Индивидуально-типологические особенности личности
Темперамент Темперамент – своеобразие динамики психических процессов и поведения. Это в большей мере наследуемая характеристика. Во вторую очередь – врожденное и, меньшей степени – приобретенное свойство. Наиболее популярна классификация типов темперамента Галена- Гиппократа (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), предложенная во II веке до н.э. Однако, научная база, подводимая Гиппократом имеет только эвристическую ценность и не отвечает современному уровню знаний. Основные характеристики темпераментов по Галену-Гиппократу: · Холерик (желчь) – резкий, раздражительный, экспрессивный; · Сангвиник (кровь) – общительный, непосредственный, необидчивый; · Флегматик (слизь) – невозмутим, работоспособен, спокоен; · Меланхолик (черная желчь) – болезненно чувствителен, внешне спокоен или уныл. Как это доказал И.П. Павлов, физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности (ВНД), выводимый из сочетания основных свойств нервных процессов: силы, уравновешенности и подвижности. Павлов И.П. выделил следующие типы ВНД: Сильный, неуравновешенный → соответствует холерику Сильный, уравновешенный, подвижный → соответствует сангвинику Сильный, уравновешенный, инертный → соответствует флегматику Слабый → соответствует меланхолику Вопросы для самопроверки: 1. Дайте определение понятию «темперамент». 2. Назовите основные свойства нервных процессов. 3. Охарактеризуйте разные типы темперамента. Определите какой тип темперамента соответствует вам, объясните почему. Характер Характер – это индивидуальное своеобразие устойчивых психических особенностей человека, которые обуславливают типичные способы поведения человека в ходе общения и деятельности. В этих способах выражается отношение человека к различным сторонам действительности.
Наиболее ярко выраженные черты характера называются акцентуациями. Именно акцентуации черт характера, то есть самые яркие черты, наиболее информативны. Кроме того, черты характера образуют устойчивые взаимосвязи (симптомокомплексы черт), в основе которых лежат глубинные отношения личности. Выделяют следующие типы характеров: 1. Ипохондрик. Акцентуация: чрезмерно озабочен своим здоровьем. Симптомокомплекс: консервативен, пассивен, с трудом адаптируется к новому. 2. Истероид. Акцентуация: стремление быть в центре внимания. Симптомокомплекс: невротические реакции типа «Ухода в болезнь» манерность, жеманность, внушаемость, эмпатичность. 3. Психопат. Акцентуация: социально дезадаптирован. Варианты дезадаптации: агрессивный психопат, конфликтный психопат, обидчивый психопат, циничный психопат и другие. Симптомокомплекс: ригидные личностные установки, эгоизм и др. 4. Шизоид. Акцентуация: парадоксальность психической жизни: мышления, эмоций и поведения. Симптомокомплекс: сочетание высокой чувствительности и внешней эмоциональной холодности. Богатое воображение. 5. Психастеник. Акцентуация: ранимость, чувствительность. Симптомокомплекс: нерешительность, неверие в свои силы, преувеличение опасностей (возможные неудачи пугают их больше реальных), трудности привыкания к новому. 6. Паранояльный тип. Акцентуация: одержим свехценной идеей, т.е. «идеей фикс»). Симптомокомплекс: эгоизм, самомнение, узость интересов, нетерпимость к критике, не боится единоборства с более сильным соперником. 7. Депрессивный тип. Акцентуация: тревожен, мнителен. Симптомокомплекс: низкая самооценка, застенчивость, сензитивность (чувствителен к социальным намекам, отношению), добросовестен, склонен к колебаниям при принятии решений.
8. Гипоманиакальный тип. Акцентуация: активный, жизнерадостный. Симптомокомплекс: любопытен, энергичен, высокое самомнение, предприимчив, тянется ко всему новому, не терпит стеснения свободы. 9. Маскулинный (мужественный) или фемининный (женственный) тип. Акцентуация определяется как очень тесная привязанность к своей половой роли, или, наоборот, свобода от половых стереотипов.
Способности Способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Способности формируются, развиваются и обнаруживаются в деятельности. Задатки – врожденные анатомо-физиологические предпосылки способностей, включающие особенности протекания нервных процессов, особенности анализаторов, особенности строения тела (анатомии и физиологии). Классификации способностей: По характеру продукта деятельности: Творческие (способность создавать что-то новое). Репродуктивные (способность точно воспроизвести уже созданное). По направленности: Общие (способность к усвоению знаний, умений и навыков). Специальные (способность к конкретной деятельности). Уровни способностей: Одаренность (способность к быстрому освоению деятельности и, эффективной ее реализации, не требующей больших затрат психической энергии). Это показатель умственных возможностей и общего уровня реализации деятельности. Талант (способность к самостоятельной, оригинальной реализации деятельности). Гениальность (высшая степень творческого проявления личности в деятельности, характеризующаяся высокой значимостью результатов деятельности для последующих поколений).
Межличностное взаимодействие Основы психологии общения Общение – взаимодействие субъектов, в ходе которого идет обмен информацией, личностными смыслами, эмоциями, отношениями, способами деятельности. Выделяют три аспекта[2] общения: 1. Перцептивный (аспект межличностного восприятия); 2. Информационный (обмен информацией); 3. Интерактивный (аспект влияния, воздействия на партнера, взаимодействия). Межличностная перцепция
Общение начинается с восприятия партнера. В межличностной перцепции любое воспринимаемое качество партнера имеет знаковую природу, т.е. оно что-то означает. В ходе восприятия подсознательно считываются и оцениваются важные характеристики партнера: его свойства, его состояние, его отношение к предмету общения, к партнеру. Результатом такой оценки является коррекция общения и отношения воспринимающего. К основным перцептивным компонентам общения относят мимика, жесты, дистанция общения, взаиморасположение партнеров, время. Информационный аспект общения Общение – это процесс обмена информацией. По Лассуэллу можно выделить следующие звенья информационного процесса: · Коммуникатор (кто передает информацию) · Реципиент (кому передают информацию) · Канал (по которому передают информацию) · Сообщение (что передают) · Результат. Виды информации в общении
Обмену информацией, ее адекватной переработке мешают коммуникативные барьеры:
Интерактивный аспект общения Фундаментальные интерактивные процессы, на которых базируется все способы и технологии психологического воздействия: подражание, заражение, внушение, убеждение. Подражание – принятие норм поведения, следование образцу, примеру. Заражение – непроизвольная бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Внушение (суггестия) – преимущественно неаргументированное эмоционально-волевое воздействие, предполагающее неосознанное или некритичное восприятие информации объектом воздействия (суггерендом). Убеждение – аргументированное воздействие на сферу сознания, при повышенной критичности убеждаемого.
Конфликты Конфликт – результат или состояние взаимодействия субъектов общения, выражающее противоречие или несовместимость мотивов, интересов, ролевых ожиданий, типов поведения.
Выделяют внутриличностные, межличностные конфликты, конфликт личности и группы, межгрупповые конфликты. Виды межличностных конфликтов: · Мотивационный (результат неудовлетворения основных потребностей одного из участников, прежде всего: в признании, в безопасности, в самореализации). · Коммуникативные (результат непонимания, неверной интерпретации поведения другого, низкой культуры общения). · Ролевые (внутриличностный конфликт спроецированный наружу: роль начальника и роль друга предполагают разные типы поведения). · Конфликт «власти и безвластия» как реализация потребности влиять на ситуацию, не имея на то властных полномочий. · Конфликт-фантом – результат неверной информации Этапы конфликта: 1. Возникновение конфликтной ситуации (конфликт потенциален). 2. Возникновение инцидента т.е. столкновения действий участников, направленных на достижение цели. 3. Серия элементарных конфликтов (реализующих общий конфликт). 4. Прекращение инцидента. 5. Исчезновение конфликтной ситуации. Методы разрешения и профилактики конфликтов 1. Метод изменения конфликтной ситуации (Коряк, Бородкин). Рекомендуется если конфликтная ситуация не перешла в стадию инцидента. Состоит в изменении структурных компонентов: целей, объекта, оппонентов, отношений между оппонентами и др. 2. Метод анализа скрытых интересов и страхов (Фишер, Юрии) и удовлетворение или примирение интересов и снятие страхов. 3. Метод контроля ключевых элементов общения (Г.Скотт). Используется для профилактики конфликтов в межличностном общении. Для чего рекомендуется следовать принципам открытости и дипломатичности в общении: вскрывать противоречия и дружелюбно выносить их на открытое обсуждение; открыто но дипломатично обсуждать ложные установки в общении, свои чувства и мысли и побуждать к тому же партнера. 4. Метод выбора адекватного стиля поведения (К.Томас, Р. Киллмен). Выделяются стили (стратегии) поведения конфликтной ситуации: · соперничество (преследование своих интересов в ущерб другому) · компромисс (уступка во второстепенном при сохранении главных позиций) · избегание (отсутствие как стремления к своим целям, так и к кооперации с интересами другого) · приспособление (принесение в жертву своих интересов) · сотрудничество (достижение взаимоприемлемого результата, никто ничем не поступается, но интересы обеих сторон удовлетворяются) Рекомендуется гибкая стратегия, адекватная объективным условиям. Эмпирические приемы профилактики конфликта: доброжелательная ответная реакция, не откладывать разрешение конфликтной ситуации (решать вопрос «здесь и теперь»), не стремиться к победе (во избежание попытки реванша), первым идти на некоторые уступки.
Группы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|