Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоционально-волевая сфера личности




Эмоции и чувства

Эмоции – это состояния, отражающие отношение субъекта к значимым для него объектам.

Эмоции кратковременны и динамичны. Это конкретная реакция на конкретную ситуацию.

Чувства – это устойчивые состояния, выражающие глубинные отношения субъекта к различным сторонам действительности. Они устойчивы.

Основные функции эмоции:

1. Сигнальная. Это значит, что сама эмоция является сигналом (прямой, непосредственной оценкой ситуации).

2. Регуляторная. Состоит в том, что эмоции регулируют поведение.

3. Мотивационная. Состоит в том, что эмоции являются ядром мотивов, а именно – опредмеченных побудителей деятельности и поведения.

Теории эмоции

Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге устанавливает связь эмоций и поведения (физиологических реакций). Обыденное сознание исходит из следующей связки: Э→R. То есть сначала эмоция, а потом реакция и поведение. У бихевиористов Джеймса и Ланге эмоция является следствием реакции на внешний стимул:

St →R→Э

Т.е. в афористичном выражении авторов теории «не ″мы бежим, потому, что испугались″, а ″мы испугались, потому, что бежим″».

Информационная теория П.В.Симонова устанавливает связь эмоций (их интенсивности и знака) с информацией:

Э = П (Ир – Ио),

где Э – эмоция,

П – потребность в информации о ситуации,

Ир – реальная информация,

Ио – ожидаемая информация.

Теория фундаментальных эмоций Кэррола Е. Изарда). По Изарду существуют всего десять фундаментальных эмоций (что соответствует количеству эмоциональных центров в ГМ), которые являются общими для человека и высших животных: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Все остальные являются производными от них.

Виды эмоций.

По воздействию на организм выделяют следующие эмоции:

1. Стенические, т.е. улучшающие жизнедеятельность организма.

2. Астенические, т.е. ухудшающие жизнедеятельность организма.

3. Амбивалентные, то есть двойственные, или нейтральные.

Формы эмоций.

Одна и та же эмоция может принимать разные формы:эмоциональный тон, настроение, аффект.

Эмоциональный тон имеет предметный характер. То есть, человек не осознает, что это его эмоция и приписывает свое отношение, оценку свойствам предмета. Настроение уже имеет личностный характер. Человек его осознает. Настроение сильно влияет на протекание когнитивных процессов. Аффект – быстро и бурно протекающая эмоция сопровождающаяся нарушением волевой регуляции и сужением сознания.

Стресс

Зачастую к эмоциям причисляют стресс. Но это не столько эмоция, сколько целостное функциональное состояние всего организма.

Автор термина «стресс» Ганс Селье понимал под стрессом общий адаптационный синдром организма, возникающий в ответ на воздействие стрессогенных факторов.

Психологически смысл стресса, по мнению Селье состоит в мобилизации ресурсов организма в экстремальной ситуации.

Стрессоры делятся на физиологические (опасность, чрезмерно высокие или низкие температуры и др. экстремальные факторы среды) и психологические (риск, новизна деятельности, ответственность, дефицит времени).

По типу реагирования на стрессор выделяют возбудимый и тормозной типы. Возбудимый тип – реагирует повышением активности. Тормозной тип проявляется вялыми движениями, прикованностью внимания к одной точке.

По предрасположенности к стрессам людей делят на тип А и тип Б. Личности, относящиеся к типу А часто испытывают стрессы, отличаются целеустремленностью, стремлением к победе, агрессивностью. Представители типа Б редко испытывают стрессы, доброжелательны, расслаблены, не стремятся первенствовать. На Рис. 2. представлены фазы стресса.

Рис.2. Фазы стресса

Волевая регуляция

Воля – регулирующая сторона сознания, заключающаяся в способности совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей.

Все действия по волевой регуляции делятся на следующие виды:

произвольные

непроизвольные

послепроизвольные

Произвольные действия характеризуются наличием цели, плана действий и волевым усилием (т.е. преодоленной трудностью: внешнего препятствия или внутренних барьеров, лени).

Непроизвольные действия – это действия, не имеющие осознанной цели, плана и преодоленных трудностей. Мотивы своего поведения человек объяснить не в состоянии.

Послепроизвольные действия характеризуются наличием цели, но отсутствием волевого усилия (вследствие отсутствия трдностей).

Структура волевого акта

1. Постановка цели и появление стремления к ее достижению.

2. Выбор средств для достижения цели.

3. Борьба мотивов и принятие решения действовать.

4. Реализация действия.

Основной принцип развития волевых качеств личности состоит в формировании опыта волевого поведения. А для этого трудности должны быть посильными. Иначе сформируется состояние выученной беспомощности, апатия, слабоволие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...