Проверка усвоения материала
Проверка и оценка знаний, умений и навыков – кульминационный момент обучения, эмоционально насыщенный этап, порождающий конфликты и обиды, барьеры обучения, побуждающий к дальнейшим достижениям или снижающий мотивацию учения. Чтобы этот процесс «не ломал, а строил», необходимо придерживаться основных педагогических требований. Педагогические требования, предъявляемые к проверке: 1. систематичность 2. всесторонность 3. объективность 4. индивидуальность в сочетании с коллективностью (каждого и всех) 5. дифференцированность Методы проверки: 1. повседневное наблюдение за учебной работой 2. устный опрос 3. выставление поурочного балла 4. контрольная работа 5. проверка домашних работ 6. программированный контроль Формы оценки: эмоциональное отношение, оценочное суждение, отметка (фиксируется в документах). Критерии оценки: 5 баллов, «отлично»: усвоен весь объем материала, выделяются главные положения, знания применяются на практике, отсутствие ошибок, легко отвечает на видоизмененные вопросы, на которые нет прямых ответов в учебнике. 4 балла, «хорошо»: знает материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет знания на практике, не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью наводящих вопросов учителя, делает незначительные ошибки. 3 балла, «удовлетворительно»: основной материал усвоен, затруднения при самостоятельном воспроизведении, в основном воспроизводит, испытывает трудности при ответе на видоизмененные вопросы, допускает ошибки. 2 балла, «неудовлетворительно»: отдельные представления об изучаемом материале, большая часть его не усвоена, грубые ошибки. 1 балл: полное незнание материала.
Вопросы 1. Дайте определение понятию «дидактика». 2. Раскройте основные методологические подходы к обучению. 3. Назовите активные методы обучения. 4. Какие Вам известны формы обучения? 5. В чем состоит проверка знаний, умений, навыков? 6. Как можно охарактеризовать содержательные особенности оценки знаний, умений, навыков?
Основы теории воспитания Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитание – целенаправленная система управления процессом формирования личности. Традиционная цель воспитания – формирование гармонично развитой личности. Что предполагает следующие направления: нравственное, этическое, половое, семейное, эстетическое, трудовое, профессиональное, патриотическое, политическое. Факторы воспитания и развития: 1) биологические (наследственность, физиологическое созревание); 2) общение (с родителями, со сверстниками, с учителями, значимыми взрослыми); 3) деятельность (предметно-манипулятивная, игра, учение, труд); 4) социум (семья, класс, учебная группа, трудовой коллектив, команда, нация); 5) средства массовой информации. Принципы воспитания: идейности (или, наоборот, деидеологизация воспитания), систематичности, индивидуализации (учет возрастных, половых, национальных и индивидуальных особенностей), целостности (т.е. всестороннее воспитание), активности (т.е. в труде, деятельности), принцип воспитания через коллектив, принцип уважения и требовательности, принцип самостоятельности (активизация самовоспитания). Методы воспитания: Методы, направленные на формирование положительного опыта поведения: приучение, упражнение, пример. Методы воздействия на сознание: убеждение, разъяснение, внушение. Методы стимуляции: педагогическое требование, поощрение, наказание, оценка, соревнование.
Педагогическое общение. Основные гуманистические принципы педагогического общения: Положительная оценка личности и группы (отделять «хорошего человека» от его «плохих поступков»); Педагогический оптимизм (вера в успех); Опора на положительные качества личности (интересы, черты характера, амбиции…); Передать воспитаннику ответственность за его жизнь (не брать на себя ответственность), при этом, разъяснять – какое поведение эффективно, какое – неэффективно, а какое – неприемлемо. Не навязывать свою точку зрения. Удовлетворять в общении основные потребности воспитанника: в уважении, признании, безопасности, в неформальном общении (общение без «масок», искренность; Выступать для воспитанника в качестве источника опыта, взрослого друга; Оценивать природу и механизм психических затруднений воспитанника; Помогать в постановке целей как личности так и группы; Быть активным участником группового взаимодействия, принимать эмоциональный настрой группы, учитывать его в работе с группой, открыто выражать группе свои чувства; Стремиться к эмпатии с каждым воспитанником; Изучить самого себя. Содержание и структура воспитания Содержание и структура воспитания определяется запросами практики, уровнем развития общества и уровнем развития теории воспитания. Т.е. имеет конкретно-исторический характер. Воспитание осуществляется за счет освоение социального опыта в процессе общения (например, со старшим поколением), деятельности и вовлечения в общественные отношения. В широком смысле воспитание – это создание условий для всестороннего развития личности. Результатом воспитания являются: уровень социальной компетентности, приобщение к культуре, формирование мировоззрения, норм поведения в обществе, развитие самосознания (в том числе гражданского самосознания, профессиональной направленности и др.). Т.о. содержание воспитания – это совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами. Структура воспитания включает в себясовокупность всех сторон (направлений) развития личности, которые отражены в видах воспитания.
Виды и типы воспитания Виды и типы воспитания определяются общественно-историческими и конкретно-историческими условиями педагогического процесса. По характеру (или форме) выделяют следующие типы воспитания: 1. Конфессиональное (религиозное) воспитание (в духе веры). 2. Авторитарное воспитание. 3. Демократическое воспитание. 4. Идейно-политическое воспитание (в духе идеи). Этот тип воспитания преобладал, например, в СССР. По содержанию (развиваемых сторон личности) выделяют следующие виды воспитания: 1. Нравственное воспитание – усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. 2. Умственное воспитание – специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. 3. Физическое воспитание – целенаправленная деятельность по привитию потребности в укреплении здоровья, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания – обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте. 4. Эстетическое воспитание – целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни и искусстве. 5. Трудовое воспитание – целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважение к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. 6. Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. 7. Экологическое воспитание – это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. 8. Гражданское воспитание активного члена общества, способного включиться в политическую жизнь общества и делать это правовыми методами. Другими словами это целенаправленная политическая социализация.
9. Правовое воспитание (в духе уважения к закону; формирование правовой грамотности и культуры). 10. Интернациональное воспитание (в духе уважения и признания равенства наций). 11. Патриотическое воспитание (в духе любви к Родине, ее народам, армии, социальным институтам, культуре и др.). 12. Мультикультурное воспитание – формирование мультикультурного образа мира и мультикультурной компетенции как условия межкультурного взаимодействия и интеграции в глобальное культурное пространство с сохранением собственной культурной идентичности; формирование способности и готовности признания равноценности и равноправия всех людей независимо от их культурной, этнической, религиозной принадлежности; воспитание чувства национальной идентичности и солидарности с другими; преодоление негативных культурных и этнических стереотипов. 13. Семейное воспитание(предполагает подготовку сознания к формированию семьи определенного, затребованного обществом типа). Так, в мусульманских странах распространены гаремы, в некоторых африканских общинах – матриархальные семьи, в современной Европе узаконены однополые браки, в России не редкость – гражданские браки и т.д. Методы воспитания Под методом воспитания понимается совокупность средств и способов формирования у личности и коллектива требуемых качеств. Методы воспитания делятся следующим образом:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|