Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование как социальный феномен




Образование – не только ценность, но и целенаправ­ленно организованный процесс управления социализацией. Каждое общество может существовать только тогда, когда его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения. Человек становится личностью в процессе социализации, то есть, усваивая социальные нормы, способы деятельности и ценности. А социализация предполагает развитие, самоопределение, самореали­зацию личности. Целенаправленно организованный процесс управления социализацией и называется образованием. В этом состоит суть образования, как социокультурного феномена. Благодаря социализации человек обретает способность выполнять социальные функции.

Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). Образование в данном случае выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов, поэтому образование – социальное явление..

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. выделяют следующие социокультурные функции образования:

1. функция вхождения человека в мир науки и культуры,

2. функция социализации человека и обеспечения преемственности поколений,

3. функция формирования общественной и духовной жизни человека,

4. функция трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности,

5. функция развития региональных систем и сохранения национальных традиций,

6. функция передачи базовых культурных ценностей и целей развития общества,

7. функция активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке[4].

Вместе с появлением любого общества возникает образование (социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности). Образование развивается вместе с развитием трудовой деятельности, мышления, языка. На этапе первобытного общества образование было вплетено в систему социальных деятельностей. Взрослые, приобщая своих детей к выполнению трудовых и социальных обязанностей, в естественных условиях обучали и воспитывали их, передавали культурные традиции от поколе­ния к поколению.

Постепенно в ходе исторического развития процесс передачи знаний и социального опыта выделяется из других видов жизнедеятельности общества и cтановится делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием. Таким образом, образование становится особой сферой социальной жизни.

Расширяются границы общения людей, происходит развитие языка и культуры, а это при­водит к увеличению информации и опыта, передающегося молодым людям. Однако возможности освоения опыта были ограни­чены. Это противоречие разрешалось путем создания обществен­ных структур, или социальных институтов, целью которых являлось на накопление и распространение знаний.

При появлении частной собственности и выделении семьи как экономической общности людей возникает обособление обучаю­щих и воспитательных функций и уже осуществляется переход от общественного об­разования к семейному.В роли педагога выступают родители, а не общи­на, в связи с чем корректируется цель образования: воспитание хо­рошего хозяина, наследника, способного сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного благо­состояния.

Мыслители древности осознавали, что материаль­ное благополучие отдельных граждан и семей зависит от могуще­ства государства, которое может быть достигнуто лишь общественными формами образования. Например, древнегрече­ский философ Платон, считал обязательным для детей правящего класса получение образования в специальных госу­дарственных учреждениях. Его взгляды отражали существовавшую спартанскую систему обра­зования. С первых дней жизни воспитание ребенка находилось под контролем государства. С семи лет мальчиков отправляли в интернаты, в которых был установ­лен суровый уклад жизни. Главная цель образования в Древней Спарте: воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и ис­кусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы рабовладельцев.

Системы образования в Спарте и Афинах обеспечивали высокий уровень культуры населения. Характерные признаки для многих рабовладельческих обществ: существование наряду с семейным государственных, храмовых и других форм образования.

Изобретение письменности, мате­матической символики не только произвело переворот в способах накопления, хранения и передачи информации, но и существенно изменило содержание образования и методы обучения. Для организации усвоения учебного материала нужны были специально подготовленные люди. Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовно­го воспроизводства – образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреж­дениях.

Усложнение общественной жизни и государственного механиз­ма требовало все больше образованных людей. Подготовкой таких лиц стали заниматься городские школы, которые были независимы от цер­кви. В XII—XIII вв. в Европе появились достаточно автономные по отношению к феодалам, церкви и городским ма­гистратам университеты, ведущие подготовку врачей, аптекарей, юристов, нотариу­сов, секретарей и государственных чиновников.

Социальные потребности в образовательных людях возрастали, естественно изменялись организационные формы обучения. Индивидуальное обучение постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса. Учитель проводит занятия уже не с одним, а с несколькими учащимися разного возраста и разного уровня подготовки.

Но и такая форма обучения вскоре перестала удовлетворять потребности общества. Развитие различных отраслей промышленности, ремесел и торговли, повышение духовного уровня жизни общества привело к появлению новых потребностей в образовании. Благодаря этому возникло коллективное обучение детей. Коллективное обучение стало прообразом классно-урочной системы, достоинства которой способствовали ее быстрому распространению. Сейчас классно-урочная система является самой распространенной и преобладающей во многих странах мира.

Применение классно-урочной системы в школах и лекционно-семинарской — в университетах обеспечило организа­ционную четкость и упорядоченность образовательного процесса, позволило передавать информацию одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования и стало значительно доступнее для большинства населения.

Развитие образования в докапиталистическую эпоху не оказывало существенного влияния на производство и экономику. В образовании прогрессивные мыслители видели гуманистическую, просветительскую ценность. Крупная машинная индустрия потребовала смены старого способа производства, стереотипов мышления исистем ценностей и положение стало меняться. Развитие математики, естествознания, медицины, географии, астрономии и навигации, инженерного дела, необходимость широкого использования научного знания пришли в противоречие с традиционным, преимущественно гуманитар­ным, содержанием образования, в центре которого было изуче­ние древних языков. Разрешение данного противоречия было связано с возникновением реальных училищ и технических школ, высших технических учебных заведений.

В XIX в. в наиболее развитых странах были приняты законы об обязатель­ном начальном образовании.

Перед Второй мировой войной для успешного овладения ра­бочими специальностями потребовалось уже среднее образование. Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении школьных программ за счет естественно-на­учных дисциплин, отмене в ряде стран платы за начальное и сред­нее школьное образование. Основным условием воспроизводства рабочей силы становится среднее об­разование (неполное, а затем полное).

Вторая половина XX в. - период так называемого образовательного взрыва характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Такое стало возможным потому, что автоматы, придя на смену механическим машинам, изменили положение человека в производственном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гар­монично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и ис­полнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющий образовательной подготовки, сегодня фактически лишен возможности получить современную профессию.

Таким образом, выделение образования в специфическую отрасль духовного производства отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение. Образование как социальное явление — это прежде всего объективная общественная ценность. Уровень развития образовательной сферы задает тон нравственному, интеллектуальному, научно-техническому, духовно-культурному и экономическому потенциалу любого общества. Цели образования определяются потребностями и возможностями общества.

Образование, имея общественную природу и исторический характер, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его по­литических и идеологических установок, так как и педагоги, и вос­питанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление можно рассматривать как относительную самостоятельную систему, основной функцией которой является обучать и воспитывать членов общества, ориентированных на овладение опреде­ленными знаниями, умениями, навыками, нравственными ценностями, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...