной реакции на изменения. Наибольшее распространение получила модель, которую еще в 40-х гг. ХХ в. разработали Изабелла Майерс и Катерина Бриггс (модель MBTI) и в основе которой лежат труды швейцарского психоаналитика Карла Юнга. Модель позволяет определить один из шестнадцати типов личности и включает 8 шкал, объединенных попарно. 1. Шкала Е-І – «источник энергии»: а) экстраверсия ( е xtraversion ) (Е) – энергия черпается из внешнего мира, заданий и объектов; б) интроверсия (і ntroversion) (І) – энергия черпается из внутреннего мира, мыслей и чувств. 2. Шкала S - N – «центр внимания и способы получения информации»: а) ощущения (S ensing) (S) – связаны с пятью ощущениями, настоящим и будущим; б) интуиция (i N tuition) (N) – связана с будущими возможностями и ожиданиями. 3. Шкала T-F – «способ принятия решения»: а) мышление (T hinking) (Т) – принятие решения объективно и логично на основе четкого разграничения верного и неверного; б) чувства (F eeling) (F) – принятие решений на эмоциональной основе и личных ценностей. 4. Шкала J-P – «способ подготовки решения»: а) суждения (J udging) (J) – жизнь в упорядоченном и своевременно предвиденном мире; б) восприятие (P erception) (P) – жизнь в более гибком и стихийном мире, где открыты варианты выбора и решения не принимаются до последнего момента. Соединение шкал дает определение одного из 16 типов личности, например: ENTP, ISFJ и т.д. Для простоты анализа типы МВТI были объединены в четыре категории, характеризующие отношение человека определенного типа к изменениям. Первая – осторожные и предусмотрительные люди – задумчивые реалисты (интроверты, отдающие предпочтение чувствам). Вторая – люди, создающие концепции, отображающие реальное состояние дел – задумчивые новаторы (интроверты, отдающие предпочтение интуиции). Третьи владеют энергией и энтузиазмом для выполнения замысла – активные реалисты (экстраверты, отдающие предпочтение чувствам). Четвертые – активные новаторы (экстраверты, отдающие предпочтение интуиции) – готовы к быстрому освоению новых горизонтов (табл. 2.2).
Чтобы воспользоваться на практике данным методом при управлении изменениями необходимо ответить на следующие вопросы. 1. Что Вам подходит из разных параметров, а что нет? 2. Как Вы ведете себя с человеком подобного типа при сложных изменениях? 3. Какая помощь Вам необходима для преодоления изменений?
Таблица 2.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|