Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы анализа документов и продуктов деятельности




Раздел 1. Предмет и методология психологии и педагогики

Предмет и задачи психологии и педагогики

 

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики субъекта, межсубъектных взаимодействий и психических явлений.

Объект психологии – личность, общение, деятельность и группы.

Предметом психологии являются факты, закономерности, механизмы, аспекты психических явлений.

Задачи психологии:

  1. Описание и анализ психических явлений
  2. Исследование механизмов функционирования психики и психических явлений
  3. Выработка рекомендаций по оптимизации функционирования человеческого фактора

Педагогика – это наука о закономерностях обучения и воспитания человека с помощью целенаправленной и специально организованной системы образования.

Объект педагогики – образование как особая деятельность по приобщению человека к жизни в обществе.

Предмет педагогики – система отношений, возникающих в образовательной деятельности.

Задачи педагогики:

1. выявление и изучение закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами

2. прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем

3. исследование сущности, структуры и функций педагогического процесса

4. разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления

5. разработка методик самообразования и самовоспитания

Функции педагогики: научно-теоретическая, конструктивно-техническая (нормативная, регулятивная).

Научно-теоретическая функция реализуется в описании и диагностике педагогического процесса, прогнозировании эффективных моделей этого процесса.

Конструктивно-техническая функция реализуется через разработку методических материалов, внедрение их в практику и корректировку процесса обучения и воспитания.

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.


Принципы и этапы научного исследования в психологии и педагогике

Психология и педагогика руководствуются следующими общенаучными принципами:1)системности; 2) детерминизма; 3) историзма; 4) единства сознания и деятельности; 5) индивидуальности; 6) развития.

Принцип системности. Ключевой категорией данного принципа является категория «системы».

Система – это целостная структура, функционирующая в плане достижения какой-либо цели и обладающая системными качествами, определяемыми взаимодействием с другими, внешними системами и не сводимыми к свойствам отдельных элементов данной системы.

Существенными свойствами такой реальности, как система являются:

  1. целостность,
  2. включенность в метасистемы (т.е. в системы более высокого порядка),
  3. взаимодействие элементов,
  4. наличие системных свойств.

И психические явления и объекты педагогики (личность, группа, общение и др.) являются сложными, многоуровневыми и динамичными системами, которые в разных социальных и предметных контекстах обнаруживают разные системные качества.

Принцип детерминизма состоит в том, что любое психическое, педагогическое явление детерминировано, т.е. имеет причину. Нет ничего случайного. И задача исследователя или практика – найти причину.

Принцип историзма состоит в том, что любое явление необходимо рассматривать в историческом контексте. А именно – в контексте его индивидуальной истории развития, функционирования, и в широком контексте исторических условий существования.

Принцип единства сознания и деятельности.

Данный принцип означает, что сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности и общения.

Принцип индивидуальности. Согласно принципу индивидуальности в любом психическом явлении следует выделять как общее, так и индивидуальное. В частности, педагог должен видеть в каждом ученике индивидуальные особенности и, в то же время, уметь отнести его к определенному типу личности.

Принцип развития психических явлений (а также педагогических объектов, ситуаций). Как писал Рубинштейн «Закономерности всех явлений, и психических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».

Этапы исследования:

1) постановка проблемы;

2) формулирование гипотез исследования;

3) выбор методов и методик исследования;

4) пилотажное (пробное) исследование;

5) основное исследование;

6) математическая обработка полученных эмпирических данных;

7) анализ и интерпретация полученной информации;

8) внедрение результатов исследования в практику.


Методы научных исследований в области психологии и педагогики

Наблюдение

Научное наблюдение (в отличие от житейского) – это целенаправленное и организованное восприятие исследователем изучаемого объекта и объяснение полученных фактов.

Виды наблюдения: 1). включенное и невключенное; 2). открытое и скрытое.

Достоинства метода: естественность изучаемого явления, его многомерность.

Недостатки метода: субъективизм наблюдателей (гало-эффект, влияние настроения наблюдателя, личные контакты с наблюдаемым, психическое пресыщение наблюдателя.

Требования к осуществлению:

1. целенаправленность и конкретность (что наблюдаем? Что фиксируем в качестве индикаторов?),

2. систематичность,

3. объективность (достигается увеличением числа наблюдателей),

4. стандартизованная процедура фиксации результатов,

Эксперимент

Эксперимент – метод целенаправленного моделирования ситуации, позволяющей выявить и исследовать закономерности психологических явлений.

Виды эксперимента: 1) лабораторный и естественный; 2). индивидуальный и групповой.

Достоинства метода: объективность, возможность произвольно регулировать независимые переменные и изучать явление в «чистом» виде.

Недостатки метода: проблема соответствия реальности данных, полученных в эксперименте, проблема влияния экспериментатора на результат.

Требования к осуществлению:

1. ограничение факторов, воздействующих на фиксируемые переменные

2. добровольность

3. правильный выбор группы испытуемых (репрезентативность)

4. статистическая достоверность результатов

Тесты

Тест – это стандартизованное испытание, в ходе которого испытуемый выполняет задание или отвечает на вопросы, имеющие косвенный характер.

Достоинства метода: стандартизация условий и результатов, простота применения, оперативность и экономичность, дифференцированный характер оценки, объективность (защищенность от экспериментатора).

Недостатки метода: опасность «слепых», случайных ошибок; опасность фальсификации («профанации»); потеря индивидуального подхода; формализация общения и процедуры.

Требования к осуществлению:

1. наличие официальных полномочий

2. стандартные бланки

конфиденциальность

ограничение времени тестирования до 1,5 часов

3. четкая инструкция

4. контроль тестирующего

Методы опроса

Это методы сбора широкой, статистически значимой информации (или сбора предварительной информации), в основе которых лежит предъявление испытуемому вопросов и последующая интерпретация его ответов. К методам опроса относят анкетирование, интервью, беседу. Формы вопросников бывают открытые (ответ пишет сам испытуемый), закрытые (все варианты ответов предусмотрены), смешанные (приведены варианты и предусмотрена строчка для «своих» вариантов ответов)

Достоинства метода: широта охвата, простота применения, оперативность, формализация результатов.

Недостатки метода: субъективизм ответов (основанных на самоанализе), опасность фальсификации и другие недостатки.

Требования к построению вопросов:

1. должны содержать три категории вопросов: о субъекте, об источниках информации, на выявление мнений.

2. короткие формулировки вопросов

3. конкретность

4. избегать социально-одобряемых или отвергаемых формулировок

5. вопросы на выявление негативных отношений ставить после позитивных

6. вводить «спасительные» формулировки, смягчающие категоричность (типа: случайно, возможно, иногда...)

Методы анализа документов и продуктов деятельности

Анализируются магнитофонные записи, протоколы, телеролики, статьи, дневники, письма, продукты творчества...

Основные проблемы метода: надежность документа в зависимости от источника, достоверность (соответствие реальности).

Требования и рекомендации:

различать информацию событийную и оценочную

1. анализ целей автора (затрагивает ли его личные интересы)

2. выявление образа получения автором информации

3. оценка ситуации (располагает ли к объективности)

4. использовать контент-анализ и интент-анализ.

Контент-анализ позволяет выявить истинное отношение субъекта к реальности, его чувства, интересы, установки.

Интент-анализ позволяет выявить истинные цели (интенции) автора текста. Предполагает выявление и квалификацию содержащих интенции фрагментов текста.

Методы шкалирования

Это количественная оценка какого-либо объекта или явления по заданным параметрам (шкалам).

Шкалы могут быть словесными, числовыми, графическими.

Метод предполагает определенный уровень развития речи, ассоциативного мышления, рефлексивности.


Раздел 2. Психология

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...