Деревянные духовые народные инструменты.
Деревянные духовые народные инструменты. Нежный звук свирели раньше хорошо знали на Руси. Так же, как на рожке или жалейке, на ней играли пастухи, собирая стадо. Помните пастушка Леля из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»? Его песни сопровождаются звучанием флейты, имитирующим свирельный наигрыш. Свирель - это и есть духовой инструмент, когда-то очень распространенный в России и на Украине. Он состоит из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями и свистками. Объем ее звучания был очень невелик - исполнять на свирели можно было только самые простые мелодии. В конце XIX века В. В. Андреев ввел свирель в свой оркестр русских народных инструментов. Но для того, чтобы стать полноправным членом оркестра, свирели понадобилось усовершенствование. Сейчас ее диапазон составляют две октавы - от ми первой до ми третьей октавы. Жалейка. Жалейка. Как и самый близкий ее родственник, пастуший рожок, жалейка - небольшая трубка из дерева или тростника. Только у рожка, который делается еще и из бересты, трубка расширяется и заканчивается раструбом, а у жалейки нижний конец цилиндрической трубки вставляется в раструб из коровьего рога или бересты. В боковых стенках трубки есть несколько отверстий. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки различной высоты. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый. Жалейка невелика - всего сантиметров десять. Рожок бывает значительно длиннее, поэтому его иногда сгибают, как трубу или валторну. · Послушаем РНП «Не будите меня молоду» (рожки). Ударные народные инструменты - очень различны: ложки, марокасы, трещотки, палочки, коробочки и другие.
Трещотки - старый русский народный инструмент. Состоит он из сухих тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах.
Трещотки.
Урок 33. Клавишные инструменты. Самый большой из всех музыкальных инструментов - орган. Играют на нем, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент и родственником он оказывается не клавишным инструментам, а маленькой флейте. В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе. Инструмент этот древние греки называли флейтой Пана. Считалось, что придумал его бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть легко: ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее - не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли: нагнетать воздух стали мехами, такими же, как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне. Орган – старинный клавишно-духовой инструмент сложного устройства. Его называют королем музыкальных инструментов. Он состоит из труб, механизма для нагнетания воздуха и кафедры (аппарата управления). В кафедре находятся клавиатура для рук, клавиатура для ног и переключатели регистров. Клавиатура для рук называется мануал. У органа может быть от двух до пяти мануалов. Клавиатура для ног называется педаль. Она нужна для исполнения очень низких звуков. Группа труб одинакового тембра называется регистром органа. Регистры дают возможность подражать звучанию разных инструментов, например флейты или гобоя. Благодаря своему устройству орган имеет густой, тянущийся, богатый по тембру и динамике звук. Широкий диапазон инструмента включает все октавы.
Замечательным органистом был композитор И. С. Бах. Он написал для органа множество произведений. · Послушаем «Хоральную прелюдию» фа- минор Баха.
В средние века орган привлек к себе внимание церкви. Его торжественное и мощное звучание очень подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами. У нас в России орган был больше светским, а не церковным инструментом, потому что в православной церкви он не использо-вался в богослужении. Клавесин – это клавишно-струнный щипковый инструмент. Существовали клавесины двух типов: крыловидной формы большого размера (вертикальный или горизонтальный) и меньшего размера – квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Инструменты первого типа обычно называют клавесином, а второго – спинетом. Вёрджинелом в Англии в 16 в. называли оба типа клавесина, но чаще – инструменты квадратной формы.
Значительной была роль клавесина как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы XVII - XVIII веков: итальянские, французские, немецкие, английские. В истории музыки их называют клавесинистами. Наиболее известны французские клавесинисты - Куперен, Дакен, Рамо. Они писали танцы для клавесина, такие, как менуэт, гавот, ригодон, создавали своеобразные музыкальные портреты и картинки: «Жнецы», «Вязальщицы», «Флорентинка», «Цыганка», «Бабочки» и даже... «Курица». Эти изящные небольшие пьесы, обильно изукрашенные мелизмами, были вполне в духе того времени, когда носили пудреные парики, платья со множеством бантиков и кружев. К этому «галантному стилю» очень подходил и тембр клавесина, напоминающий звук струнных щипковых инструментов, но более полный и богатый. При нажатии на клавишу струну зацепляет воронье перо. Звук получается нежный, звенящий, быстро затихает. Чтобы его продлить, часто использовались украшения – трели, морденты, форшлаги. · Послушаем пьесу Куперена «Тростники» и пьесу Берда «Флейта и барабан» из сюиты «Битва». Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломеo Кристофори изобрел новый инструмент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|