Отечественные парадигмы личности.
Отечественные теории личности базируются на общих методологических постулатах: Биологическое и социальное в личности неразрывны и составляют единство. В любом биологическом акте есть социальная составляющая. Личность активна. Это не биоробот, поведение которого управляется стимулами внешней среды. Личность сама определяет себе среду развития, которая потом ее же и формирует. Подход К.К.Платонова. Он выделяет следующие подструктуры личности: 1. Направленность (влечения, убеждения, мировоззрение, интересы, склонности, мораль и др.). 2. Подструктура форм отражения (особенности мышления, особенности памяти, эмоциональной сферы и др.). 3. Подструктура социального опыта (знания, умения, навыки, привычки). Скажи мне, что ты знаешь и я скажу кто ты! Привычка – вторая натура. 4. Биологическая подструктура (половозрастные различия, темперамент). Подход А.Н.Леонтьева. А.Н.Леонтьев рассматривал личность как систему деятельностей, ядром которой является мотивационно-потребностная (смысловая) сфера. Личность формируется в деятельности. Личность проявляет себя в деятельности. Сознание, самосознание и самооценка личности Все подходы к личности сходятся в том, что существуют такие структуры личности, как бессознательное, сознание, самосознание, самооценка, уровень притязаний. Бессознательное – это нерефлексируемые человеком явления психики, т.е. те, в которых личность не отдает себе отчет (не обозначает словами). Сознание – система знаний о реальности отражаемых в речи. Самосознание (ОЯ) – подструктура сознания, включающая систему знаний о себе (Образ «Я», Я-концепция). Кроме самосознания (Образа «Я») сознание включает и «Образ МИРА».
Человеку, чтобы быть успешным, адекватным, выживать в природе и в социуме необходимы две системы знаний: о мире и о себе. Образ Мира (ОМ) – система представлений о мире. Соотношение ОМ и ОЯ человека определяет его поведение. ОМ и ОЯ также подразделяются на МИР реальный (Мр) и МИР идеальный (Ми), Я реальное (Яр) и идеальное (Яи). Соотношение Мр и Ми также определяет поведение личности. Если они почти совпадают, человек удовлетворен и ничего не захочет менять в реальности. Соотношение Яр и Яи также много объясняет в поведении личности: причины трансвестизма, самооценку личности направления развития. Феноменологически самосознание проявляется в самооценке (СО). Это оценка личностью самой себя. Количественный аспект самооценки: высокая низкая, завышенная, заниженная, адекватная. СО формируется под влиянием следующих факторов: Мнение значимого взрослого (наиболее важна в младшем школьном возрасте). Мнение сверстников (является определяющим у подростков). Собственное мнение о себе, самоанализ (приоритетна в юношеском возрасте, возрасте «дерзких и гениальных»). Результаты своей собственной деятельности (этот критерий типичен для взрослой психики). СО тесно связана с уровнем притязаний. Это степень сложности цели, которую личность ставит перед собой. Деятельность Понятие о деятельности Деятельность – это внутренняя и внешняя активность субъекта, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Виды деятельности. 1. По форме выделяют: преимущественно внешнюю (например, чтение и счет вслух, мытье полов) и преимущественно внутреннюю деятельность (например, анализ экономической ситуации). Любая деятельность имеет внешний и внутренний компонент, между которыми осуществляются взаимопереходы. Переход внешней деятельности во внутренний план называется интериоризацией, а внутренней во внешнюю – экстериоризацией.
2. По специфике субъекта деятельности выделяют: индивидуальную и коллективную деятельность. Индивидуальная деятельность осуществляется личностью, коллективная – группой. Коллективная деятельность подразумевает разделение функций. 3. По содержанию деятельности выделяют игру, учение, труд. Игра. Специфика игры, как деятельности, заключается в том, что мотивы игры направлены не на результат, а на процесс. Игроку не важен утилитарный эффект, а важны эмоции, удовольствие. Во-вторых, в игре реализуется активность, достигается катарсис потребностей (которые не могут быть удовлетворены в реальности). В третьих, иглавных, игра моделирует зрелую деятельность – трудовую, учебную. Игра также моделирует свойства личности и тренирует их. Психологический смысл игры состоит в освоении предметного мира и сферы социальных отношений. Учение. В отличие от игры – это уже целенаправленное, осознанное освоение зрелой деятельностью. Специфика учения, как деятельности состоит в сложных мотивах учения, которые направлены и на результат, и на процесс. Психологический смысл учения состоит в усвоении знаний, формировании умений и навыков, в подготовке к конкретной специфической деятельности и тренировке психических функций (воля, память, интеллект). Труд. Специфика труда как деятельности состоит в социальном характере труда. Субъект включается в общественные отношения: правовые, экономические, морально-этические, социально-психологические. Другая особенность труда состоит в том, что мотивы здесь «сдвинуты» на результат. Психологический и социальный смысл труда состоит в преобразовании действительности и удовлетворении потребностей личности и общества. Структура деятельности может быть описана схемой: Потребность→мотив→цель→задача→действие→операция Потребность – это состояние организма или субъекта, выражающеенужду в чем-либо, переживание зависимости от объективной реальности. Это источник и предпосылка активности субъекта. Мотив – опредмеченная потребность, внутренний побудитель, «пусковой механизм» деятельности. Цель – осознанный желаемый результат, достижение которого осуществляет данную деятельность.
Задача – это цель, данная в определенных условиях или совокупность промежуточных отдельных результатов, реализующих общую цель. Действие – элемент деятельности, выражающийся в процессе реализации цели. Операция – способ осуществления действия. Навыки и умения Навык – это формируемое путем многократного повторения, частично автоматизированное действие с минимальным контролем со стороны сознания, в основе которого лежит динамический стереотип. Умение – освоенный субъектом способ выполнения неавтоматизированного действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения в отличие от навыков, обеспечивают выполнение действий в изменяющихся условиях (навык – в привычных). Этапы формирования навыков: I. Ознакомительный. Субъект получает знания о составе действия и условиях его реализации. 2. Подготовительный этап включает аналитическую и синтетическую стадию. Сначала осваиваются отдельные элементы действия, а затем они объединяющий я единое целое. 3 .Стандартизирующий. На этом этапе путем многократного повторения достигается автоматизация действия. Внимание субъекта деятельности переключается с самого действия на результат. 4. Варьирующий. На этом этапе начинается деавтоматизация действия, отклонения от заданных параметров, ошибки выполнения. Навыки взаимодействуют друг с другом. Если навыки способствуют более легкому формированию других навыков, это явление называется переносом. Если навыки мешают формированию новых навыков или разрушают другие навыки, такое явление называется интерференцией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|