Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отечественные парадигмы личности.




Отечественные теории личности базируются на общих методологических постулатах:

Биологическое и социальное в личности неразрывны и составляют единство. В любом биологическом акте есть социальная составляющая.

Личность активна. Это не биоробот, поведение которого управляется стимулами внешней среды. Личность сама определяет себе среду развития, которая потом ее же и формирует.

Подход К.К.Платонова.

Он выделяет следующие подструктуры личности:

1. Направленность (влечения, убеждения, мировоззрение, интересы, склонности, мораль и др.).

2. Подструктура форм отражения (особенности мышления, особенности памяти, эмоциональной сферы и др.).

3. Подструктура социального опыта (знания, умения, навыки, привычки). Скажи мне, что ты знаешь и я скажу кто ты! Привычка – вторая натура.

4. Биологическая подструктура (половозрастные различия, темперамент). Подход А.Н.Леонтьева.

А.Н.Леонтьев рассматривал личность как систему деятельностей, ядром которой является мотивационно-потребностная (смысловая) сфера. Личность формируется в деятельности. Личность проявляет себя в деятельности.

Сознание, самосознание и самооценка личности

Все подходы к личности сходятся в том, что существуют такие структуры личности, как бессознательное, сознание, самосознание, самооценка, уровень притязаний.

Бессознательное – это нерефлексируемые человеком явления психики, т.е. те, в которых личность не отдает себе отчет (не обозначает словами).

Сознание – система знаний о реальности отражаемых в речи.

Самосознание (ОЯ) – подструктура сознания, включающая систему знаний о себе (Образ «Я», Я-концепция).

Кроме самосознания (Образа «Я») сознание включает и «Образ МИРА».

Человеку, чтобы быть успешным, адекватным, выживать в природе и в социуме необходимы две системы знаний: о мире и о себе.

Образ Мира (ОМ) – система представлений о мире.

Соотношение ОМ и ОЯ человека определяет его поведение. ОМ и ОЯ также подразделяются на МИР реальный (Мр) и МИР идеальный (Ми), Я реальное (Яр) и идеальное (Яи). Соотношение Мр и Ми также определяет поведение личности. Если они почти совпадают, человек удовлетворен и ничего не захочет менять в реальности. Соотношение Яр и Яи также много объясняет в поведении личности: причины трансвестизма, самооценку личности направления развития.

Феноменологически самосознание проявляется в самооценке (СО). Это оценка личностью самой себя. Количественный аспект самооценки: высокая низкая, завышенная, заниженная, адекватная.

СО формируется под влиянием следующих факторов:

Мнение значимого взрослого (наиболее важна в младшем школьном возрасте).

Мнение сверстников (является определяющим у подростков).

Собственное мнение о себе, самоанализ (приоритетна в юношеском возрасте, возрасте «дерзких и гениальных»).

Результаты своей собственной деятельности (этот критерий типичен для взрослой психики).

СО тесно связана с уровнем притязаний. Это степень сложности цели, которую личность ставит перед собой.

Деятельность

Понятие о деятельности

Деятельность – это внутренняя и внешняя активность субъекта, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Виды деятельности.

1. По форме выделяют: преимущественно внешнюю (например, чтение и счет вслух, мытье полов) и преимущественно внутреннюю деятельность (например, анализ экономической ситуации). Любая деятельность имеет внешний и внутренний компонент, между которыми осуществляются взаимопереходы. Переход внешней деятельности во внутренний план называет­ся инте­риоризацией, а внутренней во внешнюю – экстериоризацией.

2. По специфике субъекта деятельности выделяют: индивидуальную и коллективную деятельность. Индивидуальная деятельность осуществляется личностью, коллективная – группой. Коллективная деятельность подразумевает разделение функций.

3. По содержанию деятельности выделяют игру, учение, труд.

Игра. Специфика игры, как деятельности, заключается в том, что мотивы игры направлены не на результат, а на процесс. Игроку не важен утилитарный эффект, а важны эмоции, удовольствие. Во-вторых, в игре реализуется активность, достигается катарсис потребностей (которые не могут быть удовлетворены в реальности). В третьих, иглавных, игра моделирует зрелую деятельность – трудовую, учебную. Игра также моделирует свойства личности и тренирует их. Психологический смысл игры состоит в освоении предметного мира и сферы социальных отношений.

Учение. В отличие от игры – это уже целенаправленное, осознанное освоение зрелой деятельностью. Специфика учения, как деятельности состоит в сложных мотивах учения, которые направлены и на результат, и на процесс. Психологический смысл учения состоит в усвоении знаний, формировании умений и навыков, в подготовке к конкретной специфической деятельности и тренировке психических функций (воля, память, интеллект).

Труд. Специфика труда как деятельности состоит в социальном характере труда. Субъект включается в общественные отношения: правовые, экономические, морально-этические, социально-психологические. Другая особенность труда состоит в том, что мотивы здесь «сдвинуты» на результат. Психологический и социальный смысл труда состоит в преобразовании действительности и удовлетворении потребностей личности и общества.

Структура деятельности может быть описана схемой:

Потребность→мотив→цель→задача→действие→операция

Потребность – это состояние организма или субъекта, выражающеенужду в чем-либо, переживание зависимости от объективной реальности. Это источник и предпосылка активности субъекта.

Мотив – опредмеченная потребность, внутренний побудитель, «пусковой механизм» деятельности.

Цель – осознанный желаемый результат, достижение которого осуществляет данную деятельность.

Задача – это цель, данная в определенных условиях или совокупность промежуточных отдельных результатов, реализующих общую цель.

Действие – элемент деятельности, выражающийся в процессе реализации цели.

Операция – способ осуществления действия.

Навыки и умения

Навык – это формируемое путем многократного повторения, частично автоматизированное действие с минимальным контролем со стороны сознания, в основе которого лежит динамический стереотип.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения неавтоматизированного действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения в отличие от навыков, обеспечивают выполнение действий в изменяющихся условиях (навык – в привычных).

Этапы формирования навыков:

I. Ознакомительный. Субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации.

2. Подготовительный этап включает аналитическую и синтетическую стадию. Сначала осваиваются отдельные элементы действия, а затем они объединяющий я единое целое.

3 .Стандартизирующий. На этом этапе путем многократного повторения достигается автоматизация действия. Внимание субъекта деятельности переключается с самого действия на результат.

4. Варьирующий. На этом этапе начинается деавтоматизация действия, отклонения от заданных параметров, ошибки выполнения.

Навыки взаимодействуют друг с другом. Если навыки способствуют более легкому формированию других навыков, это явление называется переносом. Если навыки мешают формированию новых навыков или разрушают другие навыки, такое явление называется интерференцией.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...