Образовательная система России
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Система образования – специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям к социализированной личности. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (Закон «Об образовании»). Система образования занимает центральное место в современном педагогическом процессе. Именно эта система передает знания об окружающем мире и существующих в нем закономерностях, оказывает влияние на формирование личности человека. Система образования ориентирована на задания со стороны государства, а также на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Система образованиявключает в себя дошкольное, общее, дополнительное, среднее профессиональное и высшее образование. К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);начального профессионального, среднего профессионального и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные)для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования детей; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1)гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2)единство культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3)общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4)светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5)свобода и плюрализм в образовании; 6)демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. В настоящее время существуют два направления развития высшего педагогического образования — традиционное и инновационное. Традиционномуобразованию присуща дисциплинарная модель обучения. При этом дисциплины перегружены избыточной информацией, обучение сводится к предметному накоплению типовых способов решения учебно-педагогических задач, знаний, умений, навыков и их дальнейшему совершенствованию. Стратегия инновационного обучения: при организации процесса обучения личность педагога по-прежнему выступает как ведущий элемент, но меняется его позиция по отношению к студенту, к себе самому. Преподаватель выступает не только как носитель и транслятор знаний, но и как помощник в становлении личности и развитии индивидуальности студента. Изменяется характер воздействия на него: позиция авторитарной власти, право старшего и сильного утрачиваются, взамен их утверждается позиция демократического взаимодействия, помощи, сотрудничества, внимания к инициативе. Изменяется и позиция студента, который переориентируется с результата усвоения, с получения оценки на активное взаимодействие с преподавателем и самостоятельную работу над своим образованием (самообразованием).
В условиях решения новых проблем (интеграция, индивидуализация, информатизация и др.) наблюдается переход от дисциплинарно ориентированной системы обучения к проектно-созидательной. Основой учебного процесса становятся усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие индивидуальных способностей обучаемых. Этот подход отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки ради навыков, умения ради умений. Проективность образования (работа над проектами) является обшей формой реализации умений планирования, прогнозирования, созидания, обоснования и объяснения, исполнения и оформления. В работе над проектом могут участвовать преподаватели различных дисциплин, а предметные знания интегрируются за счет общих объектов изучения. В этом случае меняется само понятие образования: оно определяется как построение образа окружающего мира. Меняется роль преподавателя: он перестает быть единоличным хранителем истины и знаний. Он выполняет роль руководителя проекта и коллеги. На смену авторитарной педагогике приходит педагогика фасилитации (сотрудничества): · основной акцент делается на организации активных видов учебной деятельности; · преподаватель не просто передает учебную информацию, а выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения; · учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения;
· обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие его индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей. Современный подход к образовательному процессу основан на реализации идей гуманизации и гуманитаризации, когда целью и смыслом учебного процесса являются развитие и саморазвитие индивидуальности, самоактуализация личности студента. Такой подход осуществляется в процессе учебной деятельности, ядром которой являются развитие и саморазвитие способностей каждого. Эту деятельность учащихся необходимо организовать как процесс решения научно-практических проблем (выполнения проектов), позволяющий каждому студенту осуществлять саморазвитие, самопознание, рефлексию, личностно деятельностную самореализацию. При таком подходе в педагогической практике университета основным субъектом является учащийся. Студент перестает быть накопителем знаний (а преподаватель — их транслятором). Ключевым становится решение студентом педагогических проблем в школьных условиях, так как главное — он сам, изменения в его опыте, формирование его профессиональной компетенции. Переход от традиционной модели обучения к инновационной в силу целого ряда обстоятельств протекает медленно через разрешение противоречий и проблем, что можно сделать при гуманистическом подходе. Дидактика Понятие о дидактике Педагогика – наука, изучающая закономерности и разрабатывающая методы передачи социального опыта, необходимого для жизни и деятельности. Основные разделы педагогики: дидактика и теория воспитания. Дидактика – теория и практика обучения. Популяризированный предмет дидактики: объект (кого учить?), субъект (кому учить?), сроки (когда?), содержание (чему учить?), место (где учить?). Основные методологические подходы к обучению: традиционный и системно-деятельностный. Традиционная дидактика. Цель обучения: формирование знаний, умений и навыков. Основные принципы: научности, систематичности, последовательности, прочности усвоения, наглядности, развивающего обучения, сознательности и самостоятельности. Основные методы обучения: урок, лекция, семинар, упражнение, тренировка.
Системно-деятельностная дидактика. Цель обучения: формирование психологической системы деятельности. Это достигается через реализацию следующих частных задач: *формирование мотивации учения и саморазвития; *формирование (научного, профессионального) мировосприятия, т.е. системы эталонов оценки и системы знаний; *развитие требуемых практикой (например, профессионально-важных) качеств; *формирование творческого, научного, профессионального мышления; *формирование нормативно-одобренных способов деятельности). Основные принципы: 1. принцип центральности человека (предполагает мотивирование, а не стимулирование учащегося, учет его индивидуальности, обучаемости); 2. принцип полифонизма позиций (проблемное и вариативное обучение, что обеспечивает развитие мышления и терпимости к другим точкам зрения); 3.принцип сотрудничества или сотворчества (предполагает диалог учителя и ученика, участие в жизненной судьбе друг друга); 4. принцип другодоминантности (готовность учиться у другого, уважение другого, акцент на положительных качествах личности \ а не на слабостях \, раскрытие ученика в процессе обучения, а не самовыражение в процессе преподавания); 5. принцип иерархизма (главенства общечеловеческих ценностей). Основные методы обучения: моделирование деятельности, тренажеры, игровые методы, тренинг, групповая дискуссия, брейншторминг, метод погружения, метод анализа конкретных ситуаций. Активные методы обучения. 1. Групповая дискуссия. 2. Тренинг. 3. Игра. 4. Брейншторминг («мозговой штурм»). 5. Метод погружения. 6. Метод анализа конкретных ситуаций. Содержание и формы обучения Образование – процесс и результат (он получил высшее образование!) усвоения человеком системы знаний, умений и навыков (ЗУН), определяющий уровень умственного развития, теоретическую и практическую подготовку человека к жизни и деятельности. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний, умений и навыков (способов деятельности). Содержанием обучения является система знаний, умений и навыков. Факторы, определяющие содержание обучения (и образования): Потребности общества Уровень развития науки и техники Методологические позиции ученых Научные требования к содержанию обучения: 1. Содержание должно быть направлено на формирование гармонично развитой личности.
2. Содержание должно строиться на научной основе. 3. Соответствовать логике изучаемой науки (например, историю надо изучать в хронологическом порядке). 4. Содержание должно отражать взаимосвязь между отдельными учебными предметами. 5. Отражать связь теории с практикой. 6. Соответствовать (возрастным) возможностям учащихся. 7. Способствовать профессиональной ориентации. Формы обучения – системы познавательного и воспитательного взаимодействия (общения) обучающего и обучаемого. Учебно-плановые формы обучения: Урок, семинар, домашняя работа, экзамен и др. Внеплановые: Консультации, конференции, экскурсии, дополнительные занятия и др. Вспомогательные: Репетиторство, группы выравнивания, факультативы, кружки, индивидуальные занятия, олимпиады, конкурсы и др.
Урок как основная форма обучения Урок – коллективная форма обучения, которой присущ постоянный состав учащихся, определены временные рамки и организация учебной работы. Виды уроков: 1. Комбинированные. Включают закрепление пройденного, освоение нового и выработку умений и навыков. 2. Уроки изложения нового. 3. Уроки закрепления умений и навыков 4. Уроки повторения. 5. Уроки-семинары, уроки-конференции. Их цель состоит в активизации самостоятельной работы и побуждении к глубокому осмыслению знаний. 6. Уроки проверки ЗУН (знаний, умений и навыков). Методы обучения Методы обучения – это способы совместной работы обучающего и обучаемых, позволяющие обучаемым усвоить конкретное содержание образования. В таблице 1. представлена система традиционных методов обучения.
Таблица 1. Методы обучения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|