Фортепиано – это клавишно- ударный струнный инструмент. Во время нажатия на клавишу по струне ударяет специальный деревянный молоточек, обтянутый войлоком. Теперь исполнитель мог играть громче или тише – пиано или форте. Отсюда и пошло название инструмент
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20 Фортепиано – это клавишно- ударный струнный инструмент. Во время нажатия на клавишу по струне ударяет специальный деревянный молоточек, обтянутый войлоком. Теперь исполнитель мог играть громче или тише – пиано или форте. Отсюда и пошло название инструмента. Со временем появились педали, которые сдвигали молоточки так, что они задевают не все струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу. Правая педаль позволяет звуку тянуться, пока не угаснет. Благодаря этому в фортепианной музыке появились новые краски, новые эффекты. Мастером таких эффектов был французский композитор Клод Дебюсси. · Послушаем две его пьесы из «Детского уголка» - «Маленький пастух» и «Колыбельная Джимбо».
На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль (по-французски royal - королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный - пианино (по-итальянски pianino - маленькое пиано). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей силой звука. Очень многие композиторы XIX и XX века писали для фортепиано. Их привлекают его огромные, поистине безграничные возможности. Его диапазон включает в себя диапазоны почти всех остальных музыкальных инструментов. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может, и как целый оркестр. Для фортепиано писали Бетховен, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Шопен и Григ, Чайковский, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов и Скрябин. Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл Лист, который не только сочинял фортепианные пьесы, но и перекладывал для рояля различные произведения, написанные для симфонического оркестра, вплоть до симфоний Бетховена. Лист хотел доказать, что рояль не уступает оркестру по своим выразительным, художественным возможностям.
· Послушаем пьесу Листа «Кампанелла».
Оглавление Тема 1. Содержание музыкальных произведений и музыкальный образ. 1 Особенности содержания и программность в музыке. Музыкальная тема. Музыкальный образ. 5 Образное содержание тем и особенности музыкального языка. Тема 2. Музыкальный портрет. Речь музыкального героя. 8 Эпические портреты в музыке. 12 Создание комических образов в музыке. Бытовая сценка. 13 Музыкальные портреты детей в советской музыке. 15 Драматический музыкальный образ. 17 Интонация изобразительная (движение, действие). 19 Тема 3. Музыкальная форма. Этапы её развития. Музыкальный синтаксис. 20 Основные приемы развития в музыке. 23
Кульминация как этап развития. 25 Тема 4. Простые формы. Форма периода. 26 Простые 2-х и 3-х частные формы. Куплетная форма. 27 Репризные формы 2-х и 3-х частные. Сложная трёхчастная репризная форма. 28 Тема 5. Вариации как способ развития и форма. 29 Тембровые, остинатные вариации. Классические вариации.. 30 Свободные вариации. Двойные или тройные вариации. 31 Тема 6. Форма рондо. Рондо французских клавесинистов. 32 Рондо венских классиков. 33 Рондо в вокальной музыке 34 Тема 7. Полифонические жанры и формы. Виды полифонии. Подголосочная полифония 35 Канон. Имитации. Контрастная полифония. 37 Жанр фуги. Способы развития и кульминация в полифонических пьесах 39 И. С. Баха. Тема 8. Музыкальные инструменты. Инструменты симфонического оркестра. 41 Происхождение музыкальных инструментов. Семейства инструментов. Группа струнных смычковых инструментов.
Группа деревянных духовых инструментов. 43 Группа медных духовых инструментов. 45 Группа ударных инструментов. Симфонический оркестр. 46 Инструменты народного оркестра. 51 Клавишные инструменты. Орган. Клавесин. Фортепиано. 55 Приложение
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО. 02. УП. 02. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
Составила Березина М. Н. г. Волгоград ДШИ № 5 2021 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|