Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоции и чувства Эмоции – это состояния, отражающие отношение субъекта к значимым для него объектам. Эмоции кратковременны и динамичны. Это конкретная реакция на конкретную ситуацию. Чувства – это устойчивые состояния, выражающие глубинные отношения субъекта к различным сторонам действительности. Они устойчивы. Основные функции эмоции: 1. Сигнальная. Это значит, что сама эмоция является сигналом (прямой, непосредственной оценкой ситуации). 2. Регуляторная. Состоит в том, что эмоции регулируют поведение. 3. Мотивационная. Состоит в том, что эмоции являются ядром мотивов, а именно – опредмеченных побудителей деятельности и поведения. Теории эмоции Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге устанавливает связь эмоций и поведения (физиологических реакций). Обыденное сознание исходит из следующей связки: Э→R. То есть сначала эмоция, а потом реакция и поведение. У бихевиористов Джеймса и Ланге эмоция является следствием реакции на внешний стимул: St →R→Э Т.е. в афористичном выражении авторов теории «не ″мы бежим, потому, что испугались″, а ″мы испугались, потому, что бежим″». Информационная теория П.В.Симонова устанавливает связь эмоций (их интенсивности и знака) с информацией: Э = П (Ир – Ио), где Э – эмоция, П – потребность в информации о ситуации, Ир – реальная информация, Ио – ожидаемая информация. Теория фундаментальных эмоций Кэррола Е. Изарда). По Изарду существуют всего десять фундаментальных эмоций (что соответствует количеству эмоциональных центров в ГМ), которые являются общими для человека и высших животных: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Все остальные являются производными от них.
Виды эмоций. По воздействию на организм выделяют следующие эмоции: 1. Стенические, т.е. улучшающие жизнедеятельность организма. 2. Астенические, т.е. ухудшающие жизнедеятельность организма. 3. Амбивалентные, то есть двойственные, или нейтральные. Формы эмоций. Одна и та же эмоция может принимать разные формы:эмоциональный тон, настроение, аффект. Эмоциональный тон имеет предметный характер. То есть, человек не осознает, что это его эмоция и приписывает свое отношение, оценку свойствам предмета. Настроение уже имеет личностный характер. Человек его осознает. Настроение сильно влияет на протекание когнитивных процессов. Аффект – быстро и бурно протекающая эмоция сопровождающаяся нарушением волевой регуляции и сужением сознания. Стресс Зачастую к эмоциям причисляют стресс. Но это не столько эмоция, сколько целостное функциональное состояние всего организма. Автор термина «стресс» Ганс Селье понимал под стрессом общий адаптационный синдром организма, возникающий в ответ на воздействие стрессогенных факторов. Психологически смысл стресса, по мнению Селье состоит в мобилизации ресурсов организма в экстремальной ситуации. Стрессоры делятся на физиологические (опасность, чрезмерно высокие или низкие температуры и др. экстремальные факторы среды) и психологические (риск, новизна деятельности, ответственность, дефицит времени). По типу реагирования на стрессор выделяют возбудимый и тормозной типы. Возбудимый тип – реагирует повышением активности. Тормозной тип проявляется вялыми движениями, прикованностью внимания к одной точке. По предрасположенности к стрессам людей делят на тип А и тип Б. Личности, относящиеся к типу А часто испытывают стрессы, отличаются целеустремленностью, стремлением к победе, агрессивностью. Представители типа Б редко испытывают стрессы, доброжелательны, расслаблены, не стремятся первенствовать. На Рис. 2. представлены фазы стресса.
Рис.2. Фазы стресса Волевая регуляция Воля – регулирующая сторона сознания, заключающаяся в способности совершать целенаправленные действия, требующие преодоления трудностей. Все действия по волевой регуляции делятся на следующие виды: произвольные непроизвольные послепроизвольные Произвольные действия характеризуются наличием цели, плана действий и волевым усилием (т.е. преодоленной трудностью: внешнего препятствия или внутренних барьеров, лени). Непроизвольные действия – это действия, не имеющие осознанной цели, плана и преодоленных трудностей. Мотивы своего поведения человек объяснить не в состоянии. Послепроизвольные действия характеризуются наличием цели, но отсутствием волевого усилия (вследствие отсутствия трдностей). Структура волевого акта 1. Постановка цели и появление стремления к ее достижению. 2. Выбор средств для достижения цели. 3. Борьба мотивов и принятие решения действовать. 4. Реализация действия. Основной принцип развития волевых качеств личности состоит в формировании опыта волевого поведения. А для этого трудности должны быть посильными. Иначе сформируется состояние выученной беспомощности, апатия, слабоволие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|